Социальная работа
БГУ (Белорусский государственный университет)
Готовые шпаргалки
на тему: «Социальная работа»
по дисциплине: «Социальная работа»
2020
10 BYN
Социальная работа
Тип работы: Готовые шпаргалки
Дисциплина: Социальная работа
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 120.
Поделиться
1. Эволюция взглядов на социальную работу: от благотворительности до профессиональной деятельности.
2. Концепция социальной помощи в советский период развития общества.
3. Теоретические концепции и модели социальной работы.
4. Современное понимание, закономерности и принципы социальной работы, основные требования к её качеству.
5. Социальная сфера общества. Ее основные компоненты и взаимодействие с системой социальной защиты.
6. Социальная среда как поле деятельности специалиста по социальной работе.
7. Универсальный характер социальной работы, важность взаимодействия ее с другими науками и учебными дисциплинами.
8. Структурные компоненты социальной работы как профессиональной деятельности.
9. Основные функции социальных служб и специалистов по социальной работе в современных условиях.
10. Психологические, социологические и педагогические методы, специфика их применения специалистами по социальной работе.
11. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь:
структура и основные направления деятельности.
12. Организационная структура социальной защиты Республики Беларусь: деятельность структур областного и районного уровней.
13. Задачи, функции и особенности деятельности Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
14. Сеть государственных учреждений социального обслуживания населения. Структура и специфика работы Территориальных центров социального обслуживания населения.
15. Особенности системы социальной защиты населения Республики Беларусь: содержательный аспект.
16. Социальное обеспечение и его основные виды.
17. Особенности системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь.
18.Особенности выплаты пособий в Республике Беларусь.
18.Особенности выплаты пособий в Республике Беларусь.
19. Социальное обслуживание, его основные виды и принципы.
20. Социальное страхование: его виды и источники финансирования.
21. Адресная социальная помощь: виды и показатели, дающие право на ее получение.
22. Основные Государственные программы по совершенствованию социальной защиты разных категорий населения и их краткая характеристика.
23. Новые тенденции в содержании и организации социальной работы в Республике Беларусь.
24. Проблемы стандартизации социальных услуг как условие повышения качества социальной работы.
25. Профессиональный статус специалиста по социальной работе в Республике Беларусь, его базовые характеристики.
26. Специфика и социально-нравственная ценность участия в социальной работе общественных организаций и отдельных личностей.
27. Особенности супервизорства в социальной работе. Технологии его реализации.
28. Зарубежный опыт теоретического осмысления социальной поддержки нуждающихся: европейская и американская модели.
29. Этические ценности и деонтологические принципы социальной работы.
30. Этический кодекс социального работника и этика в работе социальных служб.
1. Технологизация социальной работы, классификация технологий, их краткая характеристика.
2. Типы (виды) технологий в социальной работе, их особенности (специфика).
3. Основные функции технологий соц работы, их характеристика.
4. Социальная диагностика, её содержание, уровни, основные этапы и принципы.
5. Соц экспертиза, её содержание, основные функции и цель.
6. Функции и виды социальной терапии. Социально-терапевтические методы, их особенности.
7. Технологии социального прогнозирования и социального проектирования.
7. Технологии социального прогнозирования и социального проектирования.
8. Основные направления, методы и технологии социальной профилактики.
9. Принципы и технологии социального консультирования.
9. Принципы и технологии социального консультирования.
10. Посредничество в социальной работе: технологические этапы социального посредничества.
11. Методы и технологии социальной адаптации.
12. Социальная реабилитация: принципы, виды и особенности
13. Медиация как инновационная технология посредничества.
14. Гос соц заказ как технология соц защиты населения.
15. Технология связи с общественностью. СМИ и социальная работа
16. Методы и технологии соц работы в учреждениях образовании.
17. Методы и технологии социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Постпенитенциарная реабилитация.
18. Методы и технологии социальной работы в учреждениях здравоохранения.
19. Методы и технологии социальной работы с женщинами как особой социально-демографической группой населения.
20. Методы и технологии социальной работы с инвалидами, в том числе детьми-инвалидами.
21. Методы и технологии социальной работы с лицами без определенного места жительства.
22. Методы и технологии работы с молодежью. Основные направления и положения гос молодежной политики в РБ
23. Суть государственной семейной политики в РБ.Соц проблемы современной семьи: методы и технологии социальной работы.
24. Особенности социальной защиты детства в РБ. Методы работы с несовершеннолетними группы социального риска.
25. Особенности, методы и технологии социальной работы с пожилыми людьми. Развитие новых форм социальной защиты пожилых людей.
26. Особенности решения миграционной проблемы в РБ.Технологии социальной работы с мигрантами и этническими общностями.
27. Особенности решения проблемы безработицы в Республике Беларусь. Технологии социальной работы с безработными.
28. Методы и технологии социальной работы с девиантным поведением.
29. Технологии социальной работы в ситуации насилия.
30. Инновационные подходы к социальной работе в стране и за рубежом.
1. Психология в системе научного знания и деятельности специалиста по социальной работе.
2. Психология личности как отрасль психологической науки.
3. Методология и методы соц-психологического исследования.
4. Современные проблемы прикладной социальной психологии.
5. Деятельностный подход в теории личности.
6. Культурно-исторический и социокультурный подходы в рассмотрении проблемы личности.
6. Культурно-исторический и социокультурный подходы в рассмотрении проблемы личности.
7. Структурный подход к проблеме личности в отечественной психологии.
8. Психодинамические концепции личности. Техника психодинамической психокоррекции.
9. Эго-психология Э. Эриксона и социокультурный подход К. Хорни, их значение в деятельности специалиста по социальной работе.
10. Бихевиористическая концепция личности.
11. Когнитивное направление в теории личности.
12. Диспозициональное направление в теории личности.
13. Гуманистическое направление в теории личности.
14. Экзистенциально-феноменологический подход в теории личности.
15. Возрастная психология как отрасль психологической науки.
16. Периоды психического развития и их характеристика.
17. Неравномерность психического развития и кризисы возраста.
18. Я-концепция личности и ее характеристика.
19. Поведение личности и установка.
20. Социализация личности: социально-психологический аспект.
21. Общение как социально-психологический феномен.
22. Психология межличностных отношений.
23. Психология социального воздействия.
24. Малая группа как социально-психологический феномен.
25. Большие социальные группы и их виды. Психология больших социальных групп.
26. Сущность и виды деформации социальных отношений и общения.
27. Профориентация и профконсультирование: психофизиологический и социальный аспект. Психофизиологические методы оценки ограничений пригодности человека к профобучению и труду.
28. Психофизиологические методы оценки ограничений пригодности человека к профобучению и труду.
29. Основы инженерно-психологического анализа трудовой деятельности.
30. Психогигиена в деятельности специалистов по соц работе. Синдром «эмоционального выгорания» и его профилактика.
1. Практика психологии в современной социокультурной ситуации. Понятие психологической помощи.
2. Введение в психологическое консультирование и психотерапию.
3. Гипнотерапия в практике специалиста по социальной работе.
4.Аутопсихотерапия в практике специалиста по социальной работе.
4.Аутопсихотерапия в практике специалиста по социальной работе.
5. Психодинамическое направление психотерапии.
6. Трансактный анализ и телесно-ориентированная психотерапия.
7. Методы поведенческой психотерапии.
8. Когнитивное направление психотерапии.
9. Гуманистическая психотерапия.
10. Гештальт-терапия.
12. Арт-терапия в деятельности специалиста по социальной работе
13. Современные подходы индивидуальной психотерапии.
14. Нейро-лингвистическое программирование (НЛП).
15. Психологическое консультирование при зависимостях.
16. Психологическое консультирование при психосоматических заболеваниях.
17. Групповые методы психотерапии.
18. Психогигиена в деятельности специалистов по социальной работе.Синдром «эмоционального выгорания» и его профилактика.
19. Семейное консультирование и его характеристика.
20. Семейная психотерапия и ее характеристика.
21. Консультирование семей с проблемами детско-родительских отношений.
22. Консультирование семей с проблемами супружеских отношений.
23. Консультирование проблемных семей.
24. Системная семейная психотерапия.
25. Структурная семейная терапия.
26. Классические школы семейной психотерапии.
27. Краткосрочная позитивная семейная психотерапия.
28. Нарративная семейная психотерапия.
29. Коммуникационная модель семейной психотерапии.
30. Психологическое консультирование и психотерапия социально-уязвимых групп.
10. Психологические, социологические и педагогические методы, специфика их применения специалистами по социальной работе.
Педагогические методы направлены на оказание социальной полощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной зриентированности. Выделяют три основные группы этих методов:
1) методы формирования сознания личности 2) методы организации познавательной, практической деятельности и поведения 3) методы стимулирования деятельности и поведения индивида
Главная особенность этих методов состоит в том, что они применяются, как правило, в определенных сочетаниях и направлены на развитие личности, ее социализацию, одновременно влияя на ее сознание, деятельность и поведение.
Эффективность методов во многом определяется наличием у специалистов определенных знаний и умений, на что клиент вправе рассчитывать.
Социально-психологические методы — это комплекс методов (способов, приемов взаимодействия с объектами социальной работы), условно разделяемых на несколько групп.
1. Методы психологического исследования:
а) наблюдение — систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в определенных условиях. Эффективность, точность наблюдений зависят от поставленной задачи, степени опытности и квалификации наблюдателя;
б) эксперимент — активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта.
20. Социальное страхование: его виды и источники финансирования.
Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страхователи - организации любой организационно - правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с государственными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи), а в отдельных случаях, установленных законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального.
Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.
Застрахованные лица - граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
30. Этический кодекс социального работника и этика в работе социальных служб.
Этические кодексы призваны выполнять следующие функции:
обеспечить адекватную профессии этическую регламентацию;
создать единую морально-нравственную основу профес деятельности;
служить базовым критерием для определения профессиональной пригодности специалиста;
унифицировать поведение специалистов на основе предъявляемых к ним единых этических требований;
обеспечить однонаправленность действий на основе определенной общей системы ценностей;
обеспечить непротиворечивость этических норм, положенных в основу деятельности;
обеспечить этичность поведения и действий социальных работников, их коллективов и социальных служб;
гарантировать осуществление прав клиентов;
гарантировать возможность осуществ взаимозаменяемости работников;
обеспечить преемственность действий как отд спец-ов, так и соц служб;
дать социальным работникам определенную свободу действий для решения поставленных задач в рамках этических норм и принципов;
содействовать повышению уровня моральности – социальных работников, их клиентов и соц окружения клиентов, всего общества;
обосновать необходимость постоянного нравственного совершенствования специалистов;
повысить моральный авторитет социальной работы в обществе;
гарантировать этическую чистоту профессии как таковой.
Соблюдение каждым социальным работником этического кодекса – критерий ее общественной значимости и ценности, условие роста авторитета профессии, самоуважения и самоутверждения личности специалиста в профессиональной группе и в обществе.
10. Посредничество в социальной работе: технологические этапы социального посредничества.
Социальное посредничество – это процесс содействия достижению согласия между социальным субъектом и объектом для решения социальных проблем последнего и оказания ему помощи. Посреднические услуги можно группировать по следующим
направлениям: посредничество между гос-вом, организацией, учреждением и клиентом; между организациями и учреждениями; между специалистами разной ведомственной подчиненности; между клиентами соц. групп и институтов; межличностное посредничество. Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда социальный
работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении.
Этапы соц посредничества: 1.Идентификация случая (знакомство с клиентом, сбортпервичной информации); 2.Диагностика случая; 3.Планирование действий соц. Работника и контактирование (определение пакета услуг, круга необходимых специалистов и
организаций; 4.Прямое вмешательство в ситуацию с целью ее изменения в лучшую сторону; 5.Контроль и оценка действий (анализ того, насколько деятельность выбранных организаций и специалистов эффективна для разрешения ситуации); 6.Завершение процесса соц. посредничества (подведение итогов).
Приемы, используемые в посреднической деятельности: 1. выписка для клиентов самых необходимых данных об организации или учреждении: их адрес и номер телефона, фамилию, имя, отчество специалиста (если это возможно), разъяснения пути следования и подходящего транспорта. Важно четко и ясно объяснить, что именно клиент может ожидать в этом учреждении..2. сопроводительное письмо работника социальной службы. 3. Весьма полезно сообщать клиенту имя человека, к которому в этом учреждении ему следует обратиться. 4. Прежде чем направить в учреждение клиента, следует предварительно позвонить туда и сообщить необходимые сведения о клиенте. 5. Полезно, если клиента будет сопровождать кто-либо из его родственников или близких, предварительно проинструктированный работником социальной службы (особенно, если клиент – пожилой или инвалид).
20. Методы и технологии социальной работы с инвалидами, в том числе детьми-инвалидами.
Технологии социальной работы с инвалидами предполагают последовательность действий специалиста по социальной работе, основанных на его профессиональном мастерстве, индивидуальной технике, направленных на активизацию личностных ресурсов человека с ограниченными возможностями и достижение его выхода из трудной жизненной ситуации. Результатом применения технологий социальной работы является полное или частичное восстановление способностей инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
Социальная реабилитация инвалидов, как технология, включает комплекс мер, направленных на восстановление способностей инвалида к жизнедеятельности в социальной среде. Она состоит из социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации, социально-психологической, социально-педагогической и социокультурной реабилитации. Технология социальной адаптации инвалида направлены на приведение его индивидуального и группового поведения в соответствие с существующей системой норм и ценностей. Среди общих технологий социальной работы с инвалидами особое значение имеет технология социальной терапии. Она представляет собой совокупность приемов и техник социального, изобразительного, музыкального творчества, обеспечивающих включение человека с ограниченными возможностями в социальную среду. Активное участие инвалида в различных видах творческой деятельности позволяет развить либо компенсировать его способности, выровнять или повысить социальный статус. Важную роль в формировании и развитии технологий социальной работы с инвалидами играет социальная диагностика. Она является методическим инструментом, дающим специалисту по социальной работе необходимые знания, на основании которых ставится социальный диагноз проблемы инвалида, выбираются технологии социальной работы, позволяющие разрешить имеющиеся трудности в жизнедеятельности человека с ограниченными возможностями.
30. Инновационные подходы к социальной работе в стране и за рубежом.
инновационные формы работы:
1. Оформление родительских информационных уголков, консультаций и стенгазет с помощью программы Adobe Photoshop — данная форма сама по себе не нова, но, используя компьютерную программу Adobe Photoshop, информационные стенды, консультации и стенгазеты становятся более выразительными, эстетичными, чем и привлекают родителей, — яркая картинка привлекает, а содержание узнается в процессе познания.
2. Обмен электронной версией фотовыставки “Вот как мы живем” — фотовыставка должна постоянно обновляться по мере происходящих событий в группе.
3. “Диск-премьера” — это CD- или DVD-диск с записью каждого мероприятия в детском саду, который распространяется среди родителей.
4. “Диск — домашнее задание” — предназначен для индивидуальных занятий дома с ребенком. Родителям предоставляется информация о занятиях, а также способах и приемах выполнения тех или иных игровых заданий, что положительно влияет на качество образования и уровень подготовки детей к обучению в школе.
5. Работа на форуме с родителями в сети Интернет — это совершенно новая форма взаимодействия с родителями, которая развивается, активно работает, и, на наш взгляд, наиболее перспективная в настоящее время.
Инновационные методы реабилитации охватывают практически все вопросы жизнедеятельности инвалидов и включают психологическую, социально-бытовую, социально- экономическую и социокультурную реабилитацию.
10. Бихевиористическая концепция личности.
Личность, с точки зрения бихевиоризма, - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми, доступными непосредственному наблюдению действиями человека, как производными от его жизненного опыта. Теоретики бихевиорально-научающего направления не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в <разуме>. Напротив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, а отнюдь не внутренние психические явления, формирует человека. Поведение можно достоверно определить, предсказать и проконтролировать условиями окружения. Понять поведение - значит проконтролировать его, и наоборот. Цели коррекции. В соответствии с общей направленностью бихевиориальной концепции основная цель коррекционных воздействий - обеспечение новых условий для научения, т.е. выработка нового адаптивного поведения или преодоление поведения, которое стало дезадаптивным. Цели коррекционных воздействий в поведенческой психокоррекции формулируются либо как обучение новым адаптивным формам поведения, либо как угасание и торможение имеющихся у субъекта дезадаптивных форм поведения. Частные цели могут включать в себя формирование новых социальных умений, овладение психологическими приемами саморегуляции, преодоление вредных привычек, снятие стресса, избавление от эмоциональных травм и т.д.
Позиция психолога. В бихевиориальной психокоррекции психолог выступает в четко определенной роли учителя, наставника или врача. В соответствии с фиксированной ролью он должен быть готов принять на себя груз социально-психологической модели, образца для подражания, каким он выступает в глазах клиента, а также осознавать специфику защитного механизма идентификации, играющую для клиента важную роль в бихевиориальной психокоррекции.
20. Социализация личности: социально-психологический аспект.
Cоциализация личности – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта (Я.Л.Коломинский).
Социально-психологические механизмы социализации (Янчук В.А.):
- подражание - сознательное или бессознательное воспроизведение навязываемым моделям поведения, опыту значимых других людей, почерпнутым из иных источников шаблонов.- внушение - неосознаваемое, некритическое усвоение и последующее воспроизведение опыта, мыслей, чувств, шаблонов и алгоритмов, предлагаемых авторитетными другими.- убеждение - осознанное, критическое усвоение и последующее воспроизведение ценностей, норм, ориентиров, поведенческих алгоритмов и т.д.- идентификация - отождествление себя с определенными людьми или социальными группами, посредством которой осуществляется усвоение разнообразных норм, отношений, форм и алгоритмов поведения.- эмпатия - эмоциональное сопереживание через чувственную идентификацию себя с другим.
Понятие «социализация» означает сопричастность соединение с обществом. Приставка «а» в понятии «асоциализация» означает антиобщественный характер этой связи, социализацию личности с противоположным знаком. Термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации общества.
Если же на определенной стадии нормальной социализации происходит её некоторая деформация под влиянием определенных факторов и по некоторым причинам, происходит разрушение прежних, позитивных норм и ценностей, взамен которых усваиваются новые антиобщественные нормы и ценности, образцы поведения. Этот процесс обозначается как «десоциализация».Механизмами асоциализации (десоциализации) личности являются те же механизмы социализации: подражание, внушение, идентификация, руководство и т.д.
30. Психогигиена в деятельности специалистов по соц работе. Синдром «эмоционального выгорания» и его профилактика.
Соц работники по роду своей деятел общаются длительно с другими людьми, т.е. работает система «чел– чел», в результате этого возможно профессиональное заболевание – синдром «эмоционального сгорания».
Термин «эмоциональное сгорание» введен американским психиатром Дж. Фрейденбергером для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Исследователь К. Кондо считает, что состояние «сгорания» испытывают те, кто альтруистически и интенсивно работает с другими людьми. Сильная эмоциональная напряженность, потеря психической энергии приводят к эмоциональному истощению. В результате появляются головные боли, снижение давления, нарушение сна, возникают семейные проблемы.
Основными признаками синдрома сгорания являются:1) ощущение эмоционального истощения;2) наличие негативных чувств по отношению к клиентам;3) негативная самооценка.
В результате исследований ученые пришли к выводу, что основную роль в «эмоциональном сгорании» играют три фактора: личностный, ролевой, организационный.
К. Кондо считает, что профессиональную помощь при «эмоциональном сгорании» оказывают два вида терапии:
1) работа с лицами, подверженными «сгоранию»;
2) смягчение действия организованного фактора.
Важнейшим принципом предотвращения синдрома «сгорания» является соблюдение требований психогигиены самим социальным работником.
Психогигиена – это отрасль психиатрии и гигиены, изучающая условия окружающей среды и образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.
10. Гештальт-терапия.
Основатель одного из наиболее влиятельных направлений современной психотерапии - гештальттерапии - является немецко-американский психолог Фриц (Фредерик) Перлс.
Гештальттерапия изучает реальность по принципу здесь - и - сейчас - и - вокруг нас, что подразумевает лечение организма как единого целого. При этом учитывается единство организма и окружающей среды, и это касается не только пациента в его взаимоотношениях с окружающим физическим миром, но и с миром социальным, включая терапевта, поскольку общение с последним - это просто разновидность общения одного человека с другим. Задача терапевта состоит в том, чтобы направить личность к ее гештальту (целостному образованию), к восстановлению ее целостности (поскольку целое определяет части), ведущих к более структурированным и значимым взаимоотношениям с собой и миром. Принцип целостности распространяется им и на проблему соотношения между психической и физ действ-ю.
Ф. Перлс считал, что любой аспект поведения - есть проявление целого, т. е. бытия человека. Кроме того, идея целостности - и это уже от гештальтпсихологии - означает понимание индивида, как части более широкого поля, включающего организм и среду. В этом единстве, однако, обозначается “контактная граница” между индивидом и средой: у здорового индивида она подвижна, допуская и контакт со средой, и уход из нее. Контакт Перлс считает формированием гештальта, уход — завершением. Проблема невротика в том, что он находится в ситуации незавершенных гештальтов, т. е., по Перлсу, - “незаконченных”, неотреагированных проблем, что заставляет его жить не “здесь и сейчас”, а ориентироваться на прошлое или уходить в мир фантазий (предполагается, что жизнь в настоящем - есть истинная жизнь). Перлс этого не доказывает, но - в его нелюбви к теоретизированию - это излишне, достаточно того, что так увиделось.
20. Семейная психотерапия и ее характеристика.
Семейная психотерапия (СП) – модификация отношений в системе семьи с помощью психотерапевтических и психокоррекционных методов с целью устранения негативной психологической симптоматики и повышения функциональности семейной системы. В семейной терапии психологические симптомы и проблемы рассматриваются как результат дисфункциональных взаимодействий членов семьи, а не как атрибуты того или иного члена семьи («идентифицируемого клиента»). СП реализует не интра-, но интерперсональный подход к решению проблем, и задача психотерапевта состоит в том, чтобы изменить с помощью соответствующих воздействий семейную систему в целом. Значительная распространенность в семьях с ветеранами войны разводов, супружеских конфликтов, семейной дисгармонии, злоупотребление алкоголем, непонимания обусловливают необходимость проведения психокоррекц и психотерапевт работы. Целью психотерапии явл гармонизация семейных отношений, улучшение взаимопонимания в семье, ликвидация у супругов негативн эмоцион установок друг к другу.
Задачи групповой семейной психотерапии:• ликвидация неадекватных форм реагирования, общения и поведения, обусловленных особенностями личности;• установление адекватного отношения жены к проблемам мужа, связанным со службой в армии;• снижение невротизации жены;• укрепление ориентации на здоровый образ жизни.
Терапия семьи включает этап оценки и четыре этапа коррекции.
Этап оценки. Критерии, отличающие функциональные семьи от дисфункциональных:1) травма в семье не отрицается, а принимается;
2) проблема распределяется на всю семью, а не лежит исключительно на «жертве»;3) семья ориентирована на решение проблемы, а не на обвинение;4) семья характеризуется высокой толерантностью (терпимостью);5) среди членов семьи существует высокая привязанность;6) в семье открытая коммуникация;7) семья отличается высокой сплоченностью;8) обладает гибким распределением семейных ролей;9) для решения проблем семья привлекает не только внутренние ресурсы, но и внесемейные;10) в семье отсутствует насилие;11) не принято использование наркотических средств.
30. Психологическое консультирование и психотерапия социально-уязвимых групп.
Чаще всего психологическая помощь семье требуется в следующих случаях: • Родители не могут найти общего языка с детьми-подростками или более взрослыми детьми;• Конфликты супругов со своими родителями или родителями второй половины; • Угроза развода или уже произошедший развод, особенно если его тяжело переживает ребенок; • Патологическая ревность старшего ребенка к младшему; • Измена мужа или жены, семья на стороне; • Алкоголизм, наркомания одного из членов семьи; . • Непонятные заболевания у детей, которые исчезают вне семьи и вновь возвращаются, когда ребенок возвращается домой; Часто причинами недопонимания и конфликтов служат и соц-экономические условия жизни современной семьи: низкий уровень материальной обеспеченности, безработица, проблемы профес самоопределения супругов, нестабильность и общее падении роли и ценности семьи в современном обществе. Консультации семейного психолога в основном нацелена на преодоление проблемы конфликтов в семье, устранение нездоровых отношений, вывод их на качественно новый уровень, обновление и возврат гармонии в семью и отношения. Среди методов, которые использует психолог: тренинги, индивидуальная психологическая консультация, индивидуальная и групповая семейная психотерапия и другие. Решая ваши семейные проблемы, психолог, семейный консультант часто становится вашим другом, собеседником, советчиком. Сеансы всегда проходят в непринужденной обстановке, в атмосфере доверия и понимания. К сожалению, часто бывает и так, что спасти семью не удается и развод неизбежен. Но даже в этом случае психологические семейные консультации и помощь психолога сделают разрыв менее болезненным, помогут сохранить между супругами доброжелательные отношения. Неоценимой окажется семейное консультирование психолога для ребенка разводящихся родителей, оно поможет легче пережить развод, не затаить чувство обиды и враждебности к одному или обоим родителям.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 120.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты