Общая психология
ИПК и ПК ГрГУ им. Я. Купалы
Шпаргалка
на тему: «Общая психология»
по дисциплине: «Общая психология»
2022
15.00 BYN
Общая психология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Общая психология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
Поделиться
1. Мышление как объект научного познания.
2. Понятие, психологические признаки и стороны мышления.
3. Виды мышления.
4. Основные фазы мыслительного процесса.
5. Понятие проблемной ситуации в психологии.
6. Понятие «задача» в психологии. Виды мыслительных задач.
7. Общая психологическая характеристика процесса решения задач.
8. Способы решения задач.
9. Понятие интеллекта.
10. Диагностика интеллекта.
11. Понятие языка и речи.
12. Виды и функции речи.
13. Происхождение слова.
14. Семантическая структура и функция слова.
15. Слово и смысловое поле.
16. Категориальное значение слова.
17. Лексические функции и валентности слов.
18. Эмоции как особый класс психических явлений.
19. Основные положения отечественной (рефлективной) концепции эмоций.
20. Различие эмоциональных и познавательных процессов.
21. Пристрастность, интегральность, пластичность, адаптация, суммация, амбивалентность, динамичность.
22. Коммуникативность, заразительность, предвосхищение, мнестичность, иррадиация, генерализация.
23. Переживание как импрессивный компонент эмоционального реагирования.
24. Средства эмоциональной экспрессии.
25. Физиологический компонент эмоционального реагирования.
26. Функциональное значение эмоций. Основные функции эмоций: оценка и побуждение.
27. Рефлекторные механизмы возникновения эмоций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Дж. Уотсон, Р. Рейнор и др.).
28. Корковые и подкорковые механизмы эмоций. Роль второй сигнальной системы в функционировании эмоций человека.
29. Эмоции и функциональная асимметрия головного мозга.
30. Эмоциональный тон как простейшая форма эмоционального реагирования.
31. Аффект. Стенические и астенические аффекты. Факторы появления аффективных реакций.
32. Собственно эмоция как ситуативное эмоциональное реагирование.
33. Чувства как эмоциональные константы.
34. Настроение как общий эмоциональный фон жизнедеятельности человека.
35. Характеристики эмоций как основания для их классификации.
36. Классификация эмоций Б.И. Додонова.
37. Потребности организма и личности.
38. Этапы формирования и реализации потребности личности.
39. Основные подходы к рассмотрению мотивов: мотив как потребность; мотив как цель (предмет удовлетворения потребности).
40. Основные подходы к рассмотрению мотивов: мотив как побуждение; мотив как намерение.
41. Основные подходы к рассмотрению мотивов: мотив как состояние; мотив как устойчивые свойства (личностные диспозиции).
42. Основные подходы к рассмотрению мотивов: мотив как формулировка; мотив как удовлетворённость.
43. Иерархическая модель потребностей А. Маслоу.
1. Виды мышления.
В генетической психологии выделяются следующие виды мышления:
1. наглядно-действенное;
2. наглядно-образное;
3. словесно-логическое.
Наглядно - действенное мышление выражается в решении задач с помощью реального, физического преобразования ситуации, манипулирования с объектами. Данной формой мышления обладают дети до трех лет. Ребенок сравнивает предметы, накладывая или приставляя их друг к другу; синтезирует, складывая из кубиков или палочек "дом"; классифицирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету и т.д. Так ребенок мыслит с помощью действий. Движение рук опережает мышление, поэтому его называют ручным. У взрослых данный тип мышления проявляется, когда они, например, делают работу по дому, при перестановке мебели в комнате или при необходимости пользоваться малознакомой техникой. Такое мышление возможно тогда, когда нельзя полностью предусмотреть результаты какого-либо действия.
Наглядно – образное мышление обладает следующими характеристиками:
• помогает анализировать, сравнивать и обобщать различные образы, представления о явлениях и предметах;
• воссоздает все многообразие различных характеристик предмета;
• практически неотделимо от воображения.
2. Понятие «задача» в психологии. Виды мыслительных задач.
В узком смысле понятие мышления определяется как процесс решения задач, которые относятся к разным сферам жизни и могут возникать по ходу выполнения деятельности. Задача обычно выступает объектом мыслительной деятельности.
В процессе выделения, вычленения известного и неизвестного проблемная ситуация превращается в задачу. В структуре задачи выделяют условия и требования. Например, «у Кати и Маши по 5 яблок» (условие), нужно определить, «сколько у них всего яблок» (требование).
Для характеристики условия используют такие признаки, как:
ü привычность-необычность ситуации (от этой характеристики зависит развернутость ориентировки в ситуации, возможность или невозможность достижения результата готовым способом);
ü форма поставленной условия (словесное описание, изображения, реальная ситуация);
ü степень выраженности в ситуации существенного отношения между известными и неизвестными величинами, что является ключевым в решении задачи.
Задачи имеют замысел (идею, содержание). Под идеей имеют в виду незаданные непосредственно и прямо, промежуточные стратегические и тактические цели, которые нужно поставить и разрешить самостоятельно для достижения общей цели – решения задачи вообще.
3. Понятие интеллекта.
Интеллект (от лат. intellectus– познание, понимание) – это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление. Обладает он также свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Интеллект, кроме того, зависит от личностных особенностей субъекта.
Связь интеллекта с управлением очевидна и первостепенна по значимости. Изучена тема «интеллект руководителя» недостаточно, лишь в теоретической форме. Практический интеллект, связанный с управленческой деятельностью, долго оставался вне сферы исследований, считался низшим, более простым типом, не заслуживающим внимания. Его труднее исследовать научными методами, поскольку они должны применяться в естественных условиях профессиональной деятельности, а не в лабораторных.
Этот взгляд, в корне ошибочный, изменился благодаря ставшей классической работе Б. М. Теплова «Ум полководца», где рассматривается практический интеллект на материале деятельности великих полководцев и государственных деятелей. Теплов говорит о том, что умственная работа ученого яснее и спокойнее (но не обязательно легче), чем умственная работа политика или полководца.
Практический интеллект в ряде аспектов богаче и комплекс -нее, чем теоретический, но обладает специфическими особенностями.
4. Виды и функции речи.
Речь – исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь – это язык в действии. В ходе речевого общения происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности (внутренняя речь).
Основные виды речи человека: устная, письменная, диалогическая, монологическая, внешняя (звучащая, осознаваемая), внутренняя.
При помощи устной речи люди непосредственно общаются друг с другом, произносят наборы звуков, которые ассоциируются с теми или иными предметами или явлениями. Наборы звуков передаются и воспринимаются на слух через соответствующие колебания давления воздуха. Письменная речь основана на изображении символов на материальных носителях.
В диалогической речи принимают участие минимум два человека. Каждый выдает реплику, адресованную другому человеку или нескольким людям; а их собственные высказывания являются реакцией на реплику данного человека. Монологическая – это речь, произносимая с начала и до конца только одним человеком. Диалог подразумевает многократное прерывание речи данного человека репликами других людей. Монолог же не предполагает какой-то речевой реакции и должен быть понятным сам по себе. Как диалог, так и монолог могут быть как устными, так и письменными.
5. Слово и смысловое поле.
Было бы, однако, неверным считать, что слово является лишь «ярлыком», обозначающим отдельный предмет, действие или качество.
На самом деле смысловая (семантическая) структура слова гораздо сложнее, и исследование подлинной смысловой структуры слова, как это многократно отмечалось в лингвистике, требует гораздо более широкого подхода.
Хорошо известно, что многие слова имеют не одно, а несколько значений, обозначая совсем различные предметы. Так, в русском языке слово «коса» может обозначать или косу девушки, или инструмент, которым косят траву, или узкую песчаную отмель. Слово «ключ» также может обозначать и инструмент, которым отпирают дверь, и родник или источник и т. д.
Так, слово «ручка» может одинаково обозначать и маленькую руку ребенка, и прибор для писания, и дверную ручку и ручку кресла, иначе говоря, совершенно различные предметы, общим для которых является лишь то, что все они какими-либо сторонами связаны с рукой человека.
Слово «поднять», которое с первого взгляда обозначает одно определенное действие, на самом деле также многозначно. Оно может обозначать «наклониться и поднять что-нибудь с пола» («поднять платок»), или «поднять что-либо вверх» («поднять руку»), или «поставить какой-либо вопрос» («поднять вопрос») или вообще «начать какое-либо действие, меняющее прежнее состояние» («поднять шум»), а слово «сдать» – либо «успешно выдержать экзамен» («он сдал экзамен»),
либо «ухудшить свое состояние» («он сильно сдал») и т. д.
6. Эмоции как особый класс психических явлений;
Эмоции (лат. emovere - потрясаю, волную) - особый класс психических явлений, протекающих в форме nережuванuй, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей.
Эмоции проявляются в мимике, жестах, интонациях голоса, двигательных реакциях (экспрессия) и в физиологических явлениях: изменении дыхания, сердцебиения и пр. (импрессия). Они сопровождают все виды активности.
Экcnрессия - внешнее проявление эмоций. Проявляется в мимике, жестах, голосе, движениях, речи и т.д.
Импрессия - проявление эмоций во внутреннем плане (учащение дыхания и сердцебиения, повышение давления и пр.).
Эмоции – это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Источниками эмоций служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова.
Стакан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения. Приятно послушать музыку, но если концерт затягивается слишком долго, то притупляются переживания и наступает утомление.
7. Пристрастность, интегральность, пластичность, адаптация, суммация, амбивалентность, динамичность;
1. Универсальность - независимость эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в процессе которой они возникают. Надежда, тревога, радость, гнев могут возникнуть при удовлетворении любой потребности. Это значит, что механизмы возникновения эмоций являются специфичными и независимыми от механизмов возникновения конкретных потребностей.
2. Динамичность эмоций проявляется в фазовом характере их протекания, т. е. в нарастании напряжения и его разрешении. Эмоциональное напряжение значимо нарастает в ситуации ожидания, чем ближе предстоящее событие, тем сильнее нарастает напряжение.
3. Суммация проявляется тем, что наиболее сильное удовольствие или неудовольствие человек испытывает не при первом, а при последующих воздействиях эмоциогенного фактора. Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего их переживание в виде эмоций становится сильнее.
8. Средства эмоциональной экспрессии;
Экспрессивный компонент эмоционального реагирования выражается во внешнем поведении человека: в его мимике, пантомимике, речи, жестикуляции. Именно экспрессивные проявления эмоций лучше и осознаются и контролируются человеком. Вместе с тем человек не способен полностью управлять, контролировать внешнее выражение эмоций. Так, с помощью методики гипноза было выявлено, что человек не может выполнять движение, характерное для одного вида эмоций, и одновременно переживать другую эмоцию. Он либо меняет движение, либо оказывается неспособным испытывать новую, внушенную ему эмоцию (Bull, 1951). Кроме того, блокирование (подавление, сдерживание) экспрессивных эмоциональных проявлений (например, в ситуациях, вызывающих страх, но исключающих возможность бегства и т.п.) обычно приводит к появлению состояния эмоционального напряжения.
Все средства эмоциональной экспрессии можно разделить на мимические (выразительные движения лица), речевые (интонация и др.), звуковые (смех, плач и др.), жестикуляционные(выразительные движения рук) и пантомимические (выразительные движения всего тела).
9. Рефлекторные механизмы возникновения эмоций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Дж. Уотсон, Р. Рейнор и др.);
Как и другие психические процессы, эмоции имеют рефлекторную природу, возникая в ответ на внешние или внутренние раздражения. Чем большую значимость для человека имеют изменения, происходящие вокруг него или с ним, тем более глубокими будут эмоциональные переживания.
Еще И. М. Сеченов указывал, что эмоции представляют собой центральную часть рефлекса. К рефлекторным актам, говорил он, «должно отнести еще многочисленный класс отраженных движений, где психическим моментом является чувственное наслаждение», например смех ребенка при виде ярко окрашенного предмета, мимика голодного, когда он ест, т.е. «все те мышечные движения, в основе которых лежат самые элементарные чувственные наслаждения». Однако условие возникновения и течения этого рода рефлексов, по словам Сеченова, совершенно особенное: одно и то же раздражение (например, запах пищи) в одном случае (состояние голода) вызывает чувство удовольствия, а в другом (состояние пресыщения)– чувство неудовольствия. Следовательно, характер эмоциональной реакции на раздражение обусловлен состоянием нервной системы: «невольные движения, вытекающие из чувственного наслаждения, суть не что иное, как обыкновенные рефлексы, которых большая или меньшая сложность... зависит от физиологического состояния нервного центра».
10. Эмоциональный тон как простейшая форма эмоционального реагирования;
Эмоциональный тон. Данная форма эмоционального реагирования выделяется не всеми исследователями, хотя уже в работах В. Вундта есть упоминание о «чувственном тоне» как простейшей форме эмоций, возникающем в связи с определенными ощущениями. Следовательно, в результате контакта с окружающим миром человек получает информацию не только о свойствах объектов и явлений, но и об эмоциональном значении тех или иных сенсорных раздражителей (неприятный вкус, резкий звук, яркий свет и т.д.).
Отличительными особенностями эмоционального тона являются:
- Кратковременный характер. Длительность эмоционального тона ограничена временем непосредственного действия сенсорного раздражителя.
- Слабая интенсивность. Эмоциональный тон часто определяют только как оттенок эмоционального переживания. Увеличение же интенсивности эмоционального тона приводит к появлению других форм эмоционального реагирования (аффектов, собственно эмоций).
11. Чувства как эмоциональные константы
Чувства- это устойчивые длительные эмоциональные отношения человека к другим людям, к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Чувства являются одной из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающейся относительной устойчивостью. Чувство носит отчетливо выраженный «предметный» (объектный) характер . Не может быть чувства патриотизма без Родины, материнской любви - без сына или дочери, т.е. соответствующего объекта любви. Чувство - это устойчивое эмоциональное отношение. Чувство надситуативно. Нередко эмоции и чувства приходят в рассогласование именно по этой причине. Например, глубоко любимый человек ситуативно может вызывать раздражение, даже гнев. При этом, базовое чувство остается неизменным, более того, переживаемый в конкретной ситуации гнев еще раз убеждает -- насколько данный человек значим и дорог.
Максимальная степень выраженности чувства - страсть. Страсть напоминает аффект, но это не аффект – она более обдуманна. Аффект сравним с действием потока воды, сокрушающего дамбу, а страсть - с глубоководным течением, которое несется по определенному руслу. Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект. Мать может и тревожиться за сына, и гордиться им - в зависимости от ситуации и реального поведения сына. Однако чувство любви при этом остается неизменным.
12. Классификация эмоций Б.И. Додонова
В классификации Б.И. Додонова представлены только те эмоции, которые предстают в сознании людей как ценные переживания. Они отвечают следующим требованиям: 1)в них субъект чаще всего испытывает потребность: 2)они придают непосредственную ценность самому процессу деятельности. Процесс создания своей классификации эмоций Додонов характеризует как "полуэмпирический путь", в результате которого и были выработаны критерии искомой классификации. Этими критериями выступали: 1)вербальные версии ценных переживаний, за которыми стояли потребности; 2)наличие некоторых инвариант в эмоциональных ситуациях, порождающих эмоции данной категории; 3)частая сочетаемость отдельных эмоций, составляющих их данную категорию. В итоге была создана открытая классификация десяти эмоций, включающая альтруистические, коммуникативные, глорические, праксические, пугнические, романтические, гностические, эстетические, гедонистические и акизитивные эмоции. Каждой из этих категорий эмоций соответствует определенный вербальный инвентарий.
13. Основные подходы к рассмотрению мотивов: мотив как потребность; мотив как цель (предмет удовлетворения потребности).
Мотив как потребность. Эта точка зрения на мотив, высказанная Л. И. Божович, А. Г. Ковалевым, К. К. Платоновым, С. Л. Рубинштейном, дает ответ на вопрос: «почему осуществляется активность человека», поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека на преобразование среды с целью удовлетворения нужды. Таким образом, объясняется источник энергии для волевой активности, однако невозможно получить ответы на вопросы «зачем» и «для чего» человек проявляет эту активность.
Во многих работах потребность рассматривается как побудитель действий, деятельности, поведения человека.
Принятие потребности за мотив происходит прежде всего потому, что она объясняет в значительной степени, почему человек хочет проявить активность. Кроме того, как писал С. Л. Рубинштейн, в потребности содержится активное отношение (стремление), направляющее человека на преобразование условий с целью удовлетворения нужды. Следовательно, потребность объясняет, откуда берется энергия для проявления человеческой активности.
14. Основные подходы к рассмотрению мотивов: мотив как формулировка; мотив как удовлетворённость.
Мотив как формулировка. Такое понимание мотива предложено польским психологом и психотерапевтом К. Обуховским (1972). Оно весьма близко к пониманию другого польского психолога, А. Левицкого: «Мотив – это психический процесс, который изнутри стимулирует нас к постановке цели и принятию соответствующих средств действия» (цит. по: К. Обуховский, 1972, с. 20–21). К. Обуховский заменил слово «процесс» словом «формулировка», считая, что мотив – это формулировка цели и средств. Он намеренно сужает понятие «мотив», не включая в него побудительные факторы, связанные с состоянием напряжения как следствием потребности; за мотивом оставляется только содержательная сторона (мотив как довод, аргумент, который может быть приведен и другим человеком, поэтому автор пишет, что мотив можно внушить). К. Обуховский (1972, с. 17) рассматривает мотив как фактор, который дает возможность человеку сформулировать решение о начале деятельности. «Если человек не сформулировал мотива совершенного или совершаемого действия, это практически означает только то, что он не имел мотива действия и, следовательно, действие его было немотивированным», – пишет он. Таким образом, формулировка помогает человеку уяснить цель действия и дает возможность принять решение о начале действия.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты