Проектирование образовательных программ Шпаргалка
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Шпаргалка
на тему: «Проектирование образовательных программ»
по дисциплине: «Проектирование образовательных программ»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Проектирование образовательных программ
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Проектирование образовательных программ
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
1. Историко-культурные источники развития педагогического проектирования.
2. Развитие и применение идей проектной деятельности в педагогике.
3. Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности.
4. Основные понятия педагогического проектирования.
5. Педагогический проект.
6. Соотношение понятий «проектирование», «прогнозирование», «конструирование», «моделирование».
7. Педагогическая сущность проектирования.
8. Функции проектной деятельности и виды педагогического проектирования.
9. Уровни педагогического проектирования.
10. Принципы проектной деятельности.
11. Требования к содержанию и условия качества образовательной программы нового поколения.
12. Логика организации проектной деятельности.
13. Виды педагогических проектов.
14. Учебные проекты.
15. Досуговые проект.
16. Проекты в системе профессиональной подготовки.
17. Социально-педагогические проекты.
18. Проекты личностного становления.
19. Сетевые проекты.
20. Международные проекты.
21. Метод проектов в УДО как инновационная педагогическая технология.
22. Использование проектной технологии в практике дошкольного образования.
23. Виды проектной деятельности. Типы проектов.
24. Структура проекта.
25. Методы и способы разработки проектов.
26. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей.
27. Актуальные направления экспериментальной и инновационной деятельности в Республике Беларусь в области дошкольного образования.
28. Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.
29. Порядок разработки инновационных и экспериментальных проектов.
30. Структура проектов разных уровней.
31. Критерии экспертизы образовательных проектов.
1. Историко-культурные источники развития педагогического проектирования.
Знакомство человека с проектной деятельностью произошло раньше, чем это может показаться на первый взгляд. Философы поясняют, что проектная форма сознания носит врожденный характер. Уже на ранних этапах развития общества она проявлялась на уровне ремесла, создания мифов, детских игр. Проектирование основано на врожденном умении человека (в отличие от животных) мысленно создавать модели «желаемого будущего» (Н. А. Бернштейн) и воплощать их в жизнь.
Если проследить особенности исторических периодов, можно увидеть, что идея проектирования всегда активизируется в эпохи перемен. Именно они определяют характер развития проектной деятельности в мировой культуре. На современном этапе развития общества, который характеризуется необычайной мобильностью и непостоянством, проектный тип культуры начинает доминировать. Пожалуй, он становится одним из важнейших культурных механизмов изменения действительности.
2. Развитие и применение идей проектной деятельности в педагогике.
Проектная деятельность в истории культуры формировалась достаточно длительный период. Более трехсот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я. А. Коменский высказал идею внесения в деятельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения. Он писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали и познавали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения» (Коменский Я. А. Великая дидактика).
Эта идея впоследствии получила развитие в работах многих известных философов и педагогов. В частности, французский философ Ж. Ж. Руссо, автор знаменитого педагогического романа «Эмиль, или О воспитании», провозгласил тезис о том, что первые наши учителя философии — это наши ноги, руки, глаза. Он советовал в ходе общения с ребенком ставить доступные его пониманию вопросы и предоставлять ему решить их. «Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее» (Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании). «Мы должны, наткнувшись на опыт как бы случайно, мало-помалу создавать инструмент для проверки его» (Там же).
3. Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности.
Формирование технологического типа культуры на рубеже XX— XXI вв. стимулировало ученых к анализу методологических основ проектной деятельности как совершенно особого явления. Проектирование стало рассматриваться как особый вид мыследеятельности.
Применение проектной деятельности к сфере обучения и воспитания особенно активизировалось во второй половине 1990-х гг. в связи с развитием идей стандартизации образования. Характерны в этом отношении работы В. П. Беспалько. Постепенно наметилась гуманитаризация подходов к проектированию, означенная внесением в его методологию философских, культурологических и психологических знаний. Появились трактовки проектирования как культурной формы образовательных инноваций (Н. Г. Алексеев, Ю. В. Громыко, В. А. Никитин, В. В. Рубцов), как полифункциональной деятельности, носящей неклассический, нетрадиционный характер (В. Е. Радионов). Практические возможности проектной деятельности в образовании еще больше расширились с появлением и интенсивным развитием сетевых (и) информационно-коммуникационных технологий.
4. Основные понятия педагогического проектирования.
Проектирование (от лат. projectus — брошенный вперед) — тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления.
Что проектирует педагог? Объектами проектирования являются: педагогические системы, педагогические процессы, педагогические ситуации. Педагогические системы — это сложные образования, представляющие собой целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Педагогические процессы — это главный объект проектирования для педагога. Педагогический процесс — это единство тех факторов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов при их непосредственном взаимодействии и подчинены дидактическим принципам.
Педагогические ситуации — это составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Педагогические ситуации могут возникать стихийно или предварительно проектироваться. Ситуации создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и т. д. и разрешаются тут же. Проектирование педагогических ситуаций происходит как процесс подгонки педагогического процесса под конкретных людей, с учетом реальной обстановки.
5. Педагогический проект.
Центральным понятием, необходимым для анализа различных сторон педагогического проектирования, является проект.
На философском уровне проект рассматривается как итог духовно-преобразовательной деятельности (М. С. Каган).
На деятельностном — как цель и результат проектирования.
В самом общем плане проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (В. Н. Бурков, Д. А. Новиков). Это также цель и результат проектной деятельности. Материалом для «изготовления» проектов служат знаковые формы: теории, модели, понятия, формулы, алгоритмы, парадигмы.
6. Соотношение понятий «проектирование», «прогнозирование», «конструирование», «моделирование».
Проектная деятельность тесно связана с понятиями «прогнозирование», «конструирование» и «моделирование».
Прогнозирование — это вывод о предстоящем развитии на основании каких-либо данных (по С. И.Ожегову); это разновидность научного предвидения, специальное исследование перспектив какого-либо явления, вероятностное научное суждение о возможных состояниях явления в будущем. Различают поисковое прогнозирование (поиск перспективных проблем, подлежащих решению) и нормативное (определение возможных путей решения проблем с ориентацией на заданные критерии).
Конструирование изначально возникло как вид инженерной деятельности, связанной с разработкой определенной конструкции инженерного объекта или системы, которая затем создается на производстве. Современное понятие конструирования распространяется и на социальную сферу, где оно употребляется в смысле выявления, детализации, разработки и установления системы социальных связей.
7. Педагогическая сущность проектирования.
Среди центральных идей, лежащих в основе проектирования как особого способа познания и преобразования действительности. являются:
- идея опережения, перспективы, заложенная в самом слове «проект» (бросок в будущее);
- идея «разности потенциалов» между актуальным состоянием предмета проектирования (каково оно есть) и желаемым (каким оно должно быть);
- идея пошаговости (постепенного, поэтапного приближения «потребного будущего» (понятие введено Н. А. Бернштейном));
- идея совместности, кооперации, объединения ресурсов и усилий в ходе проектирования;
8. Функции проектной деятельности и виды педагогического проектирования.
Среди основных функций проектной деятельности принято выделять исследовательскую, аналитическую, прогностическую, преобразующую, нормирующую. Для проектирования также характерна конструктивность, т.е. нацеленность на получение совершенно определенного практически значимого результата на основе прогностического знания.
Проектирование носит рамочный характер, т.к. в силу своей многофункциональности проектная деятельность может быть использована в качестве:
- педагогического средства внутри более широкого социально-образовательного контекста, например формирования корпоративной культуры в рамках обучающейся организации;
- средства обучения (воспитания), играя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности, например выполнение учебных (дипломных, курсовых) проектов;
- процедуры в контексте другой деятельности, например управления образованием;
- формы (инновационного) развития того или иного педагогического объекта (системы, процесса, явления).
9. Уровни педагогического проектирования.
Проектирование в образовании может осуществляться на разных уровнях. Под уровнем в данном случае понимается степень обобщенности (универсальности) проектных процедур и результата, которая используется в рамках проектных действий.
Концептуальный уровень проектирования ориентирован на создание концепции объекта или на его прогностическое модельное представление (модель образовательного стандарта, концепция программы, проект учебного плана). Продукт, полученный на этом уровне, носит универсальный характер и может служить методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня. Например, модельный закон «Об образовании взрослых», принятый для стран СНГ, служит основой для разработки соответствующих законов в каждой из стран.
10. Принципы проектной деятельности.
Под принципами проектной деятельности подразумевают общие регулятивы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования и тем самым определяющие принадлежность тех или иных действий педагога к проектной сфере.
Принцип прогностичности ориентирован на будущее состояние объекта; ярко проявляется при создания инновационных образцов. В этом смысле проект может быть определен как пошаговое осуществление потребного будущего.
Принцип пошаговости. Природа проектной деятельности предполагает постепенный переход от проектного замысла к формированию образа цели и образа действий. От него — к программе действий и ее реализации. Причем каждое последующее действие основывается на результатах предыдущего.
Принцип нормирования требует обязательности прохождения всех этапов создания проекта в рамках регламентированных процедур, в первую очередь связанных с различными формами организации мыследеятельности.
11. Требования к содержанию и условия качества образовательной программы нового поколения.
Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций воспитанников .
Развитие содержания образования в системе дополнительного образования опирается на нормы и ценности определенные Национально-региональным компонентом Государственного образовательного стандарта.
Дополнительные образовательные программы разрабатываются в русле личностно-ориентированного и компетентностного подходов , создают условия для самостоятельного самоопределения личности, становления ее социальной компетентности и гражданской ответственности.
12. Логика организации проектной деятельности.
Выделяют три этапа (ступени) проектирования:
Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуации и основных путей их достижения.
Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.
Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
Логика организации проектной деятельности
Стартовый этап: диагностика социально-образовательной ситуации, проблематизация, концептуализация, целеполагание, ценностно-смысловое самоопределение, программирование и планирование хода проекта.
13. Виды педагогических проектов.
В педагогической литературе проекты классифицируются по самым разным основаниям:
- сферы проектирования: природные, технические (научно-технические), социальные, социально-педагогические, телекоммуникационные, «человеческие»;
- субъекты проектирования: групповые, коллективные, сетевые;
- целевое назначение: производственные, учебные, научно-исследовательские, акмеологические;
- территории охвата: международные, федеральные, региональные, локальные;
- предметные области: исторические, экологические и др.;
- сроки исполнения: долговременные, среднесрочные, краткосрочные;
- степень новизны: рационализаторские, изобретательские, эвристические, новаторские (инновационные) и др.
14. Учебные проекты.
Согласно определению, приведенному в пособии по проектированию, подготовленном специалистами компании Microsoft, учебный проект - это «организационная форма работы, ориентированная на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляющая часть стандартного учебного курса или нескольких курсов». Такие проекты реализуются в ходе совместной (учебно-познавательной, исследовательской, игровой) деятельности учащихся, носящей характер партнерства и направленной на решение проблем, значимых для участников проекта. Эта деятельность имеет общую цель и согласованные способы деятельности.
По проблеме использования проектов в системе школьного обучения имеется широкий круг литературы, созданной специалистами с многолетним опытом реализации учебных проектов. Кроме того, обширную информацию по этому поводу можно найти в поисковых системах Интернет. На основании обобщения этого материала можно выделить характерные особенности и универсальные этапы и процедуры, которые определяют суть и специфику данного вида проектов.
15. Досуговые проект.
Педагогическое проектирование может входить составной частью в систему работы любого специалиста сферы образования, в том числе работающего в сфере досуга. В самом общем виде оно включает предварительную разработку основных компонентов предстоящей деятельности педагогов и воспитанников, которая может быть встроена в более широкую систему подготовки к организации отдыха, но может стать вполне самостоятельным процессом. В результате рождаются разные виды проектов. Один из таких видов получил название «каникулярный».
Под каникулярным проектом подразумевается определенный документ, в котором описывается с разной степенью точности и в разных масштабах процедура создания и действия педагогических систем, процессов, ситуаций, развивающихся и функционирующих в каникулярное время. Таким документом может быть программа деятельности загородного лагеря или концепция воспитательной работы школы в каникулярное время, сценарий какой-либо педагогической акции, план работы на смену, положение о детском фестивале и др.
16. Проекты в системе профессиональной подготовки.
Проектирование — обязательная часть профессионального обучения. В качестве его продуктов хорошо известны учебные и технические проекты. В опыте вузовского обучения проектная деятельность используется в разных направлениях. С одной стороны, традиционно (особенно в технических вузах) дипломное проектирование является обучающей и одновременно контролирующей формой организации подготовки специалиста. Создание курсового или дипломного проекта выступает в качестве результирующего акта, свидетельствующего о способности студента к самостоятельному созданию и публичному предъявлению профессионального продукта. С другой — проектирование все шире начинает применяться как особый вид педагогической деятельности, в том числе для решения задач гуманитаризации образования.
Целью технического проектирования на этапе профессионального обучения может быть не только создание нового объекта (инновационного продукта), но и придание ему нового, более высокого качества или изменение условий его существования.
17. Социально-педагогические проекты.
Под социально-педагогическим проектированием понимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств. Каждый социально-педагогический проект имеет свою общественную миссию (назначение). Он рождается на основе социального прогнозирования и предвидения, ориентированного на изменение окружающей социальной среды (социальных условий) и требующего самоопределения участников проекта относительно качества этой среды. Его целью становится инициирование с помощью педагогически организованных действий процесса, способного привести к позитивным изменениям в социальной среде. Специфический контекст социально-педагогического проекта формируют отношения социального партнерства. Под социальным партнерством в данном случае понимается добровольное и равноправное взаимодействие в проектной деятельности различных общественных и государственных сил, людей разных возрастов и социального статуса.
18. Проекты личностного становления.
Естественно-научные знания о человеке, с какой бы точки зрения они ни вводились и сколь бы сложными и синтетическими ни были, не могут заменить педагогических проектов человека.
Поэтому наряду с исследованием живущих сейчас или живших в прошлом людей остается специальная деятельность педагогического проектирования «человека». Многочисленные исторические примеры создания «новой породы людей» в учебных заведениях нового типа (навигацкие школы Петра I, Академия М. В. Ломоносова, Смольный университет, Царскосельский лицей), по сути, представляли разновидность педагогического проектирования, предшествуя осознанному развитию данного вида активности. В этом случае педагогами обеспечивалась направленность проектировочных усилий на внутренний мир личности, на получение социумом требуемых характеристик и свойств человека.
Проектирование коллективного творческого дела основывается на многократно апробированной методике организации прохождения шести стадий коллективного творчества, каждая из которых требует решения определенной педагогической задачи. Результат ее решения становится предпосылкой перехода к следующей стадии.
19. Сетевые проекты.
Под сетевым (телекоммуникационным) проектом обществом понимается "совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности".
Использование сетевых проектов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества.
Требования, которыми должен обладать сетевой проект.В нем учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях.
Работа учащихся, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна.
В сетевом проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы.
Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета. Возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов.
20. Международные проекты.
Одним из важных направлений в международной деятельности является вопрос привлечения внешнего финансирования научной и образовательной деятельности, в виде грантовой поддержки, в том числе от международных фондов и программ.
Участие в таких международных проектах и реализация совместных научных исследований и образовательных проектов может осуществляться как в рамках двухсторонних соглашений, так и в составе международных консорциумов.
Финансирование может быть реализовано по нескольким схемам:
прямое финансирование из средств фонда и программы
софинансирование с привлечением средств университета
софинасирование в рамках программ скоординированных и совместных конкурсов, через российские механизмы поддержки
индивидуальная поддержка физических лиц
21. Метод проектов в УДО как инновационная педагогическая технология.
Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.
Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности, прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую качество воспитательно-образовательного процесса.
Поэтому в воспитательно- образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также привлекаются родители и другие члены семьи.
22. Использование проектной технологии в практике дошкольного образования.
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
Применительно к детскому саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
23. Виды проектной деятельности. Типы проектов.
Виды творческих проектов
Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.
Индивидуальный проект - творческий проект, выполняемый одним учащимся под руководством педагога.
Информационный проект или информационно-творческий проект, в структуре которого акцент проставлен на презентации. Также, используется понятие творческо-информационного проекта.
Исследовательский проект – проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы.
Краткосрочный проект – проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.
Практико-ориентированный проект – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо проблемы прикладного характера.
Ролевой проект (игровой) – проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми до самого конца.
24. Структура проекта.
Структуру проектирования составляют следующие компоненты:
1. Цель. Цель - идеальный образ будущего результата.
Цель появляется из пространства, в которое входят ценности, смыслы и цели более высокого порядка.
Цель имеет пространственные и временные характеристики и отвечает на вопросы «Что? Где? Когда?».
Цель должна соответствовать следующим критериям: конкретность; достижимость; измеримость; компактность.
2. Субъект.
Субъект - носитель активности, продуктивно выполняет некоторую деятельность; человек, обладающий способностью сознательной саморегуляции и саморазвития в этой деятельности.
3. Объект. Объект - тот, на кого направлена активность.
Проектировать объект в целом нельзя, но можно учитывать отдельные характеристики объекта, а именно: размер группы, композицию группы: состав по полу, соотношение индивидуальных психологических характеристик, неофициальную систему группы, групповые нормы, уровень сплоченности группы, уровень конфликтности группы.
4. Содержание. Содержание - наполнение проекта, отвечает на вопрос «Что можем сделать?». Содержание должно соответствовать следующим критериям:
25. Методы и способы разработки проектов.
Любой проект ориентирован на разрешение конкретной проблемы, поэтому при его разработке полезно уже изначально выразить свое видение предполагаемых действий.
По мнению Джона Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями». В связи с этим, мы полагаем, что наиболее продуктивным методом, позволяющим раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал воспитанника, через призму его потребностей является «метод проектов». Поэтому, мы рассмотрим три способа разработки проектов:
«Модель трех вопросов»
Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как мы узнаем это?
26. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей.
На основании Требований и методических рекомендаций... каждое учреждение дополнительного образования должно разработать и утвердить на педагогическом совете Положение о дополнительной общеразвивающей программе. Поэтому педагог, поступающий на работу в образовательную организацию дополнительного образования детей, даже если у него имеется разработанная ранее программа, должен привести ее в соответствие с требованиями конкретного учреждения, зафиксированными в подобном локальном акте.
Содержание программ дополнительного образования должно включать:
- концептуальные основания образовательного процесса - ведущие идеи, цели и средства их достижения;
- планирование образовательного процесса с изложением последовательности и тематики образовательного материала;
- педагогические технологии развития ребенка с учетом естественных для соответствующего возраста форм детской активности (познание, труд, самодеятельность, общение, игра) и определения результатов педагогической деятельности;
27. Актуальные направления экспериментальной и инновационной деятельности в Республике Беларусь в области дошкольного образования.
Современные парадигмы образования требуют новых подходов к инновационной деятельности учреждений образования и необходимости наращивания человеческих ресурсов, способных к ее реализации. Механизмом инициирования инновационных образовательных практик являются инновационные и экспериментальные процессы, основой для их реализации – деятельность экспериментальных и инновационных площадок. Работа экспериментальных площадок осуществляется, в основном, в рамках одного образовательного учреждения или нескольких, каждое из которых отрабатывает общую экспериментальную тему в своих специфических условиях. На базе экспериментальной площадки осуществляется апробация результатов научных, научно-педагогических исследований с целью определения их эффективности и целесообразности использования в образовательном процессе. Основные усилия экспериментаторов направлены на получение экспериментального продукта, который впоследствии можно будет транслировать другим образовательным учреждениям, однако горизонтальное, сетевое взаимодействие в этом процесса развито слабо.
28. Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.
1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования направлена на обновление содержания образовательных программ и повышение качества образования посредством реализации экспериментальных, инновационных проектов.
2. Экспериментальная деятельность в сфере образования представляет собой процесс проверки результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования в целях определения эффективности и целесообразности их массового использования.
3. Инновационная деятельность в сфере образования представляет собой процесс внедрения в практику апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования.
4. Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования, утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
29. Порядок разработки инновационных и экспериментальных проектов.
Инновационный проект, рассматриваемый как процесс, совершающийся во времени, включает следующие этапы:
1) формирование инновационной идеи (замысла).
С одной стороны, инновационная идея составляет основу инновационного проекта, находящую отражение в постановке генеральной (конечной) цели проекта; с другой - под формированием инновационной идеи понимается задуманный план действий, т.е. способы или пути достижения цели проекта.
Параллельно с формированием инновационной идеи проекта проводятся ее маркетинговые исследования с тем, чтобы:
- проанализировать возможности и экономическую целесообразность замены производимой продукции новыми видами целевой продукции;
- установить возможных потребителей целевого продукта проекта;
- изучить структуру отраслей, обеспечивающих реализацию проекта сырьем, энергоресурсами, комплектующими изделиями и т.д.;
- исследовать экономические и социальные последствия реализации проекта;
30. Структура проектов разных уровней.
1. Титульный лист
2. Краткая аннотация проекта (не более 0,5 стр.)
3. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования).
4. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).
5. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. д.).
6. Ресурсы (временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).
7. Партнеры.
8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус).
31. Критерии экспертизы образовательных проектов.
1. Общие критерии – позволяют оценить значимость (общественную и профессионально-деятельностную) предполагаемого проекта с точки зрения основных тенденций, целей и направлений развития и реформирования образования на разных уровнях его организации.
Состав критериев:
– актуальность представленного проекта: необходимость и своевременность реализации проектной идеи для совершенствования и развития соответствующего фрагмента образовательной системы;
– новизна (оригинальность) проектной идеи: принципиально новый подход, совершенствование существующей образовательной ситуации, модернизация массово-педагогической практики, предложение альтернативы и т.д.;
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты