Психология развития
ИПК и ПК ГрГУ им. Я. Купалы
Шпаргалка
на тему: «Психология развития»
по дисциплине: «Психология развития»
2022
15.00 BYN
Психология развития
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Психология развития
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
Поделиться
1. Охарактеризуйте объект, предмет, структуру, актуальные задачи, проблемы психологии развития.
2. Дайте краткую характеристику методам исследования в психологии развития.
3. Охарактеризуйте наблюдение как метод исследования в психологии развития.
4. Сравните методы поперечных и продольных срезов в психологии развития. В чем преимущество и недостатки данных методов исследования.
5. Перечислите основные идеи развития зарубежной психологии в середине XIX - начале XX веков.
6. Опишите развитие детской психологии в России в конце XIX - начале XX веков.
7. Дайте характеристику становления психологии развития в советский период.
8. Дайте характеристику становления психологи развития в Беларуси.
9. Охарактеризуйте концепции развития: концепцию рекапитуляции Э.Геккеля, теорию созревания А. Гезелла, теорию нормативного подхода Л.Термена и теорию трех ступеней развития К. Бюлера.
10. Дайте характеристику ортогенетической концепции Х. Вернера и теории развития А. Буземана.
11. Охарактеризуйте и сравните нормативный подход Л. Термена, теорию конвергенции двух факторов В. Штерна.
12. Опишите концепцию научения Б. Скиннера, теорию развития С. Бижу и Д. Баера, теорию Р. Сирса.
13. Дайте характеристику психического развития ребенка с точки зрения психоанализа (обоснуйте точку зрения З. Фрейда).
14. Проанализируйте концепцию психосоциального развития личности, предложенную Э. Эриксоном.
15. Сравните понимание психического развития в рамках теории интеллектуального развития ребенка (Ж. Пиаже) и теории морального развития Л. Колберга.
16. Дайте характеристику стадий интеллектуального развития в теории Ж.Пиаже.
17. Раскройте основные положения теории психического развития Ж. Пиаже (гомеостаз, адаптация, ассимиляция, аккомодация, эгоцентризм и др…).
18. Сравните основные понятия и явления (эгоцентрическая речь, социализация, интеллектуализация, и др.) используемые в своих теориях Ж. Пиаже и Л.С. Выготским. Опишите феномен Ж.Пиаже.
19. Проанализируйте идеи психического развития ребенка в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и его школы.
20. Опишите и обоснуйте проблему периодизации психического развития ребенка в отечественной и зарубежной психологии развития.
21. Дайте характеристику концепций периодизации развития в отечественной детской психологии (Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский или любые другие)
22. Охарактеризуйте кризис новорожденности. Дайте характеристику развития ребенка в период новорожденности.
23. Опишите физическое развитие ребенка в период младенчества.
24. Проанализируйте психическое развитие младенца. Дайте характеристику кризису 1-го года.
25. Охарактеризуйте психическое развитие ребенка в период раннего возраста.
26. Опишите эмоциональное развитие ребенка раннего возраста. Кризис 3-х лет.
27. Охарактеризуйте игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте.
28. Сравните основные положения теорий игры.
29. Перечислите существующие классификации детских игр и дайте им характеристику.
30. Проанализируйте развитие речи ребенка раннего и дошкольного возраста.
31. Дайте характеристику развития психических процессов дошкольника.
32. Опишите развитие личности дошкольника, его эмоциональной и мотивационной сферы.
33. Обоснуйте закономерность формирования новообразований дошкольного возраста. Дайте характеристику кризиса 7-ми лет.
34. Обоснуйте готовность/неготовность ребенка 6-ти лет к школьному обучению.
35. Дайте характеристику учебной деятельности младшего школьника и обоснуйте ее роль в интеллектуализации психических процессов.
36. Охарактеризуйте развитие познавательных процессов младших школьников.
37. Проанализируйте закономерности развития личности младшего школьника.
38. Обоснуйте формирование новообразований в младшем школьном возрасте.
39. Дайте характеристику подросткового кризиса. В чем суть пубертатного кризиса.
40. Сравните подходы к пониманию возникновения и протекания подросткового кризиса.
41. Охарактеризуйте анатомическое и психофизиологическое развитие подростка.
42. Дайте характеристику развитию личности подростка, опишите проблемы личностного развития подростка.
43. Сравните общение подростка со взрослыми и сверстниками.
44. Охарактеризуйте психическое развитие в подростковом возрасте.
45. Обоснуйте закономерность появления новообразований в подростковом возрасте.
46. Дайте общую характеристику юношества как стадии развития.
47. Сравните и опишите самосознание, самоопределение и личностное самосовершенствование в юности.
48. Дайте характеристику общения юношей со взрослыми и сверстниками, обоснуйте развитие интересов в юношеском возрасте.
49. Обоснуйте формирование и развитие мировоззрения в юношеском возрасте.
50. Обоснуйте формирование новообразований в юношеском возрасте.
51. Дайте общую характеристику зрелости в онтогенезе человека.
52. Сравните психологические кризисы зрелого возраста
53. Опишите психологические особенности поздней зрелости.
54. Опишите основные типы старения и старости.
55. Опишите теории старения в психологии.
3 Охарактеризуйте наблюдение как метод исследования в психологии развития.
Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Главными особенностями метода наблюдения являются: непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение.
Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть: Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи, Невербальное поведение - экспрессия лица, глаз, тела, выразительные движения, Перемещения людей - дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).
6Опишите развитие детской психологии в России в конце XIX - начале XX веков.
Детская психология, формировалась в начале XX в. в России, вобрала в себя многие традиции отечественной психологии, педагогики и философии. Хотя духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной . культуры, она отражала своеобразие социального и исторического пути развития России, оказывала существенное влияние на формирование отечественной детской психологии.
Социальные условия, сложившиеся в России в середине XIX в., привели к необходимости развития отечественной науки. Именно в этот период, связанный с формированием собственных взглядов на человека и его роль в обществе, а главное с развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и психических особенностей, стала формироваться и отечественная психология, начался поиск путей ее построения, ее методологии и собственного предмета, ее отличий от других наук и различий с европейской психологией.
на основе какой науки следует формировать психологию – на базе философии, с которой она и была связана главным образом до того времени, либо на основе физиологии, как того требовали новые веяния науки и общественные предпочтения. Практически были предложены две концепции построения психологии. У истоков каждой из них стояли выдающиеся мыслители: у первой – Иван Михайлович Сеченов, у второй – Памфил Данилович Юркевич и Владимир Сергеевич Соловьев. Первое направление, ориентированное на исследование генезиса психического развития и использовавшее данные о биологическом и физиологическом созревании детей, естественно, оказалось ближе детской психологии.
9 Охарактеризуйте концепции развития: концепцию рекапитуляции Э.Геккеля, теорию созревания А. Гезелла, теорию нормативного подхода Л.Термена и теорию трех ступеней развития К. Бюлера.
К числу ранних психологических теорий относится концепция рекапитуляции. Э. Геккель сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Ст. Холл (американский психолог) – считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода:
• страшные сны – воспоминание из прошлой жизни;
• игра ребенка – необходимое упражнение для полной утраты бесполезных функций;
• рисунок – это стадии, которые проходило изобразительное творчество;
А. Гезелл (педагог и медик) разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от рождения до юношеского возраста, которая базируется на систематических сравнительных исследованиях (изменение моторной активности, изменения речи, приспособительные реакции и социальные контакты).
А. Гезелл ввел в психологию метод лонгитюдинального, продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста. Он изучил: близнецов, исследовал психическое развитие слепого ребенка (чтобы понять развитие нормального ребенка).
Работы А. Гезелла были критически проанализированы Л.С. Выготским. Теория Гезелла раскрывает социальное развитие ребенка как простую разновидность биологического, как приспособление ребенка в своей среде.
12 Опишите концепцию научения Б. Скиннера, теорию развития С. Бижу и Д. Баера, теорию Р. Сирса.
Ф. Скиннер. Бихевиарист. Создал теорию оперантного научения. Он исследовал воздействие окружения на организм после проявления реакции. В результате он обнаружил два типа поведения, характерных для личности: респондентное поведение, в основе которого лежит классическое обуславливание, и оперантное поведение, для которого важен результат, следующий за ним.
Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться; оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повториться. Скиннер утверждал, что личность — это совокупность социальных навыков, сформировавшихся в результате оперантного научения. Ф. Скиннер исследовал проблему подкрепления: его виды, режимы, динамику. Результаты этих исследований нашли широкое применение в практике организации обучения и психотерапии.
Человек стремится совершать те операнты, после которых следует подкрепление, и избегает тех, после которых следует наказание. И таким образом, в результате определенной системы подкреплений и наказаний человек приобретает новые социальные навыки и новые свойства личности.
Продолжили традиции Скиннера Бижу и Баер: поведение может быть реактивным (ответным) или оперантным. Стимулы могут быть физическими, химическими, организменными или социальными. По сути вводят понятие взаимодействия организма и среды.
15 Сравните понимание психического развития в рамках теории интеллектуального развития ребенка (Ж. Пиаже) и теории морального развития Л. Колберга.
теория развития детского мышления, разрабатываемая швейцарским психологом Жаном Пиаже в период с 1921 года до середины 1930-х гг. В рамках данной концепции были впервые сформулированы важные положения современной психологии развития:
1. Мышление ребёнка обладает качественным своеобразием. Ж. Пиаже был первым, кто показал качественно иную структуру детского мышления[1], связав её особенности с понятием эгоцентризма. До появления работ Пиаже мышление ребёнка напрямую сравнивалось с мышлением взрослого; оно рассматривалось лишь как недостаточно развитое мышление взрослого.Развитие мышления осуществляется в процессе сотрудничества и социальных взаимодействий. Противоречие между точками зрения детей, вступающих в совместное решение познавательной задачи, приводит к вытеснению эгоцентризма и замене его на децентрацию.
После публикации работ Пиаже в психологии начался новый этап исследований мыслительной деятельности ребёнка, характеризующийся другими методами её изучения и иными способами обучения ребёнка на ранних этапах его жизни.
18 Сравните основные понятия и явления (эгоцентрическая речь, социализация, интеллектуализация, и др.) используемые в своих теориях Ж. Пиаже и Л.С. Выготским. Опишите феномен Ж.Пиаже.
С точки зрения Ж. Пиаже, эгоцентризм отражается в детской речи, проявляясь в так называемой эгоцентрической речи, к которой он относил эхолалию (простое повторение услышанных слов, слогов); монолог (ребенок говорит сам с собой, ни к кому не обращаясь, как будто громко думает); коллективный монолог (монолог перед другими – ребенок громко говорит для себя, но перед другими, к которым не обращается и не учитывает ни их точку зрения, ни реакцию, ни то, слушают его или нет). Доля эгоцентрической речи по отношению ко всей спонтанной речи ребенка 4–7 лет составляет, по мнению Ж. Пиаже, 45 %. Эгоцентрическая речь для Пиаже не выполняет какой-либо полезной функции, она просто отражает эгоцентризм как познавательную позицию ребенка, и поэтому с преодолением эгоцентризма, когда социализированная мысль вытесняет эгоцентрическую, исчезает и эгоцентрическая речь. По Ж. Пиаже, главную роль в процессе децентрации играют отношения со сверстниками, поскольку это отношения кооперации, когда возможны споры, дискуссии, отстаивание своей точки зрения. Именно в этих отношениях кооперации, а не в отношениях со взрослыми, которые строятся преимущественно на принуждении, ребенок осознает свое «Я» в качестве субъекта, осознает свою точку зрения и учится координировать ее с точками зрения других.
21 Дайте характеристику концепций периодизации развития в отечественной детской психологии (Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский или любые другие)
Являясь учеником Выготского Л.С. и разделяя взгляды Леонтьева, Эльконин Д.Б. строит свою теорию психического развития на фундаменте психологической теории деятельности. Автор разделил все виды деятельности на две группы: 1.Группа коммуникативных видов деятельности, в основе которых лежат отношения, развертывающиеся в системе «ребенок – общественный взрослый» 2.Предметные виды деятельности, в основе которых лежат отношения в системе «ребенок – общественный предмет» Ход развития определяется от системы «ребенок – общественный взрослый» к системе «ребенок – общественный предмет». Второй критерий периодизации Д.Б.Эльконина – деление психики на две сферы: мотивационно-потребностную и сферу операционно-технических возможностей. Таким образом, развитие, по Эльконину, – чередование первой и второй системы: 1) непосредственно-эмоциональное общение (младенческий возраст); 2) предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство); 3) ролевая игра, т.е. ролевое общение (дошкольный возраст); 4) учебная деятельность (младший школьный возраст); 5) интимно-личное общение (подростковый возраст); 6) учебно-профессиональная деятельность (юношеский возраст).
24 Проанализируйте психическое развитие младенца. Дайте характеристику кризису 1-го года.
Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период - кризис новорожденности.
Причины кризиса новорожденности:
- Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
- Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни). Новорожденный имеет дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими ("цеплятельный") - они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.
27 Охарактеризуйте игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте — игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Ролевая, или как ее иногда называют, творческая игра появляется в дошкольном возрасте. Это — деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Образный план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.
Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.
30 Проанализируйте развитие речи ребенка раннего и дошкольного возраста.
Развитие речи ребенка зависит от многих причин, но, прежде всего, от социальной среды, обеспечивающей ребенку речевой общение. В социальную среду дошкольника входят в первую очередь взрослые и сверстники. Мы придерживаемся точки зрения Л.П. Федоренко согласно которой, для нормального развития связной речи детей, а, следовательно, для развития их интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы окружающая их речевая среда обладала достаточно развивающими возможностями, развивающим потенциалом. Развивающий потенциал определяется богатством речи окружающих, активностью ребенка в процессе обучения языку, его способности к обучению.
Специалист в области детской психологии О.С. Ушакова считает, что овладение речью – одна из главных задач развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий: речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей, познавательной активности ребенка. Автор утверждает, что данные условия необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
33 Обоснуйте закономерность формирования новообразований дошкольного возраста. Дайте характеристику кризиса 7-ми лет.
В качестве центральных новообразований дошкольного возраста (3–7лет) можно выделить: - позиционные ролевые действия (функция осознания (1 фаза) , функция отношения (2 фаза) ; - позиционные умственные действия (тенденция к обобщению, установлению связей: функция понимания (3 фаза) , функция рефлексии (4 фаза функционально-стадиальной периодизации Ю. Н. Карандашева, 1991) . Центральное личностное новообразование дошкольного возраста – соподчинение мотивов и развитие самосознания. поведения среди В процессе психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами других людей.
Д. Б. Эльконин (1989) в качестве основных психологических новообразований дошкольного возраста считал:1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир.
36 Охарактеризуйте развитие познавательных процессов младших школьников.
В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Эта задача в дошкольном возрасте либо вовсе не выделяется, либо выделяется с большим трудом. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала. К сожалению, в школе мало учат приемам запоминания.
Молодые учителя часто недооценивают те трудности, которые испытывает ребенок при восприятии нового объекта. Нужно учить детей рассматривать объект, нужно руководить восприятием. Для этого у ребенка необходимо создавать предварительное представление, предварительный поисковый образ для того, чтобы ребенок смог увидеть то, что нужноНа протяжении младшего школьного возраста дети научаются рассматривать объекты, без этого интеллектуальные изменения не могут произойти. Учебная деятельность предъявляет очень большие требования и к другим сторонам психики ребенка. Она способствует развитию воли. В дошкольном возрасте произвольность выступает лишь в отдельных случаях. В школе вся деятельность по своему характеру является произвольной. Любая попытка превратить учебное дело в развлекательное является ложной.
39 Дайте характеристику подросткового кризиса. В чем суть пубертатного кризиса.
Это возраст 10-11 до 14-15 лет. ССР в этом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной ответственной взрослой жизни. Иными словами, подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Происходят изменения на физиологическом уровне, по другому строятся отношения со взрослыми и сверстниками, претерпевают изменения уровень познавательных интересов, интеллект и способности. ВД - общение со сверстниками. Новообразования - чувство взрослости; развитие самосознания; формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу; половое созревание; повышенная возбудимость; частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании; в деятельности, имеющий личностный смысл; самоопределение. Центральное новообразование - чувство взрослости.
Пубертатный кризис. Впервые об этом кризисе написал Стенли Холл. Он объясняет этот кризис гормональными изменениями. Выготский этот кризис связывает не только с гормональными изменениями, но и со сменой интересов. Эльконин этот кризис связывает с чувством взрослости. Факторы: внешние, внутренние и поведенческие изменения. К внешним факторам можно отнести продолжающийся контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, которые подростку кажутся чрезмерными. С одной стороны он действительно стал взрослым, а с другой - сохранились детские черты - он недостаточно серьезно относится к своим обязанностям, не может действовать ответственно и самостоятельно.
42 Дайте характеристику развитию личности подростка, опишите проблемы личностного развития подростка.
В психологической литературе подростковый возраст определяется как кризисный, трудный, переходный. Его кризисность и трудность – в резком взрослении, в скачке из детства в иную возрастную фазу, в новое знание. Подросток сталкивается с неведомыми ему ранее противоречиями во взаимоотношениях между людьми, в которых он теряется, он обнаруживает в себе чувства и побуждения, перед которыми беззащитен.
Подросток хрупок и силен, уязвим и опасен, он равно доступен и добру и злу. Он легко и доверчиво привязывается, но может внезапно оборвать самые, казалось бы, прочные связи. Он нуждается в любви, но берет гораздо больше, чем дает.
Многие трудности и проблемы подростка объясняются главным противоречием его развития – движением к обособлению и социализацией. Эти взаимосвязанные процессы проходят нелегко: чаще всего они драматичны и для подростка, и для окружающих его людей.
В психологии понятие социализации рассматривается по-разному.
45 Обоснуйте закономерность появления новообразований в подростковом возрасте.
В общении со сверстниками формируется основное новообразование подросткового возраста - самосознание или, другими словами, социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание означает совместное знание. Это знание в системе отношений. А самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм, - это и есть личность. По Д.Б. Эльконину, все новообразования подросткового возраста, как в капле воды, отражаются в отношении подростка к девушке: достаточно посмотреть на эти отношения, чтобы увидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью. Л.И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более "взрослую" позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы её занять. Л.И. Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса.
48 Дайте характеристику общения юношей со взрослыми и сверстниками, обоснуйте развитие интересов в юношеском возрасте.
Содержание и характер общения юношей со всеми категориями партнеров определяются решением проблем, связанных со становлением и реализацией их как субъектов отношений в значимых сферax жизнедеятельности. Ценностно-смысловая доминанта общения обнаруживается в ведущей тематике бесед старшеклассников: обсуждение личных дел, взаимоотношений людей, своего прошлого, планов на будущее, взаимоотношений юношей и девушек, отношений с товарищами, отношений с учителями, отношений с родителями, своего развития — физического, интеллектуального. Общение юношей и девушек со взрослыми, с родителями предполагает растущую демократизацию взаимоотношений поколений, решение проблемы автономии выросших детей и авторитета родителей, проблемы взаимопонимания между ними. Содержание общения со взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение информации, связанной с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого.
51 Дайте общую характеристику зрелости в онтогенезе человека.
Зрелость – наиболее продолжительный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности.
Возрастные пределы зрелости (взрослости) определяются комплексом социальных и биологических признаков в зависимости от конкретных социально-экономических условий и индивидуального развития человека. Накопленные данные позволили в какой-то мере отграничить период зрелости от молодости, с одной стороны, и от старости – с другой, а также в самой зрелости выделить отдельные макропериоды – раннюю взрослость, средний возраст, пожилой возраст. Однако четкие хронологические рамки зрелости (взрослости) задать довольно трудно: в характеристиках и временных границах этого периода много неопределенности.
Так, к примеру, раннюю взрослость многие авторы соотносят с периодом юности (ее хронологические рамки – от 15–16 до 22–25 лет); средний возраст – с периодом молодости от 20–35 лет (по Д. Векслеру) или зрелости от 25–40 лет (по Д. Бромлей) до 36–60 лет (по международной классификации возрастов); пожилой возраст – со старостью (от 55 лет и старше). Верхнюю границу взрослости в социальном плане соотносят с окончанием школы и началом самостоятельной жизни (17–18 лет), а нижнюю – с выходом на пенсию (55–60 лет).
Понятие зрелости, в первую очередь, связано с исследованием отношения человека к собственной жизни среди людей; не только к себе самому, к своему “Я”, но и к более широкому контексту осуществления жизни, возможности повлиять на мир и изменить его.
54 Опишите основные типы старения и старости.
И. С. Кон дает классификацию типов старости в зависимости от характера деятельности, которой она заполнена: Первый тип – активная, творческая старость. Люди, расставшись с профессиональным трудом, продолжают участвовать в общественной жизни, живут полнокровной жизнью, не ощущая какой либо ущербности. Второй тип старости также отличается хорошей социальной и психологической приспособленностью, но энергия этих людей направлена главным образом на устройство собственной жизни – материальное благополучие, отдых, развлечения и самообразование, на что раньше не доставало времени. Третий тип, в котором преобладают женщины, находит главное приложение силы в семье. Им некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов. Четвертый тип – люди, чьим смыслом жизни стала забота о здоровье, которая стимулирует достаточно разнообразные формы активности и дает определенное моральное удовлетворение. Однако они склонны преувеличивать значение своих действительных и мнимых болезней.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 55.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты