Общая теория права
ЧИУПП (Частный институт управления и предпринимательства)
Шпаргалка
на тему: «Общая теория права»
по дисциплине: «Общая теория права»
2022
15.00 BYN
Общая теория права
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Общая теория права
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 62.
Поделиться
1 Понятие и сущность государства
2 Определение государства как универсальной политической организации, обладающей аппаратом принуждения и предназначенной для управления обществом с целью обеспечения его прогрессивного развития
3 Функции государства (внешние и внутренние).
4 Форма правления как составная часть категории формы государства наряду с формой государственного устройства и политико-правовым режимом.
5 Форма правления как способ организации высших органов власти, их взаимоотношения с другими органами власти и гражданами. Классификация форм правления на монархии и республики.
6 Форма государственного устройства как способ организации единства государства и его дифференциации.
7 Деление государств на простые (унитарные) и сложные (федеративные и конфедеративные). Отсутствие в унитарном государстве его частей, обладающих признаком государственности. Федерация как союзное государство, конфедерация как союз государств.
8 Политико-правовой режим как совокупность способов и методов осуществления государственной власти
9 Понятие и признаки демократического режима.
10 Понятие, признаки и виды антидемократического режима.
11 Социальное – государство, имеющее основной целью предоставление возможностей для удовлетворения социально-экономических и культурных прав граждан.
12 Признаки и функции социального государства.
13 Становление правового государства.
14 Власть и право: ограничение власти правом, власть как субъект, изменяющий право. Значение государственной власти, ее сила, авторитет.
15 Концепция единства государственной власти и ее влияние на систему государственных органов. Концепция разделения властей как основа формирования и деятельности государственного аппарата.
16 Государственный орган, государственная организация, государственное учреждение. Должностное лицо, государственный служащий. Государственная служба.
17 Концепция единства государственной власти и ее влияние на систему государственных органов. Концепция разделения властей как основа формирования и деятельности государственного аппарата.
18 Система органов государства. Глава государства, законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные и контрольно-надзорные органы. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Соотношение государственно-властных и общественных начал при реализации функций государства.
19 Категория сущности в философии и общей теории права.
20 Правопонимание в современной юридической литературе: философский (естественно-правовой, нравственный), нормативистский, социологический, интегративный подходы к определению права, его сущности.
21 Право, как внешний интегративный, общесоциальный, охраняемый государством регулятор общественных отношений. Характеристика права как категории, выражающей справедливость в обществе, определяющей круг субъектов права, а также их права, обязанности и гарантии с целью обеспечения социального прогресса.
22 Объективное и субъективное в праве. Право в объективном и субъективном смысле.
23 Принципы права: общие, межотраслевые, отраслевые.
24 Основные источники права. Правовой (юридический) обычай. Юридический (судебный и административный) прецедент. Нормативный договор. Юридическая доктрина. Нормативный правовой акт. Отличие его от правоприменительного акта. Юридическая практика.
25 Виды нормативных правовых актов. Законы и подзаконные нормативные правовые акты.
26 Понятие закона. Место закона в системе нормативных правовых актов.
26 Понятие закона. Место закона в системе нормативных правовых актов.
27 Особый порядок принятия закона. Классификация законов. Основной закон (конституция) и обыкновенные (текущие) законы. Органические законы. Программные законы. Кодексы. Декреты и указы Президента. Соотношение закона и декрета по юридической силе. Делегированное законодательство.
28 Виды подзаконных нормативных правовых актов: указы, постановления, инструкции, нормативные договоры, приказы, решения.
29 Действие нормативных правовых актов во времени. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов. Источники официального опубликования. Обнародование нормативных правовых актов (промульгация). Особенности опубликования и вступления в силу законов. Прекращение действия нормативных правовых актов. Обратная сила закона.
30 Действие нормативных правовых актов в пространстве. Понятие территории государства. Акты, действующие на всей территории страны и на отдельных её частях. Случаи экстерриториального действия закона.
31 Действие нормативных правовых актов по кругу лиц. Акты общего и специального действия. Особенности действия нормативных правовых актов по отношению к иностранным гражданам и лицам без гражданства.
32 Правовая система: понятие и структура. Разграничение в юридической литературе понятий «правовая система» и «система права».
33 Система права Республики Беларусь, ее структура. Предмет и метод правового регулирования как критерии отраслевого деления системы права.
34 Иные критерии выделения структурных элементов в системе права.
35 Отрасли национального права. Первичные и вторичные отрасли. Материальное и процессуальное право. Частное и публичное право.
36 Система законодательства Республики Беларусь. Структура законодательства, критерии деления законодательства на структурные элементы. Отрасли законодательства. Комплексность законодательства. Соотношение отраслей права и отраслей законодательства. Классификация национального законодательства. Единый правовой классификатор Республики Беларусь.
37 Институты права. Институты права в различных отраслях права и отраслях законодательства.
38 Понятие нормы права. Особые черты норм права. Социальное назначение и содержание норм права. Норма права как регулятор государственного поведения, как формально-определенное правило общего характера. Структура норм права. Гипотеза, диспозиция, санкция.
39 Классификации норм права: по отраслям права, по функциональной роли, по предмету правового регулирования, по методу правового регулирования, по способам воздействия на общественные отношения, по назначению, по юридической силе, по времени действия, по кругу лиц, территориальный аспект действия норм.
40 Реализации правовых норм как осуществление правовых предписаний в правомерном поведении субъектов права.
41 Формы реализации норм права. Применение норм права как особая форма реализации права.
42 Основные стадии процесса применения норм права.
43 Правоприменительный акт (индивидуально-правовой акт): понятие, структура и виды.
44 Отличия правоприменительного акта от нормативного правового акта. Требования, предъявляемые к правоприменительному акту.
45 Понятие толкования права. Уяснение и разъяснение юридического содержания правовых норм.
46 Субъекты толкования норм права. Виды толкования прав по субъектам. Официальное и неофициальное толкование.
47 Способы (приемы) толкования норм права. Текстовое (языковое, филологическое, грамматическое), систематическое, логическое, историческое (историко-социальное), специально-юридическое (юридико-терминологическое) толкование.
48 Понятие и виды толкования норм права по объему (адекватное, распространительное, ограничительное).
49 Понятие и признаки правового отношения. Правовые отношения как юридическая форма общественных отношений.
50 Состав (элементы) правового отношения. Условия возникновения, изменения, прекращения правовых отношений.
51 Субъекты правовых отношений. Правоспособность и дееспособность. Понятие правосубъектности. Правовой статус. Индивиды (физические лица) и организации. Юридические лица. Признаки юридического лица. Государство как субъект правовых отношений.
52 Объекты правовых отношений. Материальные и нематериальные блага. Действия как объекты правовых отношений.
53 Субъективные права и обязанности сторон правоотношения.
54 Юридические факты. Понятие юридического факта. Классификация юридических фактов: события и действия. Действия правомерные и неправомерные.
55 Понятие правонарушения. Основные признаки правонарушения. Правонарушение как социально-биологическое явление. Причины и условия, формирующие правонарушения, их предотвращение и преодоление.
56 Юридический состав правонарушения. Общая характеристика элементов состава правонарушения: объект, субъект, объективная, субъективная сторона правонарушения. Противоправность, вред, вина и причинно-следственная связь.
57 Классификация правонарушений: по отраслевому признаку, по степени общественной опасности, по объекту посягательства, по периоду действия, по субъективной стороне.
58 Понятие и структура правосознания. Правовая идеология, правовая психология, правовая мораль.
59 Классификация правосознания. Индивидуальное, групповое и общее правосознание. Правосознание профессиональное, научное и эмпирическое.
60 Понятие и структура правовой культуры. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
61 Юридическая ответственность: понятие и виды. Конституционная, гражданско-правовая, материальная, административная, дисциплинарная, и уголовная ответственность. Принудительные меры. Принципы юридической ответственности: неотвратимость ответственности, недопустимость двойной ответственности за одно правонарушение; состязательность процесса и право на защиту лица, привлеченного к ответственности; своевременность ответственности; целесообразность и гуманизм.
62 Основания юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Презумпция невиновности.
3 Функции государства (внешние и внутренние).
К внутренним функциям современного государства относятся следующие. Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка - это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь положения Конституции о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме. Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищенность личности. Экологическая функция – это новое развивающееся направление деятельности современного государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире. Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу.
6 Форма государственного устройства как способ организации единства государства и его дифференциации.
Форма государственного устройства – это политико-территориальная организация государственной власти с учетом характера взаимоотношений между центральной и местной властью.
Под понятием «политико-территориальное устройство государства» следует понимать организацию именно государственной (а не иной) власти по территориальному признаку. Форма государственного устройства показывает из каких частей состоит внутренняя структура государства; каково правовое положение частей структуры государства; как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.
9 Понятие и признаки демократического режима.
Демократический режим в государстве характеризуется конституционным признанием социально-экономических, политических и иных прав человека и гражданина, гарантиями их реализации. Непременным условием демократического режима является создание благоприятных условий для деятельности политических партий, общественных движений, политической деятельности граждан государства. При этом граждане, а также объединения, в которых они состоят, могут находиться в оппозиции к государству без опасения, что будут подвергнуты государственным репрессиям. Инакомыслие рассматривается как заинтересованность в создании сильного, прогрессивного общества.
Политико-правовая сторона демократического режима характеризуется следующими признаками: плюрализм в общественно-политической жизни; реализация принципа разделения властей; защита личности от произвола и беззакония, учёт интересов не только большинства, но и меньшинства, учёт индивидуальных и национальных особенностей, религиозных убеждений граждан; наличие гражданского общества, возможность для населения воздействовать на власть и контролировать её деятельность; свободная деятельность оппозиционных партий; развитые рыночные отношения, предоставление свобод в сфере экономической деятельности.
12 Признаки и функции социального государства.
В литературе отмечаются следующие признаки социального государства: 1) оно ответственно за существование общества; 2) в нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом; 3) это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование. Одной из основных характеристик социального государства является гарантированность каждому достойного человека прожиточного минимума. В Конституции Республики Беларусь прямо предусмотрено право каждого на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение для этого условий.
Достойное развитие личности возможно, когда государство уделяет внимание таким важнейшим социально-экономическим правам, как право на труд, на образование, на охрану здоровья, на безопасный труд и др. Для социального государства характерна политика, предполагающая обеспечение социального равенства. В этих целях используются различные средства – правовые, экономические, организационные и др.
Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства: ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового; на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции.
15 Концепция единства государственной власти и ее влияние на систему государственных органов. Концепция разделения властей как основа формирования и деятельности государственного аппарата.
Единство государственной власти представляет собой интегрированную власть в государстве, что означает наличие в нем именно одной власти, а не нескольких властей. Разделение властей в обществе возникает на том этапе его развития, когда появились самостоятельные и независимые хозяйственные, а значит, и политические субъекты со своими интересами и целями. Обособление их функций происходило постепенно.
Разделение властей необходимо понимать как закрепленную в нормативных правовых актах самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, когда каждая из властей служит гарантом для реализации не только собственной власти, но и других видов государственной власти. Абсолютное разделение властей неосуществимо. Речь может идти в плане общего принципа, которым необходимо руководствоваться при создании структуры государственных органов и определении их полномочий. Единственным источником государственной власти является народ, которому принадлежит вся полнота власти и который доверяет ее осуществление государственным органам, к которым относятся и суды. Совместимость единства государственной власти и разделения властей предполагает одновременное закрепление в конституции государства двух положений: 1) единство государственной власти; 2) разделение властей.
18 Система органов государства. Глава государства, законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные и контрольно-надзорные органы. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Соотношение государственно-властных и общественных начал при реализации функций государства.
Государственные органы образуют в своей совокупности определенную систему.
В систему органов государства включены Глава государства, законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные и контрольно-надзорные органы.
Законодательная власть – одна из ветвей государственной власти. Ее органы принимают общеобязательные нормативные правовые акты. Законодательную власть принято рассматривать как выражение воли всего народа. Она осуществляется общегосударственным представительным органом, именуемым общим названием «парламент». Исполнительная власть в системе ветвей государственной власти обладает принудительной силой, обеспечивающей исполнение актов законодательной и судебной власти. Если органы исполнительной власти издают свои нормативные правовые акты, то они должны соответствовать актам органов законодательной власти. Судебная власть является интегральной частью государственной власти и осуществляет свою деятельность от имени государства. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.
21 Право, как внешний интегративный, общесоциальный, охраняемый государством регулятор общественных отношений. Характеристика права как категории, выражающей справедливость в обществе, определяющей круг субъектов права, а также их права, обязанности и гарантии с целью обеспечения социального прогресса.
Право, будучи регулятором интегративным, общесоциальным, охраняемым государством, выражающим политическую справедливость в системе норм точно определяющих круг субъектов права, их юридические права, обязанности и гарантии с целью обеспечения социального прогресса, представляет собой уникальную социальную систему наряду с экономической, политической, нравственной, религиозной и иными системами общества. Праву присущи черты социальной системы в целом как системы более высокого порядка и системы вообще, то есть всякой системы. Признаками любой системы является связь, целостность и обусловленная ими устойчивая структура. В более конкретной характеристике" система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; она образует особое единство со средой; как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; элементы любой исследуемой системы в свою очередь обычно выступают как системы более низкого порядка".
24 Основные источники права. Правовой (юридический) обычай. Юридический (судебный и административный) прецедент. Нормативный договор. Юридическая доктрина. Нормативный правовой акт. Отличие его от правоприменительного акта. Юридическая практика.
Источником права в материальном смысле являются общественные отношения, особенности материальных условий жизни общества, системы экономико-хозяйственных связей, форм собственности. Источники права в идеологическом смысле – правосознание, правовые учения, доктрины и т. п. Источником права в юридическом смысле являются формы, в которых право выражается, объективируется.
Мировой юридической теории и практике известны следующие виды источников права: правовой обычай; судебный прецедент; нормативный правовой акт; нормативный договор; правовая доктрина; религиозные тексты.
Обычай – это правило поведения, сложившееся вследствие фактического применения в течение длительного времени, нигде в официальных документах не записанное, но признаваемое государством.
Прецедент - это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел, либо служащее примерным образцом толкования закона.
27 Особый порядок принятия закона. Классификация законов. Основной закон (конституция) и обыкновенные (текущие) законы. Органические законы. Программные законы. Кодексы. Декреты и указы Президента. Соотношение закона и декрета по юридической силе. Делегированное законодательство.
По юридической силе законы (в Беларуси, России и др.) подразделяются на следующие нормативные правовые акты: 1) конституция; 2) конституционные законы; 3) обычные законы. Конституция – основной закон в государстве, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий органы государственной власти. Обычные (текущие) законы образуют основной массив законов, принимаемых парламентом, например, законы о гражданстве; о правах национальных меньшинств; об установлении налогов; об основах социальной защиты; о браке и семье; о судоустройстве; об уголовной ответственности; об амнистии и др.
Президент Республики Беларусь вправе издавать декреты, имеющие силу закона (ст. 85 Конституции Республики Беларусь). В случае расхождения с законом декрета или указа Президента закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.
30 Действие нормативных правовых актов в пространстве. Понятие территории государства. Акты, действующие на всей территории страны и на отдельных её частях. Случаи экстерриториального действия закона.
Действие нормативного правового акта в пространстве. Нормативные правовые акты действуют на территории государства. Однако есть акты ограниченного территориального действия, т. е. действуют только в пределах конкретной территории государства. Под территорией государства принято понимать его сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней также относится территория дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами государства. Из общего правила действия нормативных правовых актов в пространстве существуют исключения – случаи экстерриториального действия закона, которые проявляются, обычно, в отношениях с иностранными гражданами.
33 Система права Республики Беларусь, ее структура. Предмет и метод правового регулирования как критерии отраслевого деления системы права.
В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет правового регулирования и метод правового регулирования. Предмет правового регулирования – это сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права. Метод правового регулирования - понима¬ются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.
Самым крупным элементом системы права (не считая объединения отраслей права в определенные группы) является отрасль права. Отрасль права регулирует определенный род общественных отношений в отличие от правового института, который регламентирует вид общественных отношений. В состав отрасли входят институты, подинституты, подотрасли, регулирующие однородные общественные отношения. Каждая отрасль характеризуется автономностью функционирования, обособленностью, своеобразием средств правового регулирования и определенной иерархичностью своей структуры (например, деление на субинституты, институты, подотрасли). Одновременно в структуре отрасли можно выделить материальные и процессуальные нормы, институты и т. д.
36 Система законодательства Республики Беларусь. Структура законодательства, критерии деления законодательства на структурные элементы. Отрасли законодательства. Комплексность законодательства. Соотношение отраслей права и отраслей законодательства. Классификация национального законодательства. Единый правовой классификатор Республики Беларусь.
Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.
В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например:
- отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое и т. д.:
- комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законодательство;
- конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).
Структура системы законодательства - это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно-правовых актов.
39 Классификации норм права: по отраслям права, по функциональной роли, по предмету правового регулирования, по методу правового регулирования, по способам воздействия на общественные отношения, по назначению, по юридической силе, по времени действия, по кругу лиц, территориальный аспект действия норм.
По отраслевой принадлежности нормы права подразделяются на:
– нормы конституционного права;
– нормы гражданского права;
– нормы уголовного права;
– нормы семейного права;
– нормы финансового права и т.д.
По функциональной роли в механизме правового регулирования нормы права классифицируются на исходные нормы и нормы-правила поведения, общие и специальные.
В зависимости от предмета регулирования нормы подразделяются по отраслям (уголовно-правовые, административные, гражданско-правовые, трудовые и др.). Отраслевые нормы, в свою очередь, делятся на нормы материальные и процессуальные.
По форме предписания, или по методу правового регулирования, нормы права подразделяются на императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные.
42 Основные стадии процесса применения норм права.
Применение права - единый и вместе с тем сложный процесс, имеющий начало и окончание. Он состоит из нескольких логически связанных друг с другом стадий, в рамках каждой из которых разрешаются конкретные организационные и исследовательские задачи по реализации права.
Стадии:
1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);
2. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.
3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы.
4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);
5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).
На первой стадии главной целью является выяснение объективной истины по делу. Для этого по закону необходимо совершить целый ряд процессуальных действий (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, исследование вещественных доказательств, следов, документов, назначение, если это нужно, экспертизы, фотосъемка и т.д.). Важно установить мотивы преступления, выяснить причины, способствовавшие его совершению.
45 Понятие толкования права. Уяснение и разъяснение юридического содержания правовых норм.
Толкование норм права – это деятельность, направленная на определение точного смысла нормы права. Толкование норм права состоит из двух этапов: 1) уяснение правовой нормы; 2) разъяснение правовой нормы. Уяснение правовой нормы – это осознанное понимание нормы права субъектом правотворчества или субъектом правоприменения для себя. Например, суд, применяя норму права, должен предварительно уяснить для себя содержание соответствующих норм права. Уяснение норм права необходимо при всех формах реализации права. Разъяснение норм права – это распространение правильного понимания правовых норм субъектом правотворчества или субъектом правоприменения для других лиц или в целом для населения страны. Например, разъяснения дают Конституционный Суд Республики Беларусь, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь, прокуроры, адвокаты, юрисконсульты и т. д.
48 Понятие и виды толкования норм права по объему (адекватное, распространительное, ограничительное).
Толкование правовых норм необходимо для выяснения действительного смысла нормы. Свою волю законодатель формулирует средствами языка. При этом словесное выражение его воли не всегда совпадает с ее действительным содержанием. В результате же толкования необходимо достичь полной ясности смысла нормы права. Особенность толкования права по объему обусловлена его связью с конечным результатом уяснения и разъяснения смысла правовых норм.
Виды толкования по объему: буквальное; расширительное; ограничительное. Буквальное толкование – это полное совпадение словесного выражения правовой нормы и ее смысла. Расширительное (распространительное) толкование необходимо, когда наблюдается несоответствие текстового выражения нормы и ее смысла и действительное содержание нормы шире буквальной формулировки нормы. Ограничительное толкование необходимо, когда действительное содержание нормы оказывается более узким по сравнению с ее словесным выражением.
51 Субъекты правовых отношений. Правоспособность и дееспособность. Понятие правосубъектности. Правовой статус. Индивиды (физические лица) и организации. Юридические лица. Признаки юридического лица. Государство как субъект правовых отношений.
Субъектами правоотношений называются субъекты права, вступившие в общественные отношения, урегулированные правовыми нормами, носители субъективных прав и юридических обязанностей. Субъектами права могут быть физические лица и организации (юридические лица).
Способность быть субъектами правоотношений, то есть носителями субъективных прав и юридических обязанностей, называется правосубъектностью. Правосубъектность включает в себя два элемента: правоспособность и дееспособность. Правоспособность – это признаваемая правовыми нормами способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности. Дееспособность – это способность лица лично, своими действиями приобретать субъективные права и юридические обязанности, осуществлять их, отказываться от них.
Разграничение правоспособности и дееспособности характерно только для физических лиц. К последним относятся граждане, иностранные граждане, лица без гражданства.
54 Юридические факты. Понятие юридического факта. Классификация юридических фактов: события и действия. Действия правомерные и неправомерные.
Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с наступлением которых правовые нормы связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
По волевому основанию юридические факты делятся на события и деяния. События – такие жизненные обстоятельства, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения. Деяния – акты волевого поведения людей.
Среди юридических событий выделяют абсолютные и относительные события,
Абсолютные события — это такие обстоятельства, которые не вызваны волей людей и не выступают ни в какой зависимости от нее (наводнение, землетрясение). Абсолютные события порождают только один ряд юридических последствий.
Относительные события — обстоятельства, вызванные деятельностью людей, но выступающие в данных правоотношениях независимо от породивших их причин (пожар всей фермы по причине поджога одного коровника). Относительные события могут порождать два ряда последствий. В последнем случае правовые нормы могут связывать правовые последствия не только с событиями как таковыми, но и с причиной, их породившей, в частности с правонарушениями.
57 Классификация правонарушений: по отраслевому признаку, по степени общественной опасности, по объекту посягательства, по периоду действия, по субъективной стороне.
По отраслевому признаку правонарушения можно разделить на следующие виды: 1) уголовные преступления - правонарушения повышенной общественной опасности, ответственность за которые предусмотрена уголовным законодательством; 2) административные проступки - правонарушения, за которые предусмотрена административная ответственность; 3) гражданские деликты - правонарушения, за которые предусмотрена гражданско-правовая ответственность; 4) дисциплинарные проступки - правонарушения, влекущие дисциплинарную ответственность; 5) налоговые правонарушения - правонарушения, ответственность за которые установлена НК; 6) конституционно-правовые деликты - правонарушения, влекущие ответственность в соответствии с конституционным законодательством и другие. Отдельные авторы (как правило, работающие в отраслевых науках) обосновывают существование финансовых, бюджетных, таможенных, экологических, процессуальных правонарушений.
60 Понятие и структура правовой культуры. Правовой нигилизм и правовой идеализм.
Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним.
структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:
- психологического (правовая психология);
- идеологического (правовая идеология);
- поведенческого (юридически значимое поведение).
Правовая культура общества - это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности. Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов:
- уровня правосознания и правовой активности общества;
- степени прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.);
- степени прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 62.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты