Культура речи юриста
КБиП (Колледж бизнеса и права)
Шпаргалка
на тему: «Культура речи юриста»
по дисциплине: «Культура речи юриста»
2022
15.00 BYN
Культура речи юриста
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Культура речи юриста
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
Поделиться
3. Определите сущность понятия «риторика».
Риторика – наука о грамотной, эффективной речи – от греч. языка «говорение, речь». Само слово «риторика» обозначает живое проявление языка. Риторика родилась в Древней Греции (Афинах) в 6 в до н.э. Это была эпоха расцвета античной культуры. Риторика возникла, когда же был театр, судебная система и т.д. – т.е. это был итоговый пункт цивилизации, когда предметом изучения становится речь. Риторика возникает тогда, когда начинаются общественные распри, когда люди с трудом могут договориться. Т.о. «риторика родилась из распри». Основателем был Аристотель. Классическая риторическая система была создана к 1в. до н.э. Существует несколько ее определений. По Аристотелю, риторика – умение находить доказательства, аргументы по любому вопросу (трансформировалось в логику). По Ломоносову риторика – умение красиво говорить и убеждать (трансформировалось в эстетику).
6. Охарактеризуйте коммуникативные качества речи.
Коммуникативные качества речи - параметры, которые охватывают все аспекты текста, а их соотношение и степень проявления в тексте зависят от жанра и стиля высказывания. Выделяются следующие коммуникативные качества речи: Правильность. Разнообразие (богатство). Чистота.
Точность. Логичность. Выразительность. Уместность. Доступность (понятность). Действенность.
Правильность, чистота и богатство (разнообразие) речи относятся к структурным коммуникативным качествам. Точность, логичность, выразительность, уместность, доступность, действенность - к функциональным коммуникативным качествам.
Правильность речи. Наверное, самым важным качеством речи является правильность, её не единственное, но главное коммуникативное качество. Нет правильности - не могут срабатывать другие коммуникативные качества: точность, логичность, уместность и т.д.
Богатство речи. Уровень речевой культуры зависит не только от знания норм литературного языка, законов логики и строгого следования им, но и от владения его богатствами, умения пользоваться ими в процессе коммуникации. Русский язык по праву называют одним из наиболее богатых и развитых языков мира. Его богатство -- в неисчислимом запасе лексики и фразеологии, в смысловой насыщенности словаря, в безграничных возможностях фонетики, словообразования и сочетания слов, в многообразии лексических, фразеологических и грамматических синонимов и вариантов, синтаксических конструкций и интонаций. Все это позволяет выражать тончайшие смысловые и эмоциональные оттенки.
9. Назовите представителей риторики Древней Греции и Древнего Рима.
Выходцы из греческих поселений в Сицилии риторы Коракс и Тисий составили первые систематические руководства по красноречию. Самой знаменитой школой (точнее, направлением) в искусстве убеждать стала - софистическая.
Наиболее известными софистами были: Протагор и Горгий. Достижения софистов развил афинец Сократ. Сократ составил первую систему дискуссионной аргументации, назвав ее "диалектика". Большой методологический вклад в искусство красноречия внес великий мыслитель Эллады Аристотель. Он считал, что при отстаивании своих взглядов необходимо опираться не на дешевые приемы давления на психику слушателей, а на научный метод. Самым великим оратором Древней Греции по праву считается афинянин Демосфен. В своих речах Демосфен делал ставку на воздействие публичного выступления на психику людей, на их волю и эмоции. Рим дал миру величайших ораторов в области судебного и политического красноречия. Среди них Марк Катон Старший– автор ряда трудов по юриспруденции. Славу выдающихся ораторов снискали адвокат Гай Скрибоний Курион, Марк Антоний, Квинт Гортензий Гортал, Марк Лициний Красс и др.
12. Раскройте особенности развития ораторского искусства Нового времени.
Один из основателей философии Нового времени - английский философ Фрэнсис Бэкон писал, что риторика, как и логика - это наука наук. Следовательно, ее следует изучать на высоком уровне, а не начинать с нее.
Главное, на что опирается философия Нового времени - это человеческий разум. В целом для представителей философии Нового времени характерно установление и обоснование тех способов доказательства, которые преимущественно используются в математических науках. Новое время - это период, когда бурно развивается парламентское красноречие. Среди теоретиков ораторского искусства следует отметить немецкого философа Артура Шопенгауэра. Он занимался искусством спора. Если в целом оценивать развитие риторики в эпоху Нового времени, то следует отметить ее упадок как отдельной науки. Она все больше отделяется от реальной практики общения и соответственно теряет статус самостоятельной науки.
15. Дайте определение понятия «функциональный стиль».
Функциональный стиль языка - это разновидность литературного языка, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение; официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность; науку, словесно-художественное творчество. В каждой из этих сфер общественной жизни используется своя разновидность литературного языка.
Функциональные стили — это, прежде всего разговорный и книжные, а книжные включают в себя научный, официально-деловой, публицистически и, и особо стоит стиль художественной литературы.
Под функциональными стилями понимают исторически сложившиеся и социально закрепленные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере общения или сфере профессиональной деятельности.
В современном русском литературном языке выделяются книжные функциональные стили: научный, ‚ официально-деловой, ƒ публицистический, „ литературно-художественный, которые выступают преимущественно в письменной речи, и разговорный, которому свойственна главным образом устная форма речи.
18. Опишите условия выразительности речи.
Прежде чем перейти к выразительности художественной речи, необходимо отметить основные условия, от которых зависит выразительность речи человека
Первое условие — самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи. Если думаешь только по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону и стандарту, не удивляйся тому, что шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться робким росткам выразительности.
Второе условие — неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет.
Третье условие - хорошее знание языка, его выразительных возможностей. Такое знание редко достигается без помощи науки о языке. Вот почему желательно широкое лингвистическое просвещение.
Необходимо знать о звуках и их выразительных возможностях. Об ударении и его выразительных свойствах. О словах и их воздействии на речевую выразительность. Об образовании слов, о частях речи, о предложениях и их членах, об интонации, — но все под тем же углом зрения: выразительность!
21. Проанализируйте классификацию речей на основе социально-функционального признака.
За основу этой классификации принят социально-функциональный признак речи. Каждый род объединяет определенные виды речи в зависимости от функции, которую выполняет речь с социальной точки зрения: -к социально-политическому красноречию относятся доклады на социально-политические и политико-экономические темы, политическая, дипломатическая речь и др.; -к академическому красноречию – лекцию вузовскую, научный доклад, научный обзор, научное сообщение; -к судебному красноречию – прокурорскую, или обвинительную, речь; -к социально-бытовому – юбилейную речь, поминальную речь и т.д.; -к богословско-церковному красноречию – проповедь, речь на соборе.
В академическое красноречие обычно включаются три основных вида: собственно академическое (в среде ученых – научный доклад, реферат, обзор), вузовское (лекция, цикл лекций) и школьное (рассказ учителя, школьная лекция и др.).
24. Раскройте структуру риторического процесса.
Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции и ее ожидания не следует обманывать.
Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления. Во вступлении различают зачин (цель – подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и завязку (цель – объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса). Основная часть содержит изложение плана выступления и аргументацию тезиса. Заключение может включать напоминание (цель – напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме), обобщение (цель – сформулировать словами обобщающий вывод) и призыв (цель – мобилизовать слушателей на некоторую реакцию). Выступая, важную информацию эффективно давать в конце выступления, в незаинтересованной или критически настроенной аудитории – в начале.
27. Определите недостатки композиции.
Каждому оратору следует иметь представление и о возможных недостатках в композиции публичного выступления, чтобы избежать их при подготовке к выступлению. Основной из них – нарушение логической последовательности в изложении материала. К недостаткам композиции относится перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем.
Оратору не следует освещать много вопросов в своем выступлении. Публичное выступление не должно содержать фактов, примеров и т. п., не относящихся к обсуждаемому предмету. Необходимо, чтобы речь оратора была экономной и краткой. Но краткость речи состоит не в краткости времени, в течение которого она произносится, а в отсутствии всего лишнего. К недостаткам композиции относится шаблонное, трафаретное построение речи.
30. Определите признаки и психологические особенности аудитории.
В любой аудитории есть объединяющие и разделяющие признаки. Объединяющие признаки: · Общий субъект слушания. · Общие условия слушания. · Общая деятельность. Разъединяющие признаки: · Уровень понимании. · Мотивы прихода и слушания. · Отношение к оратору Разделить аудиторию можно и по такому основанию как: отношение к оратору. Конструктивный тип – те, кто размышляет вместе с оратором, мысленно или открыто спорят с ним в поисках истины. Соглашательский тип – слушатели, принимающие на веру, некритически любой тезис оратора. Поверхностный тип – равнодушный к предмету речи, не вникающий в мысль оратора. Конфликтный тип – отвергающие любые положения речи лишь потому, что им не нравится оратор, не устраивает ситуация общения и т. п
33. Изложите приемы и способы преодоления психологического барьера между выступающим и слушателями.
Преодолеть барьеры общения помогают разнообразные приемы и средства. К ним относят вербальные (устные, словесные) и невербальные средства. К вербальным относят приемы убеждения, рефлексивное слушание и комплименты – явные и скрытые. К невербальным средствам можно отнести: нерефлексивное слушание, визуальный контакт, позы и жесты, взаимное расположение в пространстве, межличностное расстояние, паузы, ведение записей (во время деловой беседы), улыбка.
Особенно эти приемы эффективны в комплексе, тогда они, дополняя, усиливают друг друга.
Психологической основой расположения одного человека к другому является потребность каждого человека в положительных эмоциях. В благодарность за удовлетворение этой важнейшей человеческой потребности люди отвечают расположением к тому, кто вызвал положительные эмоции.
Познакомимся с этими приемами подробнее.
Умение слушать. Большинство из нас плохие слушатели. Часто мы только делаем вид, что слушаем, дожидаясь лишь момента, чтобы высказаться самому. А плохое слушание – это антикомплимент говорящему, негативная оценка того, что тот говорит.
Слушать гораздо труднее, чем говорить. Скорость говорения в четыре раза меньше скорости мышления. Поэтому ¾ возможностей мозга не задействованы в слушании и ищут себе применение. И обычно находят его в посторонних мыслях.
36. Дайте определение понятия «память». Раскройте классификацию видов памяти.
Память можно определить как «совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением», как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти.
Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание бывает произвольное и непроизвольное. При произвольном запоминании мы ставим перед собой задачу что-то запомнить. При непроизвольном запоминании человек, запоминая информацию, делает что-то другое, не связанное с процессом запоминания.
39. Опишите разновидности спора, определите их особенности.
Спор представляет собой столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений. По своей цели споры делятся на преследующие истину и преследующие победу над противоположной стороной.
По своим средствам подразделяются на использующие только корректные приемы и использующие также разнообразные некорректные приемы. Таким образом, мы получаем четыре их разновидности, которые можно назвать дискуссией, полемикой, эклектикой и софистикой. Дискуссия - спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы ведения спора. Полемика - спор, направленный на победу над противоположной стороной и использующий только корректные приемы. Эклектика - спор, имеющий своей целью достижение истины, но использующий для этого и некорректные приемы. Софистика - спор, имеющий своей целью достижение победы над противоположной стороной с использованием как корректных, так и некорректных приемов.
42. Определите недозволенные приемы ведения спора.
Некорректные приемы в споре не только многочисленны, но и весьма разнородны. Среди них есть очень грубые и очень тонкие. Наиболее грубыми считаются механические уловки:
неожиданно выйти из спора;
не дать противнику возможности говорить (перебивать, затыкать уши);
организовать «полуслушателей», восхваляющих доводы одной стороны и демонстративно скептически относящихся к доводам другой (Превосходно! Плохие доводы!);
использовать физическое насилие;
апеллировать к тайным мыслям и невыраженным побуждениям, которые якобы известны противнику.
Допустимые (корректные) психологические приемы в споре:
оттягивать возражение. Если трудно найти основания для немедленного возражения, ловко и незаметно ставят дополнительные вопросы, хотя вовсе не нуждаются в них. Особенно это необходимо тем людям, психологическое состояние которых неустойчиво, нервным или застенчивым, которые могут испытать шоковое состояние опустошения от неожиданного довода.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 42.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты