Введение
Основная часть
Заключение
Список использованных источников
Введение
Человек живет в мире знаков и символов, которые создает сам. Это математические знаки и символы, буквы письменной речи, жесты, театр, балет и т.д. Ребенку, чтобы стать полноценной личностью, надо усвоить человеческие знаки, освоить знаково-символическую деятельность по их применению. Чем глубже и тоньше познание мира, тем большим количеством знаков и символов наполняется сознание ребенка и тем проще ему оперировать самими отвлеченными символами [1].
При определении особенностей психического развития ребенка и этапов данного процесса необходимо определить, какие именно направления развития должны быть сформированы и какую специфику можно выделить в процессе каждой степени развития ребенка. Постановка проблемы знаково-символической деятельности в широкий социально-культурный контекст, на наш взгляд, является достаточно перспективным направлением.
От рождения до конца жизни человек находится в человеческой знаково-символической среде, по мнению Г.А. Глотовой, ребенок буквально «купается» в знаках, «дышит» этими знаками. В совместном времяпровождении со взрослыми ребенок учится понимать знаки, оперировать знаковыми системами [2, с. 96].
Большое распространение имеет классификация Пирса, в которой знаки делятся на иконические (копии объекта) и символы. Этот подход к определению знака, отражающийся в классификации, реализуется как в семиотической, так и в философской литературе.
Отталкиваясь от того, что знак является отражением чего-то вне знакового, но значащего, А.Ф. Лосев называет знак функцией того элемента действительности, который он отражает, то есть знак функционирует в человеческом сознании как та вещь, которую он отражает, но отражает в снятом, обобщенном виде [3, с. 39].
Основная часть
Для определения особенностей развития знаково-символической деятельности, необходимо определить тот факт, что существует множество теорий, направленных на изучение данного процесса. В частности, необходимо рассмотреть основные особенности категории «знак».
Е.Е. Сапогова, на теорию которой мы опираемся в исследовании, определяет знак как «материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний)» [9, с. 191-192]. Вместе с тем автор отмечает, что под это определение не попадают образы, умственные модели и т.п., поэтому одновременно в литературе наличествуют и попытки определить характеристики знака через категорию идеального.
Интересна точка зрения В.В. Мантатова, который дает более широкое определение знака, такое как «обозначение всех типов сигнализации, существующих на качественно различных уровнях», и предлагает использовать термин «знак» только для социальных сигналов [9, с. 17]. В такой трактовке знак материален и характеризуется такими свойствами, как репрезентация, операциональность, условность. Следует отметить, что точка зрения В.В. Мантатова очень близка к точке зрения Г.В. Гегеля, который писал, что процесс становления чего-то знаком чего-то другого «связан с тем, что предмет, выбранный в качестве знака, как бы уничтожает собственное наличное бытие» и «дает ему в качестве его значения и его души другое содержание» [9, с. 26].
Заключение
Вышеописанное исследование позволяет нам сделать вывод о том, что замещение как тип знаково-символической деятельности формируется уже в младшем дошкольном возрасте. Вплоть до старшего дошкольного возраста это новообразование является ведущим. Пик формирования моделирования и умственного экспериментирования приходится на старший дошкольный возраст. В дальнейшем наше исследование будет направлено на изучение связи в диаде «знаково-символическая деятельность – самосознание» на всех этапах дошкольного возраста.
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 671 с.
2. Глотова, Г.А. Человек и знак. Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. / Г.А. Глотова. – Свердловск: Изд-во УГУ, 1990. – 256 с.
3. Знаково-символическая деятельность как основа успешности школьного обучения: сб. науч. тр. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; под ред. О.В. Белановская, В.И Секун. – Минск: БГПУ, 2003. – Вып. 5. – С. 38-43.
4. Ильенков, Э.В. Проблема идеального / Э.В. Ильенков // Вопросы философии. – 1979. – № 6. – С. 128-140.
5. Костенко, Т.С. Знаки и символы в психическом развитии в детском возрасте [Электронный ресурс]. / Т.С. Костенко Т.С. – М., 2016. – Режим доступа: https://refdb.ru/look/2279811.html.
6. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистичное искусство / А.Ф. Лосев. – М.: Искусство, 1976. – 376 с.
7. Пиаже, Ж., Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М.: Просвещение, 1969. – 318 с.
8. Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении / Н.Г Салмина. – М., 1988. – 288 с.
9. Сапогова, Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника / Е.Е Сапогова – Тула: Приок. Кн. изд-во.,1993. – 264 с.