Влияние стиля семейного воспитания на проявление агрессии у детей дошкольного возраста
Список использованных источников
Влияние стиля семейного воспитания на проявление агрессии у детей дошкольного возраста
В данной статье рассматривается проблема детской агрессии. Кратко описываются причины возникновения агрессии у детей дошкольного возраста. Представлены результаты эмпирического исследования стиля семейного воспитания на проявление агрессии у детей дошкольного возраста.
В современном обществе наблюдается рост агрессии среди детей различного возраста. Всё больше детей проявляют форму поведения, нацеленную на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия [4, с. 50]. Агрессия в дошкольном возрасте может быть обусловлена различными причинами, как внешними, так и внутренними. Особого внимания заслуживает выявление семейных факторов агрессии, так как институт семьи сегодня претерпевает серьезный кризис. Весь овладение формой агрессивного поведения происходит, прежде всего, в процессе социализации [1, с. 76].
Существует мнение, что агрессия у детей является способом адаптации. По мнению И.А. Фурманова, агрессия – есть модель поведения, обеспечивающая адаптацию человека, один из способов удовлетворения актуальных потребностей в кризисной ситуации развития и жизнедеятельности (стресса, депривации, фрустрации) [5, c. 162]. Согласно Т.Б. Мелешко, «в дошкольном детстве агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализированности личности и отсутствия у них социально принятых коммуникативных навыков» [2, с. 38].
Важнейшим фактором проявления агрессивного поведения дошкольников является семья, используемый стиль воспитания. Согласно И.А. Фурманову, под стилем семейного воспитания понимается «система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем, а также способы поведения и взаимодействия с ним» [5, c. 179].
Факторами образования детской агрессии могут выступать: равнодушие или неприязнь от родителей, разрушение эмоциональных отношений в семье, неуважение к личности самого ребенка, излишний контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания от родителей, ущемление физической и эмоциональной активности. По мнению А.А. Никитенко, агрессия у ребенка может быть вызвана отсутствием возможности открыто выражать своим чувства, разряжать негативные эмоции [3, с. 84].
1. Кузмицкая, Ю.Л. Дисциплинарные воздействия в семье как фактор социализации агрессивного поведения / Ю.Л. Кузмицкая // Философия и социальные науки. – 2015. – №4. – С. 75–79.
2. Мелешко, Т.Б. Изучение агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста / Т.Б. Мелешко // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). – СПб.: Реноме, 2013. – С. 34–39.
3. Никитенко, А.А. Особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста / А.А. Никитенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 11-13. – С. 83-86.
4. Печенова, Е.А. Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста: причины и коррекционная работа / Е.А. Печенова // Gaudeamus Igitur. – 2016. – № 3. – С. 49-52.
5. Фурманов, И.А. Социальная психология агрессии и насилия / И.А. Фурманов. – Минск: БГУ, 2016. – 392 с.