Кризисная психология
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Кризисная психология»
по дисциплине: «Кризисная психология»
2022
15.00 BYN
Кризисная психология
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Кризисная психология
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Поделиться
1.Кризисная психология как самостоятельная отрасль психологических знаний. Система основных понятий кризисной психологии.
2.Основные положения экзистенциальной психологии. Экзистенциальный анализ.
3.Характеристика экзистенциальных тревог. Взаимосвязь страха и тревоги. Психотерапевтическая теория невротической тревоги.
4.Понятие психологического преодоления. Способы психологического преодоления. Проблема эффективности психологического преодоления.
5.Характеристика смысла. Система ценностей осмысленной жизни.
6.Учение о свободе воли. Экзистенциальный вакуум.
7.Логотерапевтическая теория неврозов. Методы помощи человеку в ситуации ноогенного невроза.
8.Классификация экстремальных ситуаций. Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях.
9.Техники экстренной психологической помощи.
10.Психогении в экстремальных ситуациях.
11.Понятие терроризма и его основные характеристики.
12.Взрывы. Захват заложников. Психологические и социальные последствия терроризма.
13.Стресс, травматический стресс и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
14.История создания теории ПТСР.
15.Этиология и симптоматика ПТСР. Эпидемиология ПТСР.
16.Анализ методов диагностики ПТСР. Травматический стресс и крушение базовых иллюзий. Проблема формирования ответственности в посттравматической ситуации.
17.Психологические последствия продолжительных издевательств.
18.Консультирование жертв семейного насилия. Консультирование жертв сексуального насилия. Консультирование детей – жертв насилия.
19.Принципы психологической помощи. Общие подходы к психотерапии ПТСР.
20.Психологический дебрифинг.
21.Аутодебрифинг.
22.Психобиографический дебрифинг.
23.Сущность стратегического (превентивного) подхода.
24.Основные направления и принципы психологического просвещения. Общие принципы разработки буклета «В помощь жертвам катастрофы».
25.Психотерапия эмоциональных травм с помощью движения глаз (ДПДГ).
26.Гештальт-терапия как метод терапии ПТСР. Когнитивноповеденческая психотерапия как метод терапии ПТСР.
27.Символ-драма как метод терапии ПТСР. Нейролингвистическое программирование как метод терапии ПТСР.
28.Семейная психотерапия как метод терапии ПТСР.
29.Общая характеристика переживания детьми горя. Фазы детского горя.
30.Возрастные особенности переживания горя. Самосознание и проблемы, возникающие в горе.
31.Семейные кризисы. Особенности переживания развода. Фазы адаптации детей после развода.
32.Понятие суицидального поведения. Теоретические основания суицидального поведения.
33.Факторы суицидального риска. Индикаторы суицидального риска.
34.Консультирование суицидальных клиентов. Консультирование уцелевших после самоубийства. Поддержка для консультанта.
35.Групповая кризисная психотерапия. Реориентационный тренинг.
36.Общая характеристика метода «группа поддержки». Тренинг по ритмодвигательной терапии для женщин, переживших насилие.
37.Групповая психотерапия с детьми – жертвами насилия. Тренинг с детьми, пережившими сексуальное насилие.
38.Программа преодоления психических травм детства.
39.Группы поддержки ребенку в горе. Группы поддержки взрослым в горе. Тренинг «Исцеление от горя».
40.Тренинг по краткосрочной позитивной терапии.
1. Кризисная психология как самостоятельная отрасль психологических знаний. Система основных понятий кризисной психологии.
Отечественная практическая психология прошла короткий, но интенсивный путь своего развития от провозглашения различий в академической и практической исследовательских парадигм (А..М. Эткинд, 1986) до осознания причин кризиса (Ф.Е. Василюк, 1998). Существенным моментом, приведшим психологию к состоянию кризиса - методологический подход к человеку как к безголосой, безсубъективной вещи, монолог как принцип анализа, где слово и активность за психологом.
Кризисная психология в своей основе психология не может себе позволить отделить субъект от объекта, стать объективной психологией. Объективный подход превращает психологию не только в ранг якобы независимый от переживаний человеком основ своего бытия, но и создает бессубъектную науку, которая уже не может быть наукой о душе.
Все это предопределило необходимость выделения кризисной психологии в самостоятельную отрасль психологической науки и практики.
События жизненного пути являются основными конструктами, которые во многом определяют предмет кризисной психологии. Поэтому кризисная психология - это такая отрасль психологического знания, в котором личность человека рассматривается с точки зрения его бытия, в отношении к его бытию. В таком ракурсе - сознание есть бытие - для - себя, а внешний мир есть бытие - в - себе.
Понятие «Кризис» (от греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход) - переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние. В науке рассматриваются кризисы медицинские, аграрные, биржевые, валютные, денежно-кредитные, финансовые, перепроизводства, колониальной системы.
3. Характеристика экзистенциальных тревог. Взаимосвязь страха и тревоги. Психотерапевтическая теория невротической тревоги.
Тревога - это субъективное восприятие чрезвычайных обстоятельств (К. Гольштейн). По утверждению К. Гольштейна индивид в чрезвычайных обстоятельствах не может справиться с требованиями окружающей среды и поэтому ощущает угрозу своему существованию (или своим ценностям, которые важны для его существования). Тревогу человек воспринимает как разрушение самого себя, прекращение существования собственной личности. Поэтому если быть до конца последовательным, то следует говорить «не у человека имеется тревога, а человек и есть тревога». Тревога персонифицирована, первична, а страх развивается позже.
5. Характеристика смысла. Система ценностей осмысленной жизни.
Смысл относителен постольку, поскольку он относиться к конкретному человеку, вовлеченному в особую ситуацию.
Доступность. В. Франкл утверждает, что смысл доступен любому человеку независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозности.
Процесс нахождения смысла. Нахождение смысла – это вопрос не познания, а призвания. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни, а жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно отвечать на него и не словами, а действиями.
Степень объективности смысла. Смысл не субъективен, в том значении, что человек не изобретает его, а находит в мире. Именно поэтому смысл выступает для человека как императив, требующий своей реализации.
Ситуативность смысла. Каждая ситуация несет в себе свой смысл, разный для разных людей, но для каждого он является единственным и единственно истинным. Не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации этот смысл меняется.
7. Логотерапевтическая теория неврозов. Методы помощи человеку в ситуации ноогенного невроза.
Первый патогенный паттерн реагирования, В. Франкл назвал фобией или страхом ожидания.
В чем его суть. Некий симптом вызывает у человека опасение, что он может повториться вновь, и вместе с этим возникает страх ожидания (фобия), который приводит к тому, что симптом действительно появляется снова, что лишь усиливает изначальные опасения. При известных условиях сам страх может оказаться тем, повторения чего боится человек. Как человек реагирует на вой страх перед страхом? Бегством. На примере агорафобии - человек старается просто не выходить из дому. Это пример первого невротического паттерна реагирования по типу фобии.
9. Техники экстренной психологической помощи.
У человека в экстремальной ситуации могут появляться следующие симптомы: • бред • галлюцинации • апатия • ступор • двигательное возбуждение • агрессия • страх • истерика • нервная дрожь • плач
Помощь психолога в данной ситуации заключается, в первую очередь, в создании условий для нервной «разрядки».
Бред и галлюцинации. Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом — не только физическом, но и психическом тоже. Это может обострить уже имеющееся психическое заболевание.
11. Понятие терроризма и его основные характеристики.
Термин «терроризм» происходит от латинского «terror» – страх, ужас. Впервые террор как метод политического действия появился во время Великой французской революции и использовался радикальными революционерами для репрессий против политических противников. Таким образом, террор (терроризм) – способ решения политических проблем методом насилия. Применение насильственных методов в политике осуществляется как государствами в отношении политической оппозиции, так и различными подпольными группами против господствующих классов и государственных институтов. Поэтому надо рассматривать эти явления в отдельности. Под террором понимается осуществление репрессий государством в отношении своих граждан и политической оппозиции с целью парализовать волю к сопротивлению и утвердить свое господство. Терроризм рассматривается как присущая оппозиционным политическим группам деятельность. Оппозиционеры применяют насилие (или угрожают применить таковое) по отношению к гражданам (в том числе иностранным) или имуществу, с целью добиться политических уступок со стороны государства. Цель террористических действий – достичь изменения политики, оказывая устрашающее воздействие на власти, группы населения, представителей иностранных государств и международных организаций.
13. Стресс, травматический стресс и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса, организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы.
Травматический стресс — это особая форма общей стрессовой реакции. Это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта 9угрозу жизни, смерть или ранение другого человека, катастрофы и др.).
15. Этиология и симптоматика ПТСР. Эпидемиология ПТСР.
В основе этиологии ПТС, по мнению большинства исследователей этого вопроса, лежит психическая травма, событие, способное вызвать психический стресс. Во всех случаях событие, ставшее причиной психической травмы, — экстраординарно для личности и сопровождается страхом, ужасом, ощущением беспомощности.
Существует список ситуаций, приводящих в ПТС.
А. Природные а) климатические (ураганы, смерчи, наводнения); б) сейсмические (землетрясения, извержения вулканов)
Б. Вызванные человеком
17. Психологические последствия продолжительных издевательств.
Симптоматика последствий продолжительных издевательств.
История жестокого обращения, особенно в детстве, по-видимому, является одним из основных факторов, способствующих тому, что человек становиться психиатрическим пациентом. Большая доля (40-70%) взрослых психиатрических пациентов – это те, кто пережил жестокое обращение в детстве. Брайер (1988), изучавших психиатрических пациентов, сообщает, что у людей переживших жестокое обращение в детстве, значительно чаще наблюдаются бессонница, сексуальные дисфункции, рассеянность, гнев, склонность к суициду, самоистязанию, употреблению наркотиков и алкоголизму, чем у других пациентов.
Физиологические симптомы (соматизация). Повторная травма усиливает и способствует распространению физиологических симптомов PTSD. Хронически травмированные люди находятся в тревожном и возбужденном состоянии без каких-либо признаков базисного состояния спокойствия и комфорта. Время от времени они начинают жаловаться не только на бессонницу, реакции испуга и возбуждения, но у них также появляются многочисленные соматические симптомы. Чаще всего это головная боль, желудочно-кишечные нарушения, боли в брюшной полости, спине и почках. Пережившие жестокое обращение также часто жалуются на дрожь, ощущение тошноты и рвоты. В клинических исследованиях, переживших Холокост, было найдено, что психосоматические реакции встречаются практически во всех случаях.
19. Принципы психологической помощи. Общие подходы к психотерапии ПТСР.
Выделяют следующие принципы психологической помощи: принцип нормализации, принцип партнерства и повышения достоинства личности, принцип индивидуальности.
Общие подходы к психотерапии ПТСР. Выделяют 4 стратегии терапии:
• поддержка адаптивных навыков Я;
• формирование позитивного отношения к симптомам;
• снижение избегания;
• изменение атрибуции смысла (цель – изменить смысл, который клиент придает перенесенной психической травме и таким образом создать у клиента ощущение «контроля над травмой»). Психотерапия должна обращаться к двум фундаментальным аспектам ПТСР: снижению тревоги и восстановлению чувства личностной целостности и контроля над происходящим.
21. Аутодебрифинг.
Данный вид психологического дебрифинга имеет индивидуальный характер по обсуждаемым событиям и групповой – по форме работы. Группа выступает в виде фона, а клиент со своим событием в виде фигуры.
Принципиальное отличие от классического дебрифинга – отсутствие единого травмирующего события, все события – уникальны и индивидуальны.
Инструкция, вводная часть, правила групповой работы, цели и задачи дебрифинга не отличаются от классического варианта. Аутодебрифинг предполагает самоанализ, где группа выступает в роли фона и группового фасилитатора.
Процедура основана на анализе воспоминаний о событиях или происшествиях, которые носили для человека в прошлом травматический характер. Упражнение выполняется в форме внутреннего диалога, с последующим обсуждением в группе.
23. Сущность стратегического (превентивного) подхода.
Принципы данного подхода: немедленная помощь, близость к месту события, установка на положительные результаты, общий подход и единая команда, использование простых и действенных способов терапии.
Отличительные черты стратегического подхода.
Активная позиция психолога. Сосредоточение на группах психологической помощи. Отсутствие психофармакотерапевтических средств, а также госпитализации. Значение основных человеческих потребностей. Длительные занятия. Рассмотрение психологических симптомов как нормальных реакций на ненормальные ситуации. Взгляд на пострадавших не как на пациентов, а как на людей, у которых другие потребности.
25. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движения глаз (ДПДГ).
Техника десенсибилизации и переработки травмирующих переживаний с помощью движения глаз (ДПДГ) – это метод, предложенный Ф. Шапиро в 1987 г. (Шапиро, 1998). В настоящее время данный метод вызывает достаточно большое число споров. Известны случаи, когда в терапии травмы двадцатилетней давности улучшение состояния достигалось в течение одной сессии. Считается, что метод пригоден в основном для лечения случаев единичной травматизации, таких, например, как травма, полученная в результате автокатастрофы, однако имеется опыт применения терапии и для лечения агорафобии и депрессии, панических симптомов. Сама же Шапиро предостерегает от того, чтобы приписывать этому методу слишком высокую эффективность.
Тем не менее существуют данные о том, что ДПДГ с успехом применяется для лечения посттравматического стрессового расстройства у участников боевых действий, жертв насилия, катастроф и стихийных бедствий, а также при фобиях, панических и диссоциативных расстройствах. С первых лет своего использования ДПДГ показал высокую эффективность у ветеранов военных конфликтов, которые в ходе терапии смогли освободиться от тягостных навязчивых мыслей и воспоминаний, кошмарных сновидений и других проявлений ПТСР (Ромек и др., 2004).
27. Символ-драма как метод терапии ПТСР. Нейролингвистическое программирование как метод терапии ПТСР.
Символ-драма
Это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление. Символ-драма способствует их переработке, как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. В основе метода символ-драмы лежит теоретическая база психоанализа. В этом отношении метод исходит из анализа бессознательной динамики актуально действующих конфликтов. Символдраму создал выдающийся немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (1919-1996). В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ при помощи образов». Символдрама эффективна при лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом сопровождающую функцию.
29. Общая характеристика переживания детьми горя. Фазы детского горя.
Лучше начать готовить ребенка к встрече со смертью задолго до того, как он реально с ней встретится. Большинство детей уже сталкиваются со смертью, будь то мертвое насекомое, птица, белка или их домашнее животное. Эти смерти, обычно не столь тяжелые для детей дают возможность детям и их родителям вместе обсудить вопросы, касающиеся смерти, которые встают перед всеми детьми, даже если ребенок и не говорит о них вслух. Вопросы ребенка могут быть такими: "Что такое смерть? Почему мы умираем? Умру ли я? Умрешь ли ты" Что случается после смерти?" Если не объяснять детям и не обсуждать, с ними эти вопросы открыто, то они начинают пугать себя и воображать худшее.
Дети не должны быть заслонены от процесса умирания близкого человека. Удаление детей от умирающего близкого человека отрицает их возможность продолжать быть близким к нему и увеличивает шок, когда приходит смерть. Разделение процесса умирания с близким человеком может быть волнующим и вознаграждающим опытом для обоих. Любимый ребенок может принести огромную поддержку умирающему человеку. Возможность разделить смерть с близким также помогает детям узнать смерть естественным образом.
31. Семейные кризисы. Особенности переживания развода. Фазы адаптации детей после развода.
Семейный кризис — состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.
В семейном кризисе можно выделить две потенциальные линии дальнейшего развития семьи:
1. Деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования.
2. Конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования.
Выделяют следующие характеристики семейного кризиса:
1. Обострение ситуативных противоречий в семье.
2. Расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов.
3. Нарастание неустойчивости в семейной системе.
33. Факторы суицидального риска. Индикаторы суицидального риска.
На вероятность совершения суицидальных действий влияют самые разнообразные факторы: индивидуальные психологические особенности человека и национальные обычаи, возраст и семейное положение, культурные ценности и уровень употребления психоактивных веществ, время года и т.д. С определенной долей условности все известные факторы суицидального риска можно разделить на социально-демографические, медицинские, природные, индивидуально-психологические.
Социально-демографические
Возраст. Суицидальные акты встречаются практически в любой возрастной группе. Так, имеются данные о суицидальных попытках у детей 3–6 лет, хотя суицидальное поведение у детей до 5 лет встречается крайне редко (Клиническая психиатрия, 1994). Чаще всего молодежь совершает суициды в возрасте от 15 до 24 лет, что связано с высокими требованиями к адаптационным механизмам личности, предъявляемым именно в этом возрасте.
35. Групповая кризисная психотерапия. Реориентационный тренинг.
Работа с суицидальными клиентами может проводиться также в рамках групповой кризисной терапии. В качестве показаний для групповой кризисной терапии выделяются следующие (Старшенбаум, Амбрумова, 1987).
– наличие суицидальных тенденций или высокая вероятность их возобновления при ухудшении кризисной ситуации;
– выраженная потребность в психологической поддержке и практической помощи, установлении значимых отношений взамен утраченных, необходимость создания жизненной опгимисчической перспекгивы, разработки и опробования новых способов адаптации; – готовность обсуждать свои проблемы, рассматривать и воспринимать мнение участников группы с целью перестройки, необходимой для разрешения кризиса и профилактики его рецидива в будущем.
37. Групповая психотерапия с детьми – жертвами насилия. Тренинг с детьми, пережившими сексуальное насилие.
Групповые дискуссии и упражнения помогают детям решить для себя, кому в этом мире они могут доверять, а с кем следует быть осторожными. Хотя следует с большой предусмотрительностью использовать групповое психологическое консультирование для детей, переживших сексуальное насилие, поскольку их раны могут быть слишком свежими, чтобы высказывать свои чувства на группе.
Задачей терапии является не только помощь ребенку в преодолении психологической травмы, нанесенной сексуальным злоупотреблением, но и формирование у него жизненных навыков, соответствующих возрасту. Процесс групповой терапии ориентирован на социализацию ребенка. Он способствует формированию здоровых взаимоотношений детей друг с другом и учит их уважать как свои права, так и права других. Одна из главных целей групповой терапии – помочь ребенку развивать самоконтроль и умение вести себя согласно нормам, принятым в обществе.
39. Группы поддержки ребенку в горе. Группы поддержки взрослым в горе. Тренинг «Исцеление от горя».
Цель работы группы — поощрять детей в их желании поделиться своим опытом, мыслями и переживаниями; так они глубже осознают всевозможные обстоятельства и самих себя в них. В группе анализируется различная тематика, которая объединяет проблемы горя и концепции целостности, четкости, самоанализа и самосознания.
Правила подбора группы. В группы, как правило, приглашаются дети школьного возраста — от 7 до 18 лет. Детям представляется как можно более широкий спектр опыта пребывания в горе, поэтому можно использовать две разные модели для работы в группе. Первая модель — это группа, собирающаяся 8 раз еженедельно (для детей младшего возраста) и 1 раз в две недели (для подростков). Занятия длятся 2 часа с должным перерывом. Другая модель — это работа в течение двух или трех дней с 9.00 до 16-00, с несколькими короткими перерывами и одним перерывом на прием пищи.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты