Классификация методов обучения в музыке, и в педагогике
Список использованных источников
Классификация методов обучения в музыке, и в педагогике
Конец ХХ – начало XXI в. Характеризуется изменениями в педагогической науке, которые потребовали от ученых владения масштабным аналитическим аппаратом. Он необходим в организации уроков, в том числе уроков музыки, и в решении вопросов выбора тех или иных методов обучения [1, с. 3].
В современной педагогике выделяют следующие методы:
1. Словесные;
2. Наглядные;
3. Методы практического обучения;
4. Методы проблемного обучения.
К словесным методам относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. А источником таких методов является слово, которое активизирует воображение, память, чувства студентов.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ студентам иллюстрированных пособий: зарисовок на доске, картин, таблиц, плакатов, карт и др.
Метод демонстраций предполагает демонстрацию опытов, приборов, технических установок, диафильмов, кинофильмов и др.
Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения
Методы практического обучения предполагают практической деятельности студентов, то есть студенты получают знания, выполняя практические действия. К таким методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Методы проблемного обучения основаны на организации проблемных ситуаций. К ним относятся: исследовательский или частично поисковый метод, диалогическое или познавательное проблемное изложение, сообщающее изложение с элементами проблемности.
Главная задача современной музыкальной педагогики – научить понимать музыку, поэтому в музыковедении важно использовать методы изучения музыкального произведения с целью раскрытия его содержания [1, c. 3–8].
Одним из ведущих в обучении музыке является метод семантического анализа. Понятие «семантика» в музыке подразумевает совокупность всех тех элементов, которые могут выполнять функцию знака» [2, с. 14]. С помощью семантического анализа можно исследовать образовательную проблему с позиций научения процессу понимания музыкального произведения.
Метод содержательного анализа инструментального произведения отвечает на актуальные педагогические вопросы: что отличает именно музыкальное содержание; как оно воплощается? Так как музыкальное содержание специфично в силу своей абстрактности, выделяют несколько подходов к характеристик его воплощения.
1. Вязкова Е.В. Предисловие // Процессы музыкального творчества. Сборник трудов. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 1994. Вып. 130.
2. Казанцева Л.П. Основы теории музыкального содержания: Учебное пособие. Изд. 2-е, испр. Астрахань, 2009. 368 с.
3. Кудряшов А.Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII–XX вв.: Учебное пособие. СПб.: Лань, 2010. 432 с.
4. Овсянкина Г.П. Интернет-технологии в учебном процессе: положительные и отрицательные стороны // Урок музыки в современной школе. Методологические и методические проблемы современного общего музыкального образования: Сборник. ред.-сост. Б.С. Рачина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. Вып. 9.
5. Холопова В.Н. Постижение содержания – один из путей спасения классической музыки // Актуальные проблемы современного музыкального образования: материалы I международной научно-практической конференции (Рязань, 30 апреля 2009 г.). Рязань: 2009. С. 6-9.
6. Холопова В.Н. Специальное и неспециальное музыкальное содержание // Philarmonica. International Music Journal. 2014. № 1. С.14-24.
7. Шаймухаметова Л.Н. О научных разработках проблемной научно-исследовательской Лаборатории музыкальной семантики // Этот многообразный мир музыки... Сб. статей. М.: Государственный институт искусствознания, 2010. С. 97–142.