Метрология, стандартизация и оценка соответствия Шпаргалка
БНТУ (Белорусский национальный технический университет)
Шпаргалка
на тему: «Метрология, стандартизация и оценка соответствия»
по дисциплине: «Метрология, стандартизация и оценка соответствия»
2024
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Метрология, стандартизация и оценка соответствия
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Метрология, стандартизация и оценка соответствия
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
Поделиться
Раздел «Метрология»
1. Предметная область метрологии и современные направления ее развития. Шкалы величин и их применение в метрологии.
2. Понятие величины как количественного свойства. Система величин ISQ. Размерность величины.
3. Международная система единиц величин (SI). Основные, производные, кратные и дольные единицы SI. Единицы измерений, допущенные к применению в Республике Беларусь.
4. Сущность измерения. Основное уравнение и модель измерения. Цели и результаты измерений.
5. Виды измерений (прямые и косвенные, совокупные и совместные, абсолютные и относительные, статические и динамические).
6. Методы измерений (метод прямого измерения и метод сравнения с мерой).
7. Средства измерительной техники. Классификация средств измерений. Конструктивные элементы измерительного прибора.
8. Технические и метрологические свойства и характеристики средств измерений.
9. Показатели качества измерений и факторы, влияющие на них.
10. Выбор методики измерений в зависимости от поставленной измерительной задачи.
11. Понятие погрешности. Классификация погрешностей в зависимости от источников возникновения.
12. Классификация погрешностей по форме выражения - абсолютные и относительные погрешности.
13. Классификация погрешностей по характеру проявления - систематические, случайные и грубые погрешности.
14. Методы выявления и исключения погрешностей: аналитические, экспериментальные и комбинированные; их применение до выполнения измерения, в процессе и после выполнения измерения.
15. Система обеспечения единства измерений (СОЕИ) Республики Беларусь и ее основные подразделения.
16. Сфера законодательной метрологии. Государственное регулирование и управление в области обеспечения единства измерений.
17. Государственный метрологический надзор – объекты, цели, задачи.
18. Метрологическая оценка и ее виды. Утверждение типа средств измерений. Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь.
19. Метрологическая оценка и ее виды. Поверка средств измерений. Виды поверок.
20. Метрологическая оценка и ее виды. Калибровка средств измерений.
21. Метрологическая оценка и ее виды. Метрологическая экспертиза.
22. Метрологическая оценка и ее виды. Аттестация методик измерений.
23. Метрологическая оценка и ее виды. Сличение результатов измерений.
24. Виды и назначение эталонов. Требования, предъявляемые к эталонам. Эталонная база Республики Беларусь.
Раздел «Стандартизация»
1. Стандартизация как упорядочение и нормирование. Цель и принципы, субъекты и объекты технического нормирования и стандартизации.
2. Осуществление государственного регулирования в области технического нормирования и стандартизации.
3. Надзор за соблюдением обязательных для соблюдения требований ТНПА в области технического нормирования и стандартизации. Полномочия надзорных органов.
4. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза.
5. Нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты. ТНПА в области технического нормирования и стандартизации.
6. Требования к техническим регламентам Республики Беларусь, технические регламенты Евразийского экономического союза, их применение в Республике Беларусь.
7. Требования к техническим кодексам установившейся практики, их применение в Республике Беларусь.
8. Требования к государственным стандартам. Применение государственных стандартов.
9. Требования к общегосударственным классификаторам, их применение в Республике Беларусь.
10. Требования к техническим условиям, порядку их разработки, государственной регистрации, введения в действие. Применение технических условий.
11. Требования к стандартам организаций, порядку их разработки, утверждения, введения в действие, учета, изменения, отмены и применения.
12. Основополагающие принципы стандартизации. Уровни стандартизации. Органы по стандартизации.
13. Документы в области технического нормирования и стандартизации и их применение в Республике Беларусь.
14. Международные организации по стандартизации. Стандартизация в рамках СНГ.
15. Гармонизация стандартов.
16. Правила разработки государственного стандарта Республики Беларусь.
17. Методы принятия государственного стандарта Республики Беларусь.
Раздел «Оценка соответствия»
1. Цели, принципы и формы оценки соответствия. Субъекты и объекты оценки соответствия. Правовое регулирование отношений в области оценки соответствия и аккредитации.
2. Осуществление государственного регулирования в области оценки соответствия и аккредитации.
3. Контроль (надзор) за выполнением требований законодательства Республики Беларусь об оценке соответствия.
4. Документы об оценке соответствия и иные документы в области оценки соответствия. Признание документов в области оценки соответствия, выданных за пределами Республики Беларусь.
5. Цели и принципы подтверждения соответствия. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Знаки соответствия Системы. Единый знак ЕАЭС.
6. Обязательное и добровольное подтверждение соответствия. Введение обязательного подтверждения соответствия в связи с необходимостью принятия оперативных мер государственного регулирования.
7. Правила сертификации продукции. Схемы сертификации продукции. Периодическая оценка сертифицированной продукции.
8. Правила и схемы сертификации выполнения работ, оказания услуг. Анализ результатов сертификации. Периодическая оценка сертифицированного выполнения работ, оказания услуг.
9. Правила сертификации компетентности персонала. Виды квалификационного экзамена для персонала. Анализ результатов сертификации и принятие решения о выдаче сертификата компетентности.
10. Правила сертификации систем управления (менеджмента). Виды систем управления (менеджмента). Виды и проведение аудитов системы управления (менеджмента).
11. Правила декларирования соответствия. Схемы декларирования соответствия. Порядок регистрации деклараций.
12. Формы оценки соответствия. Контроль (надзор) за выполнением требований законодательства Республики Беларусь об оценке соответствия, касающихся обязательного подтверждения соответствия.
13. Одобрение типа продукции: субъекты, объекты, порядок проведения, документированные свидетельства.
14. Утверждение типа: субъекты, объекты, порядок проведения, документированные свидетельства.
15. Государственная регистрация: субъекты, объекты, порядок проведения, документированные свидетельства.
16. Испытания продукции как форма оценки соответствия: субъекты, объекты, порядок проведения, документированные свидетельства.
17. Экспертиза в рамках оценки соответствия: субъекты, объекты, порядок проведения, документированные свидетельства.
18. Оценка пригодности как форма оценки соответствия: субъекты, объекты, порядок проведения, документированные свидетельства.
19. Производственный контроль как форма оценки соответствия: субъекты, объекты, порядок проведения, документированные свидетельства.
5. Виды измерений (прямые и косвенные, совокупные и совместные, абсолютные и относительные, статические и динамические).
Измерение физической величины - совокупность операций по применению технического средства, хранящего единицу физической величины, обеспечивающих нахождение соотношения (в явном или неявном виде) измеряемой величины с ее единицей и получение значения этой величины.
Видом измерений названа часть области измерений, имеющая свои особенности и отличающаяся однородностью измеряемых величин.
Метод измерений – совокупность приемов использования принципов и средств измерений
Прямые и косвенные измерения различают в зависимости от способа получения результата измерений.
Прямые измерения - искомое значение величины определяют непосредственно. они могут быть описаны выражением Q = х, где Q – измеряемая величина, х – результат измерения.
Косвенные измерения – измерения, при которых искомое значение величины находят на основании известной зависимости между этой величиной и величинами, подвергаемыми прямым измерениям. Формальная запись такого измерения
Q = F (X, Y, Z,…), где X, Y, Z,… – результаты прямых измерений.
[...]
[...]
10. Выбор методики измерений в зависимости от поставленной измерительной задачи.
Требования, предъявляемые к методике выполнения измерений (МВИ):
Обеспечение требуемой точности измерений.
Обеспечение экономичности измерений.
Обеспечение представительности (валидности) результатов измерений.
Обеспечение безопасности измерений.
Точность измерений является необходимым условием для использования их результатов. Несоблюдение этого условия делает невозможным получение действительного значения измеряемой физической величины и бессмысленным проведение измерений. В соответствии с РМГ 29 – 99 действительное значение физической величины (действительное значение величины; действительное значение) – значение физической величины, полученное экспериментальным путем и настолько близкое к истинному значению, что в поставленной измерительной задаче может быть использовано вместо него. Как видно из определения, действительное значение физической величины – понятие, которое приобретает конкретный смысл только после постановки задачи измерений. Для одного и того же параметра объекта измерений оно может существенно различаться в зависимости от поставленной задачи, например, точность аттестации однозначной меры значительно выше требуемой точности приемочного контроля.
[...]
[...]
15. Система обеспечения единства измерений (СОЕИ) Республики Беларусь и ее основные подразделения.
Система обеспечения единства измерений (СОЕИ) – согласованная, официально признанная организационная и научно-техническая система, представляющая совокупность норм, правил и положений, эталонов и СИ, органов и служб, применение которых направлена на достижение единства и требуемой точности измерений.
Согласно стандарту единство измерений трактуется, как состояние измерений, при котором их результаты выражаются в единицах величин, установленных законодательством, и погрешности измерений известны с заданной вероятностью.
Результаты измерений, выполненные в СОЕИ выражены в узаконенных единицах величин, имеют прослеживаемость от национальных и международных эталонов, гарантированную степень точности и достоверности и являются основанием для принятия решений в экономике, промышленности, науке, торговле, здравоохранении, охране окружающей среды, оценке и контроле продукции и природных ресурсов, обороне, безопасности, транспорте и связи и др. отраслях. СОЕИ включает законодательную, теоретическую, техническую и организационные основы.
Деятельность СОЕИ регламентируется законодательными актами и нормативными документами (НД) и осуществляется органами государственных метрологических служб (ГМС) и субъектами хозяйствования РБ.
Объектами СОЕИ являются основные понятия (термины и определения), требования, правила, нормы по метрологии, виды метрологической деятельности (испытания, поверка, метрологическая аттестация (МА), калибровка, надзор за СИ и стандартами, аккредитация лабораторий и центров и т.д.).
[...]
[...]
20. Метрологическая оценка и ее виды.. Калибровка средств измерений.
Калибровка средств измерений (СИ) подразумевает выполнение ряда сравнительных действий для определения реальных (действительных) значений метрологических характеристик средств измерений.
Методы проведения калибровки Непосредственное сличение Сличение при помощи компаратора Прямые или косвенные измерения Сертификат калибровки должен содержать: номер сертификата; наименование исполнителя: юридического лица или индивидуального предпринимателя, проводившего калибровку средств измерений в соответствии с законодательством Российской Федерации, подпись руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя и его печать; наименование, модификацию и заводской номер средства измерений (в случае если в его состав входят несколько автономных измерительных блоков, то приводится их перечень и заводские номера); информацию о документах, по которым выполнена калибровка; информацию об эталонах.
[...]
[...]
5. Нормативные правовые акты и технические нормативные правовые акты. ТНПА в области технического нормирования и стандартизации.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» техническими нормативными правовыми актами являются:
технические регламенты;
технические кодексы установившейся практики;
стандарты, в том числе государственные стандарты Республики Беларусь и стандарты организаций;
технические условия;
авиационные правила;
зоологические, ветеринарные, ветеринарно-санитарные нормы и правила;
санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;
фармакопейные статьи;
нормы и правила пожарной безопасности;
нормы и правила по обеспечению технической, промышленной, ядерной и радиационной безопасности;
нормы и правила по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр;
квалификационные справочники.
[...]
[...]
10. Требования к техническим условиям, порядку их разработки, государственной регистрации, введения в действие. Применение технических условий.
Технические условия – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля.
Технические условия разрабатываются на:
конкретный тип, марку, модель(модификацию), вид продукции;
группу однородной продукции, обладающую общими признаками, единством конструкции при различных параметрах и (или) размерах, при некоторых конструктивных различиях отдельных составных частей, при различном расположении и разном количестве одинаковых составных частей в изделии (групповые технические условия );
конкретный вид услуг;
группу однородных услуг, обладающих общим целевым и (или) функциональным назначением и общими технологиями и методами предоставления.
Технические условия допускается не разрабатывать на:
единичную продукцию, выпускаемую по техническому заданию либо документу, его заменяющему (контракт, протокол, эскиз и т.п.), содержащему необходимые и достаточные требования для выпуска продукции и признанному заказчиком и изготовителем;
составные части изделия, поставляемые заказчику изделия и изготавливаемые по его конструкторской документации;
запасные части изделия, изготавливаемые по конструкторской документации изготовителя изделия и на его предприятии.
[...]
[...]
15. Гармонизация стандартов.
Гармонизированные стандарты (эквивалентные стандарты) – стандарты, относящиеся к одному и тому же объекту и утвержденные различными органами по стандартизации, которые обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.
Для определения взаимосвязи государственных стандартов с соответствующими международными стандартами устанавливаются следующие степени соответствия:
идентичная (IDT);
модифицированная (МОD);
неэквивалентная (NEQ).
Степень соответствия государственного стандарта соответствующему международному стандарту (международному документу) определяется необходимостью:
внесения технических отклонений;
изменения структуры;
идентификации технических отклонений и изменений структуры в государственном стандарте.
Для определения отличий государственных стандартов от международных (международных документов) сравнивается каждый пункт следующих элементов:
библиографических данных в части ключевых слов (при их наличии).
[...]
[...]
5. Цели и принципы подтверждения соответствия. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Знаки соответствия Системы. Единый знак ЕАЭС.
Национальная система подтверждения соответствия – это установленная совокупность объектов оценки соответствия, нормативных правовых актов в области ТНС, определяющих правила и процедуры подтверждения соответствия и функционирования системы.
Основными целями Национальной системы подтверждения соотвествия являются:
удостоверение соответствия объектов оценки соответствия требованиям ТНПА;
содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуг);
защита отечественного рынка от недоброкачественной и небезопасной продукции;
снижение технических барьеров в торговле;
содействие повышению качества и конкурентоспособности отечественной продукции.
Система подтверждения соответствия функционирует в соответствии со следующими принципами:
открытость и равные обязанности;
соблюдение конфиденциальности информации, получаемой в результате взаимодействия участников подтверждения соответствия (кроме случаев, когда продукция, услуга, деятельность персонала представляет опасность для жизни, здоровья и наследственности людей, их имущества и окружающей среды).
[...]
[...]
10. Правила сертификации систем управления (менеджмента). Виды систем управления (менеджмента). Виды и проведение аудитов системы управления (менеджмента).
Порядок сертификации систем менеджмента включает в себя:
Подачу заявителем заявки на сертификацию системы менеджмента и прилагаемых документов;
Анализ заявки и прилагаемых документов;
Определение основных условий сертификации системы менеджмента и направление (передача) информации о них заявителю;
Проведение сертификации;
Анализ результатов сертификации системы менеджмента и принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата соответствия;
Выдачу сертификата соответствия.
Сертификация систем управления (менеджмента) проводится в соответствии с договором на выполнение работ по сертификации и в общем случае включает:
подачу заявителем заявки на проведение работ по сертификации системы управления (менеджмента) и представление материалов (документов) с исходной информацией;
анализ заявки на правильность заполнения и представленных материалов (документов) на достаточность и отсутствие угрозы беспристрастности.
[...]
[...]
15. Государственная регистрация: субъекты, объекты, порядок проведения, документированные свидетельства.
Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется в соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
Представить пакет документов для государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган можно:
путем личного обращения в регистрирующий орган;
путем обращения к нотариусу;
электронно с помощью веб-портала ЕГР.
В электронном виде документы для государственной регистрации субъектов хозяйствования представляются посредством веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — веб-портал ЕГР) (www.egr.gov.by).
Заявитель вправе обратиться к нотариусу для направления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации в электронном виде.
В случае представления документов в электронном виде юридические и физические лица освобождаются от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию субъектов хозяйствования.
С помощью веб-портала ЕГР в электронном виде осуществляются следующие процедуры:
согласование наименования юридического лица;
государственная регистрация юридического лица и индивидуального предпринимателя;
государственная регистрация изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридического лица и свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
[...]
[...]
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 61.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты