Музейное дело
ВГУ им.П.М.Машерова (Витебский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Музейное дело»
по дисциплине: «Музейное дело»
2022
15.00 BYN
Музейное дело
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Музейное дело
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
67. История создания и структура Международной ассоциации музеев (ИКОМ).
68. Музееведческое образование и подготовка музейных кадров
69. Информационные технологии в музее.
70. Музейная архитектура.
71. Научно-исследовательская деятельность музея.
72. Организация научно-фондовой деятельности.
73. Комплектование музейных фондов. Изучение музейных предметов.
74. Учёт и инвентаризация музейных фондов.
75. Хранение музейных фондов. Режимы хранения.
76. Упаковка и транспортировка музейных предметов и коллекций.
77. Консервация и реставрация музейных предметов.
78. Экспозиционно-выставочная работа музеев как основа формирования музейной коммуникации.
79. Принципы и методы построения экспозиций. Экспозиционный материал и оборудование.
80. Проектирование экспозиции.
81. Становление и развитие культурно-образовательной деятельности музея. Формы и виды культурно-образовательной деятельности музея.
82. Музейная экскурсия как ведущая форма культурно-образовательной деятельности музея. Разработка музейной экскурсии.
83. Характеристика и изучение музейной аудитории.
84. Особенности восприятия музейной экспозиции и методика работы с разновозрастной аудиторией. Понятие музейной культуры.
85. Музейная педагогика как музееведческая дисциплина.
86. Детские музеи.
87. Организация деятельности школьных музеев.
88. Музейный менеджмент.
89. Музейный маркетинг.
90. Музейный туризм.
68. Музееведческое образование и подготовка музейных кадров
Сформировалось как система в 20 в. До 20 в. передача опыта и навыков музейной профессии осуществлялась непосредственно в музеях и основывалась на традиции.
Крупные музеи (Оружейная палата, Исторический музей, Третьяковская галерея, Политехнический музей, Музей Революции) уже в первые годы своего становления являлись школой подготовки музейных специалистов, прежде всего — хранителей.
До сего дня музейные работники получают, как правило, базовое образование по профильной (история, искусствоведение, естественные науки и т.п.) или смежной с музееведением дисциплине (педагогика, социология. В рамках изучения этих дисциплин в вузах может преподаваться небольшой курс специального (связанного с музеями определенного профиля) музееведения.
К нач. 20 в. относится начало преподавания С.П. Кузнецовым в Московском археологическом институте курса "Введение в музееведение" и попытки введения музееведческих занятий в ряде др. вузов.
В 1920-х — начале 1930-х гг. попытки решения проблемы подготовки музейных специалистов нашли преломление в создании ряда музееведческих центов и аспирантуры на базе крупных музеев.
70. Музейная архитектура
Музейная архитектура начинает свое развитие от храмовых и дворцовых построек, когда коллекция воспринималась, прежде всего, с точки зрения ее утилитарных и декоративных функций. Первые проекты музейных зданий XIX века унаследовали принципы храмовой архитектуры с характерной для нее классической традицией: величественный портик с колоннадой, торжественный вестибюль с монументальной лестницей, высокие потолки, тяжеловесные детали декора, естественное освещение и массивные объемы, по сравнению с которыми человек кажется небольшой частичкой перед несоразмерно огромной «сакральной» ценностью хранящихся здесь предметов.
Отношение к музейной архитектуре кардинально изменилось в XX веке, когда само искусство приобрело неведомые ранее формы воплощения и архитекторы встали перед необходимостью создания неповторимых музейных зданий, приемлемых именно в этом городе, именно для этой коллекции и именно для этих экспонатов . С появлением коммуникационного подхода в 1968 году внимание музеологов сфокусировалось на изучении музейной аудитории.
72. Организация научно-фондовой деятельности
Научно-фондовая работа – самостоятельное направление музейной деятельности, основными целями которой являются формирование музейного собрания и создание оптимальных условий для его дальнейшего широкого общественного использования (сохранение, изучение, презентация).
Научно-фондовая работа осуществляется на основе научной концепции, которая является составной частью общей концепции развития музея. Концепция научно-фондового отдела включает: цели и задачи деятельности отдела, приоритетные направления работ, принципы научной организации фонда, концептуальные основы комплектования, изучения и использования музейного собрания, которые базируются на государственном законодательстве о музеях и музейном фонде.
Основные задачи научно-фондовой работы: научная организация фонда; выявление и отбор памятников музейного значения; экспертиза памятников музейного значения и их включение в музейное собрание; первичная атрибуция; всестороннее исследование музейных предметов и коллекций; документирование (фиксация) результатов работы в научно-поисковых, учетных, научно-информационных документах и справочниках; организация системы хранения;- организация системы контроля за проведением консервационных и реставрационных работ.
74. Учёт и инвентаризация музейных фондов
Учет музейных фондов – направление фондовой работы, целью которого является юридическая охрана музейных фондов и права музея на полученные в результате изучения музейных предметов, коллекций, собраний научные данные о них.
В процессе учета музейных фондов осуществляется закрепление предметов за определенным музеем, оформление принадлежности предмета к основному фонду или научно-вспомогательным материалам. Закрепление предметов за определенным фондовым подразделением и конкретным научным сотрудником музея, оформление предметов, находящихся в музее на временном хранении, контроль за наличием предметов, входящих в фонды музея, и предметов, находящихся в музее на временном хранении, создание научно-справочного аппарата музейных фондов – задача сотрудников фондов.
Документы, имеющие законную силу, подлежат регистрации и вечному хранению. Ряд документов, относящихся к правовой охране музейных фондов, юридической силы не имеют (таковы, например, учетные, топографические картотеки).
76. Упаковка и транспортировка музейных предметов и коллекций
Музейные предметы, подлежащие транспортировке, должны тщательно осматриваться реставрационным советом или специальной комиссией, назначаемой приказом директора музея, в состав которой входят ответственные сотрудники музея (заведующие соответствующими отделами, хранители, реставраторы).
Совет (комиссия) составляют письменное заключение о возможности транспортировки музейных предметов и дают необходимые рекомендации по их упаковке и транспортировке.
Если состояние сохранности музейных предметов вызывает опасение, то их транспортировка может быть запрещена или разрешена лишь при условии выполнения всех рекомендаций реставрационного совета (комиссии).
Упаковка предметов производится квалифицированными упаковщиками под наблюдением ответственного за упаковку сотрудника или хранителя музея и реставратора.
Все предметы, подлежащие транспортировке, делятся на группы, требующие определенной упаковки. В соответствии с этими группами заказывается упаковочная тара (ящики). Тара, предназначенная для перевозки предметов, и упаковочный материал должны храниться в сухом закрытом помещении.
78. Экспозиционно-выставочная работа музеев как основа формирования музейной коммуникации
Музейная экспозиция — это основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.
Впервые музей стал рассматриваться как социальный институт во вт. пол. XX в., в так называемый музейный бум. Тогда же появляется понятие музейной коммуникации, что означает «процесс общения посетителя с музейным предметом» (Д.Камерон). Сформировавшийся тогда коммуникационный подход заключался в рассмотрении посетителя как участника коммуникации, собеседника и партнера музея, а не просто пассивно получающего информацию.
На сегодняшний день коммуникационный подход принадлежит к числу основных направлений музееведческой мысли. В наиболее общем виде коммуникационный подход в музееведении характеризуется рядом принципов, задающих особый взгляд на музейную действительность.
80. Проектирование экспозиции
Составными частями проектирования экспозиции являются: научное проектирование, в ходе которого разрабатываются основные идеи экспозиции и ее конкретное содержание, художественное проектирование, призванное обеспечить образное, пластическое воплощение темы, техническое и рабочее проектирование, фиксирующее место каждого экспоната, текста и технических средств. Научное проектирование экспозиции начинается с подготовительного этапа, в ходе которого изучаются необходимая научная литература по теме и архивные материалы, причем это изучение должно быть музейно ориентированным, то есть принимать во внимание специфику отражения явлений, событий и фактов музейными средствами. Параллельно изучаются и анализируются музейные коллекции, составляются картотеки предполагаемых экспонатов.
Следующий этап состоит в разработке научной концепции, которая раскрывает экспозиционный замысел и дает первое, самое общее представление о будущей экспозиции. В ней определяются цели и задачи экспозиции, ее основная проблематика и тематическая структура, дается характеристика экспозиционных материалов и предлагаются методы их подачи, показываются отличия создающейся экспозиции от функционировавших прежде, а также ее особенности в сравнении с экспозициями однопрофильных музеев.
82. Музейная экскурсия как ведущая форма культурно-образовательной деятельности музея. Разработка музейной экскурсии
Экскурсия и музейное занятие являются ведущими формами культурнообразовательной деятельности в музее. В то же время они являются основными формами работы с воспитанниками детских садов, учащимися школ, профессиональных училищ и студентами институтов и университетов. В последнее время ясно прослеживается тенденция объединения экскурсий и тематических занятий в циклы. В случаях объединения различных форм работы на основе общей темы и единой педагогической цели имеет смысл говорить о музейно-образовательной программе. Современные задачи музейно-образовательного процесса предполагают разработку и внедрение музейно-педагогических программ. Музейные экскурсии разнообразны, но вместе с тем легко поддаются классификации. Они делятся: 1) по профилю - на исторические, литературные, искусствоведческие, естественнонаучные и пр., в чем находит выражение связь с профильной дисциплиной музея; 2) в зависимости от места проведения - по экспозиции, фондохранилищу, по территории. Встречаются комплексные экскурсии, в которых сочетается показ экспозиции и других частей музея, например, заповедной зоны; 3) по широте охвата. Наиболее часто для характеристики экскурсий употребляются такие термины, как обзорная экскурсия (по всему музею) и тематическая (посвященная конкретной проблеме).
84. Особенности восприятия музейной экспозиции и методика работы с разновозрастной аудиторией. Понятие музейной культуры
Одним из важнейших факторов, определяющих особенность методики работы с аудиторией, является адресность экскурсии. В ее определении имеет значение возраст, профессиональная принадлежность и интеллектуальный уровень аудитории. В сложившейся экскурсионной практике музейная аудитория делится на следующие группы: дошкольники, младшие школьники, средний и старший школьный возраст, студенты, взрослые.
Дошкольники являются самыми младшими посетителями художественного музея. В этом возрасте во многом закладываются основы дальнейшего формирования личности, что определяет особое внимание к методическим принципам музейно-педагогической работы с детьми данной возрастной группы. Характерна тяга дошкольников к словесному общению со сверстниками и в большой степени со взрослыми.
Младший школьный возраст. Этот возрастной период характеризуется систематическим и регулярным приобщением к музею и музейным формам обучения. Детям предлагаются экскурсионные циклы, в основе которых - конкретные педагогические цели и задачи, имеющие развивающий и образовательный характер. Их содержание и методика обусловлены психологическими особенностями данного возраста.
86. Детские музеи
Первый детский музей в мире был создан в предместье Нью-Йорка – Бруклине (США) в 1899 г. Это был совершенно новый тип музея, ориентированный на интересы и потребности детей. За прошедшее 100-летие значительно выросло число и популярность детских музеев. По данным Американской ассоциации юношеских музеев к середине 1990-х гг. в мире насчитывалось около 400 детских музеев, причем большая часть которых (около 300) находилась в США. Там их называют «пионерами современного образования», «экспериментальными площадками, где учение может быть увлекательным и радостным», «центрами общения и совместного досуга детей и родителей». Исследователи отмечают, что, предлагая «высококачественную продукцию», отвечающую потребностям детей и семей всех слоев общества, они привлекают значительно большее число посетителей, чем другие типы музеев
«американская» модель основана на идее развития чувственной грамотности и обогащения опыта предметной деятельности детей. Главным критерием ценности музейного экспоната в таком музее является его способность расширить представление детей о мире, обогатить возможности общения с ним, облегчить включение в социальную реальность. Интерактивный детский музей предполагает режиссуру особой ситуации, которую можно назвать «наедине с экспозицией». Здесь создается особая музейно-образовательная среда, для которой ключевыми являются слова «я сам»: действую, думаю, принимаю решения.
88. Музейный менеджмент
Понятие менеджмент обозначает совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, а также интеллектуальными, финансовыми и другими ресурсами. Иными словами, менеджмент — это теория и практика управления учреждением и его персоналом.
Одним из основных инструментов менеджмента является перспективный план, в процессе разработки которого четко формулируются желаемые цели и намечаются пути их достижения. Он помогает более тщательно изучить сложившуюся в музее ситуацию и выявить приоритеты с точки зрения распределения финансирования и расстановки сотрудников. Согласно рекомендациям одного из ведущих специалистов в области музейного менеджмента Роджера Майлза, в процессе планирования следует учитывать три ключевых момента: • четко представлять себе, в расчете на кого создается план и проводится работа, то есть выявить аудиторию; • достигнуть полного и ясного понимания того, к чему стремится музей, то есть выстроить иерархию целей и задач;• проанализировать факторы, ограничивающие воплощение проекта. Анализ факторов подразумевает выявление имеющихся в распоряжении музея финансовых ресурсов, людских ресурсов (необходимые знания и умения), оборудования и материалов.
90. Музейный туризм
Музейный туризм - разновидность туризма, специфика которого заключается в использовании туристского потенциала музеев и территорий, которые к ним прилегают.
Музей - это культурно-образовательные и научно-исследовательские учреждения, предназначенные для изучения, сохранения и использования памятников природы, материальной и духовной культуры, приобщения граждан к достоянию национального и мирового историко-культурного наследия. По своему профилю музеи делятся на такие виды: исторические, археологические, краеведческие, естественные, литературные, художественные, этнографические, технические, отраслевые и тому подобное. В 1946 году была создана международная организация ICOM (International Council of Museums) для поддержки и развития деятельности музеев. Эта организация включает в себя более 27 000 участников из 115 стран мира и тесно работает с ЮНЕСКО и другими международными организациями.
Сотрудничество музеев и туризма основано на формировании системы историко-культурных и природных территорий. Развитие этих территорий обеспечивается акумульованим в музеях историко-культурным наследием, что выступает как фактор социокультурно-го и туристского развития отдельных регионов. Перед организаторами музейного туризма стоит ряд специфических задач: определение туристской специализации музея и формирования постоянного туристского потока в музеи, составление туристской программы и маршрута, формирование пакета рекламной продукции, поиск новых источников финансирования.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты