Деятельность педагога-психолога
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Деятельность педагога-психолога»
по дисциплине: «Деятельность педагога-психолога»
2022
15.00 BYN
Деятельность педагога-психолога
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Деятельность педагога-психолога
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
Поделиться
1. Предмет, цели и задачи социально педагогической и психологической службы учреждения образования.
2. Главные направления деятельности школьной психологической службы.
3. Развитие школьной психологической службы за рубежом.
4. Сходство и различие в деятельности школьной психологической службы в странах Западной и Восточной Европы.
5. Научные предпосылки создания отечественной психологической службы.
6. Развитие отечественной школьной психологической службы за последние 20 лет. Развитие психологической службы в Республике Беларусь.
7. Психологическая инфрастуктура: концепция, общее представление, характеристика.
8. Государственный образовательный стандарт.
9. Тарифно-квалификационная характеристика практического психолога.
10. Профессиональный кодекс практического психолога.
11. Квалификационные требования к уровню и профилю специальной подготовки служащего, занимающего должность «педагог-психолог учреждения образования».
12. Основные нормативные правовые акты, регулирующих деятельность педагогов-психологов в Республике Беларусь.
13. Функции практического психолога.
14. Кабинет педагога-психолога, его устройство и оснащение.
15. Требования к ведению документации педагога-психолога.
16. Основные направления деятельности педагога-психолога в учреждениях образования. Психолого-педагогическая диагностика. Здоровьесберегающая деятельность.
17. Основные направления деятельности педагога-психолога в учреждениях образования. Коррекционно-развивающая работа. Психолого-педагогическое консультирование.
18. Основные направления деятельности педагога-психолога в учреждениях образования. Социально-психологическое обеспечение управленческих процессов. Психологическая профилактика и просвещение.
19. Основные направления деятельности педагога-психолога в учреждениях образования. Методическая работа. Профориентация.
20. Охрана психического здоровья. Причины возникновения пограничных психических расстройств у детей.
21. Понятие о социально-психологической адаптации.
22. Профессиональные и личностные качества практического психолога.
23. Психологические аспекты деятельности практического психолога в семейной консультации по проблемам пренатального развития детей.
24. Психологические аспекты деятельности практического психолога в семейной консультации по проблемам развития в младенческом возрасте.
25. Психологические аспекты деятельности практического психолога в семейной консультации по проблемам развития в раннем возрасте.
26. Психопрофилактическая деятельность практического психолога в дошкольном учреждении.
27. Диагностическая и развивающая деятельность практического психолога в дошкольном учреждении.
28. Сравнительный анализ деятельности практического психолога в школе и дошкольном учреждении.
29. Психопрофилактическая деятельность практического психолога по адаптации детей к школе.
30. Изучение влияния школы на психическое здоровье учащихся.
31. Помощь учителю в организации учебной деятельности школьников.
32. Изучение и профилактика отклонений в развитии учащихся начальной школы.
33. Коррекция отклонений в развитии учащихся начальной школы.
34. Консультативная деятельность практического психолога с учителем начальной школы.
35. Консультативная деятельность практического психолога с родителями учащихся начальной школы.
36. Изучение личности учителя.
37. Подготовка и проведение психолого-педагогического консилиума.
38. Сравнительный анализ деятельности практического психолога на разных возрастных этапах обучения школьников.
39. Изучение и профилактика отклонений в развитии учащихся средней школы.
40. Коррекция отклонений в развитии учащихся средней школы.
41. Профилактика и коррекция отклонений в учебной деятельности учащихся средней школы.
42. Профилактика и коррекция отклонений в социальном и личностном развитии учащихся средней школы.
43. Консультативная деятельность практического психолога с учителем средней школы.
44. Консультативная деятельность практического психолога с семьей в средней школе.
45. Изучение и профилактика отклонений в развитии учащихся старшей школы
46. Коррекция отклонений в развитии учащихся старшей школы.
47. Профориентационная работа педагога-психолога со старшеклассниками.
48. Консультативная деятельность педагога-психолога со старшеклассниками. Телефон доверия, возникновение и принципы функционирования.
49. Изучение причин и факторов, формирующих школьную неуспеваемость.
50. Профилактика и коррекция неуспешности учебной деятельности.
51. Изучение мотивации учебной деятельности школьников различных возрастных групп.
52. Коррекция социального развития старшеклассников.
53. Консультативная деятельность практического психолога с учителем старшей школы.
54. Консультативная деятельность практического психолога с семьей в старшей школе.
55. Деятельность практического психолога в вузе.
56. Профилактика, диагностика и коррекция экзаменационного стресса.
57. Деятельность практического психолога в спецучреждениях закрытого типа.
58. Деятельность практического психолога в детских домах и интернатах.
59. Работа практического психолога с одаренными детьми.
60. Консультативная деятельность практического психолога с семьей на разных этапах школьного развития.
1. Предмет, цели и задачи социально педагогической и психологической службы учреждения образования.
Целью деятельности СППС учреждения образования является содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся и воспитанников в учреждении образования, семье и социальном окружении.
Основные задачи СППС: организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, а также тем из них, кто имеет проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится в социально опасном положении.
3. Развитие школьной психологической службы за рубежом.
Психологическая служба образования или школьная психология существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста и до окончания школы, и имеет почти вековую историю. В качестве примера мы можем рассмотреть опыт школьной психологии ряда стран.
Наиболее представлена эта служба в США, где она начала развиваться с начала 1800 годов и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии.
Школьная психология в США закреплена законом предписывающим иметь подобную службу в государственном департаменте образования. Этот департамент санкционирует выдачу свидетельств школьным психологам.
Первыми психологами-практиками в США были экспериментальные психологи, изучавшие проблемы самовоспитания. Но очень скоро основными функциями школьной психологической службы стали измерение и тестирование и главенствующей задачей - отбор детей для обучения по специальным программам.
В системе образования выделяется несколько уровней функционирования психологической службы. 1. На первом производится главным образом тестирование с целью выявления учащихся, нуждающихся в специальном обучении. 2. На втором работа направлена как на тех учащихся которым необходимо специальное обучение так и на тех, кто имеет умеренно выраженные учебные и поведенческие проблемы. 3. Третий уровень предполагает прямую психологическую помощь всем нуждающимся в ней учащимся и консультацию персонала школы по вопросам психологии развития.
5. Научные предпосылки создания отечественной психологической службы.
Первым организатором психологической службы в РБ по праву можно назвать Л.С.Выготского. Практическая направленность его деятельности, создание им психологического кабинета в техникуме в период его работы в Гомеле.
В 1974 г. начала работать «Служба знакомств», где прием вел психолог Я.Л.Коломинский. В марте 1986 года в г. Минске открылась городская хозрасчетная консультация «Брак и семья», психологические услуги в которой обеспечивались А.Н.Сизановым. В журнале «Рабочаязмена» появились статьи-консультации психологов, проявившим интерес к практической психологии. Начал работать «Телефон доверия». Сейчас под этим номером (246-11-11) работает служба экстренной психологической помощи.
7. Психологическая инфрастуктура: концепция, общее представление, характеристика.
Циркуляция знаний, умений, навыков предполагает выполнение трех .основных ролей, которые выполняются участниками этого процесса: . роль практикующего психолога, непосредственно взаимодействующего с клиентом: сферой его деятельности является психологическая практика; - роль ученого-психолога, целью которого является' добывание новых знаний, разработка новых технологий: сферой его деятельности является психологическая наука; - роль преподавателя-психолога, передающего свои знания другим людям: сферой его деятельности является психологическое образование. Соответственно этому в психологической инфраструктуре системы образования можно выделить три подструктуры: - практическую, - научную, - образовательную. На основании выделенных ролей и соответствующих им подструктур можно четко определить сферы профессиональной деятельности в области психологии: - практика, предполагающая оказание психологической помощи отдельно взятому человеку или группе;
9. Тарифно-квалификационная характеристика практического психолога.
Согласно тарифно-квалификационной характеристике кдолжностным обязанностям психологаотносится:
Проведение регулярных массовых обследований с целью контроля за ходом психического развития, процессами обучения и воспитания. Выявление лиц, нуждающихся в психологической помощи, осуществление их учета и контроля. Проведение необходимых психолого-педагогических измерений, обработки результатов, подготовки психологических заключений и рекомендаций.
Ведение просветительской работы среди учеников, родителей, учителей. Участие в семинарах для психологов.
Ведение консультационной работы.
Планирование и организация профориентационных исследований и проведение профконсультаций.
