Судоустройство Шпаргалка
Молодечненский торгово-экономический колледж
Шпаргалка
на тему: «Судоустройство»
по дисциплине: «Судоустройство»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
15.00 BYN
Судоустройство
Тип работы: Шпаргалка
Дисциплина: Судоустройство
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
Поделиться
1. Правовой статус судьи, характерные черты статуса судьи, требования, предъявляемые к судьям.
2. Охарактеризуйте Верховный Суд Республики Беларусь: компетенция, состав, структура, порядок формирования.
3. Понятие «судебная власть», свойства судебной власти, ее назначение в правовом государстве.
4. Охарактеризуйте Конституционный Суд Республики Беларусь: компетенция, состав, структура, порядок формирования.
5. Органы судейского самоуправления, виды органов судейского самоуправления, принципы деятельности органов судейского самоуправления.
6. Охарактеризуйте экономические суды областей: компетенция, состав, структура, порядок формирования.
7. Республиканский совет судей, состав Республиканского совета судей, принципы деятельности Республиканского совета судей.
8. Опишите взаимодействие судебной власти с законодательной и исполнительной властями, с политическими партиями и общественными движениями, преследующими политические цели.
9. Понятие дисциплинарная ответственность судей, основания для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, порядок привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.
10. Укажите требования, предъявляемые к народным заседателям. Порядок формирования и утверждения списков народных заседателей.
11. Привлечение народных заседателей для участия в рассмотрении дел в суде.
12. Укажите гарантии, связанные с исполнением обязанностей народных заседателей.
13. Понятие правосудия, его отличительные черты, символы судебной власти.
14. Охарактеризуйте формирование судейского корпуса. Права и обязанности судей. Присяга судей
1. Правовой статус судьи, характерные черты статуса судьи, требования, предъявляемые к судьям.
Судьи являются непосредственными носителями судебной власти. Для ее надлежащего осуществления они наделены соответствующим правовым статусом.
Содержание правового статуса судьи составляют следующие элементы:
- совокупность прав и обязанностей судей при осуществлении судейских полномочий;
- гарантии независимого осуществления судьями судейской деятельности;
- ответственность судей.
Таким образом, под статусом судей понимают правовое и социальное положение судей как представителей государственных органов, осуществляющих в стране судебную власть. Статусу судей присущи такие черты, как единство статуса и независимость судей.
2. Охарактеризуйте Верховный Суд Республики Беларусь: компетенция, состав, структура, порядок формирования.
Верховный Суд возглавляет систему судов общей юрисдикции (ст.ст. 44—58 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей) и состоит из председателя суда, первого заместителя, заместителей председателя, судей Верховного Суда и народных заседателей. Количественный состав суда определяется Президентом Республики Беларусь.
В структуру суда входят: Пленум Верховного Суда; Президиум Верховного Суда; четыре судебные коллегии Верховного Суда (судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам, военная коллегия, судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности).
3. Понятие «судебная власть», свойства судебной власти, ее назначение в правовом государстве.
Судебная власть – это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РБ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Как вид власти судебную власть теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Судебной властью надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо, а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.
Одна из важнейших функций судебной власти – осуществление правосудия,т. е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских, административных и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.
4. Охарактеризуйте Конституционный Суд Республики Беларусь: компетенция, состав, структура, порядок формирования.
Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей. Судьями Конституционного Суда Республики Беларусь являются Председатель, заместитель Председателя и десять судей Конституционного Суда Республики Беларусь. Конституционный Суд Республики Беларусь приступает к работе и правомочен принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей Конституционного Суда Республики Беларусь.
Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в следующем порядке: шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь.
5. Органы судейского самоуправления, виды органов судейского самоуправления, принципы деятельности органов судейского самоуправления.
Понятия «судейское сообщество» и «судейское самоуправление» тесно между собой связаны, но не совпадают по своему содержанию.
Судейское самоуправление - это организационно-правовая деятельность по решению вопросов внутренней жизни судейского сообщества через выборные органы или непосредственно коллективом судей. В первую очередь, это активное участие в формировании судейского корпуса, контроль за выполнением судьями их обязанностей по осуществлению правосудия и вне службы, представление интересов судей в государственных органах и общественных объединениях и т.п.
6. Охарактеризуйте экономические суды областей: компетенция, состав, структура, порядок формирования.
Согласно Закону “О хозяйственных судах в Республике Беларусь” от 9 декабря 1998 г.4, хозяйственные суды являются составной частью судебной системы Республики Беларусь. Они предназначены для осуществления правосудия в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц.
Единую систему хозяйственных судов составляют:
- Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;
- хозяйственные суды областей;
- хозяйственный суд г. Минска;
- специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные), которые при необходимости могут быть образованы Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь.
7. Республиканский совет судей, состав Республиканского совета судей, принципы деятельности Республиканского совета судей.
Республиканский совет судей является органом судейского сообщества, осуществляющим в период между съездами судей Республики Беларусь его полномочия, а также иные полномочия в соответствии с настоящим Кодексом.
Полномочия Республиканского совета судей сохраняются до проведения очередного съезда судей Республики Беларусь. Республиканский совет судей подотчетен съезду судей Республики Беларусь.
Республиканский совет судей избирается съездом судей Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и хозяйственных судов, имеющих стаж работы в должности судьи не менее трех лет.
8. Опишите взаимодействие судебной власти с законодательной и исполнительной властями, с политическими партиями и общественными движениями, преследующими политические цели.
Взаимоотношения судебной власти с законодательной и исполнительной властями протекают по двум основным направлениям. Во-первых, ветви власти сотрудничают между собой с целью эффективного управления государством. Во-вторых, каждая из трех ветвей власти осуществляя свои полномочия, сдерживает и уравновешивает друг друга, обеспечивая тем самым в государстве законность и правопорядок.
В частности, Парламент (Национальное собрание Республики Беларусь), Президент Республики Беларусь, принимая (издавая) законы и иные нормативные правовые акты, определяют судебную систему страны, структуру судов и организацию их работы, правовой статус судей, процессуальный порядок рассмотрения судами дел и иных материалов.
9. Понятие дисциплинарная ответственность судей, основания для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, порядок привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.
Основания для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности
Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности:
• за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия;
• за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь;
• за несоблюдение судьями правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служебного проступка.
Отмена или изменение судебного постановления не влекут за собой ответственности судьи, участвовавшего в вынесении указанного судебного постановления, за исключением случая, когда установлено преднамеренное вынесение незаконного судебного постановления.
10. Укажите требования, предъявляемые к народным заседателям. Порядок формирования и утверждения списков народных заседателей.
Одним из демократических принципов отечественного судоустройства и судопроизводства (закреплен в статье 9 Кодекса) является участие граждан в осуществлении правосудия в качестве народных заседателей. Народные заседатели, как и присяжные, – временные, непрофессиональные судьи. Но в отличие от последних народные заседатели пользуются в судебном процессе всеми правами судьи, т.е. совместно судьями-профессионалами, образуя единую коллегию, решают фактические и юр. вопросы дела. Не осуществляют они лишь руководство ходом судебного заседания.
Кодекс (ст. 133) устанавливает, что народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 25-летнего возраста, владеющие белорусским и русским языками.
Народными заседателями не могут быть:
· лица, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;
· лица, признанные ограниченно дееспособными или недееспособными решением суда, вступившим в законную силу;
· лица, состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах.
11. Привлечение народных заседателей для участия в рассмотрении дел в суде.
Привлечение народных заседателей для рассмотрения конкретного дела в суде производится судьей, рассматривающим это дело, согласно очередности из числа народных заседателей соответствующего суда. Народный заседатель привлекается к исполнению своих обязанностей на срок не более 21 дня в году, а в случае, если время рассмотрения конкретного дела превышает указанный срок, – на срок рассмотрения этого дела.
Народные заседатели приносят присягу на общем собрании народных заседателей в присутствии судей и представителей исполнительного комитета (командира воинской части), а в Верховном Суде Республики Беларусь – в присутствии судей Верховного Суда и депутатов парламента.
Народные заседатели призываются к исполнению обязанностей в судах в порядке очередности. За участие в рассмотрении дел им осуществляются судом выплаты за счет средств, выделяемых на эти цели из государственного бюджета.
Народные заседатели могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей в суде до окончания срока полномочий в связи с длительной болезнью, а также по их просьбе по другим уважительным причинам.
12. Укажите гарантии, связанные с исполнением обязанностей народных заседателей.
Увольнение народных заседателей с основной работы по инициативе нанимателя, за исключением случаев совершения народным заседателем виновных действий (бездействия), допускается при соблюдении общего порядка, предусмотренного законодательством о труде, и только с согласия должностного лица (органа), утвердившего списки народных заседателей.
13. Понятие правосудия, его отличительные черты, символы судебной власти.
Правосудие – это самостоятельный вид государственной деятельности, главная и основная функций судебной власти, осуществляемая специальным субъектом – судом.
Признаки:
- вид государственной деятельности
- главная и основная функция судебной деятельности
- осуществляется только судом
- осуществляется путем рассмотрения и разрешения некоторых юридических дел
Способы отправления правосудия:
-рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел
- рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел, решение вопроса виновности обвиняемого и т.д.
14. Охарактеризуйте формирование судейского корпуса. Права и обязанности судей. Присяга судей.
Понятие «судейский корпус» не употребляется в законодательстве. Вначале оно стало использоваться в средствах массовой информации, а затем в юридической литературе. Под судейским корпусом надо понимать совокупность лиц, занимающих судейские должности. К ним относятся судьи всех судов, входящих в судебную систему Республики Беларусь, включая председателей судов, их заместителей и членов судов. В судейский корпус входят также судьи, находящиеся в отставке.
Существует три способа формирования судейского корпуса: 1) избрание судей; 2) назначение судей органами или должностными лицами государства; 3) смешенный способ, когда судьи одних звеньев судебной системы избираются, а судьи других – назначаются, либо когда в один и тот же суд одна часть судей назначается, а другая избирается. В современных государствах используются различные варианты.
Работа выполнена без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 14.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты