ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У МЛАДШИЗХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У МЛАДШИЗХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Интеллектуальная недостаточность – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость нарушения и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при диагностике детей. У младших школьников с интеллектуальной недостаточностью не развиваются с течением времени: эмоциональное общение с взрослыми, «комплекс оживления» младенцев отсутствует или является неполным; интерес к игрушкам, висящим над кроваткой или в руках взрослого человека, отсутствует и т.д. [1, с. 121].
Как отмечает А.Н. Косымова, дети с интеллектуальной недостаточностью не развивают действия с объектами, не хватаются за них, что серьезно сказывается на развитии восприятия, зрительной и двигательной координации, что в свою очередь влияет на последующее развитие всех психических процессов [2, с. 31]. Младшие школьники с легкой интеллектуальной недостаточностью характеризуются трудностями в процессе обучения. У них нарушаются все аспекты психики: восприятие, внимание, мышление, память, речь, эмоциональная и волевая сферы. При интеллектуальной недостаточности наблюдаются трудности при формировании основных навыков самообслуживания, гигиенических навыков, страдает процесс обучения и воспитания.
Исследование проблемы формирования знаний об окружающем мире у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью занимались Б.Б. Горский, А.Н. Касымова, Н.П. Коняева, С.В. Кудрина, Б.П. Пузанов и др. Представления об окружающем мире включают в себя много разных категорий. Это, прежде всего, формирование знаний о себе, о других людях, об отношениях с людьми. Очень важными считаются представления о признаках различных предметов [3, с. 167].
1. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
2. Косымова, А.Н. Коррекция нарушений представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта / А.Н. Косымова // Дефектология. – 2006. – № 5. – С. 30-35.
3. Пузанова, Б.П. 31Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б.Б. Горский и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.
4. Кудрина, С.В. Окружающий мир (программно-методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида / С.В. Кудрина. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 176 с.
5. Гамаюнова, А.Н. Уроки естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида / А.Н. Гамаюнова / Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». – 2003. – № 3. – С. 47-52.
6. Вильшанская, А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР / А.Д. Вильшанская // Дефектология. – 2005. – № 2. – С. 57-65.
7. Куликова, Н.С. Психолого-педагогические особенности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием / Н.С. Куликова // Специальное образование. – 2016. – №12. – С. 180-184
8. Гамаюнова, А.Н. Уроки естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида / А.Н. Гамаюнова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. – № 3. – С. 20-31
9. Косымова, А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта / А.Н. Косымова // Дефектология. – 2006. – № 5. – С. 30-35