Психология
БГПТХК им.А.Е.Ларина (Бобруйский государственный профессионально-технический художественный колледж)
Шпаргалка
на тему: «Психология»
по дисциплине: «Психология»
2022
15.00 BYN
Психология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Психология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Поделиться
1. Дайте общее понятие о психологии как о науке, назовите предмет и перечислите задачи психологии.
2. Опишите этапы развития психологической науки.
3. Перечислите и опишите основные направления развития психологии (гештальтпсихология, бихевиоризм ,когнитивная психология, гуманистическая психология )
4. Перечислите и опишите отрасли психологии.
5. Опишите естественно - научные основы психологии.
6. Перечислите и опишите методологические принципы, соблюдаемые при проведении психологического исследования.
7. Опишите детскую психологию как отрасль возрастной психологии. Особенности, цели и задачи детской психологии.
8. Дайте описание классификации психологических методов исследования в психологии (по Б.Г. Ананьеву)
9. Дайте характеристику наблюдению как методу исследования в психологии.
10. Дайте характеристику эксперименту как методу исследования в психологии.
11. Дайте характеристику опросным методам, используемым в психологии.
12. Назовите и опишите стадии развития психики в филогенезе.
13. Дайте психологическую характеристику сознания как высшей ступени развития психики. Соотношение сознательного и бессознательного в психике.
14. Опишите возникновение и развитие сознания человека как высшего уровня развития психики.
15. Назовите и дайте характеристику фактором психического развития личности.
16. Дайте описание биогенетической концепции психического развития.
17. Дайте описание социогенетической концепции психического развития.
18. Культурно-историческая концепция развития Л.С. Выготского .
19. Дайте характеристику основных периодов психического развития по Д.Б. Эльконину.
20. Опишите особенности и значения внутриутробного периода развития на психическое развитие ребенка, естественного процесса рождения на дальнейшее психическое развитие.
21. Опишите особенности развитие когнитивной и аффективной сфер младенца.
22. Опишите особенности развития мотивационной и поведенческой сфер младенца.
23. Опишите особенности социальной ситуации развития и ведущей деятельности ребенка младенческого возраста.
24. Охарактеризуйте основные психические новообразования ребенка младенческого возраста и опишите кризис одного года.
25. Опишите особенности социальной ситуации развития и ведущей деятельности ребенка раннего возраста.
26. Опишите особенности развития мотивационной и поведенческой сфер ребенка в раннем детстве.
27. Опишите особенности развития когнитивной и аффективной сфер ребенка в раннем детстве.
28. Опишите основные новообразования ребенка в раннем возрасте : развитие речи и развитее наглядно-действенного мышления.
29. Дайте характеристику кризису 3-х лет и опишите основные формы его проявления .
30. Раскройте сущность деятельности, дайте описание ее основным характеристикам.
31. Дайте общее представление о деятельности как психологической категории, Основные характеристики деятельности.
32. Опишите формирования навыков и привычек в процессе деятельности .
33. Опишите игру и ее особенности у детей дошкольного возраста.
34. Опишите основные этапы овладения ребенком изобразительной деятельностью: каракули, графические образы, творческое рисование.
35. Опишите рисунок как отражение детских впечатлений и переживаний.
36. Опишите познавательно - практическую деятельность дошкольников и ее значение в психическом развитии.
37. Опишите особенности элементарной учебной деятельности в дошкольном возрасте.
38. Опишите особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте.
1. Дайте общее понятие о психологии как о науке, назовите предмет и перечислите задачи психологии.
Психология — это наука изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Психология изучает: возникновение и развитие психики; сознание человека как высшую форму психики; обусловленность психики человека биологическим и социально-историческими факторами; нейрофизиологические основы психической деятельности; структуру психики человека; закономерности формирования психических образов; отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов; индивидуально-психологические особенности личности; психологические особенности поведения человека в социальной среде; психологию конкретных видов человеческой деятельности.
Предметом психологии являются человек как субъект деятельности системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним.
3. Перечислите и опишите основные направления развития психологии (гештальтпсихология, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология )
Зарубежная психологическая наука исповедует различные подходы к пониманию психики и поэтому включает в себя несколько направлений: псшаоналитическое, бихевиористское, гешталътпсихологию, гуманистическую и трансперсональную психологию.
Психоанализ — одно из наиболее известных направлений психологии за рубежом, возникшее в начале XX в. Оно основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Психоанализ восходит к идеям 3. Фрейда и его последователей (фрейдизм, неофрейдизм) и предполагает особую методологию исследования психики. Основными методами психоанализа являются: метод анализа свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и объяснение различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека.
Бихевиоризм — направление в зарубежной психологии, возникшее в начале XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды. Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциация) между стимулом и реакцией. Простота схемы S-R (а при необходимости она может быть и усложнена) дает возможность легко использовать количественное описание психологического явления и применять математические методы для обработки результатов его исследования.
5. Опишите естественно - научные основы психологии.
Психология - наука о психике и закономерностях её развития у человека и групп людей.
Методологической основой психологии является философия:
1) Психика человека находится в постоянном развитии.
2)Работа психики человека преломляется через призму деятельности законов диалектики:
- закон перехода количественных изменений в качественные;
- закон отрицания отрицание
- закон единства и борьбы противоположностей
Естественно-научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности человека (Сеченов, Павлов).
Учение о рефлексах (безусловный, условный)
Условная рефлексия является основой формирования привычек поведения человека, а привычки - основа характера человека.
7. Опишите детскую психологию как отрасль возрастной психологии. Особенности, цели и задачи детской психологии.
Детская психология — наука о факторах, закономерностях и условиях психического развития ребенка. Возрастную динамику развития личности человека, его психических процессов и особенностей от рождения до старости изучает особая психологическая наука — возрастная психология. Детская психология изучает основные закономерности психического развития ребенка.
Предмет детской (возрастной) психологии: По Марцинковской – возрастная (детская) психология изучает закономерности формирования психики ребёнка, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, анализируя различные подходы к понимению природы, функций, генезиса психики, различные стороны становления психики – её изменения в процессе деятельности, при общении, познании.
Также, составляющими предмета детской психологии являются: факторы, закономерности и условия психического развития ребёнка; периоды развития, их смена и переходы от одного возраста к другому; развитие психики в связи с развитием деятельности ребёнка, его общением с другими людьми, познании им окружающего мира и формирование его личности (В.С.Мухина).
Важными задачами детской психологии являются: раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе; установление возрастных периодов этого развития; выяснение причин перехода от одного периода к другому. научное обоснование норм проявления различных психических функций во всех возрастах; определение эталонов зрелости индивида, личности; выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в различные периоды жизни; прогнозирование развития, в том числе роль ранних периодов, изучение психических ресурсов.
9. Дайте характеристику наблюдению как методу исследования в психологии.
НАБЛЮДЕНИЕ – очень важный метод для психологического исследования и древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями, пользуется каждый человек в своей повседневной практике.
Очень многие психологические феномены были открыты и описаны на основе наблюдения.
Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:
1. определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
2. выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
3. выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
4. выбор способов регистрации наблюдаемого материала (как вести записи?);
5. обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Наблюдение бывает:
Систематизированное – это когда наблюдается ряд конкретных феноменов.
Несистематизированное или сплошное, это когда наблюдается поведение в целом, а потом вычленяется необходимое.
Наблюдение может быть:
Непосредственным – когда просто непосредственно идет наблюдение какого-то явления, феномена или реакции.
11. Дайте характеристику опросным методам, используемым в психологии.
Опросные методы (анкетирование, беседа, интервьюирование, экспертный опрос) – широко распространённые методы исследования в разных науках, направленные на получение информации о каком-либо явлении, фактах у того лица, кто непосредственно с ним связан, видел их, что-либо знает.
Несмотря на кажущуюся простоту опросных методов, их применение связано с определенными трудностями. Как отмечается в работах Н.В. Кузьминой, их преодоление зависит от искусства исследователя так построить опрос, чтобы устранить или свести к минимуму влияние таких факторов, как возможность респондента (того, кого спрашивают) создавать социально желаемый образ в ходе опроса, степень наблюдательности респондента, представления респондента о смысле опроса и его последствиях и т.д.
Анкетирование предполагает использование анкет (вопросников, содержание и способ ответа на вопросы которого заранее планируются, и преследуют достижение определённой цели). Анкета в отличие от опросника (как разновидности теста) не проходит специальную длительную процедуру проверки, не имеет шкалы значений, и сами вопросы анкеты не являются стандартизированными заданиями.
13. Дайте психологическую характеристику сознания как высшей ступени развития психики. Соотношение сознательного и бессознательного в психике.
Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы ивиды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания.Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. «Осознание переживания — это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (С. Л. Рубинштейн).
Сознание — это только верхушка айсберга. Его основная часть находится под водой — основная часть психики не осознается. То, что мы называем сознанием, этот постоянный поток мыслей, лежащий на поверхности. Но под ним таится масса опасной энергии, находящейся вне сознательного контроля. Человеческая психика распадается, по Фрейду, на три области: сознание, бессознательное и предсознательное. До Фрейдовской теории считали, что психика и сознание находятся в равных условиях. Фрейд доказывал, что только небольшая часть психики является "сознательной".
15. Назовите и дайте характеристику фактором психического развития личности.
Факторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) — в социальных свойствах личности, то действие фактора активности — во взаимодействии двух предшествующих.
Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Таким образом, генотипические факторы типизируют развитие, т.е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Именно поэтому вид homo sapiens обладает способностью к прямохождению, речевому общению и универсальностью руки. Вместе с тем генотип индивидуализирует развитие. Исследованиями генетиков выявлен поразительно широкий полиморфизм, определяющий индивидуальные особенности людей. Каждый человек — это уникальный генетический объект, который никогда не повторится.
Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Для того чтобы подчеркнуть значение среды как фактора развития психики, обычно говорят: личностью не рождаются, но становятся. В связи с этим уместно вспомнить теорию конвергенции В. Штерна, согласно которой психическое развитие — это результат схождения внутренних данных с внешними условиями развития.
17. Дайте описание социогенетической концепции психического развития.
В целом социогенетические концепции исходят из представления о том, что психика человека на момент рождения представляет собой «чистую доску» и все можно сформировать в результате научения. Этот подход, отождествляющий научение и развитие, связан с общими установками бихевиоризма.
Большое влияние на разработку этой концепции оказали идеи Павлова. Американские психологи восприняли в его учении идею о том, что приспособительная деятельность характерна для всего живого.
В наиболее ранних исследованиях научения на передний план выступает идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов: был выделен временной параметр этой связи. Так возникла ассоцианистическая теория научения (Дж. Уотсон, Э. Газри). Когда внимание привлекли функции безусловного стимула в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи, возникла концепция научения, в которой главный акцент был сделан на значении подкрепления (Торндайк, Скиннер). Поиски ответов на вопрос о том, зависит ли научение от драйва (либидо) привели к более сложным теоретическим концепциям научения – концепциям Н. Миллера и К. Хала. Две последние концепции ассимилировали новые европейские идеи из области гештальтпсихологии, теории поля и психоанализа. Здесь наметился поворот от строгого поведенческого эксперимента Павловского типа к изучению мотивации и познавательного развития.
19. Дайте характеристику основных периодов психического развития по Д.Б. Эльконину.
Периодизация Д. Б. Эльконина — это творческое развитие идей П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева о социально-культурной обусловленности детского развития, общении как движущей силе психического развития, ведущей деятельности. В новейшей психологии данная периодизация психического развития является наиболее востребованной в понимании и объяснении процесса развития и его движущих причин.
Он рассмотрел две системы «Ребенок» и «Мир» в отношениях к друг другу. Согласно его концепции, смена стадий развития подчинена закону чередования типов отношений ребенка и окружающего мира (социального и предметного). Первый тип отношений — «ребенок — общественный взрослый»; второй — «ребенок — общественный предмет». Эти отношения составляют специфику социальной ситуации развития ребенка. В онтогенезе сначала устанавливается между ребенком и миром первый тип отношений, через которые он ориентируется в основных смыслах человеческой деятельности, у него происходит становление мотивационно-потребностной сферы, развитие эмоционально-волевых качеств личности. Только потом ребенок вступает во второй тип отношений с миром, через которые осваивает общественно выработанные способы действия с предметом. Данный тип отношений обеспечивает становление операционально-технической сферы, познавательных процессов. Эти две линии усвоения нельзя рассматривать изолированно, так как они взаимодополняют друг друга. Но в каждом возрастном периоде одна из тенденций является преобладающей. Каждому типу отношений соответствует ведущий вид деятельности, в котором этот тип отношений реализуется и осваивается.
21. Опишите особенности развития когнитивной и аффективной сфер младенца.
Когнитивная сфера младенца. Ощущения. Восприятия. Мышление. Память. Представления. Внимание.
У новорождённого есть ощущения. Наиболее развиты кожные. Высокоразвитые - вкусовые, обонятельные. Медленнее - слух, зрение.
Слух. Есть предположение, что ребёнок слышит ещё в утробе. Но после рождения слуховой проход заполнен околоплодной жидкостью, поэтому ребёнок плохо слышит, но есть реакция на звук. В три - четыре месяца - реакция на пение, музыку. Прежде всего, слух ребёнка реагирует на интонации, позже звуки. Зрение. Нет координации осей. Развивается дольше других. Свет - реакция ориентировочная. Цвет - первые дни не различает (к пятому месяцу). Восприятия и ощущения. В формировании образа восприятия главная роль - действия. Поэтому необходимо сведение зрительных осей. Манипулирование предметами - рука лучший глаз (периодизация Пиаже). Память. Условный рефлекс - первоначальное развитие памяти. Например: плачет ребёнок - заходит мама - нет плача.
Феномен узнавания: лица, предметы. Младенчество заканчивается, когда ребёнок узнаёт близких и родителей. На самом деле за некоторое время (латентный период), когда ребёнок не видит предмет, возникает забывание. Двухлетний ребёнок - латентный период несколько недель. К двум годам память может обеспечить рост психических процессов (т. н. “ сквозной” процесс).
23. Опишите особенности социальной ситуации развития и ведущей деятельности ребенка младенческого возраста.
Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители.
Важные события в психической жизни ребенка - возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.
Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа "комплексом оживления"
Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность - улыбку, - знаменует собой появление первой социальной потребности - потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.
25. Опишите особенности социальной ситуации развития и ведущей деятельности ребенка раннего возраста.
В период раннего детства (от одного года до трех лет) социальная ситуация младенчества распадается. Если раньше взрослый был центром мира ребенка, то теперь ребенок акцентирует свое внимание на предмете. Если раньше связь между ребенком и взрослым была непосредственной, общение происходило ради общения, то теперь связь между ребенком и взрослым опосредована предметом, и наоборот, связь ребенка с предметом опосредована взрослым как образцом действия с предметом, носителем собственно человеческих способов употребления предметов.
Л. Ф. Обухова представляет социальную ситуацию развития в раннем возрасте следующим образом: ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый. Тем самым складывающаяся социальная ситуация предстает как ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого.
В совместной деятельности со взрослым у ребенка формируется предметная (орудийно-предметная) деятельность, направленная на усвоение ребенком общественно выработанных способов действия с предметами. Это ведущая деятельность в данном периоде, содержанием которой выступают культурно-обусловленные способы употребления предметов. Однако, как пишет Д. Б. Эльконин, ребенок самостоятельно никогда не в состоянии открыть общественного способа употребления предметов, поскольку на вещи не написано, для чего она служит, ее физические свойства не ориентируют предметное действие, которое должно быть с ней произведено. Только в совместной деятельности со взрослым ребенок учится использовать предметы по их назначению, т.е. открывает цель и способ действия с предметами.
27. Опишите особенности развития когнитивной и аффективной сфер ребенка в раннем детстве
На всем протяжении раннего возраста восприятие ребенка становится более точным и осмысленным по мере овладения новыми видами восприятия, позволяющими правильно выделять свойства предметов и учиться узнавать предметы по сочетанию этих свойств. Такие действия складываются в освоении предметной деятельности, особенно в овладении соотносящими и орудийными действиями. Многие из таких действий требуют подбора и совмещения предметов и их частей, одинаковых или подходящих друг к другу по форме, величине, цвету: при закрывании коробок крышками, при сборке пирамидок и матрешек и т.д. Сначала дети выполняют эти действия в материальном плане, потом от внешних ориентировочных действий они переходят к зрительному соотнесению. Формируется новый тип действий восприятия. Свойство одного предмета превращается для ребенка в образец, мерку, которой он «измеряет» свойства других предметов. Величина одного кольца пирамидки становится меркой для других колец, длина палки — меркой для расстояния, форма отверстия в коробке — меркой для вкладывания туда игрушек и т.д. Постепенно ребенок начинает выполнять предметные действия без предварительного примеривания, а только с помощью зрительной ориентировки.
29. Дайте характеристику кризису 3-х лет и опишите основные формы его проявления .
Кризис 3 лет связан с развитием самооценки, стремлении все делать самому. Причина кризиса в столкновении потребностей «хочу» и «могу». (Л.И. Божович). Пересмотр старой системы отношений, кризис выделения своего «Я». Психологическое отделение от близкого взрослого. Появляется «гордость за достижение». Л.С. Выготский, вслед за Келлер, выделяет 7 характеристик кризиса:
- негативизм – негативная реакция не на само действие, которое ребенок отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого (реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого);
- упрямство –реакция ребенка, который настаивает на чем–то не потому что хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались;
- строптивость –направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни;
- своеволие –связано с тенденцией к самостоятельности, часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми;
- протест-бунт – частые конфликты с родителями.
31. Дайте общее представление о деятельности как психологической категории, Основные характеристики деятельности.
В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.
Конечно, в различных видах деятельности — исполнительской, управленческой, научной — роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем выше в ней роль психологической составляющей.
Но в любом случае именно деятельность выступает в качестве основы для формирования личности. Личность не предшествует деятельности, она этой деятельностью порождается.
Таким образом, личность в психологии рассматривается как субъект, реализующийся в деятельности, прежде всего в труде и общении.
В процессе деятельности происходит воплощение в субъекте психического образа того или иного объекта окружающей среды, а затем реализация возникшего на основе этого образа отношения субъекта к предметной действительности. Подобная психическая реальность, как компонент деятельности, возникает уже на ранних стадиях становления человека в ходе ориентировочно-исследовательской деятельности, призванной обслуживать такое взаимодействие. 13 процессе такой деятельности все животные, в том числе и человек, обследуют внешний мир, формируют психический образ ситуации и осуществляют регуляцию поведения своего двигательного аппарата соответственно условиям стоящей перед ними задачи.
Различие между животными и человеком состоит здесь лишь в том, что животные способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, в то время как деятельность человека в силу развития коллективного труда и общения может основываться и на символических формах представления предметных взаимоотношений.
33. Опишите игру и ее особенности у детей дошкольного возраста.
Игра является одним из важных проявлений активности ребенка. Пока школа не начинается, это для них основной вид занятости. На самом деле, мы можем найти игровые элементы в любом виде деятельности малышей, они любят играть и так проводить свое свободное время. Все виды игровой деятельности дошкольников выполняют важную роль в психическом и социальном развитии ребенка, и, в то же время, используются в образовательных целях. Дошкольники знакомятся с окружающим миром при помощи игровой деятельности, поэтому она занимает значительную роль в становлении личности. У ребенка формируются личностные и интеллектуальные навыки, происходит адаптация к социальному окружению.
Период детства — это период, когда наука, работа и игра тесно взаимосвязаны и их трудно разделить. Играя, ребенок обучается, приобретает знания, навыки, познает окружающий мир. Особенно это важно для детей младшего возраста, которые еще не получают систематической информации о мире (как, например, в школе), но учатся постоянно, в различных жизненных ситуациях.
В процессе игры ребенок развивает свои умственные способности, обогащает знания об окружающей среде, консолидирует и улучшает уже освоенные способы мышления и действия. Игра также способствует развитию воображения. Ребенок становится креативным, полным инновационных идей, трансформирует то, что он уже знает о мире, в соответствии со своей собственной фантазией и изобретательностью, создает ситуации «на ходу». Выделяют три вида активности человека, каждый из которых соответствует определенному этапу жизни: Игровая — дошкольники. Учебная — учащиеся, включая школьников и студентов. Трудовая — период после обучения. Игра формирует базу для дальнейшего этапа — учебной. Следовательно, перед работниками дошкольных учебных заведений стоит задача оптимизации и обеспечения комфортных условий для реализации игровой деятельности ребенка.
35. Опишите рисунок как отражение детских впечатлений и переживаний.
Рисование – это вид изобразительной деятельности, один из самых интересных для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Очень рано ребенок начинает стремиться самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: карандаши и бумагу, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось.
Во время обучения детей рисованию происходит знакомство их с произведениями, написанными великими мастерами. Это, безусловно, расширяет кругозор, приучает мыслить шире, чем подсказывает повседневная жизнь. Но воздействие на душу и ум состоит не только в этом. Ребенок, пытаясь изобразить что-либо на бумаге, совершенно по-другому начинает относиться к окружающему его миру. Глядя на всё, он видит не хаотичные картинки, а соразмерности, пропорции, краски. Мир приобретает глубину и насыщенность.
Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.
37. Опишите особенности элементарной учебной деятельности в дошкольном возрасте.
Учебная деятельность проходит длительный путь становления. На младший школьный возраст приходится главная нагрузка в формировании учебной деятельности, поскольку в этом возрасте образуются основные составляющие учебной деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция.
Компоненты учебной деятельности. Эльконина: мотивация. учебная задача, учебные операции, контроль. оценка. Для развития саморегуляции детей важна не отметка как таковая, а содержательная оценка. В последнее время обучение есть и в дошкольном возрастет однако его характеризует исключительно интеллектуалистический подход. Ребенка учат читать, писать, считать. Усвоение детьми знаний и умений в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность. В дошкольном возрасте учебная деятельность не является ведущей. Во взаимоотношении игры и учебной деятельности в дошкольном возрасте доминирующее значение имеет игра. В дошкольном возрасте возникает своеобразная форма учебной деятельности: учение в дидактической игре. В ней выделяется отдельная учебная задача. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту возрастает значение игры с достижением известного результата . Учебная деятельность направлена не на результат, а на выделение способа его усвоения, подчеркивал Д.Б.Эльконин. Учебная деятельность предъявляет очень большие требования к различным сторонам психики ребенка. Она способствует развитию воли. В дошкольном возрасте произвольность выступает лишь в отдельных случаях. . Учение всегда требует известной внутренней дисциплины. Основной смысл учения - подготовка к будущей деятельности - требует высокой степени произвольности.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты