1. Парламентские комиссии и комитеты, их виды и роль в различных странах (США, Италия, Испания).
2. Руководящие органы палат парламентов.
3. Компетенция парламентов (понятие и виды).
4. Правовой статус депутата. Конституционное закрепление свободного и императивного мандата. Индемнитет. Иммунитет.
5. Законодательный процесс. Стадии, субъекты.
6. Формы парламентского контроля за деятельностью правительства. Интерпелляция.
7. Вотум доверия и недоверия правительству (общность и отличия). Конструктивный вотум недоверия.
8. Лоббизм (группы давления).
9. Омбудсмен (народный защитник).
10. Монархический глава государства (способы престолонаследия, особенности статуса). Абдикация.
11. Республиканский глава государства (способы избрания, правовая природа, компетенция, ответственность).
1. Парламентские комиссии и комитеты, их виды и роль в различных странах (США, Италия, Испания).
Важную роль в парламенте и его палатах играют постоянные коми-теты и комиссии. Создаются объединенные комитеты палат, комитеты парламента, комиссии (комитеты) палат. Число их различно и часто меняется. В нижней палате конгресса США — 22, а в сенате — 16 и т.д.
В парламентских комитетов Испании являются основным рабочим органом Генеральных кортесов . Они существуют как в Конгрессе депутатов, так и в Сенате .
Регламент каждой палаты предусматривает наличие комиссий нескольких типов:
• что парламентские постоянные комиссии, изучая проекты и счета , и , как правило , по образцу различных ведомств на уровне министров;
• в недирективных постоянных комитетах, которые имеют техническую роль и поэтому оценки государственной политики в определенной области;
• что не-постоянных комиссии, которые создаются для определенной цели и автоматически растворенные после завершения их срока (и в конце текущего парламентского срока в любом случае);
• в комиссии по расследованию.
3. Компетенция парламентов (понятие и виды).
Классификация парламентов с точки зрения их полномочий. В зависимости от полномочий различают три вида парламентов: с неограниченными полномочиями, с ограниченными полномочиями и консультативные. Считается, что в связи с концепцией верховенства парламента парламенты с неограниченными полномочиями существуют в большинстве стран англосаксонского права: парламент может принять решение по любому вопросу. Однако и в таких странах есть королевская прерогатива (например, вопросы войны и мира в Великобритании, хотя на практике такие полномочия осуществляются парламентом или даже кабинетом министров). В тех странах этой группы, где принято жесткое разделение властей (например, в США), а также там, где есть органы конституционного контроля, обладающие правом объявлять законы неконституционными, концепция верховенства парламента подвергается определенным ограничениям.
5. Законодательный процесс. Стадии, субъекты.
Стадии законодательного процесса. Процесс законотворчества занимает более половины времени работы парламента. Он состоит из не-скольких стадий: внесение законопроекта, его обсуждение, принятие закона, промульгация (удостоверение, подписание и опубликование закона главой государства с указанием исполнять закон). Разумеется, многих из этих стадий нет в абсолютных монархиях даже с консультативными парламентами.
Внесение законопроекта. Составить свой законопроект и предложить его может любое физическое или юридическое лицо. Можно составить текст и послать его, например, в Национальное собрание Франции, но парламент не обязан принимать к рассмотрению такой текст. Он обязан рассматривать только проекты, внесенные органами и должностными лицами, пользующимися по конституции правом законодательной инициативы.
7. Вотум доверия и недоверия правительству (общность и отличия). Конструктивный вотум недоверия.
Одной из форм контроля за деятельностью правительства является постановка вопроса о доверии или недоверии правительству. Вотум недоверия (резолюция порицания) - выражение недоверия парламентом или его нижней палатой (если парламент бикамерален) деятельности правительства или отдельного министра. Вотум недоверия считается выраженным, если в его поддержку проголосовало абсолютное большинство членов палаты. Правовым последствием выражения вотума недоверия является обычно уход в отставку данного правительства и формирование нового, так называемый правительственный кризис, либо роспуск парламента и проведение новых парламентских выборов. Вотум недоверия может быть деструктивным (обычный) и конструктивный.
9. Омбудсмен (народный защитник).
Согласно определению международной ассоциации юристов, народный защитник – "омбудсмен" – это "служба, предусмотренная Конституцией или актом законодательной власти, возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которая ответственна перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия, представлять доклады".
Кроме того в разных странах институт омбудсмена создается как на национальном уровне, так и на уровне регионов, а иногда и на уровне муниципалитетов, а также могут вводиться должности "специализированных" омбудсменов, т.е. работающих по конкретным направлениям защиты прав человека (по делам армии, по правам потребителей, по проблемам гендерной дискриминации и т.п.).
11. Республиканский глава государства (способы избрания, правовая природа, компетенция, ответственность).
Президентура. Существуют две основные формы президентуры: единоличная (президент) и коллегиальная (Президентский совет, существовавший ранее в Йемене, Судане, Алжире и некоторых других странах, Государственный совет на Кубе и др.). В Иране основные полномочия президентуры разделены между Руководителем государства и президентом, это «двуглавая президентура». Об особенностях Китая, где есть глава государства (Председатель республики), но основные полномочия главы государства выполняет Постоянный комитет парламента, а также Швейцарии, где полномочия коллегиального главы государства и правительства совмещены, говорилось выше.