Введение
Любая практическая деятельность предполагает необходимость применения разнообразных знаково-символических форм и средств. В период дошкольного возраста активно формируется знаково-символическая деятельность. Данной проблеме посвятили свои исследования ряд отечественных ученых. Понятие и строение знаково-символической деятельности раскрыто в трудах Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Д.Б. Эльконина, и др. Обзор научной литературы позволил установить, что присутствует определенная взаимосвязь между разнообразными формами знаково-символической деятельности и основными линиями развития личности в дошкольном возрасте.
Наряду с совершенствованием знаково-символической деятельности в дошкольном возрасте активно развивается самосознание. Отечественными учеными изучение проблемы самосознания в основном проводится по двум основным линиям.
Основная часть
В наиболее общем виде понятие знаково-символической деятельности можно определить как деятельность с оперированием знаково-символическими средствами, которая имеет определенную структуру. В частности, соотношение двух планов деятельности: реальности, а также символического смысла [1, с.12].
В рамках освещения данной проблемы следует рассмотреть положения Л.С. Выготского, которые описывают разнообразные линии возникновения символической деятельности в детском возрасте [2, с.26]. Знак и овладение знаковой деятельностью с позиции Л.С. Выготского представляет собой ведущую линию возрастного развития. В дошкольном периоде ребенок должен освоить три разновидности знака: первый – образно-двигательный, второй – вербальный и третий – графический. Это может быть реализовано дошкольниками при овладении игрой, освоением речи, а также развитием графических навыков в процессе рисования. Процесс усвоения разнообразных видов знаков реализуется поэтапно и во взаимосвязи с другими видами деятельности [2, с.33].
В частности, формирование символической деятельности в ее речевой форме, Л.С. Выготский связано с совершенствованием практических видов деятельности дошкольника. Определяя ведущее значение слова в культурном развитии, ученым акцентировалось внимание на озвучивании названия предмета непосредственно конкретным словом. Однако это очень сложный процесс, связанный с развитием понятийного мышления [2, с.62].
Согласно мнению Д.Б. Эльконина формирование символической функции обусловлено спецификой овладения предметной деятельностью. Ученый утверждает, что знаково-символическая деятельность реализуется в речи, письме, в счете, а также в игре [3, с.63].
Согласно позиции Е.Е. Сапоговой, структура знаково-символической деятельности представлена рядом компонентом, которые имеют определенное иерархическое строение. Последовательно автором описаны три уровня от низшего к высшему: замещение – самый низший уровень, моделирование, экспериментирование – высший уровень знаково-символической деятельности. Знаково-символическая деятельность выполняет функции моделирования и трансформирования во внутреннем плане определенного плана сознания объективного окружающего мира, конструирование во внутреннем плане внешней реальности на основании учета главных признаков [4, с.11].
Выводы
Знаково-символическая деятельность представляет собой вид деятельности, которая предполагает процесс оперирования знаками и символами и она определенным образом структурирована.
В дошкольном периоде ребенок должен освоить три разновидности знака: первый – образно-двигательный, второй – вербальный и третий – графический. Поэтому в дошкольном возрасте акцентируется внимание на таких видах знаково-символической деятельности, как речь, игра, а также изобразительная деятельность.
Развитие знаково-символической деятельности, связано не только с развитием практической деятельности ребенка, с его психическим развитием, но также и с развитием личности. Что проявляется во взаимном влиянии знаково-символической деятельности на развитие самосознания ребенка.
1. Ибраев Л.И. К проблеме генезиса знаков и их классификации // Философские науки. – 2012. – № 5. – С. 30–39.
2. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл, 2005. – 149 с.
3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 60-84.
4. Сапогова, Е. Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника / Е. Е. Сапогова. – Тула, 1993. – 264 с.
5. Белановская О.В., Грицовец А.Н. Проблема знака в психологии // Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. статей. – Минск: РИВШ, 2020. – С. 41-49.