Международное публичное право
БИП (Белорусский институт правоведения)
Шпаргалка
на тему: «Международное публичное право»
по дисциплине: «Международное публичное право»
2022
15.00 BYN
Международное публичное право
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Международное публичное право
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 99.
Поделиться
1. Возникновение и развитие международного права.
2. Понятие и предмет международного публичного права.
3. Международное публичное и международное частное право.
4. Соотношение международного права, внешней политики и дипломатии.
5. Понятие и классификация норм международного права.
6. Система источников международного права.
7. Международный договор как источник международного права.
8. Международно-правовой обычай.
9. Понятие принципов международного права, их роль в установлении международного правопорядка.
10. Основные принципы международного права.
11. Понятие и виды субъектов международного права.
12. Государства как основные субъекты международного права.
13. Правосубъектность международных организаций.
14. Вопрос международной правосубъектности индивидов, транснациональных корпораций, международных неправительственных организаций.
15. Доктринальные подходы к соотношению международного и национального права.
16. Место и роль международно-правовых норм в правовой системе Республики Беларусь.
17. Понятие и особенности имплементации норм международного права.
18. Выполнение международных обязательств Республикой Беларусь.
19. Понятие и виды территорий в международном праве.
20. Государственная территория.
21. Международно-правовой режим Антарктики и Арктики.
22. Международно-правовая регламентация населения.
23. Международно-правовые вопросы гражданства.
24. Понятие беженцев и их правовое положение.
25. Понятие признания в международном праве.
26. Формы международно-правового признания.
27. Понятие и сущность правопреемства в международном праве.
28. Правопреемство государств в отношении международных договоров.
29. Правопреемство государственной собственности, государственных долгов и государственных архивов в различных случаях территориально-политических изменений.
30. Понятие и субъекты международно-правовой ответственности.
31. Принципы и основания ответственности государств.
32. Формы международно-правовой ответственности государств.
33. Уголовная ответственность физических лиц за совершение международных преступлений.
34. Ответственность государства за ущерб, причиненный при осуществлении правомерной деятельности.
35. Понятие и классификация международных споров.
36. Согласительные (дипломатические) средства разрешения международных споров.
37. Судебные и арбитражные средства разрешения международных споров.
38. Рассмотрение споров в Международном Суде ООН.
39. Рассмотрение споров в рамках ВТО и других экономических организаций.
40. Рассмотрение споров в рамках региональных международных организаций (ОБСЕ, ЕС, Совет Европы, СНГ и др.).
41. Понятие, источники и субъекты права международных договоров.
42. Понятие международного договора.
43. Заключение международных договоров, их регистрация и опубликование.
44. Оговорки к международным договорам.
45. Недействительность международного договора.
46. Прекращение и приостановление действия международных договоров.
47. Выполнение международных договоров.
48. Международный договор в правовой системе Республики Беларусь.
49. Понятие и виды международных организаций. Создание международной организации.
50. Международные межправительственные организации.
51. Организация Объединенных наций: создание, цели, принципы, структура.
52. Специализированные учреждения ООН.
53. Международные интеграционные объединения и их правовая природа.
54. Интеграционные объединения с участием Республики Беларусь.
55. Понятие и правовой статус международных конференций.
56. Понятие и источники права международной безопасности.
57. Системы коллективной безопасности.
58. Понятие и источники права внешних сношений.
59. Виды органов внешних сношений государств.
60. Дипломатические представительства.
61. Персонал дипломатического представительства.
62. Правовой статус, структура, виды и функции консульских представительств.
63. Дипломатические и консульские привилегии и иммунитеты.
64. Привилегии и иммунитеты международных межправительственных организаций и их персонала.
65. Правовой статус, структура и функции представительств государств при международных организациях.
66. Понятие и источники международного права прав человека.
67. Права и свободы человека в современном международном праве и имплементация во внутреннее право государств.
68. Механизмы международно-правовой защиты прав человека.
69. Европейский суд по правам человека: компетенция, порядок рассмотрения споров.
70. Понятие, структура и источники международного гуманитарного права.
71. Участники военных действий. Понятие и правовой статус комбатанта.
72. Правовая регламентация выбора средств и методов ведения войны.
73. Международно-правовая защита жертв войны.
74. Особенности международно-правовой регламентации вооруженных конфликтов немеждународного характера.
75. Международный комитет Красного Креста и его роль в развитии и реализации международного гуманитарного права.
76. Понятие и источники международного уголовного права.
77. Международные преступления и преступления международного характера.
78. Международные договоры по борьбе с преступностью.
79. Институциональный механизм сотрудничества государств в борьбе с преступностью (ООН, Интерпол).
80. Международные уголовные трибуналы.
81. Международный уголовный суд. Римский статут 1998 г.
82. Понятие, источники, субъекты международного морского права.
83. Правовой режим внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
84. Правовой режим открытого моря.
85. Международный район морского дна.
86. Понятие, принципы и источники международного воздушного права.
87. Правовой режим воздушного пространства над территорией государства.
88. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве.
89. Понятие и источники международного космического права.
90. Правовой режим космического пространства и небесных тел.
91. Правовой режим космических объектов и статус космонавтов.
92. Понятие, принципы, источники и субъекты международного экономического права.
93. Международные соглашения в сфере экономических отношений.
94. Создание, цели и функции ВТО, МВФ и Всемирного банка.
95. Формы международной экономической интеграции: зона свободной торговли, таможенный союз, валютный союз, единое экономическое пространство.
96. Понятие, источники и принципы международного экологического права.
97. Международно-правовая охрана животного и растительного мира.
98. Международно-правовая охрана атмосферы.
99. Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
1. Возникновение и развитие международного права.
Международное право возникло в период рабовладельческого строя. Пожалуй, одним из самых древних дошедших до нас международных договоров является договор египетского фараона Рамзеса II с царем хеттов Хаттушилем III, заключенный в 1278 г. до н.э. В этом соглашении восстанавливались дружественные отношения между двумя государствами после длительной войны, заключались оборонительный и наступательный союзы, предусматривались помощь в случае внутренних беспорядков и взаимная выдача перебежчиков. Этот договор послужил образцом для многих международных соглашений.
Своеобразным памятником международного права можно считать и Законы Ману (I век н.э.)., достаточно подробно урегулировавшие вопросы посольского права.
5. Понятие и классификация норм международного права.
Норма международного права – правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами международного права в качестве общеобязательного. Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм международной вежливости (международной морали), которые соблюдаются субъектами международного права во взаимных отношениях. Если международно-правовые нормы – это юридически обязательные правила поведения, то обыкновения (или нормы) международной вежливости лишены качества юридически обязательных. Нарушение норм международного права дает основание для международно-правовой ответственности, а нарушение обыкновений такой ответственности не влечет. К нормам международной вежливости относится большинство правил дипломатического этикета.
10. Основные принципы международного права.
Основные принципы международного права – это концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные правила поведения субъектов международных отношений, возникающие как результат общественной практики по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.
Они представляют собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений. Принцип международного права – это норма международного права, имеющая обязательный характер для всех субъектов.
От принципов права следует отличать принципы правосознания – субъективные представления людей, общественных движений, политических партий о том, как должны регулироваться те или иные общественные отношения.
Принцип права – это нормативное отражение объективного порядка вещей, общественной практики, закономерностей общественного развития, а не субъективные представления об этих процессах.
Соблюдение принципов международного права является строго обязательным.
15. Доктринальные подходы к соотношению международного и национального права.
Проблема соотношения международного и национального права занимает центральное место в доктрине и практике современного нормотворческого процесса.
Соотношение международного и национального права обычно понимают, во-первых, соотношение силы международно-правовых и внутригосударственных норм и, во-вторых, взаимодействие международного и национального права в процессе создания норм МП и норм национального законодательства и в процессе их реализации.
20. Государственная территория.
Современное международное право допускает частичные изменения государственной территории в пользу других государств. При этом в какую бы форму они ни облекались (безвозмездная уступка, обмен, продажа и т. п.), такие изменения правомерны лишь при добровольном согласии на них государств.
Верховная власть государства, его территориальное верховенство — отличительная черта государственной территории.
Государственную территорию образуют сухопутная территория, водная территория, воздушная территория, недра под сухопутной и водной территориями.
25. Понятие признания в международном праве.
Признание – это политико-правовой акт, которым государство официально подтверждает свою осведомленность о возникновении нового государства, выражает свое позитивное отношение к этому намерению нового государства вступать в отношения с другими государствами и иным образом участвовать в международном общении.
В современном международном праве институт признания сформировался в связи с появлением новых государств в результате обретения независимости бывшими колониями, слияния или разделения государств. Признание государства также требуется в случае смены в государстве общественно-политической системы.
В настоящее время не существует особой формулы выражения признания, речь идет о признании государства в качестве независимого суверенного, когда признающий исходит из наличия у признаваемого способности участвовать в международном общении и выступать при этом как субъект международного права.
30. Понятие и субъекты международно-правовой ответственности.
Под международно-правовой ответственностью в литературе понимают юридическую обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, причиненного другому субъекту международного права в результате совершенного правонарушения.
В обеспечении исполнения норм международного права важную роль играет институт ответственности как один из древнейших институтов международного права. Ответственность в международном праве представляет собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется применением определенных мер к правонарушителю. Содержание международно-правовой ответственности заключается в осуждении правонарушителя и в обязанности правонарушителя понести неблагоприятные последствия правонарушения.
35. Понятие и классификация международных споров.
Международ. Спор – конкретное расхождение во мнениях субъектов МП, касающееся фактов, права или политики, при наличии которого требование или заявление одной стороны встречаются с отказом, встречным иском или опровергаются другими сторонами. Основные характ-ки: 1) разногласие должно быть КОНКРЕТНЫМ, т.е. должно иметь вполне определенное содержание; 2)разногласие должно выражаться во встречных претензиях или противоречащих друг другу заявлениях сторон спора, т.е. одна сторона должна открыто заявить о своих требованиях к другой стороне, а другая сторона должна ответить отказом или выдвинуть встречные требования.
40. Рассмотрение споров в рамках региональных международных организаций (ОБСЕ, ЕС, Совет Европы, СНГ и др.).
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Создание механизма разрешения споров в рамках ОБСЕ проходило длительное время. Конвенция ОБСЕ о примирении и арбитраже была подписана в 1992 г. И вступила в силу двумя годами позже. В соответствии с этой Конвенцией в Женеве была создана Палата примирения и арбитража. Функции примирения осуществляет Комиссия по примирению, учреждаемая для каждого спора, из лиц, входящих в список, учреждений согласно Конвенции. Комиссия готовит доклад, содержащий предложения по мирному урегулированию конфликта и затем сторонам дается 30-дневный срок для рассмотрения и оценки этих предложений. Если одна из сторон не примет предложение, доклад передается в Постоянный совет ОБСЕ. Конвенция предусматривает создание арбитражных трибуналов, учреждаемых для каждого конкретного случая. Трибунал разрешает споры на основе международного права, и его решение является окончательным и обязательным для обеих сторон.
45. Недействительность международного договора.
Действительный международный договор – договор, который в целом или в какой-либо части не противоречит основным принципам или императивным нормам международного права. Это положение закреплено в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. – договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивным нормам общего международного права.
Только действительные международные договоры могут порождать правомерные последствия для договаривающихся сторон, и только по таким договорам стороны могут приобретать законные, а не мнимые права и обязанности, на достижение которых была направлена воля участников договора.
Одним из важнейших условий действительности договора является соблюдение установленных правил при его заключении. Заключать договор должны надлежащие субъекты, а переговоры вести надлежащим образом уполномоченные представители.
50. Международные межправительственные организации.
Международная межправительственная организация — объединение суверенных государств ,создаваемое в соответствии с международным правом на основе многостороннего международного договора для достижения общих целей в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной областях деятельности.
Достоинства Недостатки
1. Для современных межправительственных организаций характерны дальнейшие расширение их компетенции и усложнение структуры. 1. Межправительственные организации обладают исключительно большими полномочиями в деле предотвращения войны и создания условий для мирного сотрудничества стран, т.е. от их решения зависит состояние мира на земле.
2. Организации несут ответственность за правонарушения и нанесения ущерба своей деятельностью.
55. Понятие и правовой статус международных конференций.
Международная конференция– временный орган, созванный для подготовки, обсуждения поставленных перед участниками вопросов и принятия согласованных решений, имеющих международное значение. Могут именоваться по-разному: конференция, совещание, саммит, хотя юридического значения различие в названиях не имеет.
Виды конференций:
- конференции, принимающие кодифицирующие конвенции (Венская конференция о дипломатических сношениях 1961 г., Конференция по морскому праву 1973 – 1982 гг.),
- встречи на международном уровне (совещания, саммиты).
60. Дипломатические представительства.
Дипломатическое представительство – это орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними.
Международным правом установлены следующие виды дипломатических представительств: 1) посольства – представительства высшего уровня, возглавляемое чрезвычайным и полномочным послом. К ним приравниваются представительства Ватикана – нунциатуры (РБ установила дипотношения в 1992 г.); 2) миссии – представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками или поверенными в делах. Независимо от вида все эти представительства имеют официальный правовой статус, привилегии и иммунитет.
65. Правовой статус, структура и функции представительств государств при международных организациях.
Представительство может включать, помимо главы представительства, дипломатический персонал, административно-технический персонал и обслуживающий персонал. Численность персонала представительства не должна выходить за пределы, которые являются разумными и нормальными с учетом функций организации, потребностей данного представительства, обстоятельств и условий, существующих в государстве пребывания.
70. Понятие, структура и источники международного гуманитарного права.
Международное гуманитарное право — отрасль международного права, представляющая собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в целях решения гуманитарных задач, возникающих в связи с международными вооруженными конфликтами и вооруженными конфликтами немеждународного характера, и установления ответственности за нарушения правил ведения военных действий.
Источники МГП. Международно-правовой обычай остается одним из основных источников МГП, восполняет пробелы в международных договоров, а также действует в отношении государств которые ими не связаны.
75. Международный комитет Красного Креста и его роль в развитии и реализации международного гуманитарного права.
МККК в своей работе преследует двоякую цель: предоставить защиту и помощь жертвам конфликтов.
На современном этапе можно выделить следующие основные направления деятельности МККК:
1. Посещение лиц, лишенных свободы
2. Деятельность Центрального агентства по розыску
3. Деятельность по оказанию помощи
4. Медицинское обслуживание
5. Развитие МГП
80. Международные уголовные трибуналы.
Современное международное право, презюмируя преимущественное использование в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера национальных судебных и иных органов, предусматривает возможность создания международных учреждений для осуществления судебных функций в особых ситуациях. Такие учреждения конституируются и функционируют на основе международных договоров (статутов) или, как свидетельствует практика, на основе актов Совета Безопасности ООН.
Истории известны два выполнивших свои задачи судебных органа, именовавшихся международными военными трибуналами. Они действовали сразу же после окончания Второй мировой войны. Инициатива такой судебной процедуры принадлежала советскому руководству, не одобрявшему суждения союзников о вынесении приговора на основе политического решения глав государств антигитлеровской коалиции.
85. Международный район морского дна.
Международный район морского дна – дно морей и океанов, его недра за пределами национальной юрисдикции (расположено за пределами континентального шельфа – 200 морских миль, а если континентальный шельф распространяется за этот предел (до 250 миль), то за ним).
Район морского дна и его ресурсы – общее наследие человечества (ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права части морского дна или его ресурсов и не может их присваивать).
Ни одно государство, его компании не вправе без разрешения Международного органа по морскому дну (МОД) добывать ресурсы морского дна.
90. Правовой режим космического пространства и небесных тел.
Международное космическое право – система международных принципов и норм, устанавливающих основы космического сотрудничества государств, а также правовой режим космического пространства, включая небесные естественные и искусственные тела, космонавтов, и регулирующих права и обязанности участников космической деятельности.
Предметом данной отрасли международного права является регулирование международных отношений в процессе космической деятельности, а именно – правоотношения субъектов при запуске космических объектов в процессе использования космической техники для практических целей, вопросы контроля и ответственности, определения круга субъектов космической деятельности и т. д.
Субъектами международного права являются на данный момент в основном государства, хотя в будущем субъектами международного права могут стать организации и частные лица.
Основными источниками международного космического права являются международные договоры.
95. Формы международной экономической интеграции: зона свободной торговли, таможенный союз, валютный союз, единое экономическое пространство.
Зона свободной торговли – форма интеграционного объединения, при которой страны-участницы ограничиваются отменой торговых ограничений и снижением или отменой таможенных пошлин во взаимной торговле. При этом в отношении к третьим странам они выступают индивидуально, т.е. сохраняют свой экономический суверенитет. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные тарифы. За странами-участницами сохраняется право на отмену или введение новых таможенных пошлин, либо иных ограничений, право на заключение договоров, соглашений, альянсов (по отношении к третьим странам).
Формой более тесного сотрудничества является таможенный союз. Для него характерны наряду с отменой внешнеторговых ограничений внутри интеграционного объединения установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 99.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты