Конституционное право
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Шпаргалка
на тему: «Конституционное право»
по дисциплине: «Конституционное право»
2022
15.00 BYN
Конституционное право
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Конституционное право
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 95.
Поделиться
1. Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли национального права.
2. Место конституционного права в национальных правовых системах, его соотношение с другими отраслями права.
3. Источники конституционного права Республики Беларусь.
4. Конституционно-правовые отношения. Субъекты и объекты конституционно-правовых отношений. Возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений.
5. Конституционно-правовые нормы и институты в системе конституционного права. Общие и особенные черты норм конституционного права.
6. Конституционно-правовая ответственность: понятие, сущность, содержание.
7. Конституционное право как наука. Предмет, метод и источники науки конституционного права.
8. Методология науки конституционного права и ее основные задачи.
9. Роль личности ученого в развитии науки конституционного права Беларуси.
10. Понятие и сущность конституции. Формы и структура конституций. Структура Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 24 ноября 2004 г.).
11. Преамбула Конституции в системе ценностей Основного Закона Республики Беларусь.
12. Классификация конституций. Порядок принятия, изменения и отмены конституций.
12. Классификация конституций. Порядок принятия, изменения и отмены конституций.
13. Социальная, политическая и правовая сущность Конституции. Функции Конституции.
14. Юридические свойства Конституции. Толкование Конституции.
15. Действие Конституции Республики Беларусь.
16. Гарантии стабильности Конституции Республики Беларусь, порядок её изменения и дополнения.
17. Правовая охрана Конституции.
18. Основные черты и особенности Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 24 октября 2004 г.)
19. Понятие и сущность конституционного строя. Закрепление основ конституционного строя в Конституции Республики Беларусь.
20. Конституционные характеристики Белорусского государства.
21. Современные проблемы конституционализма в Республике Беларусь.
22. Гражданское общество как атрибут конституционного государства.
23. Понятие и сущность гражданского общества, его признаки и структурные элементы.
24. Конституционный строй как совокупность экономических, социальных, духовно-культурных и политических отношений.
25. Конституционные основы экономических отношений.
26. Конституционные основы социальных отношений.
27. Конституционные основы духовно-культурных отношений.
28. Конституционные основы политических отношений.
29. Понятие и сущность государства как конституционно-правового института.
30. Государственный суверенитет: понятие, формы проявления и гарантии.
31. Конституционное закрепление принципов правового государства.
32. Конституционно-правовой статус политических партий. Виды партийных систем.
33. Конституционно-правовой статус общественных объединений в Республике Беларусь.
34. Конституционно-правовой статус религиозных организаций в Республике Беларусь.
35. Конституционно-правовой статус социальных общностей.
36. Конституционные основы внешней политики Республики Беларусь.
37. Республика Беларусь как субъект межгосударственных образований.
38. Конституционно-правовые основы многопартийности в Республике Беларусь.
39. Понятие и сущность народовластия. Непосредственная демократия: понятие и юридическая природа. Формы непосредственной демократии.
40. Представительная демократия, ее юридическая природа и формы.
41. Особенности народовластия в Республике Беларусь.
42. Понятие и классификация форм правления. Монархия и её виды.
43. Республика и её виды. Отличие республики от монархии.
44. Понятие политических режимов и их классификация.
45. Концепция прав человека и ее отражение в Конституции Республики Беларусь.
46. Принципы правового статуса личности.
47. Историческое развитие прав и свобод человека и гражданина.
48. Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
49. Гражданские (личные) права и свободы человека и гражданина.
50. Политические права и свободы человека и гражданина.
51. Социальные права и свободы человека и гражданина. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
51. Социальные права и свободы человека и гражданина. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
52. Современные проблемы защиты прав человека и гражданина в Республике Беларусь.
53. Конституционные ограничения прав человека и гражданина.
54. Понятие и сущность конституционных обязанностей граждан Республики Беларусь.
55. Классификация конституционных обязанностей граждан Республики Беларусь.
56. Обязанность и долг граждан по защите Республики Беларусь.
57. Финансирование государственных расходов – конституционная обязанность граждан Беларуси.
58. Охрана природной среды – долг каждого: общая характеристика.
59. Особенности конституционной обязанности каждого по уважению прав, свобод личности и национальных традиций.
60. Конституционные формы реализации конституционных обязанностей гражданами.
61. Конституционные обязанности государства в Республике Беларусь.
62. Соотношение конституционных прав и обязанностей человека и гражданина.
63. Законные интересы как элемент конституционно-правового статуса человека и гражданина.
64. Конституционно-правовые основы взаимодействия государства и личности в Республике Беларусь.
65. Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства в Республике Беларусь.
66. Принципы гражданства.
67. Приобретение и сохранение гражданства.
68. Прекращение гражданства.
69. Условия и порядок приема в гражданство Республики Беларусь.
70. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Порядок депортации иностранных граждан за пределы Республики Беларусь.
71. Сущность и юридическая природа государственного суверенитета.
72. Происхождение и развитие теории суверенитета. Народный суверенитет.
73. Национальный суверенитет. Гарантии суверенитета Республики Беларусь.
74. Понятие и формы государственно-территориального устройства. Симметричное и асимметричное устройство государства.
75. Понятие, цели и принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь.
76. Понятие, виды и территории административно-территориальных единиц Республики Беларусь.
77. Территориальные единицы Республики Беларусь: понятие и виды.
78. Категории населенных пунктов Республики Беларусь. Порядок присвоения наименований населенным пунктам и их переименования.
79. Полномочия Президента Республики Беларусь, государственных органов и граждан в сфере административно-территориального устройства.
80. Порядок наименования, переименования, регистрации и учета административно-территориальных и территориальных единиц.
81. Изменение административно-территориального устройства.
82. Требования к присвоению наименований и переименованию географических объектов.
83. Понятие и признаки унитарного государства. Централизованное и децентрализованное унитарное государство.
84. Федеративное государство: понятие и признаки.
85. Классификация федераций. Централизованные и децентрализованные федерации.
86. Симметричные и асимметричные федерации.
87. Ассоциированные государства.
88. Понятие федерализма. Координированный и кооперативный федерализм.
89. Дуалистический и договорной федерализм.
90. Понятие института интервенции в федерализме.
91. Понятие и сущность конфедерации. Правовой статус Европейского Союза (ЕС).
92. СНГ как форма многосторонней интеграции отдельных государств и перспективы его развития.
93. Правовые и организационные основы ОДКБ.
94. Правовые и организационные основы ЕАЭС.
95. Союзное государство Беларуси и России – новый тип межгосударственного объединения.
1. Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли национального права.
Термин «Конституционное право» используется в нескольких значениях, каждому из которых соответствует определенное содержание. Обычно конституционное право рассматривается в трех аспектах:
1. конституционное право как особая отрасль права в системе национального права.
2. конституционное право как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующиеся на их основе правоотношения и институты.
3. конституционное право как предмет преподавания, как учебная дисциплина, основанная на достижениях и данных науки конституционного права.
В совокупности Конституция, законы, декреты и указы Главы государства, постановления Правительства и т.п. образуют действующее конституционное право (отрасль права) – внутренне согласованную систему юридических норм (правил особого рода), обеспечиваемых государственным принуждением.
Предметом конституционного права как отрасли права являются наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются:
1. конституционный строй государства;
2. формы и способы осуществления государственной власти;
3. основы правового положения личности;
4. государственное устройство;
5. система, порядок формирования (включая избирательное право), принципы организации и деятельности органов государства;
6. организация местного управления и самоуправления;
7. основы экономической системы государства.
В конституционном праве как отрасли права применяются следующие правовые методы воздействия на общественные отношения:
1. установление прав;
2. возложение обязанностей и ответственности;
3. дозволение;
4. запрет.
10. Понятие и сущность конституции. Формы и структура конституций. Структура Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 24 ноября 2004 г.).
Конституция (лат. constitution-установление) – это основной закон государства; это главный учредительный документ государства и общества. Как Основной Закон государства, она базируется на выработанных мыслителями разных эпох главных ценностях конституционализма.
Сущность конституции заключается в том, что она, во-первых, является Основным Законом государства; во-вторых, обладает наивысшей юридической силой; в-третьих, является политическим и идеологическим документом.
Конституция Республики Беларусь – это особый, обладающий наивысшей юридической силой, нормативный правовой акт государства, посредством которого белорусский народ, выражая свою суверенную волю, учреждает основы конституционного строя, систему и структуру государственной власти, местного управления и самоуправления, основы правового положения личности, территориальное устройство и символику государства.
Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изм. и доп. от 24 ноября 1994 г. и 17 октября 2004 г.) – это:
1. первая Конституция суверенного белорусского государства;
2. в Конституции впервые закреплено, что Республики Беларусь – это:
- унитарное государство;
- демократическое государство;
- социальное государство;
- правовое государство.
3. в Конституции впервые закреплен принцип разделения властей;
4. в Конституции впервые учрежден институт президентства;
5. в Конституции впервые закреплен приоритет международного права.
Таким образом, Конституция Республики Беларусь – это Конституция:
1. нового поколения;
2. писанная;
3. консолидированная;
4. постоянная;
5. республиканская;
6. унитарная;
7. демократическая;
8. жесткая;
9. юридическая;
10. фактическая (социальная).
20. Конституционные характеристики Белорусского государства.
Ст. 1 Конституции РБ «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство». В этой статье определено название государства – Беларусь и форма правления – республика.
Основные признаки правового государства:
--верховенство права;
--незыблемость прав и свобод личности, наличие эффективного контроля за их соблюдением;
--взаимная ответственность государства и гражданина, наличие разделения властей при условии, что они сдерживают и уравновешивают друг друга в рамках закона.
Правовое государство предполагает не только наличие законодательства, но и чтобы оно было демократичным по своему содержанию.
Форма территориально-политического устройства нашего государства – унитарная (единая, целая, простая), состоящая из административно-территориальных единиц.
Политический режим – совокупность приемов, методов, способов, средств, с помощью которых осуществляется управление государством.
Политический режим может быть:
-Демократическим
-Недемократическим
В соответствии со ст. 4 Конституции РБ: «демократия в РБ осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательных для граждан».
Принципы демократического государства:
--равноправие всех перед законом;
--политический плюрализм;
--свобода СМИ;
--уважительное отношение к мнению большинства;
--свобода веровоззрения (в пределах закона).
Социальное государство – служит обществу и стремится свести к минимуму социальные различия, создает такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Основная роль – создать такие условия, чтобы гражданин мог обеспечить себя и свою семью.
30. Государственный суверенитет: понятие, формы проявления и гарантии.
Суверенитет государства – неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности. Суверенитет государства – свойство государства самостоятельно и независимо от других государства осуществлять свои функции на своей территории и с другими государствами, он происходит из суверенитета народа. С. Проявляется в верховенстве государственной власти и независимости. С.РБ проявляется в следующем: РБ обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, т.е. С. Распространяется на всю территорию РЬ; самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; защищает свою независимость и территориальную целостность; РБ — суверенное государство, утвердившееся на основе осуществления белорусской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, государственности белорусского языка, верховенства народа в определении своей судьбы. Неотъемлемые права РБ как суверенного государства реализуются в соответствии с общепризнанными нормами международного права. РБ охраняет и защищает национальную государственность белорусского народа, имеет свой герб, флаг и гимн. Любые насильственные действия против национальной государственности со стороны политических партий, общественных объединений или лиц преследуются по закону. Граждане РБ всех национальностей составляют белорусский народ, являющийся носителем суверенитета и единственным источником государственной власти в республике. Его полновластие реализуется непосредственно и через представительные органы государственной власти. Право выступать от имени всего народа республики принадлежит исключительно Верховному Совету РБ. Гражданство РБ является неотъемлемой частью ее суверенитета. Республика охраняет честь, здоровье, права и законные интересы своих граждан, обеспечивает их социальную защищенность. Они находятся под ее защитой, пребывая за пределами Республики Беларусь. Республика принимает в гражданство и решает вопросы о выходе из гражданства. Земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории Республики Беларусь, воздушное пространство являются собственностью белорусского народа, которому принадлежат исключительные права по их владению, пользованию и распоряжению. Территория РБ является неделимой и неприкосновенной и не может быть изменена или использована без согласия РБ. Все вопросы о границах решаются только на основе взаимного согласия между РБ и смежными суверенными государствами путем заключения соответствующих договоров, которые подлежат ратификации Верховным Советом. На территории Республики Беларусь устанавливается верховенство Конституции Республики Беларусь и законов Республики Беларусь. Разграничение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом существования Республики Беларусь как правового государства. Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов осуществляется Генеральным прокурором, который назначается Верховным Советом. РБ имеет право на возмещение ущерба, нанесенного ей действиями союзных органов, союзных республик и других государств. РБ самостоятельна в решении вопросов культурного и духовного развития белорусской нации, других национальных общностей республики, в создании собственной системы информации, образования и воспитания. Имеет право на собственные Вооруженные Силы, внутренние войска, органы государственной и общественной безопасности, подконтрольные Верховному Совету, имеет суверенное право определять порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, службы в органах государственной и общественной безопасности, решать вопросы размещения войск и вооружения на своей территории. Никакие воинские формирования других стран, их военные базы и сооружения не могут быть размещены на территории РБ без согласия ее Верховного Совета.
40. Представительная демократия, ее юридическая природа и формы.
Под представительной демократией обычно понимают свободу народа выдвигать своих представителей для управления государством, т. е. для принятия решений, выражающих волю народа или населения, проживающего на определенной территории. В науке конституционного права этой форме правления уделяется особое внимание.
Концепция национального (народного) представительства сложилась еще в XVIII - XIX вв. и представляет собой совокупность следующих принципов:
1. национальное (народное) представительство учреждается Конституцией;
2. нация (народ), являясь носителем суверенитета, уполномочивает парламент осуществлять от его имени законодательную власть;
3. нация (народ) избирает в парламент своих представителей - депутатов, сенаторов, представителей (парламентариев) - для осуществления законодательной власти;
4. депутат (член) парламента является представителем всей нации (а не толь-ко тех, кто его избрал).
Основной целью осуществления народовластия в Республике Беларусь является создание такого механизма власти, который может обеспечить нормальное функционирование органов представительной демократии, а также непосредственное принятие самим народом решений по важнейшим вопросам жизни государства и общества.
50. Политические права и свободы человека и гражданина.
Политические права и свободы – это важнейшая категория субъективных прав и свобод гражданина, которая рассматривается как обеспеченная человеку законом возможность участия в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти.
Политические права и свободы связаны, прежде всего, с обладанием гражданством государства, и в отличие от личных прав, адресованных в конституциях «каждому», принадлежат только «гражданам», т.е. признаются преимущественно лишь за гражданами конкретного государства. Данная категория прав и свобод направлена не на обеспечение автономии человека, как это характерно для личных (гражданских) права, а на его проявление как участника политического процесса, носителя политического сознания и политической воли. Реализация политических прав и свобод позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества и в управлении государством. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин как индивид участвует в осуществлении государственной политической власти.
60. Конституционные формы реализации конституционных обязанностей гражданами.
Реализация конституционных обязанностей человека и гражданина зависит от функционального назначения систем гражданского общества. Так, в пределах духовно-культурной системы, обуславливающей возникновение и развитие науки, образования, культуры, правовые категории рассматриваются как средства, определяющие духовно-культурные блага, регулирующие и обеспечивающие их осуществление.
Таким образом, идея конституционных обязанностей человека и гражданина выступает как принципы построения, существования и эволюции правового государства. Однако качественная определенность данного принципа в рамках рассматриваемой позиции сводится к определенности формы (права) как средства обеспечения прав человека, выступает в качестве его выражения или результата действия. Содержание данного принципа, его пределы раскрываются только в социальной сфере, в которой взаимоотношения человека и государства построены на основе права. Категория социальной сферы определяется с позиции целостного внешнего объекта - совокупности факторов объективного и субъективного порядка, влияющих на совместное и индивидуальное существование человека. Таковы, например, взаимоотношения между людьми, категории личностной саморегуляции и самоориентации человека, институт семьи, свобода экономической деятельности, отношения по поводу публичной власти, идеологическое многообразие и другие.
Вторая позиция несколько не совпадает с первой относительно взаимодействия личности, государства и права. Ее сущность сводится к тому, что фактическим и юридическим измерением правовой государственности, ее объективно-действенной стороной, определяющей меру свободы индивида, выступают социально-нормативные конструкции - права человека, закрепленные в законах в качестве общеобязательных исходных норм.
Во-первых, любая юридическая норма может быть полностью раскрыта только с учетом ее социальной характеристики, достижения социальной цели, а именно исполнением своих конституционных обязанностей. То есть, с одной стороны, норма зависит от социально-экономического, политического строя, духовно-культурной системы общества и других установок, с другой стороны, права человека должны обеспечить реальный доступ личности к использованию материальных и духовных благ, которые проявляют себя в социальной сфере. В данном случае человек обязан выполнить все требования установленные не только государством, но и действовать в соответствии со своими потребностями. Отсюда следует простое правило, чтобы воспользоваться плодами необходимо приложить определенные усилия (созиданием, бережным отношением). Во-вторых, право (речь идет о второй позиции) как необходимая предпосылка предоставления свободы человеку уже имеет заранее определенные обязанности человека и гражданина установленные государством: естественные притязания личности, охватывающие различные социальные сферы жизнедеятельности человека.
70. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Порядок депортации иностранных граждан за пределы Республики Беларусь.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Конституцией Республики Беларусь, Законом от 4 января 2010 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» и иными актами законодательства, а также может определяться на основании международных договоров Республики Беларусь.
Иностранными гражданами в Республике Беларусь согласно статье 1 указанного Закона признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству(подданству) другого государства. Эта же норма содержится в статье 9 Закона Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь».
В соответствии со статьей 11 Конституции Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами иностранцам в Республике Беларусь гарантируются неприкосновенность личности и жилища, другие личные права и свободы.
Законодательством предусмотрено, что иностранцы могут вступать в профессиональные союзы и иные общественные объединения Республики Беларусь, если это предусмотрено их уставами. В то же время иностранцы не могут быть членами политических партий Республики Беларусь и иных общественных объединений, преследующих политические цели.
Социально-экономические права иностранцев, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь и занимающихся на законных основаниях трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на территории Республики Беларусь, определяются законами и международными договорами Республики Беларусь.
Кроме того, законодательство Республики Беларусь предоставляет иностранцам широкие возможности на сохранение и развитие своего национального языка и культуры, соблюдение национальных традиций и обычаев. Оскорбление национального достоинства иностранцев влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
В свою очередь иностранцы, находящиеся на территории Республики Беларусь, обязаны соблюдать Конституцию Республики Беларусь и иные акты законодательства, уважать ее национальные традиции.
80. Порядок наименования, переименования, регистрации и учета административно-территориальных и территориальных единиц.
Наименование и переименование административно-территориальных и территориальных единиц осуществляются в соответствии с законодательством о наименованиях географических объектов; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; в области охраны и использования историко-культурного наследия; в области обороны, национальной безопасности, правоохранительной деятельности; о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности, иным законодательством.
Регистрация и учет административно-территориальных единиц, территориальных единиц, в том числе территорий специального режима использования, и изменений административно-территориального устройства осуществляются в едином реестре административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь.
90. Понятие института интервенции в федерализме.
Интервенция по решению федеральных органов осуществляется в случае возникновения в штатах и иных субъектах федерации массовых беспорядков. Институт интервенции в дела субъектов федерации предусмотрен конституциями ряда государств Латинской Америки (Аргентины, Бразилии, Мексики и др.). Крайним способом федерального принуждения являются военные действия (война в США в 1861-1865 гг., военные действия федеральных сил России в Чеченской Республике после 1994 г.).
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 95.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты