Вопрос 1
К.Д. Ушинский (1823-1871 гг.): работы «Родное слово» и «Детский мир». Опред-л природу как один из «могущественных агентов в воспитании человека», средство для развития: 1) патриотизма, 2) логичности мышления. «… Логика природы есть самая доступная и самая полезная для детей. Логика есть не что иное как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы»; 3) развития наблюдательности. Он обратился к проблеме отбора материала из обширного мира природы, который мы можем использовать в первоначальном обучении детей. 1я книга «Родное слово» предназначена для чтения при первоначальном обучении, К.Д. Ушинский знакомит детей с растениями, животными, неживой природой, сезоны. Основными методами ознакомления с природой К.Д. Ушинский считал:наблюдение, труд в природе, чтение худ. литературы.
Е.Н.Водовозова (1844-1923 гг.): работы «Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста», «На заре жизни и другие воспоминания», «Из русской жизни и природы».Детей раннего и младшего дошкольного возраста, по мнению Е.Н. Водовозовой, следует прежде всего знакомить с домашними животными и птицами.
Вопрос 2
Николай Гусовский (1470-1533 гг.) – поэт-гуманист и просветитель эпохи Возрождения (поэмы «Песня пра зубра», «Новая і славутая перамога над туркамі ў ліпені месяцы», «Жыццѐ і подзвіг св. Гіяцынта»). Пропагандировал: необходимость стремиться к гармоническим взаимоотношениям человека-общества-природы; важность в воспитании детей отводить большую роль общению с природой; стремление осуществлять природоохранную деятельность.
Франциск Скорина (до 1490 – ок. 1541 гг.) – белорусский первопечатник и просветитель. Стремился осмыслить явления природы, проникнуть в сущность самого человека, объяснить отношения между человеком и природой. В своей «Малой подорожной книжице» разместил различные календарные и астрономические сведения: бел.названия месяцев, знаков зодиака, описал прогноз затмений и др.астрономических явлений, что оказало значительное влияние на хар-р общественного сознания.
Симон Будный (ок. 1530-1593 гг.) – ученый, переводчик, педагог, один из руководителей реформаторского движения в Беларуси и Литве. Основой воспитания он считал труд. В области образования и воспитания большую роль сыграл «Катехизис для детей… », где автор через библейские мотивы знакомит с окружающим миром и в том числе и с красотой родной природы.
Казимир Лыщинский (1634-1689 гг.) - выдающийся белорусский мыслитель (трактат «О несуществовании бога»). В своем имении открыл светскую школу, в которой сам преподавал языки и основы наук.Вместо традиционного урока Закон Божий он ввел уроки, на которых давались знания о естественных законах развития и природы и различных природных явлениях, отвергающие богов, создание ими окружающего мира и управление им. Однако он полагал, что знания о природе нужны человеку для того чтобы потом уметь управлять ею.
Илья Федорович Копиевский (Копиевич) (1651 – 1714 гг.) - издатель и просветитель. Был лично знаком с Петром I и поддерживал его реформы. Считал, что изучение естествознания полезно в морском и горном деле, в навигации. В основе морально-нравственной концепции И. Ф. Копиевского лежит любовь к родному краю, благодаря ей у детей формируется стремление к познанию мира, стойкость, доброта и чувство красоты.
Казимир Нарбут (1738-1807 гг.) – педагог-просветитель и общественный деятель Беларуси, Украины, Литвы. В своих книгах «Краткий трактат практической космографии», «Логика, или наука о размышлении и рассуждении, благодаря которой всякий сможет во всем достигать истины и остерегаться заблуждений», «Из устава Комиссии национального образования» К. Нарбут уделял большое внимание естествознанию, пропаганде законов природы, в частности закона о всемирном тяготении. Он делал правильные выводы о единстве и строении планет, комет и других светил Вселенной, говорил о связи земного и небесного, о воздействии Солнца и Луны на процессы, происходящие на Земле.
Вопрос 3
20-е гг ХХ в. – период становления системы дошкольного воспитания, период отбора содержания работы с детьми, поиска методов и приемов.
1-й съезд по дошк.воспитанию (1919 г.): цель воспитания – гармоническое развитие личности, средство – приобщение детей к природе. Д.А. Лазуркина, Е.И. Тихеева. После съезда стали создавать необходимые условий для ознакомления с природой в каждом детском саду (напр., организацию специального участка).
2-й съезд (1921 г) вопрос о подготовке воспитателей к работе с детьми в природе. В учебный план курсов по подготовке инструкторов и руководителей дошкольных учреждений при Институте дошкольного воспитания был включен общий курс природоведения.
3 съезд (1924 г.) разв-е методики ознакомления дошкольников с природой. Основными принципами работы по природоведению признавались принципы наглядности и активности, исследов-ский метод обучения. Впервые указывалось, что борьба с суевериями должна вестись путем наблюдений в природе, знакомства с с/х трудом взрослых.
4-й Всеросс. съезд по дошк. воспитанию (1928 г.) – отбор содержания, определение объема знаний, навыков и умений по природоведению.
Вопрос 4
МОДсП как самостоятельная наука в дошкольной педагогике стала интенсивно развиваться в 80-е годы XX века: появл-сь большое кол-во научных статей, пособий, программ. Исследования проводились в основном по следующим направлениям:
- познавательное развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой (Т.В. Христовская, С.Е. Шукшина, Т.В. Земцова, Л.С. Игнаткина).
- нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой (А.А. Петрикевич, З.П. Плохий, М.К. Ибраимова)
- эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой (Е.К. Янакиева, Ш.К. Алиева).
На совр.этапе проблемами экол.восп.дошк-в занимаются И.А. Комарова, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова и др. Рез-ты их исследований показывают, что цель экол.воспитания в дошк. возр. – сформировать первоначальные основы экол. культуры, т.е. решить след. задачи:
1. Формирование у дошкольников адекватных экологических представлений: ребенок будет знать, что и как происходит между природой и человеком, как следует поступать с т.зрения экол.целесообразности.
Вопрос 5
Традиции, преобладающие за рубежом:
- частная собственность на землю и природные угодья;
- отсутствие неосвоенных территорий;
- создание охраняемых территорий, парков;
- материальная поддержка экологических программ;
- высокий уровень общественного сознания людей;
- дисциплинированность в исполнении законов и правил поведения.
Вопрос 6
В последнее 10-летие заметна тенденция усиления внимания к проблеме формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста, точнее ее первоначальных основ. Для этого нужно формировать у дошк-ков 1) адекватные экологические представления – ребенок будет знать, что и как происходит в мире природы, между природой и человеком, как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности.; 2) субъективное отношение к природе; 3) практические навыки и умения разнообразной деятельности в природе – предполагает именно природоохранительный и непрагматический характер деятельности, который формируется через овладение навыками и умениями практической деятельности с конкретными природными объектами.
Принципы отбора содержания знаний о природе для детей:
1) Научность – формировать систему научных понятий о природе. Но не следует искусственно принижать научные знания до уровня детского понимания, и не следует давать детям знания, которые превышают их умственный уровень развития (К.Д.Ушинский).
2) Доступность – отбираются знания, доступные освоению детьми в соотв-и с их особенностями и возможностями.
3) Принцип воспитывающего и развивающего характера знаний – отбирается такое содержание знаний, которое позволяет поступательно развивать основные виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную.
Вопрос 7
С учетом целей и задач содержание учебной программы структурировано по пяти направлениям: физическое, социально-нравственное и личностное, познавательное, речевое, эстетическое развитие воспитанника. Каждое направление представлено образовательными областями (отдельными дидактическими единицами содержания), которые в единстве составляют его комплексную характеристику. Образовательная область «Ребёнок и природа» входит в направление «Познавательное развитие воспитанника». Содержание данного направления направлено на формирование, расширение и обогащение представлений об окружающем мире, умения устанавливать закономерности в окружающем природном и рукотворном мире, воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к нему.
Вопрос 8
По содержанию, целям и задачам существующие спец. программы по экол. образованию дошкольников можно поделить на три осн.группы:
1) программы экологической (в основном биоэкологической) направленности;
2) программы эстетико-культурно-экологической направленности;
3) программы социально-экологической направленности.
Для программ первой группы характерно акцентирование внимания на вопросах классической экологии (ознакомлении е детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.). К ним можно отнести программы «Юный эколог» (С.Н. Николаева), «Мы» (Н.Н. Кондратьева), «Паутинка» (Ж.Л. Васякина), «Экологическая дорожка» (А.В. Королева), «Наш дом – природа» (Н.А. Рыжова) и др. Например, ядром содержания программы «Мы» являются «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умения его осуществлять». В каждом разделе программы представлены знания как основа экологического сознания, умения экологически ориентированных деятельностей, опыт гуманного отношения к природе.
Вопрос 9
К условиям экологического воспитания в помещении учреждения дошкольного образования относятся: экологическая комната, лаборатория, экологический музей, зимний сад.
Экологическая комната – это спец.выделенное помещение для объектов живой природы и предназначенное для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, труда по уходу за животными, наблюдений и самостоятельных детских игр. ЭК должна быть красивой, удобной, но без яркого оформления: не следует расписывать стены, развешивать картины, искусственные цветы. Все внимание находящихся в комнате детей должно быть сосредоточено на объектах природы. В оптимальном варианте экологическая комната подразделяется на ряд функциональных зон: зона животных, зона растений, зона коллекций, зона обучения, зона библиотеки.
Экологический музей – могут создаваться коллективом детей, родителей и педагогов. Музеи могут играть большую роль в сотрудничестве учреждений дошкольного образования и семьи. Для музея может быть выделено отдельное помещение или отдельные участки рекреационных холлов и групп. В музее могут быть представлены постоянные и временные экспозиции. При формировании музея необходимо строго соблюдать правило «Не навреди природе!». Здесь не должно быть специально пойманных жуков, бабочек, сорванных красивых цветов, листьев, коры и т.д. Это очень важный воспитательный момент, на который следует обращать внимание и родителей. В музее могут проводиться занятия, экскурсии, работа кружков, тематические вечера, выставки, конкурсы, праздники и развлечения, театрализованная деятельность, беседы о нашем крае.
Вопрос 10
Уг прир., где содержатся комн-ые раст-ия и некоторые жив-ые, поможет позн-ть детей с прир-й, воспитать любовь к ней. Дети получают возможность хорошо рассмотреть раст-ия и жив-ых, наблюдать за ними длительное время, ухаж-ют за живыми существами. Во время работы в уг прир у детей д\в развиваются познават-ые процессы: восприятие, мышление, воображение, а также внимание и память.
Требования к оборудованию: 1. Учёт возможностей позн-ть детей с осн-ми, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных. 2. Неприхотливых к пище и уходу за ними. 3. Раст-ия и жив-ые долж вызвать и удерж еще не очень устойч-ое вним-ие детей. 4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида раст-ий и жив-ых;.5. Раст-ия и жив-ые должны быть абсолютно безопасны для детей. 6. Размещая обитателей в уг прир необх-мо учит-ть их биолог-ие особ-ти и потреб-ти. 7. Следует размещать объекты так, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уг прир.
Вопрос 11
Озеленение участка имеет 2 знач:
1) Санитарно-гигиеническое значение: обогащение воздуха кислородом; уменьшение значительного количества пыли(в 2-3 раза); очистка воздуха от вредных микроорганизмов и насекомых; смягчение колебаний высоких летних и низких зимних температур; установление умеренной влажности воздуха, снижение солнечной радиации, снижение силы ветра, защита участка и здания от уличного шума, успокаивающее действие на ребенка.
2) Воспитательно-образовательное значение.
По СанПиН площадь зеленых насаждений должна быть не менее 50% всей территории. Важнейшие требования к организации ландшафтной среды: зонирование территории учреждении дошкольного образования; сочетание открытого солнечного пространства и теневых участков; учет характера подземных и наземных коммуникаций; бережное отношение и сохранение существующих зеленых насаждений; следует учитывать расстояние до здания учреждения дошкольного образования (напр. кустарники не ближе 5 м, деревья – не ближе 10 м от здания); группы деревьев и кустарников на участке размещают с учетом солнечного освещения так, чтобы создать обрамление площадкам различного назначения, не применять для озеленения опасные, ядовитые деревья и кустарники, растения
Вопрос 12
В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительные функции. Можно выделить два основных типа экологических тропинок:
а) на территории дошкольного учреждения;
б) в природных и приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т.п.)
Объекты: растения(деревья, кустарники, травы), мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков солдатиков), небольшие водоемы, огороды отдельные камни, альпийская горка и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанного участка, кормушек для птиц, замусоренных или очищенных водоемов за пределами детского сада.
Вопрос 13
Метод ознакомления с природой – это способ совместной деятельности педагога и детей, в ходе которого осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также идѐт воспитание отношения к природе.
В структуру методов ознакомления дошкольников с природой входят приѐмы. Приѐм – это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в процессе реализации метода.
Метод понятие широкое, многофункциональное и многомерное, т.е. метод может иметь множество сторон. Исходя из этого методы можно группировать в различные системы.
Существует множество классификаций методов.
1. Традиционная классификация методов ознакомления дошкольников с природой. Критерий для классификации - источник знаний: наглядность, слово, практика. В данной классификации выделяют 3 группы методов:
1) Наглядные
2) Словесные
3) Практические
Вопрос 14
2 группы специфических методов экологического воспитания:
1. Методы формирования экологических представлений:
а) Метод экологической лабилизации заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на восприятие детьми природной среды, в результате которого возникает психологический дискомфорт, обусловленный пониманием детьми неэффективности, неправильности форм взаимодействия человека с природой.
б) Метод экологических ассоциаций направлен на обогащение и углубление представлений ребѐнка о природных объектах. При этом педагог использует аналогии между природными и социальными связями.
в) Метод художественной репрезентации природных объектов способствует формированию у детей экологических представлений не только на основе информации научного характера, но и на основе литературных произведений; произведений изобразительного искусства о природе (Левитан, Саврасов, Васнецов и др.); музыкальных произведений о природе (Чайковский «Времена года», Мусоргский «Картинки с выставки», Свиридов «Метель» и др.).
Вопрос 15
Наблюдение – это целенаправленное восприятие, сложный познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального. Проводятся под рук-вом воспитателя. При этом необходимо использовать различные анализаторы детей. Наблюдения проводятся на специальных занятиях (наблюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях.
Классификация наблюдений по А.И.Ивановой.
Наблюдения можно классифицировать по разным принципам.
1. По характеру наблюдаемых объектов (за растениями; за животными; за объектами неживой природы)
2. По месту проведения наблюдений (в групповой комнате; на участке; в лесу, в поле и т. д.)
3. По количеству детей: (индивидуальные (1-4 ребенка); групповые (5-10 детей); коллективные (вся группа))
4. По причине их проведения (случайные; запланированные; поставленные в ответ на вопрос ребенка)
5. По характеру включения в педагогический процесс (эпизодические (проводимые от случая к случаю); систематические)
6. По продолжительности (кратковременные (от 5 до 15 минут); длительные (свыше 15 минут))
Вопрос 16
Наблюдение строится по определенной структуре: начало, основная часть и заключительная часть.
Начало: собрать детей и сконцентрировать их внимание (призыв вместе посмотреть что-то интересное; ласковая интригующая интонация; загадка-описание, загадка-действие о предмете наблюдения). Основная часть (предложение посмотреть на объект и вопросы с паузами в 2-3 секунды). Завершить работу можно игрой или чтением сказки, стихотворения, рисованием.
Младшие группы. Первые наблюдения лучше организовывать за животными, а не за растениями. Осн.задача восп-ля – привлечение внимания детей к объекту (сказать детям, что их приглашают в гости кролики, или с помощью персонажей кукольного театра, забавных игрушек). Далее рассматривание (восп-ль кормит кролика и обращ.внимание детей на то, как ест животное, какие издает звуки, побуждает назвать то или иное действие). В конце наблюдения песенка, стихотворение или игра.