ПСИХОЛО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ БОРЬБЫ)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПСИХОЛО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ БОРЬБЫ)
Аннотация. Соревнования проходят на фоне психических нагрузок, связанных с пребыванием некоторое время на сборах и выездах, с отрывом от семьи, работы, учебы, с постоянной оценкой шансов на успех в соревнованиях. Значительные нагрузки, которые переносят спортсмены, вынуждают вести интенсивный поиск средств психического восстановления, оптимизировать формы отдыха, определять возможности тренировки на разных этапах восстановительного процесса.
Сложность управления тренировочного процесса заключается в том, что необходимо к моменту начала соревнований привести спортсмена в такое состояние, когда спортсмен осознает свои моральные и физические возможности в достижении высокого результата, когда он готов с максимальным напряжением и объективно может с честью поддержать спортивный престиж Родины.
Ключевые слова: спорт, подготовка, борьба, соревнования, тренировки, психологическая подготовка, обучение
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS of SPORTS (ON the example of WRESTLING)
abstract. Competitions are held against the background of mental stress associated with spending some time on training camps and trips, with separation from family, work, study, with a constant assessment of the chances of success in competitions. The significant loads that athletes endure force them to conduct an intensive search for means of mental recovery, optimize forms of rest, and determine training opportunities at different stages of the recovery process.
The complexity of managing the training process is that it is necessary to bring the athlete to a state when the competition starts, when the athlete is aware of his moral and physical abilities to achieve a high result, when he is ready with maximum effort and objectively can honorably support the sporting prestige of the Motherland.
Keywords: sports, training, wrestling, competitions, training, psychological training, training.
На современном этапе развития спортивной борьбы и в условиях постоянного роста спортивных результатов особое значение приобретает постоянное совершенствование методики подготовки спортсменов с учетом возрастающих требований соревновательной деятельности. Успех в спортивной деятельности борцов связан с своевременным использованием различных средств и методов тренировки, при этом важным является учет особенностей воспитания и укрепления специфических психических качеств спортсмена. Воздействие педагогических факторов, направленных на формирование личности с учетом типов темперамента спортсменов может способствовать повышению мотивации к занятиям.
Психологическая подготовка является очень важным этапом в подготовке борцов. Ее задача заключается в изучении и развитии нужных психологических качеств спортсмена. Психологическая подготовка – это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения подготовки к соревнованиям и тренировочной деятельности.
Общая психологическая подготовка борца направлена на развитие и совершенствование психических качеств и умений, которые необходимы ему для соревнований.
Главной задачей общей психологической подготовки борца к соревнованию является – научить спортсмена пользоваться наиболее универсальными приемами, обеспечивающими психологическую готовность к поединкам в характерных для соревнований необычных экстремальных условиях. К числу таких приемов следует отнести, во-первых, овладение способами саморегуляции эмоциональных состояний, уровня активности, концентрации и распределения внимания; во-вторых, овладение приемами самоорганизации и мобилизации себя на максимальные волевые и физические усилия; в-третьих, упражнение в использование этих способов и приемов.
Другая задача общей психологической подготовки к соревнованию – научить приемам моделирования в тренировочных занятиях условий соревновательной борьбы с использованием моделей двух видов:
1). словесно образных,
2) натурных.
1. Описание на словах и образное представление предполагаемой соревновательной ситуации, действий соперника и собственных действий (использование схем, макетов, рисунков, фотографий).
1. Афонасьев А. В. Физическая подготовленность и двигательные способности как важные составляющие здоровья / А.В. Афанасьева. Институт спортивных единоборств им. И. Ярыгина. Выпуск №12. 2005. – С. 12-30.
2. Ежкова А.Ю. Психолого-педагогическое обеспечение интереса к спортивной деятельности начинающих борцов: Автореферат диссертации на соискании учёной степени кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург. 2004. – 44с.
3. Завьялов А.И., Миндиашвили Д.Г. Спортивная тренировка (начало XXI века): монография / А.И. Завьялов А.И., Д.Г. Миндиашвили. Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева – Красноярск, 2016. – 312с.
4. Калмыков С.В., Сагалеев А.С., Дагбаев Б.В. Соревновательная деятельность в спортивной борьбе / С.В. Калмыков., А.С. Сагалеев А.С., Б.В. Дагбаев. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета. 2007. – 204с.
5. Гогунов Е.Н. Психологические основы обучения и спортивного совершенствования / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. Психология физического воспитания и спорта. 2002. – С. 80-81.