57. Дайте понятия метода обучения. Охарактеризуйте особенности практического метода при формировании математических представлений у дошкольников. Объясните, почему практический метод считается ведущим в обучении детей элементарным математическим представлением.
58. Назовите основные приемы формирования представлений о частях суток. Охарактеризуйте их.
59. Назовите абсолютные мерки, с которыми знакомят старших дошкольников. Раскройте приемы ознакомления старших дошкольников с метром.
60. Назовите этапы формирования понятий «один» и «много». Охарактеризуйте их.
61. Перечислите факторы, влияющие на выбор методов обучения. Охарактеризуйте наглядные методы обучения.
62. Назовите требования, предъявляемые к приему «демонстрация способов действия в сочетании с объяснением».
63. Опишите значение и формы учета работы по формированию элементарных математических представлений.
64. Назовите цели и задачи коррекционной работы с детьми. Опишите условие ее реализации.
65. Назовите мониторинговые показатели педагогической диагностики. Охарактеризуйте их.
66. Назовите формы и содержание работы по предматематической подготовке детей к школе в семье.
29. Перечислите наглядности, которые применяются при изучении и закреплении представлений о частях суток.
30. Приведите пример задания на деление целого на части.
31. Приведите пример использования полученных детьми знаний об условной мерке в практической деятельности.
32. Перечислите виды деятельности, способствующие закреплению понятий «один» и «много» у детей младшей группы.
33. Перечислите базисные характеристики личности.
57. Дайте понятия метода обучения. Охарактеризуйте особенности практического метода при формировании математических представлений у дошкольников. Объясните, почему практический метод считается ведущим в обучении детей элементарным математическим представлением.
Метод есть способ воспроизведения, средство познания изучаемого предмета. В основе методов лежат объективные законы действительности. Метод неразрывно связан с теорией. В педагогике метод характеризуется как целенаправленная система действий воспитателя и детей, соответствующих целям обучения, содержанию учебного материала, самой сущности предмета, уровню умственного развития ребенка. Практические методы (упражнения, опыты, продуктивная деятельность) наиболее соответствуют возрастным особенностям и уровню развития мышления дошкольников. Сущностью этих методов является выполнение детьми действий, которые состоят из рада операций. Например, счет предметов: называть числительные по порядку, соотносить каждое числительное с отдельным предметом, показывая на него пальцем или останавливая взгляд на нем, последнее числительное соотносить со всем количеством, запоминать итоговое число.
Однако излишнее использование практических методов, задержка на уровне практических действий может отрицательно сказываться на развитии ребенка.
Практические методы характеризуются самостоятельным выполнением действий, применением дидактического материала. На базе практических действий у ребенка возникают первые представления о формируемых знаниях. Практические методы обеспечивают выработку умений и навыков, позволяют широко использовать приобретенные умения в других видах деятельности.
[...]
61. Перечислите факторы, влияющие на выбор методов обучения. Охарактеризуйте наглядные методы обучения. В современной дошк. педагогике широкое распространение получила классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности, предложенная Лернером и Скаткиным, включающая в себя: 1.Обьяснительно – иллюстративные, или информационно – рецептивные 2. Репродуктивные 3.Проблемного изложения материала 4.Частично поисковые 5.Исследовательские.
В дошк педагогике долгие годы широко используются методы по источнику получения знаний, которые делятся на наглядные, словесные, практические, игровые.
1.Наглядные методы включают в себя: - наблюдение; По мнению Рубенштейна наблюдение это результат осознанного восприятия в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности ребёнка. Для реализации наблюдения как метода необходимы следующие условия: наличие объектов для наблюдения; определение содержания наблюдения; правильная организация наблюдения.
- рассматривание картин, иллюстраций, игрушек и предметов;
- просмотр видео, кинофильмов, слайдов, мультимедиа и т.д.
2.Словестные методы. К ним относятся: беседа, рассказ, чтение худ. произведений. Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т.д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.
Рассказ воспитате ля: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.
[...]
66. Назовите формы и содержание работы по предматематической подготовке детей к школе в семье.
Задача обучения счету состоит не в том, чтобы научить трехлетнего малыша считать до 3, пятилетнего до 7, а семилетнего до 10. Главное – овладение правильными приемами счета, умение сознательно применять эти приемы в самых разнообразных условиях.
Для математического развития важно овладеть понятиями «больше», «меньше», «равно». Их дети осваивают постепенно. Сначала это делается без чисел, способом соотношения один к одному. Затем равенство – неравенство устанавливается на различных количествах: два больше одного, один меньше двух. Установив, что две группы предметов по количеству равны (или неравны), ребенок должен сделать их неравными (или равными), добавив (или убрав) нужное количество предметов.
Для закрепления знаний детей чаще используйте настольно-печатные игры, которые можно приобрести в любом магазине для детей. Среди них есть специально предназначенные для упражнения детей в счете. Например, лото «Сколько?» знакомит детей в интересной, увлекательной форме с составом числа, игра «Стук-стук» предназначена для счета звуков, «Учить читать и считать» поможет познакомить с цифрами и знаками математических действий.
К семи годам ребенок должен считать от любого числа до 10 и обратно, уметь отсчитать нужное количество из большей группы предметов, понимать, что число не зависит от величины взятых для счета предметов и их пространственного расположения, понимать отношения между смежными числами, знать количественное и порядковое значение числа, уметь раскладывать число на группы в пределах пяти, уметь самостоятельно составлять простые задачи и решать их, различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
[...]
32. Перечислите виды деятельности, способствующие закреплению понятий «один» и «много» у детей младшей группы.
Дидактические игры: «Наседка и цыплята», «Кошка и котята»
Неограниченные возможности для понимания «много» и «один» имеет художественная деятельность:
изобразительная: во время украшения тарелочки дети ставят одну точку, ещё одну точку, ещё и т.д. пока не получится узор; составление букета –аппликация: каждый положил один цветок – получилось много цветов в букете);
музыкальная: во время игры с инструментами (1 звук, еще звук много звуков – какая чудесная музыка).
Художественное слово, которое сопровождает все виды деятельности детей, помогает усвоить понятия «много» и «один» в занимательной форме. Существует много стихотворений, песенок, потешек, сказок, в которых отражаются эти понятия и отношения между ними.
Дидактическая игра «Один-много» в младшей группе. Для игры необходимо распечатать попарные карточки, изображающие единичные и множественные объекты.
В младшей группе применяется простой вариант организации игры. Педагог перемешивает карточки, затем просит воспитанника рассортировать изображения. В правую сторону ребенок кладет карточки, изображающие один объект, в левую — картинки с несколькими такими же объектами.
Игровая ситуация "У кого больше"
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам в гости пришел? (Дети отвечают).
[...]