1. Структура познавательного процесса.
2. Законодательная и судебная власть Республики Беларусь.
Список литературы.
1. Структура познавательного процесса (структура и основные характеристики познавательного процесса. Дилемма эмпиризма и рационализма в классической теории познания. Основные формы чувственного и рационального познания).
Познание - приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе; творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире; общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека.
Субъект познания – это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания; тот, кто осуществляет познавательную деятельность. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.
Объект познания – это то, что противостоит субъекту, то, на что направлена практическая познавательная деятельность субъекта познания.
Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. Проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов [1, c. 38].
В материализме XVII —XVIII вв. объект рассматривался как нечто, существующее независимо от субъекта, а субъект — как индивид, пассивно воспринимающий объект. В идеалистических системах под субъектом понималось или индивидуальное сознание, творящее объект в виде комбинаций ощущений, или внечеловеческий субъект — Бог, мировой разум, творящий и познающий действительность.
2. Законодательная и судебная власть Республики Беларусь (законодательная и судебная ветви власти. Иерархия законодательных актов. Виды и полномочия современных судов в Республике Беларусь. Верховный и Конституционный суды. Порядок подбора и назначения судей).
Государственная власть может эффективно выполнять свои функции там, где есть четкое разделение на три ветви:
1. Законодательную (Парламент);
2. Исполнительную (глава государства и правительство);
3. Судебную (система судов, выполняющая контролирующие функции).
Принцип разделения властей закреплен в статье 6 Конституции Республики Беларусь.
Законодательная власть – это одна из ветвей госвласти, которая обеспечивает внутреннюю и внешнюю политику РБ путем принятия законов. В мировой практике органом законодательной власти является парламент: однопалатный или разделенный на палаты. В РБ – национальное собрание, 2 палаты. Срок полномочий – 4 года. Правовое закрепление парламента – раздел 4 глава 4 конституции. Законодательная власть в РБ исключительно центральная, местные органы не в праве принимать законы. Кроме парламента законотворческие функции у президента, который вправе издавать декреты, обладающие юридической силой закона.
Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Нормативные правовые акты имеют свою иерархию в зависимости от их вида, действия во времени и пространстве, юридической силы.
1. Конституция Республики Беларусь – основной закон государства.
2. Решения референдума - нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни (бывают местные и республиканские) [1, c. 33].
3. Регулирующие определенную сферу общественных отношений Кодексы – что есть не что иное, как систематизированные нормативные правовые акты.
4. Законы, нормы которых регулируют наиболее значимые общественные отношения.