Философия
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Философия»
по дисциплине: «Философия»
2022
15.00 BYN
Философия
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Философия
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Поделиться
1. Понятие мировоззрения, его структура. Основные исторические типы мировоззрения (мифологическое, религиозное, философское).
2. Философия как специфическая форма духовного освоения мира. Особенности философского мировоззрения.
3. Предмет философии и его эволюция. Основные проблемы философии. Разделы философского знания.
4. Материализм и идеализм как направления в философии.
5. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика как основные методы в философии. Исторические формы диалектики.
6. Основные направления философии Древнего Востока.
7. Становление философской мысли в древней Греции. Досократовский период: милетская и элейская школы, Гераклит, атомизм).
8. Древнегреческая философия классического периода: Сократ, Платон, Аристотель.
9. Статус и основные проблемы философии в эпоху средневековья. Основные черты философии средневековья. Схоластика и её особенности.
10. Гуманизм и натурфилософия (Н. Коперник, Дж. Бруно) эпохи Возрождения.
11. Проблемы научного познания в философии Нового времени. Дилемма эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон и Р. Декарт).
12. Философия И. Канта: докритический и критический периоды.
13. Философская система и диалектический метод Гегеля.
14. Диалектика как теория и метод в творчестве К.Маркса и Ф.Энгельса. Сущность диалектического и исторического материализма.
15. Особенности, основные черты и направления неклассической философии.
16. Исторические формы позитивистской философии (классический позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм).
17. Философия экзистенциализма.
18. Философская мысль Беларуси: особенности и основные направления.
19. Бытие – центральная категория онтологии. Виды бытия.
20. Категория «материя». Эволюция представлений о материи в философии и науке.
21. Движение как атрибут бытия. Основные типы и формы движения материи.
22. Пространство и время как формы бытия.
23. Понятие природы. Естественная и искусственная природа. Идея коэволюции общества и природы.
24. Законы диалектики (закон взаимопроникновения противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания).
25. Отражение как фундаментальное свойство материи. Генезис и свойства сознания.
26. Структура сознания. Сознательное и бессознательное. Сознание и самосознание.
27. Познание как особая форма освоения и преобразования человеком окружающего мира. Проблема познаваемости мира и её интерпретация в различных философских традициях.
28. Структура и основные закономерности процесса познания. Чувственное и рациональное познание, их формы.
29. Истина как предмет философского анализа. Классическая концепция истины и её альтернативы.
30. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Функции науки в современном обществе.
31. Научное познание и его специфика. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Факт как форма научного знания. Проблема, гипотеза и теория как формы научного поиска и роста знания.
32. Методы эмпирического и теоретического исследования (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, идеализация, формализация и др.).
33. Человек как предмет философского анализа. Основные стратегии осмысления природы человека в классической и неклассической философии.
34. Проблемы смысла жизни, жизни и смерти человека в философии.
35. Деятельность как сущностная характеристика природы человека. Виды деятельности.
36. Понятие общества. Стратегии исследования общества в современной философии.
37. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
38. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории развития общества.
39. Социальная структура общества. Современные концепции социальной стратификации.
40. Глобализация, глобальные проблемы современности и перспективы человечества.
1. Понятие мировоззрения, его структура. Основные исторические типы мировоззрения (мифологическое, религиозное, философское).
Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей. Существуют различные способы типологии мировоззрений, построенные на разных философских и методологических основаниях.
Мифологический тип мировоззрения – совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.
3. Предмет философии и его эволюция. Основные проблемы философии. Разделы философского знания.
Предметом философии является всеобщее в системе «мир – человек». Эта система при первичном подразделении распадается на две относительно противоположные, но взаимосвязанные подсистемы – «мир» и «человек». Взаимоотношения между этими сторонами подразделяется на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический.
1 этап –это возникновение философии на основе мифологии как попытка человека создать первое обобщенное объяснение бытия. Мифы – это фантастическое объяснение бытия, в котором олицетворением всеобщей необходимости и неодолимости выступают боги, а человек рассматривается как нечто случайное и несущественное. Философия – это переход от фантастического к научному объяснению мира, первое и единственное тогда концентрированное знание о мире. Поэтому философия в античности выступает как «наука обо всем».
5. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика как основные методы в философии. Исторические формы диалектики.
Метод – это способ деятельности. Применительно к философствованию методы – это способы и приемы рассуждения.
Основным приемом философского мышления является критическая рефлексия – особое отражение сознанием самого себя.
Существует много способов философского рассуждения. Проблема метода в философии заключается в том, чтобы определить, как именно можно рассуждать, каким способом размышления пользоваться. Обращаясь к истории философии, наработанные способы рассуждения можно поделить на две группы: классические и неклассические. Классические методы были разработаны от древности до XIX века, неклассические оформились в ХХ веке. Классическими методами философии являются метафизика и диалектика, неклассическими – герменевтический, феноменологический, психоаналитический, структуралистский и др. Здесь нас интересуют классические методы.
7. Становление философской мысли в древней Греции. Досократовский период: милетская и элейская школы, Гераклит, атомизм).
Первой философской школой Древней Греции считается Милетская школа, возникшая в городе Милет на побережье Малой Азии. В состав данной школы входят три философа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.
Фалесу приписывается несколько произведений, в числе которых «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология» и «Астрономия», но ни одно из них до нас не дошло. Фалес первым поставил вопрос о субстанции, о том, что лежит в основе многообразия нашего мира, и утверждал, что «все есть вода». Другое положение Фалеса – «все полно богов». Душа – это двигательное начало. Она есть не только у живых, но и у вещей.
Другой представитель Милетской школы, ученик Фалеса, Анаксимандр. Он поставил вопрос о первоначале всего сущего, назвал таким первоначалом апейрон (в переводе с греческого apeiros – «беспредельный»). У него апейрон понимается не только как первоначало, но и как основной закон, согласно которому происходит развитие мира. Этот закон основан на принципе космической справедливости, постоянно восстанавливающей равновесие стихий.
9. Статус и основные проблемы философии в эпоху средневековья. Основные черты философии средневековья. Схоластика и её особенности.
В развитии средневековой философии можно выделить два этапа:
1) ПАТРИСТИКА, первоначальный, наиболее авторитетный этап развития христианской философии во II - VI вв. Он включает изложение апостольских учений, христианской апологетики, впервые целостно излагавшей основные положения христианской философии, а не период зрелой патристики, для которого характерна разработка целостных религиозно - умозрительных систем и глубокий синтез теологических догм и античной философской мысли. Крупнейший мыслитель этого периода Аврелий Августин (354 - 430), создавший влиятельное религиозно - философское учение, служившее фундаментом христианской веры вплоть до XIII века, основными темами которого являются: проблема Бога и мира, веры и разума, истины и знания, добра и зла, свободы воли, вечности и времени, смысла истории.
11. Проблемы научного познания в философии Нового времени. Дилемма эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон и Р. Декарт).
В Новое время активно развивается наука, появляется множество открытий, и всё это оказывает огромное влияние на развитие философии и особенности философской мысли. Эти открытия были бы невозможны без веры в способность разума осваивать мир и воздействовать на него. Философия играла важную роль в этом процессе, реагируя на изменения в науке и практике и одновременно подготавливая их. Открытие целого ряда законов создает у ученых и философов впечатление, что весь мир подчинен строжайшим закономерностям, которые могут быть поняты и описаны.
В этот период происходит разрушение антропоцентризма. До XVII века существовало множество оснований полагать, что человек находится в центре мира. Теперь же Земля оказалась крошечной планетой, не сравнимой с другими планетами, а тем более — со звездами. Вселенная предстала не как механизм, «вращающийся вокруг человека»; она оказалась огромным механизмом, который уже не мог быть специально устроенным для того, чтобы удовлетворять потребности людей.
13.Философская система и диалектический метод Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) — профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов. Разработаны: теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея — Мировой дух) и диалектика как всеобщий философский метод.
Идеализм Гегеля и Абсолютная идея
Главная идея онтологии Гегеля – отождествление бытия и мышления. Гегель считал, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие — сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.
15. Особенности, основные черты и направления неклассической философии.
Основные направления неклассической философии: марксизм, философия жизни, экзистенциализм, позитивизм, психоанализ, прагматизм, структурализм, религиозная философия, постмодернизм.
Наряду с ними можно назвать и такие направления неклассической философии, которые также называют современной философией (или философией модерна), как феноменология (Э. Гуссерль), философская антропология (М. Шелер), философия франкфуртской школы или критическая теория общества (М. Хоркхаймер), герменевтика (Х.-Г. Гадамер).
Неклассический тип философствования характеризуется следующими особенностями.
17. Философия экзистенциализма.
Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.
Экзистенциализм начал зарождаться еще в середине XIX века, а в 20-е — 70-е годы XX века приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.
Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е — 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины:
- нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними
19. Бытие – центральная категория онтологии. Виды бытия.
Бытие - филос. категория, кот. фиксирует сущ. и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом). Онтология – учение о бытии, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы, наиболее общие сущности и категории сущего. Бытие – самое широкое (абстракт.) понятие.
Бытие предстает в нескольких формах: материальная (1-я природа – ест. материя; 2-я природа – создан. ч-м); идеальная ( субъект. дух - внутренний псих. мир ч-ка; объект. дух - формы общ. сознания). Именно 2-я природа и субъектный дух составляют бытие человека или социальное бытие.
21. Движение как атрибут бытия. Основные типы и формы движения материи
Вокруг нас и в нас самих постоянно происходят какие-то изменения. Эти изменения в философии называются движением. Хотя существует и покой, но он относителен, а движение абсолютно.
Поскольку понятием движение называются любые изменения (механические перемещения предметов, процессы ассимиляции в живых организмах, получение новых научных знаний и т.п.), очевидно, что оно неоднородно. В связи с этим в философии предпринимались неоднократные попытки дать классификацию форм движения.
Поскольку понятием движение называются любые изменения (механические перемещения предметов, процессы ассимиляции в живых организмах, получение новых научных знаний и т.п.), очевидно, что оно неоднородно. В связи с этим в философии предпринимались неоднократные попытки дать классификацию форм движения.
Исторически количество выделяемых философией и наукой форм движения увеличивалось по мере продвижения нашего познания. Так, до 17-18 веков о существовании некоторых форм движения, известных нам, даже не предполагали. Наиболее развитой наукой была механика, и наиболее изученной формой движения были механические перемещения.
23. Понятие природы. Естественная и искусственная природа. Идея коэволюции общества и природы
Рассматривая природу как среду обитания, ее подразделяют на естественную и искусственную. Данное разделение имело место уже в античности, например в философии Аристотеля, который отделял то, что осуществляется по естественным законам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание. В данном конкретном смысле естественное ассоциируется с природой (гео- и биосферой), а искусственное - с различными сферами деятельности человека и социальной организацией его жизни (социо-, антропотехносферой).
В естественной среде обитания человека К. Маркс выделял естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и т. д.) и естественные богатства как предметы труда (каменный уголь, газ, нефть, энергию ветра, пара и т. д.).
25. Отражение как фундаментальное свойство материи. Генезис и свойства сознания.
По вопросу возникновения сознания существует две точки зрения:
1) сознание — результат развития природы, которая существует вечно. В ней действует закон энтропии, согласно которому все сложное со временем становится простым. К этой идее подводит дарвиновская теория эволюции, материалистическая философия и естественнонаучный позитивизм. Сознание — следствие тех процессов, которые идут в бессознательной природе.
2) сознание является первичной основой действительности. Оно существовало изначально, и помогло физическому миру возникнуть. Именно мудрым вселенским планом сознания предусмотрено целесообразное устройство нашего мира. Человеческое сознание является частью вселенского сознания. Существует научная гипотеза, подтверждающая этот взгляд. Она основывается на наличии в нашем мироздании информационных полей, носителем которых выступает разновидность физического вакуума. Известный российский ученый Налимов назвал их «полем смысла».
27. Познание как особая форма освоения и преобразования человеком окружающего мира. Проблема познаваемости мира и её интерпретация в различных философских традициях.
Сознание — высшая форма отражения действительности. Способ существования сознания есть знание. Что же представляет собой отражение действительности? какова природа знания? как оно зарождается? каковы его формы? как оно функционирует и какую роль в жизни общества играет? Область науки, изучающая сущность знания, закономерности его возникновения, функционирования и развития, называется теорией познания или гносеологией. Теория познания — составная часть любой философии. Высшая ступень гносеологии — диалектико-материалистическая теория познания. Основной проблемой гносеологии выступает вопрос о соотношениях объекта познания (окружающего мира) и субъекта познавательной деятельности (человека).
29. Истина как предмет философского анализа. Классическая концепция истины и её альтернативы.
Целью познания является достижение истины, то есть получения достоверных знаний о вещах, явлениях. Существует несколько представлений об истине. Наиболее распространенной является классическая концепция истины.
В рамках классической концепции под истиной понимается соответствие знаний действительности, то есть более или менее полное совпадение наших знаний о вещах с самими вещами. Классическая концепция характеризует истину по нескольким основным параметрам. С точки зрения содержания обычно говорят об объективности истины. При этом имеют в виду, что содержание истинного знания определяется самим объектом знания, а не какими-то другими факторами.
31. Научное познание и его специфика. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Факт как форма научного знания. Проблема, гипотеза и теория как формы научного поиска и роста знания.
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основными особенностями научного познания являются следующие: объективность добываемого знания; развитость понятийного аппарата (категориальность); рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью; проверяемость; высокий уровень обобщения знаний; универсальность; использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Уровни научного познания:
· эмпирический - выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей;
· теоретический - выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.
33. Человек как предмет философского анализа. Основные стратегии осмысления природы человека в классической и неклассической философии.
Проблема человека она исследует не мир, как таковой, а смысл бытия человека в мире. Первые представления о человеке возникают задолго до самой философии. На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В Античной философии человек рассматривался как образ космоса, т.е. с позиции Космоцентризм. В своих человеческих проявлениях он подчинен высшему началу - судьбе.
Начиная с Сократа, философы Античности считали человека действительным существом, состоящим из тела и души. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой.
В Средние века человек рассматривается как часть мирового порядка, установленного Богом.
35. Деятельность как сущностная характеристика природы человека. Виды деятельности.
Деятельность – это активное, целенаправленное преобразование человеком объектов действительности и самого себя посредством труда и творчества. Это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Если животные приспосабливаются к окружающей среде в силу генетически заложенных программ жизнедеятельности, то человек посредством трудовой и творческой деятельности преобразует окружающий мир и самого себя, создавая тем самым «вторую природу», мир культуры.
37. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
Общество - особая система объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества делают люди.
Структурный анализ общества как сложной системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений.
Традиционно выделяются следующие основныe сферы общества:
Экономическая сфера — система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.
39. Социальная структура общества. Современные концепции социальной стратификации.
Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система. В структуру общества входят такие элементы, как социальные группы и общности и социальные институты и организации.
Важнейшие элементы социальной структуры общества – социальные группы и социальные общности. Выступая в качестве форм социального взаимодействия, они представляют собой единение людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий. Люди осознают пользу и преимущества таких объединений, поэтому более или менее тесно соединяются в группы и общности, достигая обычно существенного большего результата, чем при индивидуальных действиях. В каждом обществе таких объединений множество.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты