ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ КИТАЙСКОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА
Список цитируемых источников
ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ КИТАЙСКОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА
Введение. В настоящее время в Республике Беларусь проводится работа, направленная на совершенствование регулирования аудиторских проверок, повышение качества аудиторских проверок и следование мировым тенденциям. Таким образом, актуальным является изучение международного опыта аудита, особенно КНР, поскольку на современном этапе экономического развития торгово-экономические отношения с КНР имеют особое значение для Республики Беларусь.
Основная часть. Современный Китай – важнейшая фигура в мировой политике и экономике, и это значение продолжает расти. Убедительным свидетельством является выдвинутая руководством КНР осенью 2013 года инициатива по созданию Экономического пояса Шелкового пути.
Инициатива получила поддержку во многих странах мира. Последовательная ориентация на формирование многополярного мира при сохранении свободы действий в международных делах, которая лежит в основе внешней политики Китая, сначала была воспринята западными странами, особенно Соединенными Штатами, как вызов. Они все чаще пытаются противостоять Китаю, используя сочетание политических, экономических и военных средств [1, c. 97].
Реализуя многовекторную внешнюю политику, Республика Беларусь не может игнорировать процессы, связанные с политикой Китая и ее положением на международной арене.
Заинтересованность белорусского руководства в развитии дружественных отношений с КНР проявилась практически сразу после выхода Республики Беларусь на международную арену в качестве суверенного и независимого государства. Однако в начале половины 1990-х гг. взаимодействие Беларуси и Китая было временно приостановлено.
В середине 1990-х гг. действия белорусского руководства в отношении Китая были более активными. Интерес к расширению сотрудничества с Китаем в силу геополитических и экономических предпосылок. В конце первого десятилетия XXI в. Белорусско-китайские отношения поднялись до уровня стратегического партнерства, во втором десятилетии – до уровня стратегической доверительной независимости и взаимовыгодного сотрудничества. В 2015 году Республика Беларусь и КНР подписали Соглашение о дружбе и партнерстве. Китай стал одним из важнейших внешнеторговых партнеров Беларуси, увеличив объем инвестиций в белорусскую экономику. По интенсивности политический диалог между Беларусью и Китаем уступает по интенсивности диалогу между Беларусью и Россией, можно сказать, что диалог проходит на высшем уровне в дружеской атмосфере. Такая ситуация дала белорусскому руководству повод положительно оценить эффективность китайского вектора внешней политики Республики Беларусь, хотя были и другие оценки результатов, достигнутых в белорусском обществе [2, c. 75].
Белорусское руководство положительно оценило инициативу «Пояса и пути», выдвинутую руководством КНР в 2013 г. Соответствующая инициатива рассматривалась в Минске преимущественно в контексте привлечения новых технологий и инвестиций и налаживания с помощью китайских партнеров выпуска товаров, востребованных на мировом рынке. Официальный Минск положительно оценивал процесс сопряжения «Пояса и пути» с ЕАЭС, но при этом выстраивал отношения с КНР на основе безусловного приоритета национальных интересов белорусского государства, сделав акцент на создании китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень».
В КНР с 01.01.1996 г. впервые были выпущены стандарты независимого аудита.
Публикация Национальных стандартов аудита Китая сыграла важную роль в развитии профессии аудитора. Основным принципом развития китайских стандартов аудита является постоянное совершенствование, а также постоянное и всестороннее сближение с международными стандартами аудита в соответствии с развитием рыночной экономики Китая, общими тенденциями экономической глобализации и международной конвергенции [3, с. 44].
29.01.2019 Коллегия Евразийской экономической комиссии одобрила проект Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза, который предусматривает: создание единого рынка аудиторских услуг и формирование в странах ЕАЭС интеграции подходы к организации и осуществлению регламента аудиторской деятельности; признание квалификационных аттестатов аудитора и аудиторских отчетов, выданных аудиторской организацией одной страны на территории стран-участниц другой. Таким образом, аудиторская фирма государства-члена Союза будет иметь право оказывать аудиторские услуги в других странах ЕАЭС. В свою очередь, заказчики смогут выбрать поставщика аудиторских услуг из любой страны Союза.
Перспектива создания единого рынка аудиторских услуг в регионе ЕАЭС требует тщательного изучения регуляторных особенностей сферы этой деятельности в сопутствующих странах, а также представляется актуальной для изучения аудиторских организаций в Китае, поскольку, с одной стороны, Китайская экономика является одним из быстрорастущих в мире, и, следовательно, имеет эффективно применяемые методы управления, с другой стороны, помогут более точно проанализировать качество китайских фирм, работающих в Республике Беларусь, и перспективы их развития в будущем.
Функция аудита в КНР является частью государственной административной структуры, поскольку Национальное ведомство аудита в Китае несет ответственность за аудит и проверку в соответствии с положениями Конституции Китайской Народной Республики и серии других законов. Регулирование деятельности происходит на основании Закона об аудите в Китайской Народной Республике, который был принят на 9-й сессии Постоянного Комитета восьмого Национального народного конгресса 31.08.1994 и исправлен в соответствии с Решением о внесении поправок на 12 сессии Постоянного комитета Х Национального народного конгресса 28.02.2006 [4].
1. Бельский В. И. Развитие технологического и инновационного сотрудничества Беларуси и Китая в рамках мегапроекта «Экономический пояс Шелкового пути» / В. И. Бельский, Л. Г. Тригубович // Проблемы сопряжения Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза: материалы Второго белорус.-кит. гуманитар. науч. форума. (15–17 июня 2017 г., г. Минск) / Ин-т экономики НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2017. – С. 95-103.
2. Китай как приоритет внешней политики Республики Беларусь (1992–2019 гг.) / А.В. Тихомиров // Актуальные проблемы международных отношений и глобального развития: сб. науч. ст. – Вып. 7. – Минск, 2019. – С. 71–89.
3. Круглова (Ефимова), Т. А. Международные стандарты аудита в странах Европы, США, Китая и России / Т. А. Круглова (Ефимова) // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента : сб. ст. по материалам XI Междунар. науч.-практ. конф. – № 6 (9). – С. 42-51.
4. Закон об аудите в КНР [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://asia-business.ru/law/law2/accounting/audit/.