Конституционное право зарубежных стран
БГУ (Белорусский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Конституционное право зарубежных стран»
по дисциплине: «Конституционное право зарубежных стран»
2022
15.00 BYN
Конституционное право зарубежных стран
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Конституционное право зарубежных стран
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 15.
Поделиться
1. Понятие государственного (конституционного) права зарубежных стран (отрасль национального права, наука, учебный курс).
2. Конституционно-правовые нормы, их особенности.
3. Институты государственного (конституционного) права.
4. Источники государственного (конституционного) права зарубежных стран.
5. Конституционно-правовые отношения (субъекты и виды) в зарубежных странах.
6. Понятие и сущность конституций. Юридические свойства конституций.
7. Форма конституции и ее структура.
8. Классификация зарубежных конституций.
9. Порядок (способы) принятия и изменения конституций зарубежных стран.
10. Особенности "старых" конституций. Конституция США, ее концептуальные основы.
11. Форма и структура английской конституции.
12. Конституционные реформы в постсоциалистических странах конца 80-90-х годов ХХ века. Основные тенденции изменений.
13. Новейшие конституционные изменения в странах Запада (США, Франция, ФРГ, Швейцария, Финляндия).
14. Понятие и сущность конституционных законов.
15. Понятие и сущность конституционного контроля (надзора). Органы конституционного контроля (надзора) в зарубежных странах.
1. Понятие государственного (конституционного) права зарубежных стран (отрасль национального права, наука, учебный курс).
Конституционное право можно рассматривать как науку, учебную дисциплину и ведущую отрасль права, имеющуюся в каждом государстве. Национальное конституционное право представляет собой систему правовых норм, содержащихся в конституциях, законах, других национальных источниках права и регулирующих определенную категорию общественных отношений (главным образом устройство государства и организацию государственной власти, порядок его отношений с институтами гражданского общества, а также правовое положение личности). Это ведущая отрасль права, определяющая основы других отраслей права конкретного государства. В настоящее время в мире более 200 государств, каждое из которых имеет свою национальную правовую систему, отражающую социально-экономические, политические, культурные особенности данной страны.
Наука конституционного права зарубежных стран является ответвлением от единой науки конституционного права, ее составной частью. Она представляет собой не совокупность норм, а систему знаний о специфике конституционно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере принадлежности, организации и осуществления публичной власти, правового положения личности. Ее содержанием являются конституционные доктрины, гипотезы, идеи и рекомендации правоведов по совершенствованию законодательства, политических процессов и институтов конкретного государства. Предмет науки конституционного права базируется на конституции, но ею не исчерпывается.
3. Институты государственного (конституционного) права.
Конституционно-правовые институты – это совокупность однородных и взаимосвязанных правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, составляющих сравнительно самостоятельную группу. Такими являются, например, институты: основ конституционного строя; основ правового статуса человека и гражданина; формы правления; главы государства; парламентаризма; местного управления и самоуправления; народного представительства; избирательного права, референдума; гражданства и т. д. Конституционно-правовые институты существенно отличаются по объему регулируемых отношений, количеству правовых норм и их юридической силе.
Юридическим критерием обособления определенной совокупности норм в конкретные конституционно-правовые институты служат следующие признаки: 1) юридическое единство правовых норм; 2) полнота регулирования определенной совокупности государственно-правовых отношений; 3) обособление определенных норм, содержащихся в соответствующих разделах Конституции, законах, декретах либо указах Президента и иных нормативных правовых актах.
5. Конституционно-правовые отношения (субъекты и виды) в зарубежных странах.
Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.
В конституционно-правовом отношении участвуют определенные стороны, называемые субъектами.
Субъектами конституционно-правовых отношений являются:
1) народ в целом;
2) граждане (подданные), иностранцы, лица без гражданства, лица с многогражданством;
3) государство;
4) государственные органы: главы государств, (монархи, президенты), парламенты, правительства, конституционные суды и т. п.;
5) субъекты федерации;
6) автономные образования;
7) административно-территориальные единицы;
8) органы самоуправления и управления;
9) должностные лица (спикер парламента, премьер-министр, омбудсмен и др.);
10) избиратели;
11) депутаты;
12) общественные объединения, союзы и ассоциации, политические партии, избирательные блоки.
7. Форма конституции и ее структура.
Содержание конституции всегда проявляется в определенной форме. Форма конституции – это способ выражения и организации правового материала, т. е. конституционных норм, институтов и принципов.
В целом структура конституции – это внутреннее деление единого акта на определенные части: разделы, главы, параграфы и т.д.
Большинство конституций имеют стандартную структуру:
- преамбула (вводная часть);
- основная часть;
- заключительная часть и переходные положения, иногда с приложениями.
- Принципы необходимости преамбулы:
- Содержит основные цели и задачи;
- Излагается краткий исторический путь, пройденный государством до принятия конституции;
- Проявляется отношение к правам и свободам человека.
Основная часть представляет собой текст конституции, включающая как правило раздела, подразделенные в свою очередь на главы.
9. Порядок (способы) принятия и изменения конституций зарубежных стран.
Принятие, изменение и отмена конституций осуществляется, как правило, в ходе конституционных реформ.
Конституционная реформа – это комплекс мер по пересмотру всего текста или определенных статей конституции путем внесения новых статей, изменения и отмены старых с перестройкой конституционно-правовых институтов.
Виды конституционных реформ:
1. полные – имеют целью принятие новой конституции суверенного государства;
2. частичные – имеют целью пересмотр определенных статей конституции, принятие поправок и дополнений к конституции.
11. Форма и структура английской конституции.
В Великобритании нет единого писаного акта, действующего в качестве конституции. По форме британская Конституция имеет комбинированный, несистематизированный характер.
Источники британской конституции:
Статутное право – акты парламента (законы), регулирующие вопросы конституционного характера. Парламентских актов насчитывается по различным источникам от нескольких десятков до нескольких тысяч. К ним относятся правовые акты, принятые достаточно давно, но сохранившие свое значение: Великая Хартия Вольностей 1215 г.; Билль о правах 1689 г.; Акт о престолонаследии 1701 г. Акт о соединении с Шотландией 1707 г. и др. Конституционные соглашения – это устоявшиеся нормы поведения, которые нигде юридически не зафиксированы, но в силу их определенности и регулярности применения не ставятся под сомнение. Нарушение конституционного соглашения влечет за собой не юридические, а политические санкции. К числу конституционных соглашений относятся: монарх назначает премьер-министром лидера политической партии, располагающей большинством мест в Палате общин; монарх назначает министров по рекомендации премьер-министра; премьер-министр должен быть членом Палаты общин; правительство должно пользоваться доверием Палаты общин. В случае отсутствия такого доверия, особенно при обсуждении вопросов внутренней и внешней политики, правительство должно уйти в отставку или посоветовать монарху распустить Парламент; корона осуществляет свое право роспуска Парламента по совету министров.
13. Новейшие конституционные изменения в странах Запада (США, Франция, ФРГ, Швейцария, Финляндия).
В 1999 г. Были приняты 2 конституции. Союзная конституция Швейцарской Конфедерации от 18.04.1999 г. (в силе с 1.01.2000) принята референдумом. Основной Закон Финляндии от 11.06.1999 г. вступил в силу 1.03.2000 г., принят парламентов страны (Эдускунтой). Основной Закон Финляндии является консолидированной конституцией, вместо 4 прежних конституционных законов, выполнявших совокупно роль Конституции этой страны.
22 февраля 2001 г. принят новый Основной Закон Государства-Города Ватикан, заменивший собой Основной Закон Государства-Города от 7 июня 1929 г.
В марте 2003 г. На референдуме принята новая редакция Конституции Княжества Лихтенштейн. 4 февраля 2003 г. Принята конституционная хартия Государственного сообщества Сербии и Черногории.
Одновременно с принятие новых конституций вносились изменения в ныне действующие конституции. Прежде всего во Франции – 1999 г. Внесена поправка о равенстве мужчин и женщин; в 2000 г. На основе решения референдума снижен срок полномочий Президента с 7 до 5 лет; в 2003 г. Ст.1 конституции дополнена положением «Республика является децентрализованной», в этой связи раздел «О территориальных коллективах» изложен в новой редакции; 1 марта 2005 г. Были внесены 2 поправки: в конституционный блок внесена Хартия окружающей среды 2004 г. (положение внесено в преамбулу); раздел XV «О ЕС» изложен в новой редакции.
15. Понятие и сущность конституционного контроля (надзора). Органы конституционного контроля (надзора) в зарубежных странах.
Конституционный надзор – за соблюдением Конституции, гарантии исполнения Конституции.
Виды конституционного надзора:
Американская модель: решение конституционно-правовых вопросов всегда происходит в форме рассмотрения судом высшей инстанции конкретного спора по праву (США, Индия). Сторонники этой модели считают, что политическое давление на суд минимально. Специальная конституционная юрисдикция – заключается в рационализации процедуры исследования обстоятельств дела и принятия решения (Германия, Франция: 2 органа конституционного надзора: конституционный совет рассматривает вопросы о несоответствии Конституции актов Парламента, а Госсовет – несоответствие Конституции актов исполнительной власти). Существует ряд вопросов, решение которых отнесено к исключительной юрисдикции Конституционного суда: споры между высшими органами государства по поводу их компетенции; споры между органами и субъектами федерации; признание конституционных законов, принятых парламентом; проверка конституционности референдума; окончательное решение вопросов, связанных с проверкой результатов выборов в высшие органы государства; отстранение от должности высших должностных лиц государства за нарушение Конституции; установление антиконституционного характера политических партий.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 15.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты