Теория и практика социально-педагогической работы с семьей
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Теория и практика социально-педагогической работы с семьей»
по дисциплине: «Теория и практика социально-педагогической работы с семьей»
2021
15.00 BYN
Теория и практика социально-педагогической работы с семьей
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Теория и практика социально-педагогической работы с семьей
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
1. Понятие и сущность социально-педагогической помощи семье.
2. Система социально-педагогической помощи семье в Республике Беларусь и за рубежом.
3. Функции социального педагога в работе с семьей.
4. Социально-педагогическое сопровождение семьи.
5. Профилактическая работа с семьей.
6. Сущность семейно-ориентированного подхода в системе защиты детства.
7. Права родителей и права детей с точки зрения семейно-ориентированного подхода.
8. Основные цели социально-педагогической работы по защите детства.
9. Ценности социально-педагогической работы с семьей.
10. Особенности применения семейно-ориентированного подхода и организация работы по защите детей.
11. Сравнительная характеристика детоцентрического и семейно-ориентированного подхода в работе по защите семьи и детства.
12. Физические и поведенческие признаки насилия и неудовлетворения жизненных потребностей ребенка.
13. Факторы жестокого обращения с детьми.
14. Сексуальное насилие над детьми: физические и поведенческие признаки.
15. Влияние насилия и неудовлетворения основных жизненных потребностей на развитие ребенка.
16. Методы и приемы вовлечения членов семьи в совместную работу.
17. Мобилизация внутренних ресурсов семьи.
18. Использование модели ВПИП (выявление, признание, исследование сопротивления, проверка) в работе специалиста с семьей.
19. Методика проведения собеседования с членами семьи.
20. Проведение оценки положения семьи в рамках семейно-ориентированного подхода по защите детей
21. Принципы проведения оценки в семейно-ориентированной работе.
22. Методика проведения оценки безопасности.
23. Методика оценки риска в семейно-ориентированной работе.
24. Критерии оценки семьи в семейно-ориентированной работе.
25. Всесторонняя оценка положения семьи: комплексный анализ.
26. Проведение социального расследования в семейно-ориентированной работе по защите детства.
27. Принципы проведения социального расследования.
28. Роль и обязанности педагогов социальных, педагогов-психологов при проведении расследования.
29. Поведение детей в процессе переживания разлуки с родителями. Признаки переживания утраты и стресса у детей разного возраста.
30. Планирование в семейно-ориентированной работе.
РАЗДЕЛ 3 «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ»
1.Понятие и сущность социально-педагогической помощи семье.
Соц. педагог - это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Соц. педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он проводит соц. диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
2.Система социально-педагогической помощи семье в Республике Беларусь и за рубежом.
Организация семейного досуга: создание клубов по интересам, организация семейных праздников, конкурсов, летнего отдыха и т.п.; благотворительных аукционов, выставок-продаж поношенных вещей
Информирование членов семьи по вопросам социальной защиты, которое осуществляется через социальное консультирование.
Профилактическая работы с семьей заключается в реализации системы социально-психологических, медико-социальных и правовых мер, направленных на устранение условий и причин возникновения проблем, а также системы з ходов по профилактике семейного неблагополучия На данном уровне социальный педагог организует свою работу на основе достоверной информации.
3.Функции социального педагога в работе с семьей.
Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.
Требуется повседневная защита социальным педагогом, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.
Именно в таких семьях у ребенка наблюдается отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда к ребенку относятся формально, любовь и доброжелательность взрослых положительно влияют на ребенка.
4.Социально-педагогическое сопровождение семьи.
Можно выделить три группы целей социально-педагогического сопровождения проблемной семьи.
Идеальная цель – создание благоприятных условий для воспитания, обучения и развития ребенка, его социального становления. Идеальная цель конкретизируется в цели для конкретной семьи – успешное решение проблемы или проблем семьи, достижение намеченного результата на определенном этапе ее сопровождения.
Процессуальной целью является отбор таких социально-педагогических и педагогических средств, отражающих актуальные потребности семьи и ее возможности, которые обеспечивают успешность решения проблем семьи.
5.Профилактическая работа с семьей.
Основные задачи и функции Центров (отделений) социальной помощи семьям с детьми:
1. Выявление и индивидуальная профилактическая работа с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и (или) в социально-опасном положении.
2. Определение и предоставление конкретных видов и форм социально реабилитационных услуг семьям и детям.
3. Социальное сопровождение семей и одиноких родителей с детьми в решении проблем их самообеспечения, реализации собственного потенциала в преодолении трудной жизненной ситуации и (или) социально опасного положения.
6.Сущность семейно-ориентированного подхода в системе защиты детства.
Первоочередное право каждого ребенка – иметь семью и достойный уровень жизни в ней. Мы всё больше приходим к осознанию того, что именно семья является важнейшим базовым социально-воспитательным институтом, от состояния которого, нравственно-психологического климата в нём, во многом зависит формирование здоровых потребностей детей,
их подготовка к будущей самостоятельной жизни.
Важнейшим аспектом в работе с неблагополучной семьей является создание модели социально-педагогической помощи семьям и детям, находящимся в социально опасном положении и нуждающимся в государственной защите. Целью работы с неблагополучной семьей
является создание безопасной среды для ребенка, условий для адекватного функционирования семьи и стабильности в жизни ребенка.
7.Права родителей и права детей с точки зрения семейно-ориентированного подхода.
Идея семейно-ориентированного подхода в работе специалистов СППС предполагает ориентацию на семью как на партнера. Для достижения продуктивного изменения в семье должны быть мобилизованы все имеющиеся ресурсы. Изъятие ребёнка из семьи – это крайняя мера, когда уже не представляется возможности обеспечить его защиту в семье биологических родителей. Концепция семейно-ориентированного подхода не ограничивается рамками биологической семьи. Семья в рамках семейно-ориентированного подхода понимается как «биологическая семья, замещающая семья, семья родственников, семья усыновителей или любая другая семейная группа к которой привязан и членом которой он себя считает». Главная задача специалистов по защите детей в неблагополучных семьях – это обеспечение постоянства и стабильности. Если воссоединение с родителями становится невозможным, не устранены факторы опасности, следовательно, ребёнка в кротчайшие сроки необходимо поместить в замещающую семью.
8.Основные цели социально-педагогической работы по защите детства.
Социальный педагог осуществляет социально-педагогический защиту детства в следующих направлениях:
Общеобразовательное (вспомогательное, внешкольное, и профессиональное), где создаются условия для интеллектуального развития личности. Благодаря развертыванию сети детских, подростковых, молодежных объединений школ, курсов, секций, клубов по интересам; углубляются научные социальные знания через развитие служб социально-педагогической помощи, осуществляется поддержка детских, подростковых и молодежных инициатив по росту и развитию спортивных сооружений и проведения спортивных мероприятий, организации семейного спортивного досуга и т.д., расширяется техническая и художественное творчество детей благодаря применению программ социально - педагогической защиты одаренных детей и подростков; всесторонне поддерживаются экологические экспедиции, изучение истории, языка, культуры народа, создаются условия для профессиональной подготовки подростков и предподготовки молодежи организуются курсы, консультации.
9.Ценности социально-педагогической работы с семьей.
Диагностика семьи — постоянно присутствующий элемент деятельности социального педагога. Учитывая сложность проблем которые переживает современная семья, постоянную изменчивость ее структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинга семьи.
Социально-педагогический мониторинг семьи — это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
10.Особенности применения семейно-ориентированного подхода и организация работы по защите детей.
Семейно-ориентированный подход в работе с детьми, нуждающимися в государственной поддержке, заключается в признании недостаточности воздействия исключительно на ребенка и как можно более широком вовлечении семьи в программу помощи ребенку. Таким образом, в рамках данного подхода понятия «социальная работа с ребенком» и «социальная работа с семьей» не разделяются.
Данный подход признан наиболее эффективным, так как в фокусе внимания специалистов оказывается не только ребенок, но и семья, ее окружение и среда. Этот подход обеспечивает работу с собственными ресурсами всех членов семьи и людей, ее окружающих. Семейно-ориентированный подход требует объединения усилий и совместной работы специалистов разного профиля для эффективного решения задач по реабилитации семьи.
11.Сравнительная характеристика детоцентрического и семейно-ориентированного подхода в работе по защите семьи и детства.
Социальный педагог осуществляет социально-педагогический защиту детства в следующих направлениях:
Общеобразовательное (вспомогательное, внешкольное, и профессиональное), где создаются условия для интеллектуального развития личности.
12.Физические и поведенческие признаки насилия и неудовлетворения жизненных потребностей ребенка.
Они могут быть робкими и легко пугаться. Они могут съеживаться, сжиматься, вздрагивать, отшатываться, и пытаться отойти или еще каким-нибудь образом проявляют свой страх, когда родители оказываются рядом.
Они могут быть очень угодливыми, выпрашивать нежности, и демонстрировать неразборчивую привязчивость, ласкаясь ко всем, включая незнакомцев.
Дошкольники могут иметь проблемы с ориентацией, и с общением со взрослыми и сверстниками. Они могут воровать и лгать. У них часто плохие навыки телесного самоконтроля, включая контроль над мочевым пузырем и кишечником, а также над своими эмоциями, такими как гнев и уныние и т.п.
13.Факторы жестокого обращения с детьми.
Признаками физического насилия над ребенком являются:
• множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги) и различную степень давности (свежие и заживающие).
• задержка физического развития (отставание в весе и росте), обезвоживание (для грудных детей).
• признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
14.Сексуальное насилие над детьми: физические и поведенческие признаки.
Наиболее разнообразны нарушения сексуального поведения, которые могут включать: сексуализированное поведение;
расторможенность сексуального влечения; нарушения полового влечения по объекту (гомосексуализм, педофилия) или способу удовлетворения (садизм, мазохизм); неспособность к стабильным и длительным сексуальным отношениям (промискуитет или проституция); настороженное отношение к представителям противоположного пола, страх близких отношений, отвращение к сексуальным контактам, фригидность, аноргазмия.
15.Влияние насилия и неудовлетворения основных жизненных потребностей на развитие ребенка.
Выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают трудности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать здоровое физически и нравственно потомство;
жестокое обращение с детьми вызывает у них нарушения памяти, отсутствие способности сосредоточиться, формирует инфантильных и малообразованных людей с низким профессиональным уровнем, не умеющих и не желающих трудиться.
16.Методы и приемы вовлечения членов семьи в совместную работу.
При этом учитель ставит перед собой следующие задачи: – психолого-педагогическое просвещение родителей; – включение родителей в образовательный процесс; – создание духовной общности родителей, учителя и детей; – установление в семье гуманных отношений. Необходимо, чтобы родители разделили взгляды учителя или согласились с ним в ключевых моментах воспитания и обучения детей. В этом случае усилия учителя получают поддержку со стороны семьи, что приводит к повышению возможностей актуализации жизни ребёнка на уроке, качества образовательного процесса, семейного воспитания.
17.Мобилизация внутренних ресурсов семьи.
Семейно-ориентированные службы по защите детей стремятся к развитию сотрудничества с семьями в качестве метода, помогающего произвести позитивное изменение в семье, не применяя власть без необходимости. Сотрудничество предполагает: определение проблемы, совместную постановку целей и задач, обсуждение с семьей той степени вмешательства служб, которая может оказаться полезной. Социальный педагог должен определить, понять и устранить препятствия на пути участия семьи в совместной работе. К сожалению, это не всегда возможно, и поэтому специалистам приходится применять модель защищающей власти.
18.Использование модели ВПИП (выявление, признание, исследование сопротивления, проверка) в работе специалиста с семьей.
1. Выявление.
После того, как социальный педагог твердо установил, что он/она хочет от родителей, первый - и, возможно, самый трудный шаг - это вывести сопротивление на поверхность. Социальный педагог должен продемонстрировать, что он хочет услышать о чувствах родителей и о других вопросах, разговор о которых может вызвать сопротивление родителя.
2. Признание.
Социальный педагог проявляет уважение к сопротивлению тем, что слушает родителя, признает его право противиться (это не значит, что он согласен с сопротивлением), и помогает членам семьи выразить свой гнев, если они не могут этого сами.
19.Методика проведения собеседования с членами семьи.
Обратимся к важнейшим методам изучения семьи и семейного воспитания.
Наблюдение — метод, который заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблюдаемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания.
В процессе наблюдения: ставится задача; составляется план; идет фиксация данных; следует обработка зафиксированных данных; делаются соответствующие выводы.
Метод анкетирования (фр. enqimte — список вопросов) — письменный опрос, предполагающий получение ответов респондентов для установления некоторых массовых фактов.
20.Проведение оценки положения семьи в рамках семейно-ориентированного подхода по защите детей.
Этот подход обеспечивает работу с собственными ресурсами всех членов семьи и людей, ее окружающих. Семейно-ориентированный подход требует объединения усилий и совместной работы специалистов разного профиля для эффективного решения задач по реабилитации семьи.
Ценности семейно-ориентированного подхода:
- целостность семьи;
- права родителей условны;
- права детей абсолютны;
21.Принципы проведения оценки в семейно-ориентированной работе.
Основные принципы семейно-ориентированного подхода:
- приоритет интересов ребенка
–жить в безопасной стабильно биологической семье;
- размещение ребенка вне биологической семьи приемлемо только в случае невозможности защитить его в этой семье.
22.Методика проведения оценки безопасности.
Состояние социальной безопасности и уровень ее стабильности определяют характер всей совокупности отношений, возникающих в пространстве среды обитания человека, которая рассматривается нами в контексте функционирования природно-экологической, информационной, социокультурной и техногенной сфер (при определяющей роли последней).
Очевидно, что оценка данного состояния невозможна на основе рассмотрения лишь одного индикатора социальной безопасности без исследования их взаимосвязи в субсредовой структуре, а в некоторых случаях и пространственно-временной динамики.
23.Методика оценки риска в семейно-ориентированной работе.
Метод информирования в социальной работе – самый распространенный. Его назначение состоит в передаче клиенту актуальной для него информации. Это может быть информация юридического, медицинского, нравственно – эстетического, психолого-педагогического, социально – бытового характера.
Метод консультирования. Это ориентация членов семьи, особенно детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы семейного благополучия. По содержанию консультирование может быть: социально-правовым; социально-педагогическим; социально-психологическим; информационным.
24.Критерии оценки семьи в семейно-ориентированной работе.
Критерии семейного благополучия:
1. Семья – это основа, где дети приобретают соответствующий возрасту жизненный опыт.
2. Родители трудоустроены, имеют желание и способность обеспечивать права ребенка: уход за ребенком и состояние его здоровья санитарно-гигиенические условия жилья и средства личной гигиены; реализация потребности ребенка в пище, одежде, обуви; обеспечение развития интеллекта (дополнительное образование); обеспечение потребности ребенка в уважении, эмоциональном тепле; обеспечение социального статуса семьи: контакт со школой, социальными службами
25.Всесторонняя оценка положения семьи: комплексный анализ.
Первичная оценка проводится в момент первичного обращения в органы защиты детства. Ее цель: установить, действительно ли дети подвергаются опасности и есть ли необходимость незамедлительно принимать меры к их защите. Фактически проводится оценка безопасности
Текущая оценка положения дел в семье как основа процесса планирования и принятия всех важных решений проводится для оценки рисков причинения серьезного вреда здоровью или жизни ребенка. В случае установления высокой степени риска необходимо провести
комплексную оценку семьи. Кроме того, текущая оценка проводится при изменении состава семьи и в ситуации нового обращения в социальную службу.
26.Проведение социального расследования в семейно-ориентированной работе по защите детства.
Проведение социального расследования предполагает официальную процедуру сбора информации из различных источников относительно сложившейся ситуации, поэтому работа в данном направлении должна проводиться командным способом. В связи с этим, особое внимание в организации социального расследования уделяется межведомственному взаимодействию всех заинтересованных служб.
27.Принципы проведения социального расследования.
1.Вовлечение членов семьи и значимого окружения ребенка
Проблемы, вызывающие жестокое обращение или неудовлетворение основных жизненных потребностей ребёнка, сосредоточены в сфере семейных взаимоотношений и особенностях характера взрослого окружения. Невозможно улучшить положение ребёнка в семье, не вмешиваясь в систему семейных взаимоотношений и не привлекая членов семьи к сотрудничеству.
2. Уважение прав родителей
Одной из важных обязанностей специалистов по защите детства является создание равновесия между правом ребёнка на заботу и защиту, а также правом родителей на попечение и ответственность за собственного ребенка.
28.Роль и обязанности педагогов социальных, педагогов-психологов при проведении расследования.
Социальное расследование проводят специалисты СППС учреждений образования, специалисты социально-педагогических учреждений после необходимого обучения. К расследованию могут быть привлечены специалисты других организаций системы защиты детства, функции которых в социальном расследовании должны быть чётко обозначены в должностных обязанностях либо утверждены решениями местных исполнительных и распорядительных органов.
29.Поведение детей в процессе переживания разлуки с родителями. Признаки переживания утраты и стресса у детей разного возраста.
Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей.
Стадии переживания горя
Чувство горя, связанное с потерей, различно для каждого из нас и мы выражаем нашу печаль по-своему.
1. Потрясение и недоверие
Когда наша модель мира уничтожена, мы не чувствуем себя способными справляться с жизнью. Это может происходить и с ребенком, принятым в новую семью: его мир рухнул, а что его ждет — неизвестно.
30.Планирование в семейно-ориентированной работе.
Семейно-ориентированный подход в работе с детьми, нуждающимися в государственной поддержке, заключается в признании недостаточности воздействия исключительно на ребенка и как можно более широком вовлечении семьи в программу помощи ребенку.
Данный подход признан наиболее эффективным, так как в фокусе внимания специалистов оказывается не только ребенок, но и семья, ее окружение и среда. Этот подход обеспечивает работу с собственными ресурсами всех членов семьи и людей, ее окружающих.
Семья рассматривается в качестве главного объекта социальной работы. При социальные работники уважают семью и делают все от них зависящее для того, чтобы укрепить и поддержать семью – идеальную среду, которая может в полном объеме удовлетворить потребности ребенка и соблюсти его наилучшие интересы.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты