1. Эволюция французской литературной сказки (Ш Перо, Ж.Санд, А.Сент-Экзюпери, М.Друон, Ж. Превер, М.Эме)
2. Эволюция сказки в английской литературе для детей (Э. Лир, К.Синклер, Л.Кэррол, О.Уальд, Р.Киплинг, Х. Лофтинг, Д.Бари, А.Милн, Д.Толкин)
3. Эволюция немецкой литературной сказки (Братья Гримм, Э.Гофман, В.Гауф, О.Пройслер, Э.Кестнер)
4. Русская народная сказка. Обработка, пересказ, стилизация (А.Афанасьев, В.И.Даль, К.Д.Ушинский, Л.К.Толстой, А.М.Ремизов, Л.Н.Толстой )
5. Познавательное и воспитательное значение повести Р.Л.Стивенсона «Остров сокровищ»
6. Роль творчества М.Твена в развитии американской реалистической культуры
7. Жанровая и содержательная сложность фантасмагории Д.Крюса «Тим Талер, или проданной смех»
1. Эволюция французской литературной сказки (Ш Перо, Ж.Санд, А.Сент-Экзюпери, М.Друон, Ж. Превер, М.Эме)
XVII век является отправной точкой для стремительного вхождения волшебной литературной сказки в культурную среду Франции.
Полноправным создателем данного жанра является теоретик французского языка и литературы, член Французской Академии – Шарль Перро.
Шарль Перро является признанным мастером волшебной авторской сказки. Его знаменитый сборник сказок «Les Contes», в своё время, произвёл настоящий фурор в светском обществе, тем самым, оставив за ним право, называться первым сказочником Франции. Таким образом, став примером для других, менее удачливых, писателей-сказочников, Перро получил право диктовать свои нормы в области этого популярного и престижного литературного жанра указанного периода.
2. Эволюция сказки в английской литературе для детей (Э. Лир, К.Синклер, Л.Кэррол, О.Уальд, Р.Киплинг, Х. Лофтинг, Д.Бари, А.Милн, Д.Толкин)
Хронологические рамки английской литературной сказки определяются ее зарождением в середине XIX в. в творчестве Л.Кэролла, Ч. Кингсли и У.Теккерея и расцветом в середине XX в. (Дж.Р.Р. Толкиен, К.С. Льюис), хотя ее следы можно проследить и во второй половине XX в. на примере детских произведений Э.Хоггарт и Д.Биссета и сказки Дж.Даррела «Говорящий сверток» (1974). Среди других авторов широко известные в нашей стране писатели, как Р.Киплинг, Дж.М. Барри, А.-А.Милн, П.Трэверс, а также менее известные Э.Боуен, К.Грэм, Х.Лофтинг, Э.Лэнг, Дж.Макдональд, Э.Несбит, М.Нортон, Э.Фарджон, которых объединяло стремление поднимать в детской литературе отнюдь не детские вопросы, один и тот же тип героя и единство стилистических приемов.
3. Эволюция немецкой литературной сказки (Братья Гримм, Э.Гофман, В.Гауф, О.Пройслер, Э.Кестнер)
Рассказы эпохи классической древности были впервые принесены в Германию в IX-X веках странствующими актёрами и жонглёрами. Это были сказки-загадки, небылицы, сказки о животных и шванки (Шванк (нем.) — это короткий рассказ комического содержания, иногда со стихотворным текстом).
Позднее, в XVII-XVIII веках в Германию через Францию проникли сказки «Тысяча и одна ночь», которые оказали большое влияние на развитие немецкой сказки. Не меньшее влияние имели и сказки Шарля Перро. Некоторые из самых известных и популярных сказок братьев Гримм берут начало из этих источников.
4. Русская народная сказка. Обработка, пересказ, стилизация (А.Афанасьев, В.И.Даль, К.Д.Ушинский, Л.К.Толстой, А.М.Ремизов, Л.Н.Толстой )
А. Н. Афанасьевым в 1855—1863 гг. в восьми выпусках публикуется сборник «Народные русские сказки». В первом издании, отсутствовало распределение сказок по тематическим группам. Второе издание сборника сказок (посмертное) в четырёх книгах (томах) было подготовлено самим Афанасьевым. Сказки разделены по тематическим группам (сказки о животных, волшебные, новеллистические, бытовые сатирические сказки, анекдоты), примечания составили четвёртый том, куда вошли также лубочные сказки.
5. Познавательное и воспитательное значение повести Р.Л.Стивенсона «Остров сокровищ»
Роман «Остров сокровищ» был создан Стивенсоном в рамках литературного направление неореализма, чьим горячим сторонником он был. В результате произведение перенимает общий романтический настрой, рассказывая нам о невероятных приключениях и далёких от цивилизации экзотических широтах. Однако в то же время в центре рассказа находится не оторванный от окружающего мира романический герой, а самые обычные люди, отображённые крайне достоверно и натуралистично.
6. Роль творчества М.Твена в развитии американской реалистической культуры
Последняя треть XIX века стала эпохой возникновения и утверждения реализма в американской литературе. Это было отмечено современниками и подтверждено многими исследованиями. «Веком реализма» назвал своё время Уильям Дин Хоуэллс, а потом эта формула варьировалась вновь и вновь в первой половине XX века: «Начало критического реализма», «Подъём» или «Триумф реализма» — таковы названия соответствующих разделов в различных американских историях литературы, в справочниках и учебных пособиях.
7. Жанровая и содержательная сложность фантасмагории Д.Крюса «Тим Талер, или проданной смех»
Фабульную основу повести Крюса составляет известный сюжет «сделка с дьяволом», своим рождением обязанный немецкой народной культуре. Основой для многочисленных комедий, ставившихся в Германии вплоть до XIX века, была, в свою очередь, пьеса английского драматурга К. Марло «Трагическая история доктора Фауста».
Несмотря на кажущуюся банальность истории, Джеймс Крюс выбрал на самом деле очень сложную тему с глубоким философским содержанием: подлинных человеческих ценностей, ключом к которым является смех, дарующий внутреннюю свободу и власть над самим собой. При этом автор не просто преподносит юным читателям моральный постулат, что искренний смех дороже всех денег, но и показывает обратные стороны социальных институтов в которых человек, не без оснований, пытается искать счастье и благоденствие.