11. Квалификационные требования к уровню и профилю специальной подготовки служащего, занимающего должность «педагог-психолог учреждения образования».
Квалификационные требования. Педагог-психолог учреждения образования высшей квалификационной категории: высшее психологическое образование и стаж работы в должности педагога-психолога учреждения образования первой квалификационной категории не менее 3 лет. Педагог-психолог учреждения образования первой квалификационной категории: высшее психологическое образование и стаж работы в должности педагога-психолога учреждения образования второй квалификационной категории не менее 3 лет.
13. Функции практического психолога.
Как субъект психологической работы практический психолог выполняет свои функции: Диагностическую, которая предполагает психологическое изучение особенностей личности, коллектива и регистрацию по наиболее существенным параметрам.
Проводит диагностику отклонения от нормы, а также выявляет и оценивает факторы, которые оказывают влияние на психологическое состояние человека и успешность его деятельности;
Исследовательскую, связанную с изучением новейших достижений в области психологической науки, с адаптацией новых методик, участием в НИР, анализом процессов и состояния своей работы и др.
15. Требования к ведению документации педагога-психолога.
Организационно-методическая документация
В организационно-методическую документацию входят: Хронометраж рабочего времени практического психолога. График работы. Годовой план работы Журналы учета видов работы: - диагностика; - консультирование; - развивающая и коррекционная работа (индивидуальная); - развивающая и коррекционная работа (групповая); - просветительская работа; - организационно-методическая работа; - экспертная работа.
5. Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов.
6. Альбом диагностических методик.
7. Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал.
8. Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.
9. Статистический отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.
Рекомендуемый комплект рабочей документации, обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей
Рекомендуем педагогам-психологам, работающим в образовательных учреждениях различного типа и вида и образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, использовать при оформлении документации предложенные ниже формы:
1. План работы педагога-психолога на учебный год (Форма № 1, обязательная).
2. План работы на неделю (Форма № 2, по желанию)
1. Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели) (Форма № 3 А-Б)
2. Журналы учета видов работы (Формы № 4 А-Ж, обязательные): Диагностика (А); Консультирование (Б); Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная) (В); Развивающая и коррекционная работа (групповая) (Г); Просветительская работа (Д); Организационно-методическая работа (Е); Экспертная работа (Ж).
17. Основные направления деятельности педагога-психолога в учреждениях образования. Коррекционно-развивающая работа. Психолого-педагогическое консультирование.
Коррекционно-развивающая работа. Цель данного направления работы – создание условий для коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся учащимся через оказание услуг или направление к соответствующим специалистам.
В рамках данного направления педагог-психолог на основании собственных наблюдений, а также наблюдений классных руководителей, педагогов-предметников, педагога социального, родителей, а также на основании результатов диагностических мероприятий выделяет группы детей, нуждающихся в коррекционной поддержке.
Педагог-психолог мотивирует учащихся и их родителей на посещение коррекционных мероприятий. Включение учащихся в коррекционные группы возможно только с разрешения родителей или лиц, их замещающих.
19. Основные направления деятельности педагога-психолога в учреждениях образования. Методическая работа. Профориентация.
Методическая работа. Цель методической работы – накопление психологических методических материалов для организации учебного и воспитательного процесса и предоставление возможности их использования учителями, классными руководителями, руководителями методических объединений, администрацией школы.
Методическая работа включает сотрудничество с заместителями директора школы по вопросам реализации поставленных перед учреждением образования задач, в том числе – участие в составлении плана работы школы, с педагогом социальным – разработку психологически адекватных программ воспитательного воздействия, с педагогами-предметниками – участие в подготовке заседаний предметных методических объединений. По запросу администрации педагог-психолог выполняет психологический анализ мероприятий. Участвует в программах работы с молодыми специалистами.
21. Понятие о социально-психологической адаптации.
Социально – психологическая адаптация – это средство защиты личности, с помощью которого ослабляются или устраняются внутреннее психологическое напряжение, беспокойство, дестабилизационные состояния, возникшие у человека при взаимодействии его с другими людьми, обществом в целом. Исследователи выделяют 4 этапа социально-психологической адаптации.
1 стадия – уравновешивание. Характеризуется минимальной степени включенности индивида в процесс адаптации к новой среде и связана с узнаванием новой ситуации. «Новичок» знакомится с новой для него обстановкой, присматривается к коллективу, устанавливает контакты, улавливая специфику его психологической атмосферы. На этой стадии адаптации устанавливается как бы «равновесие» между средой и индивидом, которые проявляют взаимную терпимость к системе ценностей и стереотипам поведения друг друга.
23. Психологические аспекты деятельности практического психолога в семейной консультации по проблемам пренатального развития детей.
Г. Г. Филиппова выделяет четыре направления психологической помощи, в рамках которых семья может получить помощь по проблемам родительства: Подготовка к родам и родительству (курсы для будущих родителей, школы подготовки к родам и т.п.). Индивидуальное и семейное психологическое консультирование и психотерапия. Психологическая помощь, ориентированная на ребенка. Комплексная психологическая помощь по проблемам раннего развития ребенка и родительства.
Наиболее распространенным направлением, затрагивающим вопросы перинатального периода, является подготовка к родам и родительству. Такая подготовка ориентирована, в основном, на беременных женщин и осуществляется разными медицинскими и психологическими организациями, а также неформальными объединениями родителей и индивидуально практикующими специалистами. Это могут быть курсы и школы для будущих родителей, которые ставят своей целью подготовку беременных женщин и семейных пар к родам.
25. Психологические аспекты деятельности практического психолога в семейной консультации по проблемам развития в раннем возрасте.
Семьи с ребенком раннего возраста (период от одного года до трех лет), в это время у детей развиваются общие движения, действия с предметами, появляются первые игры. Особую роль играет формирование навыков самостоятельности, развитие понима¬ния обращенной к малышу речи и формирование его собственной речи. На третьем году жизни у ребенка начинает формироваться сюжетная игра, он учится строить распространенные фразы и при¬даточные предложения, задает разнообразные вопросы. Поэтому задача родителей - направить познавательную активность малыша на знакомство со свойствами объектов и с их функциональным назначением «Что с этим можно делать?», «Как этим можно пользоваться?»). Однако кроме предметного мира ребенок познает и себя и возможности своего тела.
27. Диагностическая и развивающая деятельность практического психолога в дошкольном учреждении.
Психолого-педагогическая диагностика
Предпологает психолого-педагогичское изучение индивидуальных особенностей личности воспитанников в целях организации индвидуального подхода в процессе обучения и воспитания.
Диагностика проводиться исключительно с СОГЛАСИЯ родителей (законных представителей) воспитанников.
Психодиагностические мероприятия с детьми:
изучение процесса адаптации вновь прибывших воспитанников;
выявление особенностей развития детей, условий семейного воспитания;
изучение степени эмоционального благополучия детей в группах дошкольного учреждения.
29. Психопрофилактическая деятельность практического психолога по адаптации детей к школе.
Психопрофилактическая работа — малоразработанный вид деятельности практического психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к психологической службе образования.
Задачи психологической профилактики
Наиболее содержательно проблема психопрофилактики представлена в американской литературе.
В психопрофилактике выделяют три уровня.
Психопрофилактика — это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Психологическая профилактика предполагает:
1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, Лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;
2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.
31. Помощь учителю в организации учебной деятельности школьников.
Необходимым компонентом современной системы образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального потенциала учащихся выступает школьная психологическая служба. В настоящее время существует множество различных подходов к организации школьных психологических служб в системе образования. Наиболее интересными из которых являются концепции, предлагаемые Л.М. Фридманом, Р.М. Битяновой, Р.В. Овчаровой. Существующее многообразие моделей психологических служб не является противоречивым, скорее они дополняют друг друга.
Важнейшими условиями эффективности работы психологической службы является правильное понимание педагогом и психологом сущности их профессионального взаимодействия. Школьный учитель нуждается в сотрудничестве с психологом так же сильно, как и психолог в сотрудничестве с учителем. Помощь психолога учителю может заключаться в форме обучения учителя методам отслеживания результатов развитости, обучаемости и обученности ученика, а также применению психологических рекомендаций в практической деятельности. Учителям необходимо расширять свои психолого-педагогических знания, так как зачастую, они не достаточно компетентны в вопросах психологии, в частности, психодиагностики.
33. Коррекция отклонений в развитии учащихся начальной школы.
Основные направления коррекционной работы:
I. Совершенствование движений и сенсомоторного развития. -развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; -развитие навыков каллиграфии; -развитие артикуляционной моторики;
II. Коррекция отдельных сторон психической деятельности. -развитие зрительного восприятия и узнавания; -развитие зрительной памяти и внимания; -формирование обобщённых представлений о свойствах предмета (цвет, форма, величина) -развитие пространственных представлений ориентации; -развитие представлений о времени; -развитие слухового внимания и памяти; -развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
35. Консультативная деятельность практического психолога с родителями учащихся начальной школы.
Цель и задачи работы психолога с родителями связаны с насущными проблемами школы. При взаимодействии с родителями психолог соблюдает принципы доброжелательности и уважения к родителям и их детям, логичности, доступности конфиденциальности.
Можно выделить три основных направления работы, представляющих собой логично выстроенную систему:
1. Диагностика семьи,
2. Консультирование семьи,
3. Просвещение родителей.
37. Подготовка и проведение психолого-педагогического консилиума.
Подготовка и проведение школьного психолого-педагогического консилиума
Школьные психолого-педагогические консилиумы подразделяются на плановые и внеплановые.
Периодичность консилиума определяется реальным запросом школы.
Деятельность плановых консилиумов направлена на: анализ процесса выявления учащихся «группы риска», ее количественный и качественный состав (дети с признаками школьной дезадаптации, неуспевающие и слабоуспевающие дети); определение путей психолого-педагогического сопровождения обучающихся с трудностями адаптации в данном образовательном условии.
39. Изучение и профилактика отклонений в развитии учащихся средней школы.
Профилактика отклоняющегося поведения детей и подростков
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.
Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющегося поведения”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении.
Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.
41. Профилактика и коррекция отклонений в учебной деятельности учащихся средней школы.
Коррекция дезадаптации
Коррекция дезадаптации требует индивидуального подхода, при котором учитываются:
• возрастные особенности;
• индивидуально-личностные особенности;
• проявления и первопричины дезадаптации;
• условия среды развития.
Популярная ошибка в работе по коррекции дезадаптации – борьба с проявившимися симптомами. Например, ребенок самоутверждается за счет драк. Бесполезно наказывать его за драки и запрещать это делать. Даже если он прекратит драться, то займется чем-то другим, например, вандализмом, так как потребность в самоутверждении останется, а корректных методов ребенок по-прежнему не знает. Соответственно, цель работы – помощь ребенку в самоутверждении социально приемлемым путем.
43. Консультативная деятельность практического психолога с учителем средней школы.
Наиболее распространенным среди учителей является подход к ученику, опирающийся на субъективные оценки, устоявшиеся отношения и некритическое оценивание своих поступков. Такое поведение может быть следствием как эмоционального выгорания учителя, его усталости, так и элементарного отсутствия желания что-либо менять в сложившейся ситуации.
В подобных ситуациях задача психолога — организовать и направить внимание учителя на другие стороны ситуации, помочь ему провести анализ проблемы, сопоставить свои чувства, знания, мотивы с чувствами, знаниями и мотивами ребенка. Психолог помогает учителю изменить критическое или негативное отношение к себе и ребенку в гуманистическом направлении. В зависимости от умения педагога регулировать свое психоэмоциональное состояние складывается эффективность его работы.
45. Изучение и профилактика отклонений в развитии учащихся старшей школы.
Формы профилактической работы, с точки зрения Беличевой Светланы Афанасьевны, можно представить следующим образом:
- организация социальной среды;
- информирование;
- активное социальное обучение важным навыкам (тренинги);
- организация деятельности, альтернативной девиантному поведению;
- привитие навыков здорового образа жизни;
- активизация личностных ресурсов.
47. Профориентационная работа педагога-психолога со старшеклассниками.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цели оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности: выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
49. Изучение причин и факторов, формирующих школьную неуспеваемость.
Фактором существенно влияющим на успешность усвоения знаний детьми, а следовательно, и на их успеваемость, является психолого-педагогический фактор, составляющими которого выступают возраст ребенка, начинающего систематическое обучение в школе, и дидактико-методическая система, в рамках которой будет осуществляться школьное обучение.
Рассмотрим ряд связанных с этим фактором вопросов. Почему возраст ребенка, начинающего учиться в школе, оказывается тесно связанным с его будущими школьными успехами или неуспехами?
Необходимость начала школьного обучения в определенном возрасте обусловлена, в первую очередь, наличием сензитивных периодов в психическом развитии, создающих благоприятные условия для развития психических процессов, которые затем могут постепенно или резко ослабевать. Не использовать эти возможности - значит нанести серьезный ущерб дальнейшему психическому развитию ребенка. Раннее начало школьного обучения оказывается неэффективным в связи с ненаступлением еще периода особой чувствительности к обучающим воздействиям и потребности в них. Именно поэтому как показывает школьная практика, так тяжело учить слишком маленьких детей, которые с трудом воспринимают то, что легко дается детям в возрасте 6-7 лет. Но и начало обучения в более позднем возрасте (8-9 лет) тоже является мало успешным, т. к. пройден период наилучшей восприимчивости ребенка к обучающим воздействиям. придавал важное значение началу процесса школьного обучения. Он указывал на существование оптимальных сроков для каждого вида обучения. Это означает, что только в определенные возрастные периоды обучение данному предмету, данным знаниям, навыкам и умениям оказывается наиболее легким, экономным и плодотворным.
Итак, пытаясь понять природу учебных трудностей ребенка, необходимо в первую очередь выявить, в каком возрасте он начал систематическое школьное обучение, поскольку уже здесь может находиться скрытая причина его школьной неуспеваемости.
Другой составляющей психолого-педагогического фактора, как уже отмечалось, является та дидактико-методическая система, в рамках которой осуществляется школьное обучение. Какую же роль в обуславливании успешности и неуспешности обучения играет эта составляющая? Прежде чем ответить на этот вопрос, коротко рассмотрим вопрос о соотношении обучения и психического развития. отмечал, что процесс обучения следует рассматривать не только как образование навыков, но и как интеллектуальную деятельность, направленную на выявление и перенос структурных принципов, найденных при решении одной задачи, на ряд других. Обучаясь какой-нибудь частной операции, ребенок тем самым приобретает способность к образованию структур определенного типа независимо и от материала, с которым он оперирует, и от отдельных элементов, входящих в состав этой структуры. Следовательно, совершая шаг в обучении, ребенок продвигается в развитии на два шага, т. е. обучение и развитие не совпадают.
51. Изучение мотивации учебной деятельности школьников различных возрастных групп.
Объективность изучения и формирования мотивации обучающихся достигается тем, что при этом преподавателю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приёмов. Объективность изучения возрастает при соблюдении преподавателем ряда условий.
53. Консультативная деятельность практического психолога с учителем старшей школы.
Наиболее распространенным среди учителей является подход к ученику, опирающийся на субъективные оценки, устоявшиеся отношения и некритическое оценивание своих поступков. Такое поведение может быть следствием как эмоционального выгорания учителя, его усталости, так и элементарного отсутствия желания что-либо менять в сложившейся ситуации.
В подобных ситуациях задача психолога — организовать и направить внимание учителя на другие стороны ситуации, помочь ему провести анализ проблемы, сопоставить свои чувства, знания, мотивы с чувствами, знаниями и мотивами ребенка. Психолог помогает учителю изменить критическое или негативное отношение к себе и ребенку в гуманистическом направлении. В зависимости от умения педагога регулировать свое психоэмоциональное состояние складывается эффективность его работы.
55. Деятельность практического психолога в вузе.
Основными направлениями деятельности психолога (психологической службы), направленные на повышение качества высшего образования являются:
1)Психологическая диагностика: профориентационная работа на довузовском этапе, первичное анкетирование первокурсников, обследование личности студента, выявление групп риска употребления ПАВ, оценка удовлетворённости учебным процессом, оценка микроклимата в учебных группах (коллективах), выявление уровня нормализации учебной нагрузки, и т.д. По результатам диагностики – создание баз данных.
57. Деятельность практического психолога в спецучреждениях закрытого типа.
Информационно-аналитическая деятельность - изучение и анализ положения детей в учреждении образования, сбор информации о несовершеннолетних и их семьях, формирование банков данных всех категорий, анализ полученных данных; сбор данных о социальной инфраструктуре микрорайона школы, анализ полученных данных, составление социально-педагогической характеристики микрорайона учреждения образования и пр.
59. Работа практического психолога с одаренными детьми.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Вот почему для этой категории детей предпочтительны такие методы работы как:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты