Основы практической работы педагога
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Готовые шпаргалки
на тему: «Основы практической работы педагога»
по дисциплине: «Основы практической работы педагога»
2020
10 BYN
Основы практической работы педагога
Тип работы: Готовые шпаргалки
Дисциплина: Основы практической работы педагога
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Поделиться
1. Работа в УДО с детьми с девиантным поведением.
2. Причины отклонений в поведении ребенка.
3. Виды планов в работе воспитателя.
4. Самопрезентация педагога-воспитателя.
5. Имидж педагога-воспитателя.
6. Работа педагога по профилактике насилия в семье.
7. Особенности работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.
8. Коммерческие услуги, оказываемые в сфере образования.
9. Профилактика трудновоспитуемости в УДО.
10. Педагогическая культура и профессионализм педагога УДО.
11. Методическая работа педагога УДО.
12. Методические разработки в УДО, направленные на взаимодействие с семьей.
13. Виды девиаций в поведении детей.
14. Роль воспитателя в организации профилактики насилия в семье.
15. Взаимодействие воспитателя с семьей.
16. Бизнес-проекты в УДО.
17. Профилактика правонарушений в УДО.
18. Профессиограмма воспитателя.
19. Документация в работе воспитателя.
20. Насилие в семье как педагогическая проблема.
21. Занятие как основная форма работы в УДО.
22. Основные формы взаимодействия воспитателя с родителями в УДО.
1. Работа в УДО с детьми с девиантным поведением.
Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение) (лат. deviatio — отклонение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.
В социальной педагогике выделяют следующие факторы, обуславливающие девиантное поведение детей:
Биологические факторы – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и т.д.)
Психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно–психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающие неадекватные реакции подростка.
Социально – психологические факторы выражаются в дефектах семейного, школьного и общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушению процесса социализации.
2. Причины отклонений в поведении ребенка.
Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение) (лат. deviatio — отклонение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.
Отклоняющееся поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. В социальной педагогике выделяют следующие факторы, обуславливающие девиантное поведение детей:
Биологические факторы – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и т.д.)
Психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно–психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающие неадекватные реакции подростка.
Социально – психологические факторы выражаются в дефектах семейного, школьного и общественного воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушению процесса социализации.
3. Виды планов в работе воспитателя.
В практике работы дошкольных учреждений сложились следующие виды планирования: годовое, перспективное, календарное или текущее, календарно–перспективное, блочное.
Годовой план — это совместная творческая работа всего коллектива. В нем определяются задачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности детского сада.
В план входят такие разделы работы детского сада: а) повышение профессионального уровня и деловой квалификации сотрудников, изучение работы воспитателей, осуществление контроля; б) методическая работа; в) педагогическая пропаганда среди родителей и общественности; г) административно–хозяйственная работа; д) связь между детским садом и школой.
Годовой план может быть представлен в разных формах (план–график, план–схема, планшетное планирование).
Цель перспективного планирования — определить систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность и результативность.
Перспективный план составляется на месяц и включает следующие разделы: I. Деятельность детей вне занятий (физкультурно–оздоровительная работа; воспитание культурно–гигиенических навыков;
4. Самопрезентация педагога–воспитателя.
С феноменом самопрезентации педагог сталкивается постоянно и часто неосознанно. В нашем подсознании существует проект собственной презентации, мы, общаясь с разными людьми, участвуя в различных кампаниях, выбирая себе стиль одежды и поведения, внедряем этот проект в жизнь. Такая стратегия носит название «природная самопрезентация». Существует и осознанно заранее спланированная тактика позиционирования своей персоны, которая именуется «искусственной презентацией».
Прежде всего, необходимо определиться с самим понятием. «Самопрезентация» происходит от английского слова «презентация» и русского «сам себя», хотя сам феномен выявлен зарубежными исследователями («own presentation») довольно недавно, в 70–х годах прошлого столетия. «Самопрезентация» – вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций. Попытка представить себя в выгодном свете для вашего окружения.
5. Имидж педагога–воспитателя.
Для плодотворной профессиональной деятельности в направлении взаимодействия педагога и учащихся ему необходима мобилизация интеллекта, воли, моральных усилий, организаторских способностей и умелое оперирование средствами морального, интеллектуального и духовного начал у учеников. Все это вместе составляет имидж педагога.
Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной. Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.
Наиболее значимые составляющие имиджа: внешний облик; использование вербальных и невербальных средств общения; внутреннее соответствие образа профессии –внутреннее «Я».
Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом.
6. Работа педагога по профилактике насилия в семье.
Во многих странах семейное насилие рассматривается как серьезная социальная проблема и входит в сферу интересов различных академических и практико–ориентированных дисциплин. Как свидетельствуют данные ООН и результаты исследований, проведенных в Республике Беларусь, проблема домашнего насилия остаётся актуальной. 65% белорусских детей в возрасте 2–14 лет подвергаются как минимум одной из форм психологического или физического наказания со стороны взрослых членов семьи. Семья нередко является местом совершения насилия над детьми. Увеличению опасности насилия в отношении детей способствуют агрессивные и конфликтные взаимоотношения в семье, особенно между взрослыми, в результате чего ребёнок становится жертвой «смещённой» агрессии. Жестокое обращение часто приводит к неблагоприятным для детей последствиям; кроме того, оно может стать причиной формирования криминального поведения.
В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.
7. Особенности работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.
«Семья, находящаяся в социально опасном положении» – это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Основными критериями отнесения семей к этой категории являются: неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей; отсутствие условий для жизни детей и личного примера родителей в процессе их воспитания; вовлечение детей в противоправные действия; жестокое обращение с детьми со стороны родителей; отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей.
Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально–педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
8. Коммерческие услуги, оказываемые в сфере образования.
Платные услуги в сфере образования – это вид услуг, оказываемый в процессе осуществления образовательной деятельности учреждением образования.
Получение платных услуг в сфере образования относится к основным правам обучающихся.
Оказание услуг на платной основе осуществляется на основании договора о платных услугах в сфере образования.
Существенными условиями договора о платных услугах в сфере образования являются: – предмет договора; – срок обучения; – стоимость обучения, порядок ее изменения; – порядок расчетов за обучение; – ответственность сторон.
Договор о платных услугах в сфере образования является возмездным двухсторонним, заключается в письменной форме между обучающимся в лице его законного представителя и учреждением общего среднего образования в лице директора школы (гимназии) либо иного лица, уполномоченного руководителем общего среднего образования на заключение договора.
9. Профилактика трудновоспитуемости в УДО.
Трудновоспитуемость представляет собой не случайный эпизод в жизни, а закономерное следствие длительного процесса социальной деформации личности.
Для успешного решения проблемы трудновоспитуемости необходимо своевременно выявлять и искоренять самые первые отклонения в нравственном развитии и поведении ребенка. Такие отклонения наблюдаются довольно рано, Дети, как правило, очень невнимательны, упрямы, невыдержанны, иногда необщительны и равнодушны или, наоборот, развязны, навязчивы, болтливы и непослушны.
Причин, по которым ребёнок делается трудным достаточно. Это:
o Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью родителей: отсутствие требовательности, единства требований к детям со стороны взрослых членов семьи, неверное применение наказания и поощрения, жестокое отношение к ребенку, подавление его личности, физическое наказание, избалованность, изнеженность ребенка.
o Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом их безответственным отношением к воспитанию детей.
10. Педагогическая культура и профессионализм педагога УДО.
Под профессиональной культурой понимается наличие совокупности общей культуры личности и профессиональных знаний, представляющих собой основные направления деятельности педагога, таких, как: теория и методика преподавания предмета; педагогика как наука о воспитании; возрастная и социальная психология; психология педагогического труда; возрастная физиология; основы гигиенических и медицинских представлений; этика и эстетика; практическая экология; философия; социология.
В профессиональную культуру в качестве структурного компонента входит способность понимать личностные и поведенческие особенности воспитанников, адекватного отклика на их поступки, выбор адекватной системы методов в обучении и воспитании, учитывающих индивидуальность детей – все перечисленные качества являются показателем высокой профессиональной культуры педагога. Кроме отмеченных выше качеств, профессиональную культуру педагога составляют: совершенное владение знаниями, умениями и навыками, профессиональная увлечённость, развитое педагогическое мышление, интуиция, нравственно–эстетическое отношение к жизни, глубокая убеждённость и твёрдая воля.
11. Методическая работа педагога УДО.
Методическая работа – в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом.
Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей и др.), являются характеристики самого методического процесса:
Системность – соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.
Цель: повышение педагогического мастерства каждого воспитателя и педагогического коллектива в целом; формирование индивидуальных методических систем отдельных воспитателей; освоение новых педагогических технологий и др.
Задачи – это подцели, способствующие реализации целей. Так, для повышения педагогического мастерства воспитателей необходимо решить следующие задачи: а) выявить исходный уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, т.е. уровень его знаний, педагогических способностей и умений;
12. Методические разработки в УДО, направленные на взаимодействие с семьей.
Задачи работы дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) по взаимодействию с родителями
-установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника
-объединить усилия для развития и воспитания детей
-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки
-активизировать и обогатить воспитательные умения родителей
-поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
Методическая разработка — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
13. Виды девиаций в поведении детей.
Девиантное (отклоняющееся) поведение описывается как действия и поступки, не соответствующие традиционным социально-культурным, правовым, моральным нормам, ожиданиям либо паттернам поведения. Это поведение, не совпадающее с регламентированными социальными нормами, стереотипами, ценностями и ожиданиями, а также социальными ролями и критериями поведения.
В практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений особую значимость приобретают проблемы отклоняющегося, или девиантного поведения дошкольников. Отклоняющееся поведение детей проявляется во всех сферах жизнедеятельности ребенка, и не всегда укладывается в общепринятые нормы общественного поведения.
По мнению М. А. Галагузовой, Р. В. Овчаровой, ЛЯ. Олиференко, С. А. Беличевой, девиантное поведение дошкольников старшего возраста выступает проявлением социальной дезадаптации ребенка.
Применительно к старшему дошкольному возрасту девиантное поведение можно рассматривать с позиций антидисциплинарности ребенка. Это поведение связано с нарушением ребенком соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений.
14. Роль воспитателя в организации профилактики насилия в семье.
Работа воспитателя по профилактике насилия семье – это работа с родителями. Положительные результаты в воспитании можно достичь, привлекая родителей к вопросам воспитания.
Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека.
Основные направления работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь и по защите детей от всех форм насилия следующие: 1. Своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по защите детей от жестокого обращения. 2. Профилактика жестокого обращения с детьми: трансляция родителям положительного образа ребенка, работа по коррекции детско–родительских отношений. 3. Работа по предотвращению нарушения прав ребенка незнакомыми взрослыми.
Чтобы воспитатели могли влиять на ситуацию с правами ребёнка, они должны быть подготовлены к этой деятельности. Эффективность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от изучения семьи. Распространёнными методами изучения семейной микросреды являются: наблюдение; беседы; тестирование родителей; изучение продуктов детской деятельности; игровая деятельность с детьми; посещение неблагополучных семей на дому.
15. Взаимодействие воспитателя с семьей.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку.
Современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов: ребенок ходит в дошкольное учреждение, потом в школу, занимается в кружке или студии художественного воспитания, посещает спортивную секцию и т. д.
В соответствии с новыми требованиями к обучению, воспитанию и развитию детей в ДОУ разнообразные формы работы с родителями должны содержать образовательные области:
«Познание» — интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к праздникам, развлечениям, конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду.
«Социализация» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок детских работ и совместных работ детей и их родителей; вовлечение родителей в подготовку и проведение мероприятий в ДОУ.
16. Бизнес–проекты в УДО.
Проектная деятельность — метод реализации индивидуального подхода к обучению, использующий продуктивную, творческую, познавательную или исследовательскую деятельность воспитанников ДОУ, в ходе которой дошкольники расширяют кругозор, словарный запас, получают новые знания и учатся находить им практическое применение. Детский интерес служит источником вдохновения для реализации серьезных и увлекательных задач.
Готовые проекты в детском саду — результат совместной деятельности взрослых (родителей и педагогов) и детей, направленный на: развитие предметных навыков и знаний у дошкольников; формирование компетентностей, необходимых для успешной учебы в школе (анализировать собственные возможности, ставить задачи, находить пути и оптимальные средства их решения); гармоничное развитие личности ребенка (дети учатся работать в коллективе, находить компромиссы, добиваться поставленных целей, демонстрировать лидерские качества и инициативность, уверенно себя вести в ситуации неопределенности).
17. Профилактика правонарушений в УДО.
Система работы дошкольного учреждения по профилактике правонарушений и преступлений: 1. Диагностическая деятельность. 2. Индивидуально–коррекционная работа. 3. Работа с семьей. 4. Взаимодействие с заинтересованными организациями. 5. Информационная, организационно–методическая деятельность. 6. Правовое просвещение родителей.
Основными задачами профилактики правонарушений являются: формирование законопослушного поведения граждан и должностных лиц; снижение размеров ущерба и потерь от правонарушений; устранение причин и условий совершения правонарушений; недопущение совершения правонарушений со стороны физических и юридических лиц.
Требование «Незнание закона не освобождает от ответственности» реализуются с учетом положений:
государство и общество доводит до граждан содержание законов об ответственности, касающихся их рода занятий;
развитие личности, общества и государства несовместимы с безразличием граждан и должностных лиц к правонарушениям;
18. Профессиограмма воспитателя.
Тип профессии: «Человек – Человек»
Место работы: учреждения дошкольного образования, дошкольные центры развития ребёнка, детские дома.
Должностные обязанности (функции): • охрана жизни и здоровья детей; • создание условий для полноценного развития личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей ребенка; • планирование, организация и проведение воспитательной, образовательной и оздоровительной работы, направленной на разностороннее развитие личности в соответствии с его возрастными особенностями, индивидуальными способностями и потребностями при реализации образовательных программ дошкольного образования; • организация выполнения детьми режима дня.
Спрос на профессию: спрос на рынке труда стабильный, трудоустройство проблем не вызывает.
Условия труда: воспитатель работает в помещениях детского сада (в группе, спортзале), а также на воздухе (на территории для прогулки). Работа в одну смену, обычно время чередуется: один день с 8.00 до 14.00, другой с 14.00 до 19.00, поскольку на группу положено два воспитателя, которые меняют друг друга (утро – вечер).
19. Документация в работе воспитателя.
В работе воспитателя, как и в любой другой деятельности, необходим порядок и планомерность. Только при этих условиях, возможно, получить удовлетворение. Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленная своевременно и корректно, она может стать нашим первым помощником.
1. Табель посещаемости.
Он необходим для того, чтобы ежедневно фиксировать количество детей в группе. Это помогает обеспечить питание детей и проведение занятий (раздаточный материал для каждого ребенка). Также он помогает отследить заболеваемость детей в определенный период.
2. Сведения о детях и их родителях.
В официально принятой практике в специальном журнале обычно имеются следующие сведения о детях, посещающих группу: – фамилия, имя ребенка; – дата рождения; – адрес проживания и телефоны; – ФИО родителей, бабушек и дедушек; – место работы родителей и телефоны; – социальные статус семьи (количество детей в семье, жилищные условия, полная – не полная семья).
3. Лист здоровья.
20. Насилие в семье как педагогическая проблема.
Проблема насилия над детьми в семье является одной из серьезнейших проблем современного общества. Она очень актуальна для многих стран, в том числе и для Беларуси. Более того, количество таких случаев в нашей стране с каждым годом неуклонно растет.
Для детей, подвергающихся жестокому обращению со стороны родителей, семья играет травмирующую роль и становится источником отрицательного воздействия на ребенка, препятствует здоровой социализации личности ребенка, а тем самым разрушает фундамент безопасности общества, создает угрозу здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию ребенка.
Насилие над детьми в семье – умышленное действие или бездействие родителей, наносящее ущерб физическому или психическому развитию ребенка (Б.М. Бим-Бад).
Виды насилия над детьми в семье
Физическое насилие - нанесение ребенку физических повреждений и травм, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие. Сюда относятся и физические наказания, как средства воспитательного воздействия на детей.
21. Занятие как основная форма работы в УДО.
Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно–практическая деятельность.
Значительное место в жизни детского сада принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно предполагается, что это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности. Однако преобладающая практика такова, что содержание знаний, передаваемых на занятиях, подстраивает ребенка преимущественно к задачам обучения в школе. Доминирующий способ проведения занятий – прямое воздействие педагога на ребенка, вопросно–ответная форма общения, дисциплинарные формы.
Триединая задача занятия: Образовательная: повышать уровень развития ребенка. Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
22. Основные формы взаимодействия воспитателя с родителями в УДО.
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Семья для ребенка – это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.
1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс–опроса с целью изучения их потребностей.
2. Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты