1. Сравнительный анализ житейского и научного психологического знания, их взаимосвязь. Определение психологии как науки: объект изучения, предмет изучения, цель.
2. Тенденция дифференциации в современной психологии: критерии структурирования современной психологической науки. Место общей психологии в системе современного научного психологического знания.
3. Отрасли психологии труда, их краткая характеристика. Возраст как критерий структурирования научного психологического знания. Социальная психология, её основные отрасли.
4. Понятие отражения. Раздражимость и чувствительность. Психика в свете теории отражения.
5. Свойства психического отражения. Функции психики.
6. Психическое явление как форма существования субъективной реальности. Виды психических явлений: психические процессы, свойства и состояния, их характеристика .
7. Доступность психических явлений непосредственному и опосредствованному изучению. Объективация психических явлений. Психологические факты, их виды. Специфика психологического знания.
8. Субъективный и объективный метод в психологии. Классификация методов психологии (по Б.Г.Ананьеву ).Характеристика организационных методов исследования.
9. Эмпирические методы в психологии, их краткая характеристика.
10. Рефлекторная теория психики (А.М.Сеченов). Учение И.П.Павлова об условном рефлексе и сигнальных системах, Его роль для психологии.
11. Психическое и нервно-физиологическое в деятельности мозга с позиций информационной теории и теории сигналов.
12. Концепция динамической локализации психических функций (А. Р. Лурия). Концепция жестких и гибких мозговых структур (Н.Бехтерева). Функциональная асимметрия полушарий головного мозга.
13. Проблема локализации психики в природе и подходы к её решению. Объективный критерий локализации психики в природе (гипотеза А.Н.Леонтьева).
14. Элементарная сенсорная психика животных: особенности психического отражения и поведения. Инстинкты как наследственно закрепленные формы поведения животных, их особенности.
15. Перцептивная психика животных: особенности психического отражения и поведения. Виды научения у животных.
16. Интеллектуальное поведение животных: особенности психического отражения и поведения. Решение двухфазных задач. Особенности и роль интеллектуального поведения животных в филогенезе человеческого сознания.
17. Гипотеза А.Н.Леонтьева о происхождении сознания. Роль труда, его основные характеристики. Труд и речь. Определение сознания.
18. Современные представления о структуре сознания.
19. Свойства и функции сознания.
20. Понятие высших психических функций человека. Генезис ВПФ ( на примере формирования произвольного внимания). (Л.С.Выготский).
21. Самосознание: особенности, характеристика самопознания и самоотношения.
22. Я-концепция личности, её функции.
23. Понятие о бессознательном. Структура, виды и функции бессознательного.
24. Потребности как источник активности личности. Классификации потребностей. Иерархия потребностей ( по А.Маслоу).
25. Основные характеристики и функция потребностей. Механизм удовлетворения потребностей, характеристика стадий напряжения, оценки, насыщения.
26. Понятия мотивации, мотива, мотивировки. Основные характеристики и функции мотивов. Иерархия мотивов. Взаимодействие ведущих и подчиненных мотивов.
27. Методологическое значение категории «деятельность» в психологии. Основные характеристики человеческой деятельности. Определение деятельности.
28. Структура побудительной регуляции деятельности : мотив, цель, задача деятельности. Понятие о ведущей деятельности. Механизм « сдвига мотива на цель».
29. Структура исполнительской регуляции деятельности: понятие «действие», внешние и внутренние действия. Интериоризация и экстериоризация. Понятие операции.
30. Методологические принципы психологии, их характеристика.