ВВЕДЕНИЕ
ИДЕЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И КОРРУПЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Коррупция – сложное социально-политическое явление, которое, по мнению историков и социологов, возникло одновременно с формированием институтов власти и менялось с течением времени, приспосабливаясь к структуре социальных систем, приобретая новые, более сложные формы, но никогда полностью не исчезало. Термин «коррупция» обогатился социальными, нравственными и лингвистическими разработками, включая новые значения и расширяя старые, поэтому сегодня практически невозможно дать точное и полное определение, включающее все аспекты этого явления.
Коррупция справедливо рассматривается мировым сообществом в качестве серьезного фактора, который дестабилизирует систему социальной организации и управления обществом, сдерживает его устойчивое экономическое развитие и, как следствие, является актуальной проблемой для любого государства, в том числе для тех государств, которые обладают развитой экономикой и сформированным гражданским обществом [1, с. 324]. Коррупция продолжает наносить обществу значительный материальный, социальный и нравственно-правовой ущерб.
В связи с этим необходимым условием обеспечения безопасности государства и общества выступает формирование системного организационного и правового механизма противодействия этому чрезвычайно опасному явлению.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о бесспорной актуальности темы исследования.
ИДЕЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И КОРРУПЦИИ
Концепция национальной безопасности Республики Беларусь признает коррупцию одной из угроз национальной безопасности и нацеливает всех субъектов власти и гражданского общества на эффективное противодействие ей [2].
Анализ криминогенной обстановки свидетельствует, что после устойчивого роста в 2017–2018 гг. основных показателей коррупционной преступности в 2019 г. наметилась тенденция к стабилизации ситуации. Количество учтенных в 2019 г. коррупционных преступлений по сравнению с 2018 г. уменьшилось на 4,3 % (с 2 469 до 2 363). Их удельный вес в общем количестве преступлений, учтенных в Республике Беларусь, снизился с 3 % до 2,7 %.
Снижению коррупционной преступности способствовала как активизация правоохранительных органов, иных субъектов профилактики, так и реализация мер по устранению причин и условий коррупции. Предпринятые шаги по либерализации экономической деятельности, сокращению и упрощению административных процедур, совершенствованию контрольной и надзорной деятельности способствовали снижению предпосылок коррупционного поведения, как со стороны должностных лиц, так и со стороны потенциальных потребителей коррупционных услуг.
Так, согласно нормам Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» реализован переход от системы плановых проверок к выборочным, назначение которых осуществляется с учетом критериев оценки степени риска совершения правонарушений и при наличии на это оснований. Исключена возможность вынесения предписания о приостановлении деятельности проверяемого субъекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя изложенное, следует отметить, что противодействие коррупции в настоящее время осуществляется по двум основным направлениям:
1) борьба с проявлениями коррупции путем непосредственного воздействия на участников коррупционных отношений с помощью правового принуждения;
2) предупреждение коррупции, формирование и проведение антикоррупционной политики как самостоятельной функции государства.
Содержащиеся в действующем законодательстве механизмы государственной антикоррупционной политики, реализованные в практической деятельности, показали свою эффективность и позволили не допустить системных проявлений коррупции в республике.
1. Куница, Е. В. Некоторые вопросы совершенствования правового регулирования противодействия коррупции в Республике Беларусь / Е. В. Куница // Вклад молодых ученых в развитие правовой науки Республики Беларусь : сб. материалов VI Междунар. науч. конф.. – Минск, 2017. – С. 324–327.
2. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь, 9 нояб. 2010 г., № 575 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
3. О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности : Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт. 2017 г., № 376 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.