Качественные и количественные методы исследования в психологии
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Качественные и количественные методы исследования в психологии»
по дисциплине: «Качественные и количественные методы исследований в психологии»
2021
15.00 BYN
Качественные и количественные методы исследования в психологии
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Качественные и количественные методы исследований в психологии
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
1. Методологические принципы создания количественных методов.
2. Методологические принципы построения качественных методов.
3. Правила интерпретации полученных данных.
4. История возникновения индивидуального и группового тестирования.
5. История создания тестов достижений, интеллекта и специальных способностей.
6. История создания количественных методов психологии (Г.Ю.Айзенк, Ф.Гальтон, Дж.Кетелл, Дж.Ровен).
7. История разработки качественного проективного метода.
8. Отечественные работы в области создания количественных и качественных методов А.А. Бодалев, Л.Ф. Бурлачук, Л.А. Венгер, К.М.Гуревич, Ю.З.Гильбух, А.Е. Личко,В.В. Столин, А.Г. Шмелев.
9. Современное состояние разработки количественных и качественных методов в Беларуси (А.А.Аладьин, Я.Л.Коломинский, Н.Я.Кушнир, А.П.Лобанов, Е.А.Панько, М.А.Пономарева, С.Е.Покровская, И.А.Фурманов).
10. Постнеклассическая психология и проблемы современной психологической диагностики.
11. Сравнительный анализ качественной и количественной методологии.
12. Постнеклассическое (нарратологическое) исследование как альтернатива психологической диагностике.
13. Опросные, утверждающие, продуктивные, действенные и физиологические методики.
14. Сознательные и бессознательные методы и методики.
15. Бланковые, технические, сенсорные методики.
16. Объективные, субъективные методики, тесты-опросники.
17. Проективные техники и методики.
18. Оформление протоколов психодиагностического обследования в соответствии со стандартными требованиями.
19. Содержательная характеристика метода наблюдения: этапы, программы наблюдения, способы фиксации результатов, единицы (признаки) наблюдения, анализ и интерпретация результатов.
20. Содержательная характеристика метода опроса: метод беседы, метод интервью, метода анкетирования.
21. Рисуночные тесты. Тест «Дерево». Тест «Несуществующее животное».
22. Тест чернильных пятен Роршаха.
23. Проективное использование цвета. Тест выбора цвета М.Люшера.
24. Тесты интеллекта. Прогрессивные матрицы Ровена. Тест интеллекта Айзенка.
1. Методологические принципы создания количественных методов.
Количественные методы – это совокупность приемов, процедур и методов описания, преобразования и получения нового знания, формализованного на основе достижений и методов современного математико-статистического анализа, вычислительной техники.
При использовании количественных методов исследуется большая группа людей, а данные в дальнейшем анализируются с помощью статистических методов.
Количественный подход к изучению психики был разработан в рамках естественнонаучной парадигмы. Для данного направления характерны установки на ценности объективности и предметности знания и его новизны и постоянного приращения нового знания в процессе экспериментальных исследований. Для определения объективных характеристик явлений и устойчивых связей между ними использовались в том числе методы точных и естественных наук. Естественнонаучная парадигма ориентирована на выявление общих зависимостей и законов, на построение типов, на подведение единичных случаев и фактов под общую зависимость.
2. Методологические принципы построения качественных методов.
Цель качественного исследования — раскрытие структуры того или иного переживания и смысла, который имеет для человека определенный предмет, ситуация, событие или какой-то аспект собственной жизнедеятельности.
Характеристики качественного исследования, определяющие взаимодействие исследователя и исследуемого, основаны на принципах открытости (отсутствие априорных представлений о предмете исследования), коммуникативности (понимание научного знания как результата коммуникации), процессуальности (понимание нестабильности, изменчивости предмета исследования) и тщательном анализе взаимодействия исследователя и исследуемого, рефлексивности (интерпретация данных и значений с учетом контекста), эксплицированности (осмысление субъективного знания исследователя, его ожиданий и представлений о научный результат), гибкости, требующей использовать названные принципы, следуя специфике исследовательского предмета.
3. Правила интерпретации полученных данных.
Интерпретация- методы обработки экспериментальных (психодиагностических) данных.
1. Количественный анализ заключается в вычислении коэффициентов правильного решения задач, частоты повторения наблюдаемых психических явлений. Для сравнения результатов исследований по разным количествам задач или различным количественным составом группы пользуются не абсолютными, а относительными, преимущественно процентными показателями.
2. Качественный анализ выполняют на основе количественного анализа, но не сводятся только к нему. В качественном анализе выясняют причины высоких или низких показателей, зависимость их от возрастных и индивидуальных особенностей личности, условий жизни и обучения, отношений в коллективе, отношение к деятельности и др.
4. История возникновения индивидуального и группового тестирования.
Первым исследователем, употребившим в психологической литературе термин "интеллектуальный тест", был Дж.М. Кеттелл. Этот термин после статьи Кеттелла "Интеллектуальные тесты и измерения", опубликованной в 1890 г. в журнале "Mind", приобрел широкую известность. В статье Кеттелл писал о том, что применение серии тестов к большому числу индивидов позволит открыть закономерности психических процессов и тем самым приведет к преобразованию психологии в точную науку. Вместе с тем он высказал мысль о том, что научная и практическая ценность тестов возрастет, если условия их проведения будут одинаковыми. Так впервые была провозглашена необходимость стандартизации тестов, для того чтобы стало возможным сравнение их результатов, полученных разными исследователями на разных испытуемых.
5. История создания тестов достижений, интеллекта и специальных способностей.
Толчком для развития тестов специальных способностей стало мощное развитие профессионального консультирования, а также профессионального отбора и распределения персонала в промышленности и военном деле. Стали появляться тесты механических, канцелярских, музыкальных, артистических способностей. Создавались тестовые батареи (комплекты) для отбора поступающих в медицинские, юридические, инженерные и другие учебные заведения. Было разработано около дюжины комплексных батарей способностей для использования в образовании и при консультировании и распределении персонала. Различаясь составом, методическими качествами, они сходны в одном – их характеризует низкая дифференциальная валидность. Учащиеся, выбирающие разные области образования или профессиональной деятельности, незначительно различаются своими тестовыми профилями.
Экспериментально-теоретической основой для построения комплексных батарей способностей стало применение особой техники обработки данных об индивидуальных различиях и корреляций между ними – факторного анализа. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ позволял точнее определить и классифицировать специальные способности. Поэтому остановимся немного на истории этого направления исследований.
6. История создания количественных методов психологии (Г.Ю.Айзенк, Ф.Гальтон, Дж.Кетелл, Дж.Ровен).
Френсис Гальтон (1822-1911) – англичанин, родоначальник изучения индивидуальных различий. Он создал инструмент для их измерения – тест. Ф. Гальтон открыл коэффициент корреляции, создал первые тесты для измерения ума. Основная проблема, которая интересовала учёного – это проблема наследования способностей. Ф. Гальтон предположил, что с помощью особенностей сенсорного различения можно оценить ум человека. Он использовал известные экспериментально-психологические приёмы определения порогов чувствительности, времени реакции, создал новые (свисток для определения предела восприятия звука, линейку для зрительного различения длины). В 1884 году на Лондонской международной выставке медицинского оборудования учёный представал созданные им тесты. Ф. Гальтон поставил вопрос об измерении личностных особенностей, создал предпосылки для появления тестов личности, проективной техники.
7. История разработки качественного проективного метода.
С тало традиционным вести счет проективным методикам с теста словесных ассоциаций К. Юнга, созданного им в 1904-1905 гг. Метод вызова ответных ассоциаций в психологии известен со времен В. Вундта и Ф. Гальтона. Однако именно К. Юнгу принадлежитоткрытие и доказательство феномена, лежащего в основе всех проективных методик, а именно возможности посредством косвенного воздействия на значимые области переживания и поведения человека («комплексы») вызывать пертурбации в экспериментальной деятельности. Юнг показал таким образом, что бессознательные переживания личности доступны объективной диагностике. Впоследствии разнообразные варианты ассоциативного теста применялись для выявления чувства вины (детекторы лжи М. Вертгаймера и А. Лурия). Асоциальных вытесненных влечений Дж. Бруйер, Р. Лазарус, Л. Постмен, Ч. Эриксен и др., для отграничения нормы от патологии (Г. Кент и А. Розанов).
Тесты незаконченных предложений и рассказов также нередко считают ведущими свое происхождение от ассоциативного теста Юнга.
8. Отечественные работы в области создания количественных и качественных методов А.А. Бодалев, Л.Ф. Бурлачук, Л.А. Венгер, К.М.Гуревич, Ю.З.Гильбух, А.Е. Личко,В.В. Столин, А.Г. Шмелев.
Этап зарождения • Длился под влиянием психодиагностического бума в Европе и Америке до середины 1930 -х годов. • Связан с именами А. П. Болтунова, Н. Н. Ланге, Г. И. Россолимо, Ф. Е. Рыбакова, М. Ю. Сыркина. • Основное достижение этапа — признание идеи стандартизованного измерения психических явлений. Негативную реакцию общества вызывали слабая научная база психодиагностики, несовершенство инструментария, недопустимо широкое распространение тестов среди непрофессионалов, большое количество скоропалительных «психологических диагнозов» и этических ошибок. Постановление ВКП (б) 1936 года привело к кризису психодиагностики. Практическое использование тестов, признанных буржуазными и ненужными, фактически было запрещено.
9. Современное состояние разработки количественных и качественных методов в Беларуси (А.А.Аладьин, Я.Л.Коломинский, Н.Я.Кушнир, А.П.Лобанов, Е.А.Панько, М.А.Пономарева, С.Е.Покровская, И.А.Фурманов).
Е.А. Панько (1939 г.р.) Рассматривала проблемы индивидуального стиля деятельности воспитателя (выделены шесть типов воспитателей, различающихся профессиональными интересами: воспитатель, направленный на игру; педагог с художественной направленностью; воспитатель-дидакт; гармонический стиль; формально-прагматический стиль; индифферентный стиль воспитания), отношения дошкольников к личности воспитателя.
10. Постнеклассическая психология и проблемы современной психологической диагностики.
Психологи обозначают ситуацию в отечественной психодиагностике, как кризисную. Среди основных причин выделены:
а) малое количество в России профессиональных психодиагностов, занимающихся разработкой, адаптацией и стандартизацией тестов;
б) ничтожное количество отечественных профессиональных психодиагностических методик при неоправданном доверии к давно устаревшим зарубежным методикам;
в) низкая психодиагностическая и особенно психометрическая культура психологов-пользователей тестов;
г) устаревшее содержание программ обучения психодиагностике;
д) порочная практика издания в открытой печати и распространение методик любому покупателю.
11. Сравнительный анализ качественной и количественной методологии.
Количественные методы - это методы, применяемые в социологическом исследовании с целью проверки заранее выдвинутых гипотез с использованием формализованных методов и измерительных процедур.
Качественные методы - это методы, применяемые в социологии для глубокого понимания и объяснения социальных явлений, где объектом изучения являются люди в конкретных жизненных ситуациях при повседневном взаимодействии.
Сопоставление количественных и качественных методов:
· Предназначение:
Количественные: макросоциологическое исследование.
Качественные: микросоциологическое исследование.
12. Постнеклассическое (нарратологическое) исследование как альтернатива психологической диагностике.
Нарративный метод. Нарративный метод предполагает самоописания (автобиографии, рассказы и пр.), дополняемые и уточняемые их авторами. Авторы нарратива также имеют возможность отнестись к предложенным исследователем интерпретациям представленных содержаний.
Методологические особенности нарративного метода
Сущность метода и его особенности можно раскрыть, указав всего три пункта. Именно по ним читатель сможет легко и просто понять, в чём же состоит удивительный метод нарративной психотерапии, в чём его суть:
1. Отделение жизни индивида от его проблем. Рассказывая историю психотерапевту, пациент старается выговориться, тем самым открывая свои проблемные стороны. Проблемы делают жизнь мрачнее и тяжелее. Именно поэтому нарративщик старается выслушать историю человека, а затем найти в ней определённый позитив, чтобы впоследствии использовать позитивную сторону повествования для отделения жизненных событий от случившихся проблем.
13. Опросные, утверждающие, продуктивные, действенные и физиологические методики.
По типу применяемых тестовых заданий психодиагностические методики делятся на опросные (в них используются вопросы, адресуемые испытуемым), утверждающие (в них употребляются некоторые суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие), продуктивные (здесь применяется тот или иной вид собственной творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной, спонтанно созданной или воспроизведенной по инструкции самим испытуемым), действенные (испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии), физиологические (в данном случае психодиагностика производится на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма человека).
14. Сознательные и бессознательные методы и методики.
Достоинство методик, обращенных к сознанию, в том, что они позволяют судить о психологии данного человека непосредственно на основе того, что говорит он о себе или окружающие люди о нем. Однако испытуемый может недостаточно искренне или некритично отвечать на адресованные ему вопросы, в том числе под влиянием субъективно воспринятой инструкции, предвзятого отношения к психодиагносту или ситуации психодиагностики. Словом, сознательное субъективное искажение результатов тестирования — один из самых серьезных недостатков данной группы методик. Правда, некоторые специальные приемы, используемые конструкторами подобных методик, в частности введение в ее структуру контрольных вопросов, суждений, специально оценивающих степень искренности отвечающего, позволяют существенно снизить уровень субъективности получаемых результатов. Вместе с тем заметим еще раз: полностью избежать данного недостатка в подобного типа методиках практически невозможно, что делает их не всегда валидным, надежным и однозначным измерительным инструментом.
15. Бланковые, технические, сенсорные методики.
По форме представления тестового материала испытуемым психодиагностические методики делятся на бланковые (представляют собой тестовый материал в письменной или какой-либо иной знаковой форме: рисунок, схема и т.п.), технические (презентируют испытуемому тестовый материал в аудио-, видео- или киноформе, а также через иные технические устройства и машины), сенсорные (представляют материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств).
Большинство созданных и применяемых практических психодиагностических методик представляют так называемые бланковые методики — такие, в которых испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме дать ответ. По полученным ответам испытуемого, в свою очередь, судят о психологии того человека, который эти ответы предложил. Широкая распространенность и практический интерес к бланковым методикам объясняются тем, что они относительно просты как для разработки, так и для использования и обработки получаемых результатов.
16. Объективные, субъективные методики, тесты-опросники.
Субъективные методы основываются на самооценках и самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином явлении. С выделением психологии в самостоятельную науку субъективные методы получили первоочередное развитие и продолжают совершенствоваться в настоящее время. Самыми первыми методами изучаемых явлений были наблюдение, самонаблюдение и опрос.
Метод наблюдения в психологии является одним из самых старых и на первый взгляд более простых. Он основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого – либо вмешательства со стороны наблюдателя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование.
17. Проективные техники и методики.
Родоначальником проективных техник считается метод словесных ассоциаций, возникший на базе ассоцианистских теорий. Ассоцианизм возник в XVIII в. Впервые ассоциация превращается в универсальную категорию, объясняющую всю психическую деятельность, у английского врача Гартли (1705–1757). Согласно его теории, идеи связаны между собой в соответствии с порядком и связью материальных процессов, происходящих в нервной системе.
Также в XVIII в. развивался субъективно-идеалистический ассоцианизм в учениях Беркли и Юма. Согласно их представлениям, связь идей дана внутри самих элементов сознания и не требует никакой реальной основы.
Возникновение метода свободных словесных ассоциаций связано с именем Френсиса Гальтона (1822–1911), который предлагал испытуемому отвечать на слово-раздражитель первой пришедшей в голову словесной ассоциацией. С помощью секундомера он фиксировал время ответа. Позднее эта методика получила развитие в исследованиях Э. Крепелина (1892), К. Юнга (1906), Г. Кента и А. Розанова (1910) и др.
18. Оформление протоколов психодиагностического обследования в соответствии со стандартными требованиями.
Каждый протокол должен быть оформлен на отдельном листе полноформатной писчей бумаги (желательно в клеточку) и содержать исчерпывающую информацию, позволяющую проверить правильность подсчета и интерпретации показателей:.
1. Каждый протокол содержит шкалу, включающую указания на:
o название методики
o фамилию экспериментатора
o псевдоним испытуемого
o пол испытуемого
19. Содержательная характеристика метода наблюдения: этапы, программы наблюдения, способы фиксации результатов, единицы (признаки) наблюдения, анализ и интерпретация результатов.
Этапы наблюдения:
1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
3. Создание плана наблюдения.
4. Выбор метода обработки результатов.
5. Собственно наблюдение.
6. Обработка и интерпретация полученной информации.
Программа (схема) наблюдения включает в себя перечень единиц наблюдения, язык и форму описания наблюдаемого.
20. Содержательная характеристика метода опроса: метод беседы, метод интервью, метода анкетирования.
ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ получили распространение вследствие оперативности, практичности, надежности, эффективности, возможности широкого охвата большого количества объектов исследования, получения большого эмпирического материала. К вопросам предъявляются требования: вопросы формулируются заранее; имеют четкую формулировку, являются понятными, тактичными, предполагают однозначность ответов, доверительность.
Вопросы бывают: 1) открытые и закрытые; 2) прямые и косвенные. Открытые вопросы – это те, характер ответов на которые заранее не предусмотрен исследователем. Например, почему ты выбрал педагогическую специальность? Закрытые вопросы – это те, характер ответов на которые заранее предусмотрен. Например, какие учебные занятия тебе больше нравятся: по педагогике, иностранному языку, философии, психологии, методике, лингвистике? Закрытые вопросы легче поддаются математической обработке.
21. Рисуночные тесты. Тест «Дерево». Тест «Несуществующее животное».
Тест «Рисунок дерева» основала женщина-психолог из США Ф. Гудинаф. Она занималась проблемами детской психики. После нее Карен Маховер сделала систему критериев, которые помогают по этому тесту оценить особенности личности. Но также есть версия, что эта методика была опубликована в 1949 году в работе К.Коха. Он предлагал нарисовать три дерева. После этого тест дорабатывался и в итоге сейчас предлагают нарисовать только одно дерево.
Эта методика нацелена на выявление особенностей личности. В психодиагностике рисунок дерева рассматривается как автопортрет. Потому что в этом рисунке можно увидеть:
• Отношение к себе.
• Уровень самооценки человека.
• Взаимоотношения с окружающими.
• Качества личности.
22. Тест чернильных пятен Роршаха.
Тест чернильных пятен — одна из наиболее популярных проективных методик — создан Германом Роршахом в 1921 г. Это один из тестов, применяемых для исследования личности и ее личностных нарушений. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций — испытуемый должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности.
23. Проективное использование цвета. Тест выбора цвета М.Люшера.
Тест Люшера разработан швейцарским психологом Максом Люшером в 1948г. В основе теста лежит, предположение, что люди с опред. чертами характера, опред. деятельности или с опред. настроением отдают предпочтение опред. цветам.
Люшером были разработаны и заложены основы цветовой диагностики. Он проделал титанический труд. Во время работы над тестом он рассмотрел 4500 оттенков всевозможных цветов. Автор, специально подчеркивает, что адекватная диагностика с позиций его метода, возможна лишь при использовании стандартного, защищенного авторским патентом, набора цветовых стимулов.
24. Тесты интеллекта. Прогрессивные матрицы Ровена. Тест интеллекта Айзенка.
Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена) – методика предназначена для изучения логичности мышления. Предназначен тест для измерения уровня интеллектуального развития. Предложен Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 г. Прогрессивные матрицы Равена разрабатывались в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучший способ измерения фактора "g" – задача по выявлению отношений между абстрактными фигурами.
Наиболее известны два основных варианта: черно-белый и цветной. Цветной вариант предназначен для обследования детей от 6 до 9 лет. Возможно их применение для детей и более старшего возраста с аномальным развитием. Иногда рекомендуется для проведения реабилитационных исследований и для лиц старше 65 лет.
Теор. (методол) основы Тест "Прогрессивные матрицы Равена" относится к числу невербальных тестов интеллекта и основывается на двух теориях, разработанных гештальт-психологией: теорией перцепции форм и так называемой "теорией неогенеза" Ч. Спирмена.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты