Психология современной семьи
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Психология современной семьи»
по дисциплине: «Психология современной семьи»
2022
15.00 BYN
Психология современной семьи
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Психология современной семьи
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Поделиться
Вопрос 1. Понятие семьи как социальной группы, ее основные функции.
Семья – малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е.
отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими
вместе и ведущими совместное хозяйство.
Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры), порождение (родители – дети), брачные отношения (муж – жена, супруги).
Психологические закономерности функционирования семьи:
1 –эффективность ее функционирования в зависимость от решения проблем внутригрупповой коммуникации, т.е. общения между членами семьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, межгруппового взаимодействия как построения ее отношений с социальным окружением — с прародительской семьей и т.д.
Вопрос 3. Определение брака и семьи, проблематика современных исследований семьи.
Брак и семья — общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными.
Брак— особый социальный институт, исторически обусловленная, социально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям. Брак является основой формирования семьи.
Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство [Соловьев, 1977]. Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры), порождение (родители — дети), брачные отношения (муж — жена, супруги).
Вопрос 5. Динамика и жизненный цикл семьи. Факторы нарушения жизненного цикла семьи.
Стадии жизненного цикла семьи связаны с созданием семьи, с появлением новых членов семьи и «уходом» старых. Эти изменения в составе семьи во многом изменяют ее ролевое функционирование.
Картер и Мак Голдринг (1980) выделяют шесть стадий жизненного цикла семьи:
внесемейное положение: холостые и незамужние люди, не создавшие своей семьи; семья молодоженов; семья с маленькими детьми; семья с подростками; выход повзрослевших детей из семьи; семья на поздней стадии развития.
В. А. Сысенко выделяет: совсем молодые браки — от 0 до 4 лет совместной жизни; молодые браки — от 5 до 9 лет; средние браки — от 10 до 19 лет; пожилые браки — более 20 лет совместной жизни.
Вопрос 7. Подготовка к семейной жизни. Половая социализация и подготовка к браку.
Психологические механизмы половой социализации и формирования половой идентичности (осознания своей половой принадлежности) изучены слабо. Здесь существует несколько теорий.
I. Теория идентификации – уходящая корнями в психоанализ, подчеркивает роль эмоций и подражания.
II. Теория половой типизации, опирающаяся на теорию социального научения.
III. Теория самокатегоризации, опирающаяся на когнитивно-генетическую теорию, подчеркивает познавательную сторону этого процесса и особенно значение самосознания.
IV. Существует подход, рассматривающий процесс половой социализации как аналогичный усвоению языка или любой другой системы правил.
Вопрос 9. Понятие «способности к браку». Выбор супруга и факторы риска при вступлении в брак.
B. А. Сысенко ввел понятие «способность к браку»:
1) способность сочувствовать, сопереживать, т. е. «входить» в эмоциональный мир другого партнера, понимать радости и горести, переживания и неудачи, находить духовное единение с другим человеком;
2) способность к кооперации, сотрудничеству, межчеловеческому общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организация домашнего потребления и распределения.
Вопрос 11. Проблемы любви и брака. Сексуальность, любовь и брак.
Тема любви и брака — неиссякаемый источник вдохновения писателей и философов. В любви органично соединены физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общепринятое.
Любовь вообще — это искусство, требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания; словом, его надо постигать. Причина того, что многие не признают этой необходимости:
1) большая часть людей смотрит на любовь с позиции «как быть любимым», а не «как любить»;
2) существует представление, что проблема в самой любви, а не в способности любить;
3) смешиваются понятия «влюбленность» и «состояние любви», в результате чего доминирует представление о том, что нет ничего легче любви, в то время как на практике это совсем иначе.
Вопрос 13. Мотивация вступления в брак. Типология брачных мотивов
С. В. Ковалев полагает, что мотивация вступления в брак включает пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния брачной мотивации на удовлетворенность браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное число удовлетворенных и минимальное — неудовлетворенных. Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.
Вопрос 15. Молодая семья, ее основные характеристики
В отечественной психологии, как правило, используется периодизация развития семьи, предложенная В. А. Сысенко. Согласно этой периодизации, термин «молодая семья» понимается довольно расширенно — «совсем молодые браки» — от 0 до 4 лет стажа и «молодые браки» от 5 до 9 лет. Многие исследователи выделяют в качестве первого периода развития семьи первые год-два совместной жизни.
В молодых семьях формируется модель будущих семейных отношений — распределение власти и обязанностей, духовные связи между супругами, поиск такого типа отношений, который удовлетворял бы их обоих, вырабатываются общие семейные ценности. У молодых супругов актуализируются проблемы психологической и бытовой адаптации: решаются вопросы лидерства, эмпатии, распределения домашних нагрузок. В молодых семьях отмечалась повышенная потребность в признании, во взаимопонимании, но эффективность психологической поддержки у молодых супругов самая низкая по сравнению с браками более старшего возраста.
Вопрос 17. Супружеская совместимость. Аспекты (уровни) супружеской совместимости
Многие психологи считают, что супружеская совместимость — важнейшее условие стабильности и благополучия супружеской пары. Совместимость отчасти определяется ее исследователями через удовлетворенность.
А. Н. Обозона (1983) выделила четыре аспекта супружеской совместимости, необходимость разделения которых, по ее мнению, обоснована различием свойственных им критериев, закономерностей и проявлений:
1. духовная совместимость — характеризует согласованность целеполагающих компонентов поведения партнеров: установок, ценностных ориентаций, потребностей, интересов, взглядов, оценок, мнений и т. д. (основная закономерность духовной совместимости — сходство, подобие духовных укладов супругов).
Вопрос 19. Кризисные периоды развития супружеских отношений
На конфликтность супружеских отношений действуют кризисные периоды развития семьи. Выделяют три таких периода:
Первый кризисный период связан с адаптацией молодоженов к условиям совместной жизни (этот период длится до рождения ребенка). В этот период конфликты в молодой семье могут происходить из-за разных причин:
- Возможного разочарования в партнере. Это приводит к появлению обоюдной раздражительности, которая часто усугубляется злостью не только на партнера, но и на себя: «ну как же я могла всего этого раньше не замечать»;
- Смены эмоционального отношения обоих супругов к происходящему: семейная жизнь требует самоограничения в плане привычных потребностей, исчезает романтичность, свойственная добрачному периоду.
Вопрос 21. Социально-психологическая характеристика развода
Развод — это расторжение брака, т.е. юридическое прекращение его при жизни супругов. Развод — это результат кризисного развития отношений супружеской пары.
Три группы факторов риска развода:
1) личностные факторы риска (индивидуально-типологические особенности супругов, опыт семейной жизни прародительской семьи, состояние соматического и нервно-психического здоровья, социально-демографические характеристики и др.).
2) Вторая группа факторов риска определяется историей создания семьи — условиями знакомства, особенностями предбрачного периода, мотивацией брака, первичной совместимостью супружеской пары.
3) Третья группа факторов риска отражает неблагоприятные условия
функционирования семьи.
Вопрос 23. Понятие семейного воспитания. Основные задачи и направления семейного воспитания. Приемы воспитания ребенка в семье.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников, на которую влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку.
Задачи родителей и семейного воспитания: - создать максимальные условия для развития ребенка; - обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка; - передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; - научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, помощь близким; - воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Вопрос 25. Структура и типы родительского отношения
Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.
структура родительского отношения: эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Основные компоненты структуры родительского отношения – потребностно-мотивационный, ценностно-смысловой, эмоциональный, оценочный и поведенческий, связанные с личностными составляющими: эмоциональной, когнитивной сферой, направленностью и деятельностью личности.
Описаны различные варианты родительских позиций, установок, родительского
Вопрос 27. Сущность родительских чувств. Материнская любовь, ее генезис.
В решении вопроса о природе материнской любви и материнской позиции можно выделить два подхода - эволюционно-биологический (Дж. Боулби, Винникотт Д.) и культурно-исторический (М.И. Лисина, Г.Г. Филиппова).
Согласно эволюционному подходу материнская любовь имеет биологические, природные предпосылки, составляет естественную характеристику женщины и не нуждается в дальнейших объяснениях. Родительское поведение с точки зрения биологической перспективы является запрограммированным. Человеческий ребенок - самый беспомощный и менее подготовленный к жизни с момента рождения из всех видов живых существ. Возможность его выживания напрямую зависит от заботы родителей. Известно, что именно мать является первичным и основным близким взрослым, предоставляющим ребенку уход и защиту на протяжении всей человеческой истории.
Вопрос 29. Структура семьи и занимаемое в ней положение ребенка
Ролевая структура семьи обеспечивает эффективное ее функционирование и удовлетворение потребностей всех ее членов с учетом следующих требований:
•ролевая согласованность — требование непротиворечивости ролей, образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых одним человеком, так и семьей в целом;
• выполнение роли должно обеспечивать удовлетворение потребностей
личности в рамках семьи;
•принятые роли должны соответствовать возможностям личности, нельзя допускать «ролевой перегрузки»;
•выполнение ролей должно обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов семьи.
Вопрос 31. Методы социально-психологической диагностики проблем семьи
Социально-психологические проблемы семьи можно свести к трем основным группам: добрачные (часто являются основными детерминантами супружеских проблем), супружеские, проблемы взаимоотношений детей и родителей.
Психологи используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование.
Социально-психологическое исследование семьи по программе А.Н. Волковой и Т.М. Трапезниковой
Анализ семейной структуры по следующим направлениям:
- Социально-психологические и демографические характеристики семьи.
- Анализ добрачных отношений.
Вопрос 33. Методы диагностики супружеских отношений
Методы изучения особенностей общения и взаимоотношений в супружеской паре. Общение между супругами лежит в основе семейного благополучия и включает очень важную функцию — помогает человеку обеспечить личный комфорт себе и своим близким. Общение дает возможность проявиться одной из важнейших супружеских ролей — психотерапевтической.
Особенности распределения семейных ролей, ожиданий и притязаний в браке, совместимость супружеской пары исследуются с помощью специальных методик:
1) Опросник «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская).
Вопрос 35. Основы семейного консультирования, его основные стадии, методы и приемы
Подходы в работе с семьей.
Психоаналитический подход. В центре внимания детско-родительские отношения, определяющие развитие личности и успешность ее семейной жизни в будущем.
Бихевиоральный подход. Подчеркивается важность баланса взаимного обмена (отдать и получить). Единицей анализа здесь выступает, личность в отношениях и взаимодействиях с членами семьи.
Феноменологический подход. В качестве единицы анализа рассматривается личность в семейной системе.
Вопрос 37. Консультирование супругов по межличностным проблемам
Как правило, семья обращается в психологическую консультацию в трудные периоды жизни, когда ощущается напряжение, нарушаются взаимоотношения между ее членами, возникают конфликты.
Анализируя проблемы, с которыми супруги часто обращаются в консультацию, исследователи (Ю.Е. Алешина, В.Ю. Меновщиков) считают наиболее типичными:
- различного рода конфликты и взаимное недовольство, связанные с распределением супружеских ролей и обязанностей;
- конфликты, проблемы, недовольство супругов из-за различий во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения;
- сексуальные проблемы, недовольство одного супруга другим в этой сфере и их взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты