1. История профессии воспитателя учреждения дошкольного образования и её социальная значимость на современном этапе
2. Профессиональные функции и личностные качества воспитателя учреждения дошкольного образования
3. Профессиональные умения педагога дошкольного образования
4. Структурные компоненты педагогической деятельности в учреждениях дошкольного образования
5. Донаучный период развития педагогики
6. Развитие педагогической теории и е отражение в трудах зарубежных педагогов Я.А. Коменский, Я.Фребель, М. Монтессори
7. Роль Ф. Скорины, С. Будного, C. Полоцкий в развитии культуры и Просвещения белорусского народа
8. Роль К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского в развитии педагогической теории
9. Дошкольная педагогика. Её предмет, задачи и современные проблемы
10. Структура современной педагогики, её основные отрасли
11. Связь педагогики с другими науками
12. Основные педагогические категории, их сущность и взаимосвязь
13. Методы научно-педагогических исследований, их характеристика
14. Цель воспитания, её сущность и социальная обусловленность
15. Биологические и социальные факторы развития и социализации личности
16. Уникальность, значение и особенности периода дошкольного детства
17. Задачи и условия воспитания здорового ребёнка
18. Понятие, необходимость и значение интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста
19. Сущность, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего возраста
20. Значение периода раннего детства в формировании личности. Особенности детей раннего возраста
21. Сущность процесса адаптации. Виды и степени адаптации
22. Общение и его роль в развитии и социализации ребёнка дошкольного возраста
23. Утренний приём детей дошкольного возраста. Методика его организации и проведения
24. Прогулки в режиме дня детей дошкольного возраста, их значение. Методика проведения прогулок
25. Создание развивающего пространства в учреждении дошкольного образования. Принципы построения развивающей среды
26. Игра как феномен культуры и основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Л.С. Выготский о роли игры в дошкольном возрасте
27. Разнообразие детских игр. Различные подходы к их классификации
28. Режиссёрская игра как разновидность творческой. Руководство режиссерскими играми с учётом их специфики
29. Сюжетно-ролевые игры детей дошкольного возраста, их своеобразие, значение и структура
30. Театрализованные игры детей дошкольного возраста, их своеобразие и виды
31. Дидактические игры детей дошкольного возраста, их своеобразие, виды и структура
32. Компьютерная игра, её виды, условия их организации и особенности руководства ими
33. Игрушка, её воспитательно-образовательная ценность. Характеристика современных видов игрушек
34. Требования. Предъявляемые к игрушкам. Методика внесения новой игрушки
35. Формы организации познавательной деятельности детей. Своеобразие обучения в дошкольном возрасте
36. Модели и типы обучения детей дошкольного возраста
37. Дидактические принципы обучения, их психолого-педагогическая обусловленность
38. Типы и структура занятий в учреждении дошкольного образования. Требования, предъявляемые к организации и проведению занятия
39. Значение и характеристика практических и игровых методов и приёмов обучения дошкольников
40. Словесные методы и приёмы в обучении детей дошкольного возраста, их характеристика
41. Наглядные методы и приёмы в обучении детей дошкольного возраста, их характеристика
42. Формирование гуманных чувств, представлений и поведения детей дошкольного возраста
43. Виды труда детей дошкольного возраста, их содержание и педагогическая ценность
44. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста, их содержание
45. Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, их классификация и характеристика
46. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста
47. Капризы и упрямство детей дошкольного возраста, их причины. Коррекция капризов и упрямства детей
48. Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста. Причины лжи детей. Коррекция детской лжи
49. Детские страхи, их причины. Коррекция детских страхов
50. Актуальность проблемы формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста. Пути и средства воспитания гражданственности у детей дошкольного возраста
51. Вопросы детей как показатель из познавательной активности. Ответы взрослых
52. Своеобразие и роль художественной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
53. Задачи, содержание и методика экономического воспитания детей дошкольного возраста
54. Сущность гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Необходимость его осуществления в дошкольном возрасте
55. Правовое воспитание детей дошкольного возраста как компонент гражданского воспитания
56. Формы взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьёй. Новые формы сотрудничества
57. Роль семьи а формировании личности ребёнка дошкольного возраста. Основные принципы семейного воспитания
58. Необходимость преемственности в работе дошкольного учреждения образования и школы. Формы преемственности
59. Специальная и общая готовность детей дошкольноговозраста к обучению в школе
60. Планирование педагогического процесса в учреждении дошкольного образования, его виды. Структура и содержание календарно-тематического планирования в учреждении дошкольного образования
1. История профессии воспитателя учреждения дошкольного образования и её социальная значимость на современном этапе
Профессия воспитателя – одна из древнейших и почётных в истории человечества. История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции, однако в те времена воспитанием ребёнка в состоятельных семьях занимался раб...
2. Профессиональные функции и личностные качества воспитателя учреждения дошкольного образования
Профессиональная деятельность педагога ДУ многогранна по содержанию и условно в ней можно выделить ряд функций:
1. Создание пед. условий для успешного воспитания и развития ребенка.
2. Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
3. Профессиональные умения педагога дошкольного образования
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен быть гуманистически ориентированным на развитие личности ребенка различными средствами.
4. Структурные компоненты педагогической деятельности в учреждениях дошкольного образования
Педагогическая деятельность воспитателя имеет много общего с деятельностью учителя, но существует и ряд специфических особенностей, которые отличают эти виды пед. деятельности.
5. Донаучный период развития педагогики
I период – педагогические знания донаучного периода, представляющие собой обобщенный, систематизированный и воплощенный в форму народной мудрости поколений эмпирический опыт воспитания и образования.
6. Развитие педагогической теории и е отражение в трудах зарубежных педагогов Я.А. Коменский, Я.Фребель, М. Монтессори
Великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), положивший начало развитию научной педагогики, уделил большое внимание воспитанию детей дошкольного возраста.
7. Роль Ф. Скорины, С. Будного, C. Полоцкий в развитии культуры и Просвещения белорусского народа
Франциск Скорина жил в эпоху европейского Возрождения. Он перевел на русский язык и издал 23 книги Библии. Сделал к Библии толкования. Чтобы ее содержание было понятно простому народу.
8. Роль К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского в развитии педагогической теории
К. Д. Ушинский (1824–1870) – великий русский педагог-демократ, основоположник русской педагогической науки и народной школы в России. Педагогические взгляды К. Д. Ушинского строились на принципах народности, самобытности русской педагогической науки, воспитания в труде. К. Д.
9. Дошкольная педагогика. Её предмет, задачи и современные проблемы
Дошкольная педагогика изучает:
- Процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления.
- Влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности.
10. Структура современной педагогики, её основные отрасли
В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук. К числу самостоятельных педагогических дисциплин относятся:
1. Общая педагогика, изучающая общие закономерности воспитания, образования и обучения.
2. Преддошкольная и дошкольная педагогика.
11. Связь педагогики с другими науками
Из общественных наук педагогика тесно связана с философией. Философское учение является методологической основой педагогики, способствует осмыслению целей воспитания и образования.
12. Основные педагогические категории, их сущность и взаимосвязь
Педагогика как любая наука оперирует своими понятиями – категориями.
Воспитание. Воспитание в социальном смысле – это социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни.
13. Методы научно-педагогических исследований, их характеристика
Методы научно-педагогических исследований – это пути изучения и освоения, сложных психолого-педагогических процессов формирования личности, становления объективных закономерностей процессов воспитания и обучения; приемы...
14. Цель воспитания, её сущность и социальная обусловленность
Важной проблемой педагогики является разработка и определение целей воспитания. Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить. В этом смысле под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые...
15. Биологические и социальные факторы развития и социализации личности
Фактор - переводе с латинского «делающий, производящий», т.е. движущая сила какого-либо процесса, явления. Выделяют 3 фактора, обуславливающие становление личности-Наследственность;
16. Уникальность, значение и особенности периода дошкольного детства
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка...
17. Задачи и условия воспитания здорового ребёнка
Здоровье – важнейшее условие и в то же время результат полноценного физического и психического развития ребенка. Здоровье ребенка – это состояние жизнедеятельности, соответствующее его биологическому возрасту, гармоничное...
18. Понятие, необходимость и значение интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста
умственное воспитание - целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.
19.Сущность, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего возраста
сенсорное воспитание - система целенаправленных педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.
20. Значение периода раннего детства в формировании личности. Особенности детей раннего возраста
Второй год жизни характеризуется тремя основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами. Своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы.
21. Сущность процесса адаптации. Виды и степени адаптации
Адаптация – это приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира. Адаптация человека осуществляется посредством его генетических, физиологических, поведенческих и личностных особенностей.
22. Общение и его роль в развитии и социализации ребёнка дошкольного возраста
Общение – это обмен информацией между людьми, их взаимодействие. Общение является первичной, доминирующей формой отношения человека к окружающей среде.
23. Утренний приём детей дошкольного возраста. Методика его организации и проведения
Утренний приём - это часть режима дня, проводимая в определенное время, в определенном специально оборудованном месте, когда дети и взрослые собираются для обмена информацией, обсуждения проблем...
24. Прогулки в режиме дня детей дошкольного возраста, их значение. Методика проведения прогулок
Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
25. Создание развивающего пространства в учреждении дошкольного образования. Принципы построения развивающей среды
Ребенок постоянно находится в мире предметов. Одни привлекают его, а другие остаются без внимания. Роль предметов особенно велика для еще не читающих детей, которым надо организовать свою деятельность.
26. Игра как феномен культуры и основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Л.С. Выготский о роли игры в дошкольном возрасте
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений.
27. Разнообразие детских игр. Различные подходы к их классификации
Детские игры – явление неоднородное. Они разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.
28. Режиссёрская игра как разновидность творческой. Руководство режиссерскими играми с учётом их специфики
В отечественной психологии режиссерские игры рассматриваются редко (основное развивающее значение присвоено ролевой игре), что несправедливо, поскольку они не менее традиционны, чем ролевые.
29. Сюжетно-ролевые игры детей дошкольного возраста, их своеобразие, значение и структура
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми.
30. Театрализованные игры детей дошкольного возраста, их своеобразие и виды
- строятся на основе литературного произведения, имеет готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяется текстом этого произведения;
31. Дидактические игры детей дошкольного возраста, их своеобразие, виды и структура
Дидактические игры — это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний.
32. Компьютерная игра, её виды, условия их организации и особенности руководства ими
Компьютерные игры – сравнительно новый вид игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы.
33. Игрушка, её воспитательно-образовательная ценность. Характеристика современных видов игрушек
Игрушки – специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является...
34. Требования. Предъявляемые к игрушкам. Методика внесения новой игрушки
Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки, поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которые ребенок выполняет, его чувства, переживания.
35. Формы организации познавательной деятельности детей. Своеобразие обучения в дошкольном возрасте
Форма организации обучения - совместная деятельность педагога и детей, которая осуществляется в определенном порядке и в установленном режиме.
36. Модели и типы обучения детей дошкольного возраста
В зависимости от стиля общения педагога с детьми (авторитарный, демократический, либеральный) формируется модель процесса обучения.
37. Дидактические принципы обучения, их психолого-педагогическая обусловленность
Принципы обучения – это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной деятельности обучающихся.
38. Типы и структура занятий в учреждении дошкольного образования. Требования, предъявляемые к организации и проведению занятия
Занятие – это специально организованная форма взаимодействия педагога с ребенком, направленная на достижение определенного результата, чётко регламентированная ...
39. Значение и характеристика практических и игровых методов и приёмов обучения дошкольников
Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.
40. Словесные методы и приёмы в обучении детей дошкольного возраста, их характеристика
Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения.
41. Наглядные методы и приёмы в обучении детей дошкольного возраста, их характеристика
Метод - это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.
42. Формирование гуманных чувств, представлений и поведения детей дошкольного возраста
Методы гуманного воспитания детей.
1.действенная любовь к самому ребёнку. Например: ласка, добрые слова, поглаживания.
43. Виды труда детей дошкольного возраста, их содержание и педагогическая ценность
По своему содержанию труд детей дошкольного возроста делится на 4 вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.
44. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста, их содержание
Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности детей зависит прежде всего от: возрастных и психофизиологических возможностей детей; уровня трудового опыта детей; конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель, организовывающий трудовую деятельность; содержания труда.
45. Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, их классификация и характеристика
Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания.
В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова - в дошкольной педагогике).
46. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста
культура поведения дошкольника - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в разных видах деятельности.
47. Капризы и упрямство детей дошкольного возраста, их причины. Коррекция капризов и упрямства детей
Капризы и упрямство являются следствием трудностей социализации. Капризы детские – особенность поведения ребенка, выражающаяся в нецелесообразных и неразумных действиях и поступках, в необоснованном противодействии окружающим, сопротивлении.
48. Воспитание честности и правдивости у детей дошкольного возраста. Причины лжи детей. Коррекция детской лжи
Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должен способствовать воспитанию у них честности и правдивости.
49. Детские страхи, их причины. Коррекция детских страхов
Страх – это негативная эмоция, возникающая в ответ на определенную угрозу. Спецификой детских страхов является то, что, как правило, реальной угрозы нет.
50. Актуальность проблемы формирования основ патриотизма у детей дошкольного возраста. Пути и средства воспитания гражданственности у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувства патриотизма и гражданственности.
51. Вопросы детей как показатель из познавательной активности. Ответы взрослых
Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности, познавательных интересов.
52. Своеобразие и роль художественной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
В наибольшей мере творческие способности проявляются и формируются в изобразительной деятельности. Именно в изобразительной деятельности дети отражают не только окружающую действительность, но и свое отношение к ней.
53. Задачи, содержание и методика экономического воспитания детей дошкольного возраста
Экономическое воспитание дошкольников — специально продуманная система работы педагога-воспитателя, направленная на формирование у дошкольников элементарных экономических знаний и экономического сознания.
54. Сущность гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Необходимость его осуществления в дошкольном возрасте
Под гендерным воспитанием понимается целенаправленное педагогическое воздействие с целью формирования личности мальчика и девочки и выработки адекватного (правильного) мужского (мальчикового) и женского (девичьего) поведения.
55. Правовое воспитание детей дошкольного возраста как компонент гражданского воспитания
Правовое воспитание– целенаправленное, систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое...
56. Формы взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьёй. Новые формы сотрудничества
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
57. Роль семьи а формировании личности ребёнка дошкольного возраста. Основные принципы семейного воспитания
1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги...
58. Необходимость преемственности в работе дошкольного учреждения образования и школы. Формы преемственности
Преемственность в системе образования – это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.
59. Специальная и общая готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе
Авторский коллектив под руководством А.В. Запорожца (Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Л.Е. Журова, Т.В. Тарунтаева и др.): выделил следующие разделы школьной готовности: общую и специальную готовность как два больших блока, составляющих готовность к школе.
60. Планирование педагогического процесса в учреждении дошкольного образования, его виды. Структура и содержание календарно-тематического планирования в учреждении дошкольного образования
План работы является обязательным документом, определяющим порядок организации образовательной работы в группе.