Современные образовательные технологии
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Современные образовательные технологии»
по дисциплине: «Современные образовательные технологии»
2021
15.00 BYN
Современные образовательные технологии
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Современные образовательные технологии
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
Поделиться
1. Понятие педагогическая система. Виды педагогических систем.
2. Понятие педагогическая технология. Состав и структура педагогической технологии.
3. Классификации педагогических технологий.
4. Технология проектирования и конструирования педагогического процесса.
5. Технология прогнозирования и целеполагания в педагогическом процессе.
6. Технологические аспекты педагогического мастерства учителя, воспитателя, классного руководителя.
7. Проектирование основных компонентов педагогической деятельности учителя – предметника.
8. Технология педагогической диагностики.
9. Технология рефлексии в педагогическом процессе.
10. Технология создания благоприятной атмосферы, установления коммуникации в педагогическом процессе.
11. Технология мысли деятельности.
12. Технология смыслтворчества.
13. Технология творческого развивающего обучения (И.П.Волков).
14. Технология коллективной творческой деятельности. (И.П.Иванов).
15. Технология «ТРИЗ» (Г.С. Альтшуллер).
16. Педагогика сотрудничества. Гуманно- личностная технология Ш.А. Амонашвили.
17. Личностно – ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская).
18. Технология развивающего обучения (Я.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
19. Технология саморазвития (М. Монтерссорн).
20. Технология полного усвоения знаний.
21. Технология проектного обучения.
22. Технология проблемного обучения.
23. Игровые технологии. Технология развивающих игр Б.П. Никитина.
24. Технология индивидуализации обучения.
25. Разно уровневое обучение. Технология адаптивного обучения.
26. Технология дифференцированного обучения.
27. Технология программированного обучения.
28. Блочная система обучения. Модульная технология обучения.
29. Технология укрупнения дидактических единиц (Л.М. Эрднигов).
30. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев).
31. Коллективный способ обучения. Групповые технологии.
32. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов).
33. Информационно – коммуникативные педагогические технологии. Технология для дистанционного обучения.
34. Проектирование конструирование основных компонентов педагогической деятельности классного руководителя.
35. Технологии воспитания (технологии педагогического общения, разрешения конфликтов и др.).
36. Модель гуманистической воспитательной системы В.А. Караковского.
37. Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий.
38. Вольфовская педагогика Р. Штейнера.
39. Технология свободного труда С. Френе.
39. Технология свободного труда С. Френе.
40. Технология мастерских.
41. Сущность авторской школы.
42. Школа адаптирующее педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде).
43. Школа самоопределения (А.Н. Тубельского).
44. Школа – парк (М.А. Балабан).
45. Агрошкола А.А. Католикова.
46. Педагогическая технология «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов).
47. Педагогическая технология «Диалог культур» (В.С. Баблер, С.Ю. Курганов).
48. Технология управления школой.
1. Понятие педагогическая система. Виды педагогических систем.
Педагогическая система – это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного, педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. По мнению В.А. Сластенина, под педагогической системой можно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Под педагогической системой понимают целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.
Педагогические системы, так как они являются частью проектирования, а именно его объектами, являются сложными образованиями, которые состоят из разнокачественных компонентов. Например, в систему входят люди – это преподаватели и учащиеся; материально-технические предметы технических средств обучения, вычислительные машины и, конечно, функции, выполняемые каждым из них. Природа составляющих системы, внутреннее строение, возможности – все различно. Каждый из компонентов, в свою очередь, представляет системное образование.
3. Классификации педагогических технологий.
В научной литературе можно встретить классификации технологий обучения по разным основаниям:
по признаку новизны: традиционные, инновационные;
по результату обучения: технология полного усвоения, технология развивающего обучения;
по ориентации средств и методов обучения на определенные структуры личности: наглядно-образные технологии, операционные технологии, информационные технологии, действенно-практические технологии, технологии самоуправления учебной деятельностью;
по доминирующей учебной форме: технология урока, технология групповой работы, технология коллективного обучения, игровые технологии обучения;
по характеру педагогического взаимодействия: авторитарные технологии обучения, технологии свободного выбора, интерактивные (диалоговые) технологии.
Все эти классификации имеют существуют в контексте определенных образовательных систем, в рамках различных теоретических концепций в дидактике.
Одной из важнейших характеристик процесса обучения является характер познавательной деятельности учащихся. На основании этого критерия технологии обучения делятся на две обширные группы:
технологии репродуктивной познавательной деятельности;
технологии продуктивной познавательной деятельности.
5. Технология прогнозирования и целеполагания в педагогическом процессе.
Цель – смоделированный результат еще не осуществленной деятельности, представленный в сознании субъекта как проект.
Педагогическая цель – конкретный, охарактеризованный качественно и количественно образ желаемого результата, который школа реально может достичь к четко определенному моменту времени.
Классификация педагогических целей:
По степени общности:
государственные (нормативные) – наиболее общие цели, заложенные в правительственных документах;
общественные – цели различных слоев общества, формирующиеся в виде потребностей, интересов различных групп людей;
инициативные (личностные) – цели, сформулированные педагогом и принятые воспитанником.
7. Проектирование основных компонентов педагогической деятельности учителя – предметника.
Педагогическое проектирование если профессионально всегда связано со стремлением педагога организовывать такую среду обучения вне учебной деятельности, в которой они раскрыли бы свой внутренний мир, были бы свободны, достигали успеха. В тоже время проектирование призвано приблизить процесс к реальным условиям будущей деятельности учащихся. Это позволяет адаптировать их к производству и труду. В процессе и по средствам проектирования создается технология, обеспечивающая развитие участников процесса.
9. Технология рефлексии в педагогическом процессе.
Рефлексия является процессом и результатом самоанализа субъектом своих сознания, поведения, внутренних психических актов и состояний собственного опыта, личностных структур. Рефлексия – то личностное свойство, которое представляет собой важнейший фактор развития личности, формирования целостной психической культуры личности.
В педагогику понятие рефлексии особенно активно вошло лишь в последнее десятилетие. Хотя по сути своей педагогическая деятельность имеет рефлексивный характер, который проявляется в том, что, организуя деятельность учащихся, педагог стремится смотреть на себя и свои действия как бы глазами своих подопечных, учитывать их точку зрения, взгляды, представлять их внутренний мир, оценку ими своей деятельности; пытается «вчувствоваться» в воспитанника, понять его эмоциональное состояние. Строя свое взаимодействие с ребенком, педагог оценивает себя как участника этого взаимодействия, участника диалога, при этом создаются условия межсубъектных отношений участников педагогического процесса.
11. Технология мысли деятельности.
Технология коллективной мыследеятельности (КМД) представляет собой непрерывный процесс управления развитием потребностей и способностей обучаемых. Технология КМД состоит из системы проблемных ситуаций, которая обеспечивается системой модулей: именно модули позволяют дозировать технологический процесс и делать его непрерывным.
В традиционной модели эдукации преобладают индивидуальные формы работы, которые не создают оптимальных условий для развития ученика. Он остается один на один со своими затруднениями и сложностями, а не преодоленные трудности в учебной деятельности вызывают у него нежелание учиться. В свою очередь, это порождает интеллектуальную, социальную пассивность, нередко и безнравственность поступков. Традиционная модель обслуживается в основном вербальными средствами обучения: знания передаются путем объяснения нового материала, а не организацией поисковой деятельности ученика.
13. Технология творческого развивающего обучения (И.П.Волков).
Обучение по двум равноценным магистральным направлениям: а) изучение единой для всех базовой программы; б) творческая деятельность учащихся, ориентированная на создание конкретного продукта (изделия, литературного, художественного или музыкального произведения, изобретения, исследования). Формы этого второго направления — в основном внеклассные работа (кружки, факультативы, олимпиады) составляют единую систему.
При этом есть одно условие: любая работа ученика должна иметь выход на конкретный продукт (изделие, модель, макет, устройство, сочинение, литературное и музыкальное произведение, рационализация и т. п.).
Блочно-параллельная структура учебного материала.
15. Технология «ТРИЗ» (Г.С. Альтшуллер).
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций. Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности. В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.
17. Личностно – ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская).
Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания (материальным и идеальным).
Технология личностно ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, иученья, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.
19. Технология саморазвития (М. Монтерссорн).
Концептуальные положения
Обучение должно проходить совершенно естественно в соответствии с развитием - ребенок сам себя развивает.
Обращение ребенка к учителю «Помоги мне это сделать самому» - девиз педагогики Монтессори.
Вся жизнь ребенка - от рождения до гражданской зрелости - есть развитие его независимости и самостоятельности.
Учет сензитивности и спонтанности развития.
Единство индивидуального и социального развития.
В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах.
Сущность разума в упорядочении и сопоставлении.
21. Технология проектного обучения.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
23. Игровые технологии. Технология развивающих игр Б.П. Никитина.
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. Никитин предлагает развивающие игры с кубиками, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции – и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
25. Разно уровневое обучение. Технология адаптивного обучения.
Разновидностью технологии разноуровневого обучения является технология адаптивного обучения, предполагающая гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию у них учебных умений.
Используя технологию адаптивного обучения, учитель работает со всем классом (сообщает новое, объясняет, показывает и т. д.) и индивидуально (управляет самостоятельной работой учащихся, осуществляет контроль и т. д.). Деятельность учащихся совершается совместно с учителем, индивидуально с учителем и самостоятельно под руководством учителя.
27. Технология программированного обучения.
Программированное обучение возникло в начале 50-х годов XX в., когда американский психолог Б. Скиннер предложил повысить эффективность управления усвоением материала, построив его как последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Впоследствии Н. Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали ученику различный материал для самостоятельной работы. Дальнейшее развитие технологии программированного обучения будет зависеть от разработки путей управления внутренней психической деятельностью человека.
Классификационные параметры технологии
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + бихевиористская.
По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН.
29. Технология укрупнения дидактических единиц (Л.М. Эрднигов).
Укрупненная дидактическая единица - УДЕ - это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации.
В отличие от гештальтистов П.М.Эрдниев рассматривает целостные образы, формирующиеся в результате обучения, как постаналитические. Им предшествует стадия анализа, разложения первоначально целостных образов, выделения в воспринимаемом объекте его элементов и их взаимоотношений.
Обучение строится по следующей схеме:
Стадия усвоения недифференцированного целого в его первом приближении.
Выделение в целом элементов и их .взаимоотношений.
Формирование на базе усвоенных элементов и их взаимоотношений более совершенного и точного целостного образа.
31. Коллективный способ обучения. Групповые технологии.
Технологии коллективного взаимодействия основаны на внутригрупповой и межгрупповой совместной деятельности, ведущей характеристикой которой является достижение кооперативного результата учебной деятельности, включающего в себя вклад каждого участника.
Они опираются на существующие в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке подходы, рассматривающие социальное взаимодействие обучающихся в обучении как новую педагогическую практику, обеспечивающую одновременное эффективное решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.
33. Информационно – коммуникативные педагогические технологии. Технология для дистанционного обучения.
Успешная реализация дистанционного обучения на различных уровнях образования возможна при условии комплексного учета методологического, организационного, психологического, содержательного аспектов. Методологический аспект связан с необходимостью и важностью разработки научно-теоретических (принципы, критерии, оценки и др.) и научно-методических (методы самостоятельной работы обучающихся, методика планирования деятельности учащихся педагогом и др.) основ применения дистанционного обучения в системе образования. Психологический аспект связан с изучением процессов и закономерностей обучающей деятельности педагогов и учебной работы учеников в условиях дистанционного обучения, построенной с учетом потребностей, интересов, направленности, мотивов, уровня обученности и т.д. Организационный аспект связан с вопросами разработки программно-аппаратной и коммуникативной составляющих дистанционного обучения и их внедрения. Содержательный аспект связан со спецификой отбора, систематизации, структуризации и предоставления обучающимся различных видов содержательной учебной информации, а также разных типов современных учебных компьютерных технологий. Применение комплексного подхода позволит обеспечить взаимосвязь различных аспектов концепции дистанционного обучения и возможности ее дальнейшего развития.
35. Технологии воспитания (технологии педагогического общения, разрешения конфликтов и др.).
Технология педагогического общения. Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения. Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми. Какие бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие педагога на личность школьника осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками.
В. А. Кан-Калик, автор книги для учителя по технологии педагогического общения, отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если у ребенка вызвано положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения. Вот почему перед каждым учителем стоит задача овладения технологией педагогического общения. Незнание технологии приводит к тому, что коммуникативные действия осуществляются путем проб и ошибок.
37. Сущностные характеристики альтернативных педагогических технологий.
Понятие «альтернативная педагогическая технология» рассматривается исследователями (Г. К. Селевко и другие) в широком (нестрогом) и узком (строгом) смысле:
В широком смысле — это технологии, которые отличаются от традиционной системы (технологии) обучения по целям, содержанию, формам, методам, позициям участников педагогического процесса. Такой подход позволяет любое усовершенствование, модернизацию традиционной системы обучения рассматривать как альтернативную педагогическую технологию
В узком смысле — это технологии, в которых пересматриваются, изменяются концептуальные (философские, психологические и иные) основания традиционного педагогического процесса
39. Технология свободного труда С. Френе.
Метод проектов. Группа выстраивает коллективные проекты, которые обсуждаются, принимаются, вывешиваются на стенах (это могут быть любые, даже самые фантастические планы). Педагог вмешивается только тогда, когда проекты нарушают свободу других. В процессе выполнения проекта каждый ученик может выступить по отношению к другому в качестве учителя.
Класс - открытая для общения и участия других система: дети приглашают к себе, сами ходят к другим, переписываются, путешествуют. Поощряются кооперация и сотрудничество, но не конкуренция и соревнование.
Самоуправление. В школе создается кооператив, во главе которого стоит выборный совет, руководящий самообразованием учащихся. Процедура подведения итогов опирается на ребячье самоуправление и самоорганизацию и происходит регулярно: у младших ежедневно, у старших - реже, по мере надобности.
41. Сущность авторской школы.
Термины «инновационная школа» и «авторская школа» употребляются с конца 80-х годов, но, по существу, все новые для своего времени, оригинальные и экспериментальные учебно-воспитательные учреждения в истории педагогики являли собой именно «авторские школы» (воспитательные заведения И.Г.Песталоцци, С.Френе, Я. Корчака, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Школы М.Монтессори, Р.Штейнера, Л.Н.Толстого, В.Н.Сороки-Росинского, Н.А.Сухомлинского, Ф.Ф.Брюховецкого, Т.Е.Конниковой и др.).
Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (или вообще, или для данных условий).
43. Школа самоопределения (А.Н. Тубельского).
Принципы школы самоопределения.
Личностный смысл учёбы. Каждый учитель раскрывает свой собственный смыл курса или предмета, своё понимание его содержания, своё представление о деятельности.
Межпредметные "погружения". Учителя вместе с детьми работают над одними понятиями или универсальными умениями. Вместо "правильного" вывода в конце "погружения" организуется рефлексия: что понял ученик про себя и про то, чем занимались на уроке.
Рефлексия позволяет учителям осмысленно вместе с детьми проектировать и осуществлять образовательный процесс.
Творческий экзамен является той образовательной ситуацией, где возможно накопление опыта самоопределения, где создаётся своеобразное поле для сопоставления своих представлений с представлениями других людей: товарищей, младшеклассников, учителей, различных субъектов культуры - писателей, поэтов, филологов и т.п.
45. Агрошкола А.А. Католикова.
Формирование качеств СДП. Содержание образования в технологии агрошколы основано на учебном предмете «Трудовое обучение» («Технология»), профессиональном обучении общественно полезной работе, производительном труде, внеклассной работе по науке и технике. Различные курсы сквозного предмета «Трудовое обучение» («Технология») включают многостороннюю информацию и выполнение практических работ по обработке металлов, древесины, ткани и других материалов, электротехнические работы, машиноведение. Большое внимание уделяется моделированию, прикладному творчеству, ознакомлению с элементами ТРИЗ. Для девочек применяются модульные курсы кулинарии, изготовления одежды, домашнего дизайна.
47. Педагогическая технология «Диалог культур» (В.С. Баблер, С.Ю. Курганов).
Создание ситуации диалога. По В.В.Серикову, введение в ситуацию диалога предполагает использование таких элементов технологии: 1) диагностика готовности учащихся к диалогическому общению - базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения; 2) поиск опорных мотивов, т.е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала; 3) переработка учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до «вечных» человеческих проблем; 4) продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога; 5) проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися; 6) гипотетическое выявление зон импровизации, т.е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погружения, десанты, игровые ситуации, дискуссии и т.п.).
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 48.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты