Конфликтология
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Конфликтология»
по дисциплине: «Конфликтология»
2021
15.00 BYN
Конфликтология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Конфликтология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
1. Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии.
2. Типология конфликтных личностей.
3. Конфликт и стресс.
4. Профилактика стрессов.
5. Переговоры в конфликтных ситуациях.
6. Социальные конфликты. Их природа, классификация и структура.
7. Правила поведения в условиях социального конфликта.
8. Межличностные конфликты. Специфика и причины.
9. Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов.
10. Внутриличностный конфликт. Особенности и формы проявления.
11. Теории внутриличностных конфликтов.
12. Внутриличностный конфликт и суицидальное поведение.
13. Групповые конфликты. Конфликты личности и группы.
14. Межгрупповые конфликты.
15. Конфликты в организации.
16. Предупреждение и разрешение конфликтов в организации.
17. Семейный конфликт. Виды семейных конфликтов.
18. Конфликты родителей со взрослыми детьми.
19. Конфликты и стрессы в педагогической деятельности.
20. Стратегии управления конфликтами в педагогической деятельности.
21. Изучение особенностей ребенка в условиях конфликтной ситуации. Правила бесконфликтной критики.
22. Способы выхода из конфликта.
23. Завершение конфликта с помощью третьей стороны.
24. Диагностика и коррекция в конфликтологии.
1. Модели поведения личности в конфликтном взаимодействии.
В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Основные модели поведения личности в конфликте:
Конструктивная. Стремится уладить конфликт; Нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.
Деструктивная. Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.
Конформистская. Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.
3. Конфликт и стресс.
Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию — стресс. Оказалось, что на неблагоприятные воздействия разного рода — холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое — организм отвечает не только защитной реакцией, но и общим, однотипным комплексным процессом вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Интенсивность развивающейся адаптационной активности зависит не от физической силы воздействия, а от личностной значимости действующего фактора.
Стресс — комплексный процесс, он включает непременно и физиологические, и психологические компоненты. С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации, приводит в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию стресса или адаптацию к нему.
5. Переговоры в конфликтных ситуациях.
— это особый частный случай переговоров. Поэтому все, что сказано в предыдущей главе об искусстве переговоров, относится и к переговорам в конфликтной ситуации. Но в условиях конфликта вести переговоры, разумеется, сложнее, чем в обстановке нормальных, неконфликтных отношений. Здесь приходится иметь дело с партнером, который занимает противоположные вашим позиции по предмету переговоров и потому настроен на сопротивление. Вам надо с самого начала учитывать это. Одной из главных ваших задач является преодоление этого сопротивления.
К переговорам необходимо заранее подготовиться. Требуется, прежде всего, составить себе достаточно ясное представление, во-первых, о том, чего хотите и на что можете рассчитывать вы, и во-вторых, чего хочет и на что может рассчитывать ваш оппонент.
Как ни странно, но часто конфликтанты сами плохо знают, чего они, собственно, желают и возможно ли в принципе осуществить желаемое, хотя им кажется, что тут все ясно и задумываться нечего. А непонимание замыслов и намерений своего противника встречается еще чаще
7. Правила поведения в условиях социального конфликта.
Поскольку конфликты часто порождают такое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил.
1. Помните, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки, за которые впоследствии бывает обидно и неудобно. Поэтому из делового общения необходимо устранить суждения и оценки, ущемляющие достоинство собеседников, покровительствующие суждения и оценки, иронические замечания, высказываемые с чувством плохо скрытого превосходства или пренебрежения.
2. Стремитесь к уважительной манере разговора. Такие фразы, как «Прошу извинить», «Буду очень признателен», «Если это вас не затруднит», препятствуют формированию у оппонента внутреннего сопротивления, снимают отрицательные эмоции.
9. Предупреждение и разрешение межличностных конфликтов.
Всесторонний анализ конфликтной ситуации способствует нахождению взаимоприемлемых решений, предотвращает открытую конфронтацию сторон и помогает не только сохранить нормальные отношения между бывшими оппонентами, но и установить между ними отношения взаимовыгодного сотрудничества.
Избежать конфликта можно также избегая непосредственных контактов с конфликтными людьми, с тем, кто Вас чем-то раздражает, теми, кого раздражаете Вы. Существуют различные типы так называемых трудных людей, общение с которыми чревато возникновением конфликтов. Вот некоторые из этих типов:
агрессивисты — задирают других и раздражаются сами, в случае если их не слушают;
жалобщики — всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для решения проблемы;
молчуны — спокойные и немногословные, но узнать о чем они думают и чего хотят весьма сложно.
11. Теории внутриличностных конфликтов.
Сущность внутриличностного конфликта по Фрейду
Научное изучение внутриличностного конфликта началось в конце XIX в. и было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа - австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856 - 1939), раскрывшего биопсихологический и биосоциальный характер внутриличностного конфликта. Он показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между биологическими влечениями и желаниями человека (прежде всего сексуальными) и социально-культурными нормами, между бессознательным и сознанием. В этом противоречии и постоянном противоборстве названных сторон и состоит, по Фрейду, сущность внутриличностного конфликта. В рамках психоанализа теорию внутриличностного
13. Групповые конфликты. Конфликты личности и группы.
В последнее десятилетие, по мнению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова (2009), групповые конфликты стали повседневным явлением нашей общественной жизни. Во многом благодаря их активизации стала быстрее развиваться конфликтология в России.
Групповые конфликты всегда более масштабны и тяжелы по своим последствиям, чем межличностные. Опасность таких конфликтов заключается в том, что они часто возникают из-за амбиций лидеров, "экс-руководителей" и т.п.
Существуют и другие причины межгрупповых конфликтов. Знание теории групповых конфликтов, как и других типов психологических конфликтов, является важнейшим ориентиром для каждого из нас в групповых взаимоотношениях.
Такое противоборство возникает на основе столкновения противоположно направленных групповых мотивов. Исходя из сказанного, можно выделить два основных типа групповых конфликтов: конфликт "личность - группа" и конфликт "группа - группа".
Конфликт "личность - группа"
Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует учитывать в управлении этими конфликтами.
15. Конфликты в организации.
Конфликт — столкновение противоположных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов.
При анализе конфликтов, в том числе и в организациях, выделяют четыре основные составляющие:
• структура;
• динамика;
• функции;
• типология.
В структуре конфликта выделяют следующие понятия:
а) участники конфликта (оппоненты);
б) причины (сочетание объективных и субъективных факторов);
в) объект, вызвавший конфликт;
г) инцидент — действия оппонентов, провоцирующие начало борьбы.
Причины конфликтов в организации можно подразделить на две основные группы:
• проблемы менеджмента;
• проблемы межличностных отношений.
17. Семейный конфликт. Виды семейных конфликтов.
Семейные конфликты - это противоборство между членами семей на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов.
Существует множество различных типологий семейных конфликтов. К числу наиболее распространенных можно отнести разделение всех конфликтов на конструктивные и деструктивные. Признаками конструктивного конфликта является возникновение в результате конфликтного столкновения взаимоприемлемого решения и ощущения удовлетворенности. Признаком деструктивного конфликта является недовольство исходом конфликтных столкновений, остающееся эмоциональное напряжение. Такие конфликты снижают удовлетворенность браком у супругов, вызывая чувство непонятости, напряженности, раздражения и досады. Повторяющиеся конфликты такого рода могут закрепить эти чувства, развить их до неприятия и отчуждения, когда само существование брака между супругами кажется тягостным и обременительным.
19. Конфликты и стрессы в педагогической деятельности.
Педагогический конфликт – это тоже противоборство, столкновение, которое проявляется, по определению М.М. Рыбаковой, в стремлении учителя утвердить свою позицию и в протесте ученика (или учеников) против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.
Правильно реагируя на поведение ребенка, учитель берет ситуацию под собственный контроль и восстанавливает порядок. Поспешность и необоснованность оценки поступка школьника часто приводят к ошибкам коммуникации, вызывают возмущенность у ученика несправедливостью со стороны учителя, и тогда педагогическая ситуация переходит в конфликт.
Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций выделяют:– ситуации деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;– ситуации поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;– ситуации отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
21. Изучение особенностей ребенка в условиях конфликтной ситуации. Правила бесконфликтной критики.
Основные подходы в разрешении конфликтов:
Стратегия (тактика) «конфронтации» («конкуренции», «соперничества») - в конфликтологии и социальной психологии эта стратегия рассматривается как активная борьба индивида за свои интересы с применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными потерями, что можно определить выражением «прет напролом
В поведении ребенка такая стратегия проявляется:•в жестком контроле действий противника, соперника;•в постоянном и преднамеренном подавлении противника всеми доступными средствами;•в использовании обмана, хитрости, попыток завладеть положением, где «все средства хороши»;•в провокации соперника на непродуманные ответные действия и ошибки.
23. Завершение конфликта с помощью третьей стороны.
Если привлечь к разрешению конфликта третью сторону, то возникают новые способы выхода из конфликта. Эти способы зависят от позиции третьей стороны: 1) как сила, поддерживающая одну из конфликтующих сторон, и 2) как независимый от них и беспристрастный посредник.
В первом случае завершение конфликта достигается с помощью: насилия, а также путем социального давления. Во-втором случае возникают следующие формы разрешения конфликта: суд, арбитраж и медиация.
Насилие с привлечением третьего участника - способна совершить более слабая сторона над более сильной, таким образом привлечение третьей стороны резко изменяет соотношение сил конфликтантов.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты