Психология семьи
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Психология семьи»
по дисциплине: «Психология семьи»
2021
15.00 BYN
Психология семьи
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Психология семьи
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Поделиться
1. Теории выбора брачного партнера.
Существуют различные теории выбора брачного партнера. Некоторые исследователи, например, К. Мелвилл, уподобляют процесс выбора супруга торговой сделке, причем «валютой» в обмене служат такие социальные ценности двух индивидов, как социальное происхождение, экономическое положение, образование и личные качества (возраст, внешность) (Melville К., 1977).
Сторонники теории гомогамии (Най А., Берардо Ф., Боссард Дж. и др.) утверждали, что «обменены» могут быть не любые мужчина и женщина, а лишь те, которые обладают одинаковой «социальной ценностью», или гомогамией. Фактически в число возможных избранников входят кандидаты с одинаковыми характеристиками, имеющими первостепенное значение с точки зрения брачного выбора (раса, вероисповедание, социальный класс, близость по образовательному уровню, возрасту, брачному статусу, территориальная близость проживания) (NyeL, BerardoE, 1973).
Теория «дополняющих потребностей» (Уинч Р.) заключается в предположении, что принцип гомогамии может быть применен только к социально-культурным характеристикам, а на уровне личностных характеристик притягиваются противоположности (Winch R., 1954). Это означает, что властного мужчину нередко привлекает кроткая женщина, а спокойного и мягкого мужчину может влечь к энергичной и прямой женщине (Крайг Г., 2002).
3. Факторы добрачного периода.
Проблема стабильности молодой семьи является объектом пристального внимания как отечественных, так и зарубежных психологов. Американские психологи Б. Торнд и Д. Коллард утверждали, что так называемые добрачные факторы, с которыми молодые люди начинают семейную жизнь, оказывают очень сильное влияние на стабильность их будущих семей. Они могут либо укрепить семью, либо создать риск ее дестабилизации и распада. Поэтому эти факторы были названы «факторами риска».
К ним относят:
-ранний возраст брачующихся (у нас такой возраст негласно считают для мужчины до 20 лет, для женщины до 18 лет), ибо он продуцирует многообразие перцептивных ошибок и искажений;
-поздний возраст (для Запада таким возрастом является: для мужчины – 40-45 лет, для женщины – 30-35 лет, для нас: для мужчины – 30-32 года, для женщины – 25-27 лет);
-превышение возраста жены относительно возраста мужа.
5. Типологизация современной семьи.
К определению типа семьи ученые подходят с различных позиций: различия семейных структур (эндогамия, экзогамия); количество брачных партнеров (моногамия, полигамия и др.); оформления брачных отношений (официальный брак, незарегистрированное сожительство); структуры власти (патриархат, матриархат, равноправие); наличие родителей (полная или неполная семья); количества детей (малодетная или многодетная) и др.
В психолого-педагогической литературе встречается деление семей на родительские (семьи старшего поколения) и прокреационные (семьи взрослых детей, которые отделились от родителей), деление по количеству поколения – расширенные (три и более поколения) и нуклеарные (два поколения, т. е. родители и дети), по наличию родителей – полные (оба родителя) и неполные (один из родителей), по количеству детей – бездетные, однодетные, многодетные, по критерию лидерства – патернальные (лидерство мужчины) и матернальные (доминирование женщины) и др.
7. Динамика и периодизация семейной жизни.
По определению В.В. Столина, семья — это «открытая система, подверженная внешним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия».
Это равновесие достигается специфическим распределением прав и обязанностей, формированием общих планов, выработкой способов общения. В каждый конкретный период действие факторов, которые влияют на семейную жизнь, постоянно и поэтому цель выработки равновесного состояния в принципе достижима. Однако, с течением времени характер влияний меняется. Чтобы приспособиться к этим изменениям, нужно изменить саму систему отсчета и нару шить выработанное равновесие. От каких-то планов приходится отказываться, какие-то нормы и правила счесть непригодными, лишить себя каких-то человеческих контактов, выработать новые ценности. Итоговый интегрирующий процесс в функционировании семьи заключается в сохранении некоторой стабильности и в то же время приспособлении к новым условиям.
9. Семья с детьми младшими школьниками, ее задачи и особенности.
Наиболее важные задачи, с которыми семье предстоит справиться в этот период, связаны с воспитанием детей. Для семьи школьника они следующие:
-перераспределение обязанностей;
-проявление участия при наличии проблем с учебой;
-распределение обязанностей по помощи ребенку при подготовке домашних заданий.
Момент поступления детей в школу считается очень важным в связи с тем, что семейная система начинает испытывать давление в виде обратной связи со стороны внешних систем — соседей и школы. Когда ребенок идет в школу, результат воспитательной деятельности родителей как бы выносится на широкое обозрение. Перед семьей встает задача научиться общению с этими новыми для нее системами: внешние границы семьи должны быть снова пересмотрены, чтобы ребенок мог приобретать опыт внесемейных контактов.
11. Семья «пустое гнездо», ее задачи и особенности.
Уход детей из семьи. Процесс отпускания детей в самостоятельную жизнь является и для родителей периодом перехода в новое состояние. Этот период в жизненном цикле семьи в американской литературе называется периодом «опустевшего гнезда».
В связи с увеличением продолжительности жизни и снижением рождаемости, последний ребенок уходит из семьи задолго до того, как родители становятся старыми. Уход детей из семьи может повергнуть ее в серьезный кризис. Супруги должны научиться вновь взаимодействовать друг с другом теперь уже без детей. Это может стать для них трудной задачей, если за время совместной жизни они отдалились друг от друга. Родители могут обнаружить, что их ничего больше не связывает, у них нет общих интересов, им не о чем говорить, так как все последние годы предметом их коммуникаций были дети и их проблемы. Родители чаще задаются вопросом, стоит ли им теперь оставаться вместе, когда дети покинули дом. Если супруги были недовольны браком и сохраняли его ради детей, они видят, что необходимость в этом отпала. Это ставит их перед принятием решения о своем дальнейшем жизненном пути.
13. Виды родительских установок и позиций.
Родительская позиция представляет собой систему эмоционального отношения к ребенку, стиля общения с ребенком и способов поведения с ним. Как следует из приведенных понятий, родительская позиция определяется следующими составляющими: 1) эмоциональным отношением в терминах принятия-отвержения; 2) особенностями родительского образа ребенка; 3) определенным стилем общения и способами поведения с ребенком. Это и есть структурные компоненты родительской позиции. Исследователи выделяют также основные признаки родительской позиции:
1. Адекватность-неадекватность. Этот признак отражает степень ориентированности родителей в восприятии индивидуальных особенностей ребенка, неадекватность проявляется в приписывании ребенку несуществующих качеств.
2. Динамичность-ригидность. Отражает степень подвижности родительской позиции, её способности к изменению; степень вариативности родительских воздействий на ребенка, гибкости в общении с ним.
15. Принципы воспитания в семье.
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач. Охарактеризуем требования, предъявляемые к этим принципам.
1. Обязательность. Принципы воспитания – это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию.
17. Роль отца, матери и других членов семьи на формирование личности ребенка.
Как известно, семья может являться как мощным фактором развития эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении. К семейной атмосфере человек чувствителен на протяжении всей своей жизни, однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образов родительского поведения.
19. Понятие супружеского конфликта.
Супружеский конфликт – это предельно обостренное противоречие в отношениях мужа и жены, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Следует отличать супружеские конфликты от семейных, в которые помимо супругов вовлечены другие члены семьи (дети, родители супругов).
М.Дойч выделил следующие типы конфликтов: 1. Подлинный конфликт – существующий объективно и воспринимаемый адекватно (жена хочет использовать свободную комнату как кладовку, а муж как фотолабораторию). 2. Случайный, или условный конфликт - легко может быть разрешен, хотя это и не осознается его участниками (супруги не замечают, что есть еще площадь). 3. Смещенный конфликт - когда за «явным» конфликтом скрывается нечто совсем другое (споря из-за свободной комнаты, супруги на самом деле конфликтуют из-за представлений о роли жены в семье). 4. Неверно приписанный конфликт - когда, например, жена ругает мужа за то, что он сделал, выполняя ее же распоряжение, о котором она уже прочно забыла. 5. Латентный (скрытый) конфликт - базируется на неосознаваемом супругами противоречии, которое тем не менее объективно существует. 6. Ложный конфликт - существует только из-за восприятия супругов, без объективных причин.
21. Мотивы возникновения внебрачных связей.
Внебрачные связи обычно связаны с многообразными причинами психологического, социально-бытового, нейрофизиологического, эмоционального, интеллектуального и морального порядка. В каждом отдельно взятом случае и у каждого конкретного человека, будь то мужчина или женщина, эти причины имеют субъективный характер, определяемый не только специфическими случайностями и обстоятельствами, но и личностными особенностями партнеров. Кроме того, причины измен могут быть обусловлены и гендерными различиями, связанными с особенностями психологии пола. Остановимся на этой категории причин более подробно.
23. Понятие развода. Мотивы развода.
В современной психологической литературе развод рассматривается с двух точек зрения: как процесс или как результат внутрисемейных процессов.
Так, развод, по мнению В.А. Сысенко – это итог длительного периода дезорганизации супружеской жизни, хронических ссор и конфликтов, накопленных обид и недоразумений. Развод – это всегда стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров и особенно детей.
По мнению С. Кратохвила, развод – это не событие, а процесс, начинающийся, когда супруги рассматривают развод как реальную возможность, и заканчивающийся тогда, когда супруги устанавливают свой индивидуальный стиль жизни.
25. Стадии переживания развода.
Развод, особенно по инициативе одного из супругов, всегда оказывает психотравмирующее воздействие на всех членов семьи.
Психологами описаны переживания бывших супругов после развода, согласно которым их условно можно разделить на две группы (различия между мужьями и женами оказались незначительными): 1) тяжело переживающие развод; 2) легко переживающие распад брака.
С учетом психологической травмы, которую получает стремившийся избежать развода партнер, выделяются следующие стадии:
1. Стадия протеста: эмоционально травмированный партнер повышает свою активность, чтобы избежать развода. Однако при этом часто действует хаотически и нецеленаправленно, ухудшая тем самым свое и так незавидное положение.
27. Психология повторного брака.
Развод — это далеко не лучший, а, пожалуй, худший вариант разрешения семейного кризиса. Он тогда имеет смысл, когда оба разведенных супруга могут сразу же создать новые семьи. Возможностей таких, к сожалению, немного. Иногда мешают психологические трудности, иногда — демографические.
Трудности создания новой семьи для разведенной женщины во многом обусловлены наличием детей, которые обычно после развода остаются с матерью (вероятность выйти замуж в этом случае в 3 раза меньше). Кроме того, после 35 лет главной причиной женского одиночества является нехватка мужчин соответствующего возраста из-за их повышенной смертности. По психологическим причинам из числа потенциальных «женихов» женщинами исключаются сильно пьющие мужчины. Следовательно, фактические шансы разведенных женщин еще ниже. Поэтому, чем старше женщина, тем труднее ей найти мужа. С возрастом и дети становятся старше и начинают активно препятствовать новому браку.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты