Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОИР) как учреждение социальной реабилитации детей с особенностями психофизического развития
Литература
Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОИР) как учреждение социальной реабилитации детей с особенностями психофизического развития
Аннотация. В статье отражается опыт работы центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) как учреждения социальной реабилитации детей с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.
Ключевые слова: центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР), социальная реабилитация, дети с особенностями психофизического развития.
В настоящее время основные тенденции увеличения численности детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития (ОПФР) определяются неблагоприятными демографическими изменениями, ростом заболеваемости, ухудшением социально-экономических условий жизни и состояния окружающей среды. Рождение ребенка с нарушениями развития - это всегда стресс для семьи. Такие семьи нуждаются в комплексной социально-педагогической и психологической помощи.
Проблемы воспитания и реабилитации детей с ОПФР иногда носят ярко выраженный региональный характер. Они связаны с региональными условиями, наличием специальных школ, специальных реабилитационных центров, наличием специалистов-дефицитов, в которых проживают семьи с детьми-инвалидами или детьми с ОПФР. Как правило, работа с такими детьми проводится специалистами в Центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).
В настоящее время в Республике Беларусь функционирует 141 ЦКРОиР, т.е. практически в каждом административном населенном пункте, оказывающий психологическую, медицинскую, социальную, коррекционно-педагогическую помощь детям от рождения до 18 лет со значительными психофизическими нарушениями развития [3], которые являются государственными многофункциональными образовательными учреждениями [4]. Консультации, беседы, встречи специалистов ЦКРОиР с родителями помогают улучшить взаимоотношения в семье, родители учатся понимать и принимать своего ребенка таким, какой он есть. Пребывание ребенка в ЦКРОиР дает возможность остаться ребенку в семье и возможность его родителям вернуться на работу, а работа родителей позволяет им оставаться вовлеченными в жизнь общества и активно участвовать в ней, что предотвращает выгорание родителей и уменьшает число разводов [2, с. 157].
1. Дубровская, Т.А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Т.А. Дубровская, М.В. Воронцова, В.С. Кукушин. - М.: Союз, 2011. - 364 с.
2. Лисовская Т. В. Презентация инновационного учреждения образования в Республике Беларусь – центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями / Т.В. Лисовская // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – Ростов н/Д.: ИПО ЮФУ. – 2014. – № 1 (33). – С.159–167.
3. Основные показатели развития системы специального образования в Республике Беларусь: инф. бюл. / сост. А. И. Попов, И.Я. Трусило. – Вып. № 15. – Минск: Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь, 2014. – 106 с.
4. Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: постановление Министерства образования Республики Беларусь, 16 авг. 2011 г. №233 [Электронный ресурс]. – URL: http://uomoik. gov.by/page/spezialnoe-obrazovanie.aspx.
5. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева Н.Ф. - М: Дашков и К°, 2006. - 340 с.