Педагогика семейного воспитания
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Готовые шпаргалки
на тему: «Педагогика семейного воспитания»
по дисциплине: «Педагогика семейного воспитания»
2020
10 BYN
Педагогика семейного воспитания
Тип работы: Готовые шпаргалки
Дисциплина: Педагогика семейного воспитания
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
Поделиться
1. Дайте определение и раскройте сущность понятия «семья».
2. Раскройте роль семьи в жизни общества.
3. Обозначьте особенности развития науки о семье: исторические изменения семьи и брака.
4. Раскройте особенности происхождения семьи.
5. Обозначьте особенности нуклеарной семьи в урбанизированном обществе.
6. Раскройте характеристики семьи: функции семьи; структура семьи; динамика семьи.
7. Назовите и охарактеризуйте специфические и неспецифические функции семьи.
8. Перечислите и охарактеризуйте функции семьи.
9. Назовите и охарактеризуйте потребности, удовлетворяемые семьей.
10. Раскройте особенности репродуктивной функции и демографические проблемы.
11. Назовите и охарактеризуйте цель и задачи семейного воспитания.
12. Раскройте особенности воспитательной функции семьи и проблемы гуманизации внутрисемейных отношений.
13. Раскройте особенности хозяйственно-экономической функции в семье.
14. Перечислите и охарактеризуйте методы семейного воспитания и их специфику.
15. Раскройте особенности рекреативной функции и сохранение здоровья членов семьи.
16. Перечислите и охарактеризуйте принципы семейного воспитания.
17. Раскройте особенности коммуникативной функции семьи.
18. Обозначьте особенности структуры семьи.
19. Обозначьте особенности динамики семьи.
20. Определение понятия «семейное воспитание».
21. Охарактеризуйте феномен семейного воспитания.
22. Раскройте особенности взаимоотношений между родителями и детьми.
23. Назовите и охарактеризуйте сущность и специфику семейного воспитания.
24. Перечислите и охарактеризуйте пути и формы воспитания в семье.
25. Дайте определение и раскройте сущность понятия «принципы семейного воспитания».
26. Опишите содержание семейного воспитания.
27. Раскройте понятие «семейный конфликт».
28. Обозначьте особенности детско-родительских конфликтов.
29. Перечислите и раскройте внешние проявления детско-родительских конфликтов.
30. Назовите и раскройте проявления и протекание детско-родительских конфликтов.
31. Основные направления профилактики конфликтов родителей с детьми.
32. Обозначьте особенности предупреждения и разрешения детско-родительских конфликтов.
33. Опишите основные направления профилактики конфликтов родителей с детьми.
34. Раскройте особенности общения как основного фактора воспитания детей в семье.
35. Перечислите и охарактеризуйте функции общения в семье.
36. Раскройте особенности тренинга в работе с семьей.
37. Перечислите и охарактеризуйте условия эффективности работы тренинга по преобразованию воспитательной ситуации в семье.
38. Раскройте особенности семьи, находящейся в социально-опасном положении.
1. Дайте определение и раскройте сущность понятия «семья».
Семья – первичная ячейка общества; она обеспечивает биологическое воспроизводство населения, передачу из поколения в поколения накопленных обществом социального опыта и знаний.
В социологии выделяют два подхода к исследованию семьи: семья как социальный институт (анализирует внешние связи семьи, нормы и образцы семейного поведения); семья как малая социальная группа (рассматривает внутренние связи семьи и отношения между ее членами). Такой подход позволяет зафиксировать характер взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, а следовательно, мотивы и причины их поведения, конфликтов и разводов.
2. Раскройте роль семьи в жизни общества.
Наиболее крупный вклад в исследование проблем семьи в российской науке внесли: С.В. Дармодехин (государственная семейная политика), А.Г. Харчев (теория), М.С. Мацковский (методология и методика), А.И. Антонов (рождаемость), В.А. Сысенко (устойчивость брака), И.С. Голод (стабильность семьи), В.А. Борисов (потребность в детях), Д.Я. Кутсар (качество брака), Н.Г. Юркевич, М.Я. Соловьев, С.С. Седельников (мотивы и причины развода), Л.А. Гордон, Э.В. Клопов (жизненный цикл семьи), И.А. Герасимова (демографическая типология семей), В.Л. Ружже (типология семейных групп), Г.А. Вишневский (исторические типы рождаемости), И.В. Бестужев-Лада (прогнозирование семьи), А.Г. Волков (ожидаемая продолжительность брака), Н.В. Малярова (типология супружеских конфликтов), Т.Ж. Гурко (молодая семья), Э.К. Васильева (типология видов жизнедеятельности семьи), В.Б. Голофаст (функции семьи), И.С. Кон (сексуальное поведение), Е.М. Черняк (социология семьи), Т.В. Шеляг, А.Н. Семиков, И.А. Солодовникова (объект социальной работы), З.А. Янкова (городская семья) и другие исследователи.
3. Обозначьте особенности развития науки о семье: исторические изменения семьи и брака.
Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования. Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития. Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью.
4. Раскройте особенности происхождения семьи.
История формирования семьи, основные этапы ее эволюции, становления и развития волновали человечество с древности до наших дней. Изучение и исследование семьи проводились еще в античные времена Платоном и Аристотелем: они подвергали критике типы семей своего времени. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития. Различают три эпохи становления семьи: дикость, варварство, цивилизация[1]. Коммунальные браки (групповые) сложились в период появления родов: каждый мужчина считал себя мужем всех женщин. В эпоху первобытнообщинного строя имели место беспорядочные половые отношения. Постепенно формировалась групповая семья, в которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм – отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, – прошли все народы на пути от группового брака к индивидуальному браку и семье.
5. Обозначьте особенности нуклеарной семьи в урбанизированном обществе.
Современная семья - первичная социальная и экономическая ячейка, включающая обычно двух родителей и одного ребенка (нуклеарная семья). Демографическим ядром семьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники: бабушки, дедушки, дяди, тети - относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то то семья называется расширенной. Конкретным уточняющим определением расширенной семьи выступает слово «многопоколенная». Оно просто уточняет, что семья расширяется именно за счет 3-4 поколений прямых родственников, а не за счет присоединения к неклеарной семье дядей, кузенов и т.д. Нуклеарная семья- форма многогамного брака.
6. Раскройте характеристики семьи: функции семьи; структура семьи; динамика семьи.
Репродуктивная. Семье по самой ее природе присуща функция воспроизводства населения, через которое достигается биологическое воспроизводство общества: удовлетворение потребности в детях. Но роль семьи не сводится лишь к роли биологической фабрики, ибо само воспроизводство населения не тождественно его биологическому воспроизводству. Человек приобретает ценность для общества, для других людей только тогда, когда он становится личностью, а становление личности требует специального воспитания. Сексуальная функция семьи по отношению к обществу выполняет функцию контроля за сексуальным поведением. В семье происходит удовлетворение потребностей супругов.
7. Назовите и охарактеризуйте специфические и неспецифические функции семьи.
Специфические функции семьи формируются исходя из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления. В то время как неспецифические функции — это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.
Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание (экзистенциальная функция) и воспитание детей (/функция социализации), постоянны в любую эпоху, несмотря на то, что характер связи между семьей и обществом может изменяться-в ходе истории.
8. Перечислите и охарактеризуйте функции семьи.
Семья представляет собой социальный институт, наделенный различными функциями, которые постепенно изменялись в историческом развитии.
Функции семьи делят на основные и вторичные. Основные функции представлены на всех этапах развития семьи, роль вторичных функций возрастала или уменьшалась в разные исторические периоды.
Основными функциями семьи являются репродуктивная, воспитательная и хозяйственно-экономическая функции.
9. Назовите и охарактеризуйте потребности, удовлетворяемые семьей.
Одной из функций семьи является социальный контроль над рождением детей и уходом за ними. Хотя у некоторых людей, состоящих в браке, детей нет – по их выбору или из-за медицинских противопоказаний, по отношению к тем, у кого они есть, социум ожидает, что о детях будут заботиться в структуре семьи. Эта семья может иметь разные формы, и, хотя забеременеть могут одинокие женщины, социальные ожидания все еще состоят в том, что ребенок будет рожден у брачной пары.
Семья может также предоставить и экономическую поддержку. Члены семьи обеспечивают питание, одежду и проживание, они содействуют друг другу в решении различных задач-и выполнении функций. Например, один член семьи может готовить еду, другой член семьи имеет возможность зарабатывать деньги, чтобы покупать продукты, или же оба супруга могут работать и питаться вне дома.
10. Раскройте особенности репродуктивной функции и демографические проблемы.
Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции. Трудовой потенциал завтрашнего дня -сегодняшние дети. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было, по крайней мере, не малочисленнее, чем предыдущее. В тоже время - семья заинтересована в детях. Причем, сегодня это скорее не экономическая (дети - гарантия обеспеченной старости родителей), а нравственно-эмоциональная потребность. Семья без детей духовно неполноценна. Взрослые люди, не продолжившие себя в детях, испытывают чувство ущербности, пустоты.
11. Назовите и охарактеризуйте цель и задачи семейного воспитания.
Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.
Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
12. Раскройте особенности воспитательной функции семьи и проблемы гуманизации внутрисемейных отношений.
Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку ту гамму чувств и широкий круг понятий о жизни, который дает семья.
Отношения родителей между собой, их отношения к детям, внутрисемейная атмосфера – все это уже само по себе воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом и повзрослев, в трудовые коллективы.
Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует и времени, и сил, и знаний, и определенных навыков, и высокой требовательности отца и матери к самим себе.
13. Раскройте особенности хозяйственно-экономической функции в семье.
Хозяйственно-экономическая функция ориентирована на выполнение хозяйственно-бытового труда, ведение семейного подсобного хозяйства, предпринимательства.
Домашнее хозяйство до сих пор поглощает значительную часть бюджета времени членов семьи. Работы в домашнем хозяйстве, значительная доля которых осуществляется женщинами, весьма трудоемки, требуют немалых физических усилий. Согласно специальным обследованиям, развешивание белья требует больше затрат, чем равная по времени работа на тракторе, протирка окон – больше, чем вождение такси, а при глажении белья в течение часа расходуется столько калорий, сколько их расходует за такой же период каменщик.
14. Перечислите и охарактеризуйте методы семейного воспитания и их специфику.
Методы семейного воспитания как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие.
Выбор методов в первую очередь зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, психолого-педагогической подготовки и способов организации жизнедеятельности. Использование тех или иных методов воспитания детей в семье также зависит:
от целей и задач воспитания, которые ставят перед собой родители;
15. Раскройте особенности рекреативной функции и сохранение здоровья членов семьи.
От лат. геcreatio — восстановление. Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. Важно, чтобы была договоренность между супругами относительно времени, которое они будут проводить вместе, и свободном личном времени.
Рекреационная и психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что семья—это сфера абсолютной защищенности, абсолютного приятия человека, вне зависимости от его талантов, жизненных успехов, финансового положения и т. д. Выражение «мой дом—моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья—наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от всех поползновений далеко не дружелюбного внешнего мира, разрядить свои отрицательные эмоции.
16. Перечислите и охарактеризуйте принципы семейного воспитания.
Принципы воспитания, включая семейные принципы, строятся на началах постоянства и последовательности действий взрослых. Принципы воспитания базируются на целях воспитания.
Принципы воспитания – это практические советы, которых следует придерживаться в воспитательном процессе. Это позволяет правильно выстраивать тактику воспитательной работы в семье.
Основные принципы воспитания детей:
Принцип целенаправленности
В воспитании присутствует социально-культурный ориентир, который является идеалом воспитательной деятельности и конечным результатом.
17. Раскройте особенности коммуникативной функции семьи.
Заключается в удовлетворении потребности человека в двух противоположных явлениях—духовном общении и уединении. Извне навязанное, вынужденное общение (на улице, в городском транспорте, на работе) чаще всего не столько удовлетворяет наши потребности в общении, сколько перегружает их. В обыденной жизни человек очень часто испытывает дискомфорт от необходимости' общения с несимпатичными ему людьми. Иное дело домашняя обстановка, где общение происходит с социально и психологически близкими людьми. Здесь удовлетворяется потребность, в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Данная функция играет значительную роль в духовном развитии членов общества. Функцию духовного общения может выполнять только здоровая семья.
18. Обозначьте особенности структуры семьи.
Это число и состав членов семьи, а также совокупность отношений между её членами. Она тесно связана с её функцией. Они взаимно влияют друг на друга. Например, развод влияет на все функции. Выделяют следующие формы семьи:
Базовой формой семьи является нуклеарная семья. Это треугольник — родители и один ребёнок. Она представлена представителями 2-х поколений — родители и дети. Существует 2 разновидности — полная нуклеарная семья (двое родителей и дети) и неполная нуклеарная семья (отсутствие одного из родителей).
19. Обозначьте особенности динамики семьи.
Семья имеет свой жизненный цикл, который начинается с момента заключения брака, которая проходит через определённый жизненный этап, исчезая в 2-х вариантах:
Развод
Смерть одного из членов семьи
В литературе по психологии семьи выделяются много классификаций этапов жизнедеятельности семьи. Каждый этап имеет свои задачи и имеет свои кризисы, которые важно преодолеть, чтобы перейти на следующий этап. Это нормативное положение.
20. Определение понятия «семейное воспитание».
Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия.
21. Охарактеризуйте феномен семейного воспитания.
Семейное воспитание можно рассматривать как социальную и культурную преемственность, передающуюся от поколения к поколению родителей, воспитателей, педагогов. Преемственность транслируется в виде традиций семейного воспитания – это народная мудрость, народные традиции, обычаи, обряды, культ предков, священные заветы, заповеди. Здесь прослеживаются устойчивые связи между этнопедагогикой, социумом и этнокультурой.
Считаем необходимым рассматривать семейное воспитание как педагогический, социокультурный, народный и религиозный феномен.
22. Раскройте особенности взаимоотношений между родителями и детьми.
Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор круга общения расширяется.
23. Назовите и охарактеризуйте сущность и специфику семейного воспитания.
Семейное воспитание - это сложная и многогранная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономические факторы, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Семейное воспитание, в отличие от воспитания общественного, имеет некую специфику, которая определяет его характер, содержание и организационные формы.
24. Перечислите и охарактеризуйте пути и формы воспитания в семье.
Воспитание «кнутом и пряником». Родителям стоит помнить, что воспитывая малыша, не стоит использовать ремень, крик или же применять рукоприкладство. Ребенок, которому пять лет, не понимает причин крика, он не осознает, что это наказание. В таких моментах лучше использовать угол. Если родители начинают прибегать к физическому насилию, то это значит, что они просто не могут по-другому доказать ребенку свою правоту, у них нет для этого аргументов. Если постоянно наказывать ребенка ремнем или кричать на него, то до добра это не доведет – ребенок просто начнет тихонько ненавидеть родителей, а вины при этом чувствовать за собой не будет. При воспитании стоит запастись терпением, постараться найти аргументы, чтобы доказать, что в чем-то ребенок не прав. Кричать, по мнению специалистов, стоит только в случае опасности, тогда у ребенка будет вырабатываться инстинкт самосохранения.
25. Дайте определение и раскройте сущность понятия «принципы семейного воспитания».
Принципы воспитания, включая семейные принципы, строятся на началах постоянства и последовательности действий взрослых. Принципы воспитания базируются на целях воспитания.
Принципы воспитания – это практические советы, которых следует придерживаться в воспитательном процессе. Это позволяет правильно выстраивать тактику воспитательной работы в семье.
Основные принципы воспитания детей:
Принцип целенаправленности
В воспитании присутствует социально-культурный ориентир, который является идеалом воспитательной деятельности и конечным результатом. Современная семья должна ориентироваться на цели общей педагогической политики в государстве.
26. Опишите содержание семейного воспитания.
Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах - социальной. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
27. Раскройте понятие «семейный конфликт».
Семейные конфликты — это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов. Считается, что эффективное супружеское взаимодействие определяется динамическим равновесием понятий "МЫ" и "Я". Равновесие действительно является динамическим, ведь в каждый момент времени существует акцент только на одном из двух понятий. При слишком сильном развитии составляющей “МЫ” – всегда существует опасность торможения личностного роста одного из супругов. Если сильно развит "Я"–компонент– возникают предпосылки для разобщенности и обид.
28. Обозначьте особенности детско-родительских конфликтов.
Конфликт - явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем.
Семья в ее синхронном функционировании является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных.
29. Перечислите и раскройте внешние проявления детско-родительских конфликтов.
Проблема детско-родительских отношений и их влияния на развитие ребенка неоднократно рассматривалась в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей. Воспитание как фактор, детерминирующий возникновение девиантного поведения у детей, подробно изучен в психологических и медицинских работах В.И. Гарбузова, А.И. Захарова, Д.Н. Исаева, А.Я. Варга, Л.А. Николаевой, Э.Г. Эйдемиллера и др.
Детско-родительские конфликты – одна из самых распространенных категорий конфликта в современности. Данный вид конфликта присутствует даже в благополучных семьях и представляет собой противоречия в отношениях между детьми и родителями.
В основном причинами возникновения конфликтов между родителями и детьми являются личностно-психологические факторы, присутствующие во взаимоотношениях родителей и детей.
30. Назовите и раскройте проявления и протекание детско-родительских конфликтов.
Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей:
1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.
31. Основные направления профилактики конфликтов родителей с детьми.
Исходя из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:
Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.
Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления Щ разрешения возникающих противоречий.
Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.
32. Обозначьте особенности предупреждения и разрешения детско-родительских конфликтов.
Предупреждение детско-родительских конфликтов
Для конструктивного поведения родителей в конфликтах с детьми следует придерживаться следующих правил:
-Всегда помнить об индивидуальности ребенка.
-Учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения.
33. Опишите основные направления профилактики конфликтов родителей с детьми.
Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми являются следующие:
1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.
2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.
34. Раскройте особенности общения как основного фактора воспитания детей в семье.
Семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребенка. Но часто мы не уделяем этому особого внимания, допуская большую ошибку. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В ней ребенок растет, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Повзрослев, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. Одним из основных условий является то, что семья обеспечивает чувство защищенности, что обеспечивает ему безопасность при взаимодействии с внешним миром. Дети приобретают уверенность в своих силах, уходят страх и волнение.
35. Перечислите и охарактеризуйте функции общения в семье.
Функция эмоционального и духовного общения является одной из основных функций, т.к. в семье человек получает помощь и поддержку, удовлетворяет свои потребности в эмоциональном общении и взаимопонимании. Если в семье не хватает тепла, любви и взаимопонимания, то в этой семье чаще будут проявляться поведенческие и эмоциональные трудности.
Семья обеспечивает эмоциональную стабильность не только своих членов, но еще и тех людей, с которыми она взаимодействует. Совместное проведение досуга членов семьи усиливает их сплоченность, способствует пониманию друг друга.
36. Раскройте особенности тренинга в работе с семьей.
Основные принципы трениговой работы с семьей:
1. Диалогизация взаимодействия, т.е. равноправное, полноценное межличностное общение, основанное на доверии и взаимоуважении участников.
2. Самодиагностика, способствующая самораскрытию участников, осознанию и формулированию ими собственных личностно значимых проблем.
3. Постоянная обратная связь, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы, анализирующих результаты его действий.
37. Перечислите и охарактеризуйте условия эффективности работы тренинга по преобразованию воспитательной ситуации в семье.
Подготовленность психолога к проведению тренинга означает не только знакомство с теоретическими основами разнообразных тренинговых методов, но и обязательно личный опыт многократного участия в психологических тренингах разных типов, а также ведения групп хотя бы в роли ассистента.
Помещение для занятий должно быть в достаточной степени звукоизолированным и располагаться в месте, обеспечивающем отсутствие случайного постороннего вмешательства и помех работе.
38. Раскройте особенности семьи, находящейся в социально-опасном положении.
Семья, находящаяся в социально опасном положении (далее “СОП”), семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Потенциальный риск может реализоваться в неблагоприятных для воспитания детей экономических и психологических условиях, конфликтах, алкогольной и наркотической зависимости членов семьи, жестоком обращении внутри нее, прежде всего по отношению к детям.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 49.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты