Управление дошкольным образованием
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Шпаргалка
на тему: «Управление дошкольным образованием»
по дисциплине: «Управление дошкольным образованием»
2022
15.00 BYN
Управление дошкольным образованием
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Управление дошкольным образованием
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
Поделиться
1. Дошкольное образование как уровень основного образования в Республике Беларусь.
2. Компоненты системы дошкольного образования Республики Беларусь.
3. Характеристика современного состояния системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
4. Перспективы развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
5. Принципы государственной политики в сфере образования.
6. Основные направления государственной политики в сфере образования.
7. Основные нормативные правовые акты, регламентирующие управление учреждением дошкольного образования.
8 Государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы дошкольного образования.
9. Цели и принципы управления в сфере дошкольного образования.
10. Государственное управление в сфере дошкольного образования.
11. Компетенция Министерства образования Республики Беларусь в сфере дошкольного образования.
12. Компетенция местных исполнительных и распорядительных органов в сфере дошкольного образования.
13. Прогнозирование развития системы дошкольного образования.
14. Учет в сфере дошкольного образования.
15. Информационное обеспечение в сфере дошкольного образования.
16. Финансирование в сфере дошкольного образования.
17. Материально-техническое обеспечение в сфере дошкольного образования.
18. Образовательная программа дошкольного образования.
19. Виды учреждений дошкольного образования.
20. Создание, реорганизация и ликвидация учреждений дошкольного образования.
21. Общие требования к приему лиц для получения дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования.
22. Задачи и функции учреждения дошкольного образования.
23. Права и обязанности учреждения дошкольного образования.
24. Структура учреждения дошкольного образования.
25. Типовые штаты учреждения дошкольного образования.
26. Наполняемость групп в учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях.
27. Полномочия заведующего учреждением дошкольного образования. Делегирование полномочий.
28. Должностные обязанности заведующего учреждением дошкольного образования.
29. Должностные обязанности заместителя заведующего по основной деятельности учреждения дошкольного образования.
30. Должностные обязанности заведующего хозяйством.
31. Основные направления деятельности заведующего учреждением дошкольного образования.
32. Основные составляющие профессиональной компетентности заведующего учреждением дошкольного образования.
33. Стили управления заведующего учреждением дошкольного образования.
34. Методы управления учреждением дошкольного образования.
35. Управленческие функции заведующего учреждением дошкольного образования.
36. Органы самоуправления учреждения дошкольного образования.
37. Порядок создания, формирования и деятельности родительского комитета учреждения дошкольного образования.
38. Основные задачи родительского комитета учреждения дошкольного образования.
39. Компетенция и состав совета учреждения дошкольного образования.
40. Организация деятельности совета учреждения дошкольного образования.
41. Порядок деятельности попечительского совета учреждения дошкольного образования.
42. Задачи деятельности попечительского совета учреждения дошкольного образования.
43. Образовательный стандарт дошкольного образования как технический нормативный правовой акт, определяющий содержание образовательной программы дошкольного образования.
44. Система научно-методического обеспечения дошкольного образования.
45. Учебно-программная документация образовательной программы дошкольного образования (общая характеристика).
46. Типовой учебный план дошкольного образования.
47. Учебный план учреждения дошкольного образования.
48. Экспериментальный учебный план учреждения дошкольного образования и индивидуальный учебный план.
49. Требования к содержанию учебной программы дошкольного образования.
50. Основные требования к организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.
51. Требования к распорядку дня воспитанников учреждения дошкольного образования.
52. Сущность, задачи и принципы планирования работы учреждения дошкольного образования.
53. Виды планирования.
54. Вариативные формы планирования.
55. Анализ работы учреждения дошкольного образования.
56. Годовой план работы учреждения дошкольного образования.
1. Дошкольное образование как уровень основного образования в Республике Беларусь.
Дошкольное образование – первый уровень основного образования; разносторонний целенаправленный процесс воспитания и обучения детей, обеспечивающий сохранение здоровья, физическое я психическое развитие ребенка, исходя из его индивидуальных, возрастных особенностей, своевременный и полноценный переход на следующий уровень образования.
Основные задачи дошкольного образования в РБ: обеспечение физического и психического здоровья ребенка, формирование у него основ здорового образа жизни; формирование гуманных взаимоотношений, обеспечение эмоционального благополучия каждого воспитанника; обеспечение полноценного своевременного разностороннего развития ребенка (познавательных, эмоционально-волевых качеств, различных видов деятельности), его творческого потенциала; приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям.
3. Характеристика современного состояния системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
Главной задачей образовательной политики Республики Беларусь в последние годы стало обеспечение современного качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для ее решения правительством РБ и Министерством образования подготовлен проект Государственной программы развития системы образования в Республике Беларусь на период до 2020 года, в который вошла подпрограмма «Развитие системы дошкольного образования в Республике Беларусь».
Первоочередными в образовательной политике развития системы дошкольного образования оказываются реализация учебной программы дошкольного образования и принятие мер для укрепления здоровья подрастающего поколения.
5. Принципы государственной политики в сфере образования.
Государственная политика в сфере образования основывается на действующем законодательстве Республики Беларусь и на следующих принципах: приоритета образования; приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; гарантии конституционного права каждого на образование; обеспечения равного доступа к получению образования; обязательности общего базового образования; интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования; экологической направленности образования; поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства; государственно-общественного характера управления образованием; светского характера образования.
7. Основные нормативные правовые акты, регламентирующие управление учреждением дошкольного образования.
Для качественной организации образовательного процесса с учетом специфики контингента воспитанников, профессиональной компетентности педагогических работников в учреждении дошкольного образования ежегодно разрабатывается и утверждается годовой план работы учреждения дошкольного образования. Форма представления годового плана определяется учреждением дошкольного образования и утверждается на педагогическом совете. Воспитательная работа организуется на основании плана воспитательной работы, который является составляющей плана работы учреждения дошкольного образования на соответствующий учебный год.
Рекомендованная структура годового плана учреждения дошкольного образования и аналитической справки представлена в Инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь.
9. Цели и принципы управления в сфере дошкольного образования.
Управление в сфере образования в Республике Беларусь носит государственно-общественный характер.
Обеспечение функционирования и управления системой дошкольного образования осуществляет управление дошкольного образования, являющееся структурным подразделением Министерства образования Республики Беларусь.
Управление в сфере образования осуществляется на принципах законности, демократии, гласности, учета общественного мнения и системности управления образованием.
11. Компетенция Министерства образования Республики Беларусь в сфере дошкольного образования.
Министерство образования Республики Беларусь в сфере образования:
обеспечивает реализацию государственной политики в сфере образования;
обеспечивает функционирование системы образования;
обеспечивает организацию и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования;
организует международное сотрудничество в сфере образования;
осуществляет управление системой образования;
осуществляет через свои структурные подразделения контроль за обеспечением качества образования;
13. Прогнозирование развития системы дошкольного образования.
Развитие системы образования в Республике Беларусь осуществляется на основе программы социально-экономического развития Республики Беларусь, программы развития системы образования, программ развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых.
Прогнозными показателями в системе образования являются сеть учреждений образования, контингент обучающихся, организация образовательного процесса, количество выпускников, их направление на работу и трудоустройство, материально-техническая база учреждений образования, потребности в педагогических кадрах, учебно-методических комплексах и иные.
Прогнозирование развития системы образования осуществляется на республиканском, областном, районном уровнях.
15. Информационное обеспечение в сфере дошкольного образования.
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Главной целью внедрения информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, педагоги, дети и их родители.
Средства ИКТ помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также владение данными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Конечно, работе с родителями в ДОУ уделяется большое внимание, сложившаяся система позволяет вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения. Для этого применяются различные формы: дни открытых дверей, родительские собрания, наглядная информация, досуги, родительские клубы, конкурсы
17. Материально-техническое обеспечение в сфере дошкольного образования.
Материально-техническая база ДОУ позволяет осуществлять учебно-воспитательный процесс в полном объеме. Ресурсное обеспечение ДОУ позволяет учреждению работать в режиме функционирования с переходом на режим развития, реализовывать вариативные программа в полном объеме, создавать необходимые условия для всестороннего развития воспитанников и повышения уровня профессиональной компетентности коллектива ДОУ.
Структура предметно-развивающей среды, наряду с групповыми комнатами включает специализированные помещения, что позволяет осуществлять всестороннее развитие личности воспитанников. Развивающая предметно-пространственная среда несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка – она воспитывает и развивает его.
Материально-техническая база учреждений образования формируется учредителями в соответствии с требованиями, установленными законодательством.
19. Виды учреждений дошкольного образования.
Учреждение дошкольного образования – учреждение образования, которое реализует образовательную программу дошкольного образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.
Учреждения дошкольного образования могут быть следующих видов:
- ясли;
- ясли-сад;
- детский сад;
- санаторный ясли-сад;
- санаторный детский сад;
- дошкольный центр развития ребенка.
21. Общие требования к приему лиц для получения дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования.
Прием лица в учреждение дошкольного образования осуществляется в течение календарного года при наличии в нем свободных мест и на основании:
заявления законного представителя воспитанника;
направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования, образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения дошкольного образования;
медицинской справки о состоянии здоровья;
заключения врачебно-консультационной комиссии (для санаторных яслей-садов, санаторных детских садов, санаторных групп);
заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания).
23. Права и обязанности учреждения дошкольного образования.
Учреждение дошкольного образования в соответствии с законодательством имеет право:
осуществлять образовательную деятельность;
формировать структуру и штатное расписание учреждения дошкольного образования;
осуществлять приносящую доходы деятельность;
участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь;
осуществлять международное сотрудничество в сфере дошкольного образования;
осуществлять иную деятельность, не запрещенную законодательством Республики Беларусь и предусмотренную уставом.
25. Типовые штаты учреждения дошкольного образования.
Типовые штаты и штатные нормативы численности работников дошкольных учреждений (далее - Типовые штаты и штатные нормативы) установлены с учетом обеспечения нормальных условий для всестороннего развития и воспитания детей.
Типовыми штатами и штатными нормативами предусмотрены должности работников по следующим направлениям деятельности:
управление дошкольным учреждением: заведующий дошкольным учреждением, заместитель заведующего по основной деятельности, заместитель заведующего по хозяйственной работе, заведующий хозяйством, делопроизводитель;
бухгалтерский учет и финансовая деятельность: главный бухгалтер, бухгалтер;
воспитательно-педагогическая деятельность: воспитатель-методист, воспитатель, педагог-психолог, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, учитель-дефектолог;
оздоровительная и лечебно-реабилитационная деятельность: врач, старшая медсестра, медсестра, инструктор лечебной физкультуры;
приготовление детского питания: шеф-повар, повар, кухонный рабочий;
хозяйственное обслуживание: кладовщик, кастелянша, рабочий по стирке и ремонту спецодежды, швея, садовник, дворник, истопник, рабочие по обслуживанию котельных и тепловых сетей, рабочие по обслуживанию и ремонту инженерного оборудования; рабочие по обслуживанию и текущему ремонту зданий, уборщик служебных помещений, оператор хлораторной установки (при наличии хлораторной установки).
27. Полномочия заведующего учреждением дошкольного образования. Делегирование полномочий.
Должностные обязанности и квалификационные требования к заведующему дошкольным учреждением изложены в тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников образования.
Осуществляет руководство учреждением в соответствии с его Уставом и законодательством Республики Беларусь. Обеспечивает системную образовательно-воспитательную и административно-хозяйственную работу учреждения, принимает решения о программном планировании его работы с учетом социальных ожиданий родителей. Решает учебно-методические, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы. Планирует, координирует и контролирует работу коллектива. Осуществляет прием на работу, подбор и расстановку кадров.
29. Должностные обязанности заместителя заведующего по основной деятельности учреждения дошкольного образования.
Заместитель заведующего по основной деятельности исполняет следующие обязанности:
1.1. осуществляет научно-методическое обеспечение при реализации образовательных программ дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования для детей с интеллектуальной недостаточностью, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;
1.2. анализирует состояние методической работы и образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, разрабатывает предложения и рекомендации по повышению их эффективности;
1.3. участвует в организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями, научно-методическом и организационном сопровождении аттестации педагогических работников.
31. Основные направления деятельности заведующего учреждением дошкольного образования.
Основными направлениями в деятельности заведующего являются: 1) организационно-педагогическая работа; 2) управление методической и образовательной работой; 3) организация взаимодействия с семьей; 4) административно-хозяйственная работа; 5) правовое регулирование труда работников ДУ. Рассмотрим содержание деятельности заведующего по каждому из направлений.
1.Организационно-педагогическая работа
Важное место в управлении занимают вопросы организации работы педагогического и обслуживающего персонала в соответствии с Уставом ДУ, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными обязанностями каждого сотрудника.
При расстановке воспитателей необходимо учитывать уровень их образования, опыт практической работы с детьми, личностные качества. Правильная расстановка кадров позволяет максимально использовать возможности людей в решении общей задачи. Каждый работник должен иметь строго определенные, ясно очерченные задания, за выполнение которых он несет полную ответственность.
33. Стили управления заведующего учреждением дошкольного образования.
Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные обязанности в определенном, свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Тем самым принятый стиль может служить характеристикой качества деятельности руководителя и руководящего органа, их способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а также создавать и воспроизводить в коллективе особую атмосферу, порождающую определенные нормы взаимоотношений и поведения. Поэтому в нем выделяются два компонента: способы, с помощью которых оказывается воздействие на подчиненных, и взаимоотношения с ними, а также коллегами и вышестоящими руководителями.
35. Управленческие функции заведующего учреждением дошкольного образования.
У современного руководителя дошкольного образовательного учреждения огромный перечень функций, которые он выполняет в процессе работы. В перечень функций руководителя входят:
1. Управление качеством педагогического состава. Под этой функцией понимается установление количества педагогического состава и их структуры, вместе с тем эта функция включает систему повышения квалификации, организацию работы коллектива и систему оплаты труда.
2. Управление качеством образования и воспитания дошкольников.
3. Управление качеством технологии образования. В современной системе образования имеет место стремление к проектированию различных технологий образования.
4. Управление качеством материально-технического обеспечения, содержит в себе применение оборудования и распределение учебных помещений.
5. Управление качеством инфраструктуры образования.
37. Порядок создания, формирования и деятельности родительского комитета учреждения дошкольного образования.
В учреждении дошкольного образования создаётся родительский комитет учреждения дошкольного образования. Родительский комитет учреждения дошкольного образования формируется из членов родительских комитетов групп. Родительский комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики - Беларусь, уставом учреждения дошкольного образования.
Родительский комитет является органом самоуправления учреждения дошкольного образования. Члены родительского комитета выполняют свои обязанности на общественных началах.
39. Компетенция и состав совета учреждения дошкольного образования.
Совет учреждения образования (далее - совет) является основным органом самоуправления учреждения образования, который создается в целях решения основных вопросов деятельности учреждения образования.
Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, настоящим Положением, иными актами законодательства Республики Беларусь и уставом учреждения образования
К компетенции совета относятся:
1. определение перспективных направлений развития учреждения образования, рассмотрение планов работы учреждения образования, вопросов его образовательной и научной деятельности, международного сотрудничества;
41. Порядок деятельности попечительского совета учреждения дошкольного образования.
Попечительский совет является органом самоуправления учреждения образования и создается с целью оказания содействия в обеспечении его деятельности и развития.
Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой, в состав которой могут входить законные представители обучающихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Решение инициативной группы согласовывается с руководителем учреждения образования.
(в ред. постановления Минобразования от 28.12.2016 N 127)
43. Образовательный стандарт дошкольного образования как технический нормативный правовой акт, определяющий содержание образовательной программы дошкольного образования.
Образовательные стандарты дошкольного образования обязательны для применения:
республиканскими органами государственного управления;
местными исполнительными и распорядительными органами;
учреждениями образования, иными организациями и индивидуальными предпринимателями при реализации ими образовательной программы дошкольного образования (далее – дошкольные учреждения);
учреждениями высшего образования и учреждениями дополнительного образования взрослых, осуществляющими подготовку, повышение квалификации и переподготовку педагогических работников для системы дошкольного образования;
научно-методическими учреждениями, участвующими в разработке учебных программ и учебных планов дошкольного образования.
45. Учебно-программная документация образовательной программы дошкольного образования (общая характеристика).
Образовательная программа дошкольного образования реализуется в дневной форме получения образования.
Образовательная программа дошкольного образования реализуется в учреждениях дошкольного образования, социально-педагогических учреждениях, яслях-саду — начальной школе, яслях-саду — базовой школе, яслях-саду — средней школе, детском саду — начальной школе, детском саду — базовой школе, детском саду — средней школе, школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также может быть реализована иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
47. Учебный план учреждения дошкольного образования.
Учебный план учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), реализующего образовательную программу дошкольного образования, разрабатывается учреждением образования (иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность)
49. Требования к содержанию учебной программы дошкольного образования.
Образовательная программа дошкольного образования должна включать содержание (образовательные стандарты, научно-методическое обеспечение образования) и ресурсное (кадровое и материально-техническое) обеспечение.
Для реализации образовательной программы дошкольного образования на основе образовательных стандартов разрабатываются типовой учебный план дошкольного образования, учебная программа дошкольного образования.
51. Требования к распорядку дня воспитанников учреждения дошкольного образования.
Распорядок дня в дошкольном учреждении должен предусматривать:
гигиенически обусловленную длительность сна, бодрствования воспитанников различных возрастных групп;
достаточное пребывание на свежем воздухе;
осуществление оздоровительных и профилактических мероприятий;
проведение образовательного процесса (занятий), включающего рациональное сочетание различных по характеру видов деятельности, умственных и физических нагрузок.
Длительность пребывания воспитанников в санаторных яслях-садах, санаторных детских садах должна быть не менее 12 часов в день.
53. Виды планирования.
Общая педагогика (Подласый) предлагает такие виды планов:
1. Линейный план включает основные задачи на определенный период времени (на квартал, на год, на месяц). Такая структура плана диктуется большим опытом работы. По нему могут работать лишь опытные педагоги с большим стажем. Пример: Программа воспитания и образования.
2. Концентрический план (определенные матрицы или схемы), включающие содержание работы с детьми (н-р, по одной методике) на год, квартал. Данное планирование должно находится в методическом кабинете у старшего воспитателя.
55. Анализ работы учреждения дошкольного образования.
Информационно-аналитическая деятельность является одним из основных инструментов управления дошкольным учреждением. Компетентный заведующий учреждением дошкольного образования обязан всесторонне использовать возможности информационно-аналитической системы, поскольку она позволяет оценить целесообразность развития различных направлений работы и оказываемых образовательных услуг. Рассматривая управление учреждением дошкольного образования с позиций содержания, можно представить его как целенаправленную деятельность по планированию, организации, руководству и мониторингу образовательного процесса. Педагогический анализ позволяет системно изучить деятельность субъектов образовательного процесса в специально организованной среде во взаимодействии с социальным окружением: определить эффективность управления дошкольным учреждением, качество дошкольного образования воспитанников, оценить систему методической работы либо профессиональную деятельность того или иного педагогического работника и др.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 56.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты