Организация труда в торговой организации
Список использованных источников
Организация труда в торговой организации
Современная тенденция экономического развития демонстрирует, что организации, вне зависимости от формы хозяйствования, должны организовывать труд работника, в том числе и торговые [4, c. 624].
Сфера торговли является одной из крупнейших отраслей экономики в Республике Беларусь по причине того, что организации осуществляют продажу товаров различных видов, ассортиментов, стоимости и на различных условиях для покупателя как оптом, так и в розницу. Именно организация труда является ключевым фактором того, как организация и в каких объемах будет реализовывать произведенные товары посредством работников торговых объектов [1, c. 192].
Комплексное исследование организации труда в торговой организации предполагает анализ организации труда конкретного торгового объекта. Таким образом, рассмотрим процесс организации труда в ОАО «Гомельоблагросервис».
ОАО «Гомельоблагросервис» осуществляет деятельность в сфере обслуживания сельскохозяйственной техники, а также торговую деятельность посредством продажи запасных частей и комплектующих к сельскохозяйственной технике [4].
Учитывая специфику деятельности ОАО «Гомельоблагросервис», было установлено, что для реализации запасных частей и комплектующих к сельскохозяйственной технике организация использует торговую площадь по месту нахождения организации. Следовательно, для реализации запасных частей и комплектующих изделий к сельскохозяйственной технике, ОАО «Гомельоблагросервис» использует труд работников торговли.
Торговые работники ОАО «Гомельоблагросервис» реализуют товары и комплектующие покупателю, основываясь на знаниях строения сельскохозяйственной техники и технического обслуживания марок и разновидностей транспортных средств и обслуживающей сельскохозяйственной техники.
Так как основным видом деятельности ОАО «Гомельоблагросервис» является техническое обслуживание сельскохозяйственной техники, было установлено, что торгово-оперативный персонал является вспомогательными работниками, которые ответственны за техническое и гигиеническое состояние магазина, а также несут ответственность за сохранность и объемы реализации товаров.
Система самообслуживания имеет более высокие экономические и социальные показатели: оборот на 1 кв. м торговой площади увеличивается на 25-30%,производительность труда увеличивается, а время покупки клиента экономится на 30%.
Но в то же время некоторые другие части торговой цепи в ОАО «Гомельоблагросервис» работают по-старому. Сотрудникам магазинов часто приходится самостоятельно упаковывать запасные части и комплектующие, что явно экономически невыгодно.
Важным фактором повышения эффективности работы сотрудников является нормирование, которое позволяет установить рациональное количество и структуру сотрудников, эффективно использовать оборудование и рабочее время, а также повысить материальную заинтересованность сотрудников в результатах работы [2, c. 66].
Рациональная организация труда работников магазина ОАО «Гомельоблагросервис» невозможна без нормирования времени, затраченного на выполнение торгово-технических операций. Рабочий день работников магазина включает в себя часы работы и перерывы. Рабочее время используется для выполнения подготовительных и итоговых, основных и вспомогательных операций – например, заполнение заявки на приобретения запасных частей и комплектующих для оборудования и автотранспортных сельскохозяйственных средств.
При нормировании труда работников используются нормы времени, производства и обслуживания.
Под критерием времени понимается время, затраченное одним или несколькими сотрудниками на выполнение определенного количества работ в разумных организационно-технических условиях.
Коэффициент выхода – объем работы (в натуральном или стоимостном выражении), который должен выполнить один или группа сотрудников за единицу времени.
Тарифы на услуги выражаются в количестве единиц оборудования или размере торговой площади магазина, которую должен обслуживать один сотрудник или торговый коллектив в течение рабочего дня или смены.
1 Бухалков, М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: учеб. пособие / М.И. Бухалков. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 192 c.
2 Манцерова, Т. Ф. Экономика труда: практикум для студентов специальности «Экономика и организация производства» / Т. Ф. Манцерова, И.Э. Василевская. – Минск : БНТУ, 2016. – 66 с.
3 Официальный сайт ОАО «Гомельоблагросервис». – Режим доступа: https://gomel-agro.by. – Дата доступа: 10.04.2020.
4 Тебекин, А.В. Управление персоналом: учебник / А.В. Тебекин. – М.: КноРус, 2013. – 624 c.
5 Яркина, Н.Н. Теоретические аспекты оценки эффективности управления предприятием / Н.Н. Яркина / Экономика и управление предприятиями. – 2014. – №3. – С.279-285.