Всемирная литература Вопросы
ИСЗ им.А.М.Широкова (Институт современных знаний)
Вопросы
на тему: «Всемирная литература»
по дисциплине: «Всемирная литература»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
8.00 BYN
Всемирная литература
Тип работы: Вопросы
Дисциплина: Всемирная литература
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 86.
Поделиться
1. Основные тенденции и этапы развития мировой художественной литературы: эстетические направления, течения, школы.
2. Понятие об античности. Мифологическая основа греческой и римской литературы. Историческое значение античной литературы.
3. Гомеровский эпос. Поэмы «Илиада» и «Одиссея»: общее и особенное. Образ Одиссея и его символическое понимание в литературе ХХ в.
4. Происхождение древнегреческого театра. Истоки трагедии. Творческое наследие Эсхила, Софокла, Еврипида.
5. «Золотой век» римской литературы. Вергилий, Гораций, Овидий.
6. Античный роман («Дафнис и Хлоя» Лонга, «Метаморфозы, или Золотой осел» Апулея). Идейно-художественное своеобразие произведений.
7. Средние века как культурно-историческая эпоха. Средневековый героический эпос. Сравнительный анализ «Песни о Роланде» и «Слова о полку Игореве».
8. Средневековая рыцарская литература. Куртуазная поэзия.
9. «Божественная комедия» Данте: архитектоника, основные образы, аллегоризм, политическая тенденциозность поэмы.
10. Культура Ренессанса: идеи, эстетика, концепция личности. Итальянское Возрождение. Жанр сонета в «Книге песен» Ф. Петрарки.
11. «Декамерон» Дж. Боккаччо: особенности композиции, тематическое многообразие, судьба книги в мировой литературе.
12. Место Франции в ренессансной культуре. Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Место смеховой культуры в произведении.
13. Английская литература эпохи Возрождения. Художественное наследие У. Шекспира. «Великие трагедии» писателя.
14. «Золотой век» Возрождения в Испании. Национальное, социально-историческое и вечное в романе М. Сервантеса «Дон Кихот».
15. Драматургия и творческие принципы Лопе де Вега. Комедия «Собака на сене». Тема любви в пьесе.
16. Эстетические принципы барокко. Литература периода барокко.
17. Драматургическая реформа Ж. Б. Мольера. Комедии «Тартюф», «Мещанин во дворянстве»: история создания, характеры персонажей.
18. Общая характеристика эпохи Просвещения. Литературные направления и жанры.
19. Становление романного жанра в эпоху Просвещения. Роман странствий и приключений.
20. Творческая история, художественный универсализм трагедии И. В. Гете «Фауст».
21. Основные черты русской литературы ХVIII в. Место в литературном процессе М. Ломоносова, Д. Фонвизина, А. Радищева, Н. Карамзина и др.
22. Особенности и тенденции развития литературы ХІХ в. Предпосылки возникновения романтизма.
23. Романтизм в литературе Германии. Концепция романтического героя в творчестве Э. Т. А. Гофмана.
24. Национальные особенности романтизма в Англии. Вклад В. Скотта в создание жанра исторического романа. В. Скотт и В. Короткевич.
25. Английская романтическая поэзия. Творчество Дж. Г. Байрона. Байронизм.
26. Роль В. Гюго в становлении романтизма во Франции. Роман «Собор Парижской Богоматери». Место Собора в структуре романа.
27. А. Мицкевич как основатель романтизма в польской литературе. Мотивы и образы творчества поэта. А. Мицкевич и Беларусь.
28. Специфика возникновения романтизма в литературе США. Общая характеристика творчества писателей-романтиков.
29. Мастерство Э. По-новеллиста. Детективный жанр в творчестве писателя. Конфликт между рациональным и иррациональным.
30. Становление реализма в мировой литературе. Типология литературно-художественного направления.
31. Тема утраченных иллюзий в романе Ф. Стендаля «Красное и черное». Мастерство Стендаля-психолога.
32. Творчество О. де Бальзака – вершина французского реализма. Романы «Гобсек» и «Шагреневая кожа» в контексте «Человеческой комедии».
33. Жанр новеллы в творчестве Ги де Мопассана. Особенности поэтики, психологизм в изображении персонажей.
34. Критический пафос произведений Ч. Диккенса. Идея наказания зла в романе «Приключения Оливера Твиста». Значение юмора в творчестве писателя.
35. Реализм в литературе США. Исследование причин «американской трагедии» в одноименном романе Т. Драйзера.
36. Эстетическая теория О. Уальда и ее художественное воплощение (роман «Портрет Дориана Грея»).
37. Белорусские реалии в прозе и публицистике Ю. И. Крашевского и Э. Ожешко. Творческий метод писателей.
38. Многогранность таланта и обстоятельства судьбы Т. Шевченко. Романтические и реалистические тенденции в творчестве. Поэтическое «Завещание» Кобзаря.
39. Символизм и импрессионизм в западноевропейской поэзии на рубеже ХІХ – ХХ вв. (П. Верлен, А. Рембо и др.). П. Верлен и М. Богданович.
40. Общая характеристика литературы ХХ в. Реализм, модернизм, постмодернизм в литературном процессе.
41. Синтез направлений и методов в творчестве Г. Аполлинера. Факты биографии поэта.
42. Творчество К. Гамсуна. Сюжетные коллизии и способы их разрешения в романах «Голод», «Виктория» (по выбору).
43. Парадоксальная драма Б. Шоу («Святая Иоанна», «Дом, где разбиваются сердца» и др.). Особенности драмы-дискуссии.
44. Социально-психологическая драма Г. Ибсена «Кукольный дом». «Женский» вопрос в произведении.
45. Поиски высшего морального закона, образы-символы в произведениях А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Планета людей».
46. Особенности творчества У. Фолкнера. Фолкнеровское понимание проблемы «человек и природа» (повесть «Медведь»).
47. Проблематика новелл и притчей Ф. Кафки в свете духовно-эстетических поисков писателя (два произведения по выбору).
48. Поэзия «серебряного века» как явление. Анализ творчества двух авторов по выбору (А. Блок, А. Ахматова, Н. Гумилев, Д. Мережковский и др.).
49. Литература «потерянного» поколения. Война и мир в произведениях Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя, Р. Олдингтона и др.
50. Идейно-эстетическая эволюция Э. Хемингуэя и ее воплощение в повести «Старик и море». Поэтика произведения. Хемингуэй-маринист.
51. Своеобразие композиции романа А. Камю «Посторонний». Образ Мерсо как самораскрытие духа абсурда.
52. Выявление основных постулатов экзистенциализма в творчестве Ж.-П. Сартра (на примере произведений «Стена», «Тошнота»). Ж.-П. Сартр и В. Быков.
53. «Магический реализм» нового латиноамериканского романа («Сто лет одиночества» Г. Г. Маркеса). Макондо − маркесовская модель мира.
54. Проблемы смены поколений и цивилизаций в романе Г. Г. Маркеса «Сто лет одиночества». Художественные особенности произведения.
55. У. Эко и постмодернизм. Роман «Имя розы»: история создания, образы Адсона и Вильгельма, ключевые символы.
56. Своеобразие японской литературы ХХ в. Идея одиночества, отчужденности от мира в романе К. Абэ «Женщина в песках». Символика воды и песка.
57. Антиутопия в мировой и отечественной литературе (Дж. Оруэлл, Е. Замятин, А. Адамович и др.). Проблема взаимоотношений личности и социума.
58. Идейное содержание романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Сущность теории Раскольникова и ее несостоятельность.
59. «Золотой век» русской поэзии. Идейно-художественное своеобразие произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева и др. (по выбору).
60. Творческое наследие Н. Гоголя. Региональный колорит, реальное и ирреальное в произведениях писателя.
61. Новаторство прозы и драматургии А. Чехова (произведения по выбору). Мировое значение творчества писателя.
62. История создания, проблематика и образная система романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
63. Основные темы и проблемы в творчестве И. Бунина. Стилевые особенности бунинской новеллистики.
64. Человек на историческом перепутье («Доктор Живаго» Б. Пастернака). Типологические схождения романа Б. Пастернака и повести М. Горецкого «Две души».
65. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве (на примере рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).
66. Лирика и лиро-эпос А. Твардовского. Образ русского поэта в поэме А. Кулешова «Варшавский шлях».
67. Русская литература рубежа ХХ−ХХІ вв. Особенности литературного процесса, творческие индивидуальности.
68. Тенденции развития славянских литератур: польская, болгарская, сербская, чешская.
5. «Золотой век» римской литературы. Вергилий, Гораций, Овидий.
В истории культуры век Августа (63 до н.э. – 14 г. н.э.) название золотого века поэзии. В это время жили и писали такие величайшие поэты античности, как Вергилий и Гораций. Литературную славу Вергилию (70 до н.э. – 19 н.э.) принесли «Буколики». В новой европейской литературе такой жанр стали называть пасторалью. Но наиболее совершенное произведение Вергилия – дидактическая поэма о сельском хозяйстве «Георгики», в которой автор прославляет мирный труд крестьян, рассказывает о сельском хозяйстве – возделывании олив и винограда, скотоводстве и пчеловодстве. Он не стремится дать указания о ведении сельского хозяйства, а показывает истерзанному гражданскими войнами обществу идеал простой и здоровой жизни трудолюбивого крестьянства. Основное произведение Вергилия – «Энеида», рассказывающее о судьбе троянца Энея, бежавшего после падения Трои в латинскую землю (по официальной версии римляне считались потомками троянцев). В композиции «Энеиды» Вергилий сознательно ориентируется на Гомера: 1-6-я книги соответствуют «Одиссее», а 7-2-я – «Илиаде».
Современником и другом Вергилия был величайший поэт античности Гораций (65 до н.э. – 8 н.э.). Вершина его творчества – четыре книги «Од». В «Одах» звучат темы великих греческих поэтов (Пиндара, Анакреонта, Алкея, Сапфо), темы любви и дружбы, победы разума над смертью, дружеских пиров, прелестей уединенной жизни и др. Знаменитый «Памятник» Горация послужил образцом для гениального «Памятника» Пушкина. Вторая книга «Од» – «Наука поэзии» – призыв Горация познавать жизнь, быть всесторонне образованным, неустанно трудиться над каждым словом.
До наших дней дошло творчество еще одного крупного поэта Древнего Рима Овидия (43 до н.э. – 18 н.э.). В знаменитых «Метаморфозах» Овидий излагает 250 мифов о превращениях греческих богов и героев, начиная с возникновения мира из Хаоса и кончая апофеозом Цезаря. За свои легкомысленные воззрения на любовь поэт был отправлен в ссылку императором Августом, боровшимся с упадком нравов. Но ссылка и изъятие его книг из публичных библиотек не уменьшили славу Овидия. В Римской империи поэта читали и ему подражали.
10. Культура Ренессанса: идеи, эстетика, концепция личности. Итальянское Возрождение. Жанр сонета в «Книге песен» Ф. Петрарки.
Возрожде́ние, или Ренесса́нс— эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко.
Франче́ско Петра́рка (итал.Francesco Petrarca, 1304—1374) — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик ВарлаамаКалабрийского. Как свидетельствуют его собственные сочинения, 22-летний Петрарка впервые увидел Лауру 6 апреля (Великая пятница), 1327 года на пасхальной мессе в несохранившейся церкви Святой Клары в Авиньоне. Петрарка сообщает, что ровно через 21 год после их знакомства она скончалась, после чего он продолжал писать о ней. Главная информация о Лауре извлекается из его собственноручной пометки на миланском экземпляре рукописи Вергилия. Вплоть до 1356 г. Петрарка ежегодно будет отмечать годовщину знакомства написанием сонета. После смерти Лауры он воспевал её ещё 10 лет. Сборник посвящённых ей сонетов и канцон (обычно называемый „Canzoniere“, Песни) разбит издателями на 2 части:
• «На жизнь мадонны Лауры» (RimeinvitaLaura), 263 сонета;
• «На смерть мадонны Лауры» (RimeinmorteLaura), 103 сонета.
15. Драматургия и творческие принципы Лопе де Вега. Комедия «Собака на сене». Тема любви в пьесе.
Пьесы Лопе де Веги, героями которых являются люди из народа, немногочисленны, но они очень значительны в художественном отношении. В его изображении самые скромные крестьяне или ремесленники по своему уму, энергии и нравственным качествам стоят ничуть не ниже аристократов. Им в такой же мере свойственны чувство собственного достоинства и чувство чести. В комедии «Разумный в своем доме» противопоставлены друг другу щеголеватый адвокат Леонардо и его сосед в деревне, крестьянин Мендо. Леонардо хочет научить Мендо хорошим манерам, но тот уклоняется от этого. Мораль пьесы выражена в словах Леонардо: «Счастлив крестьянин, который при свете луны возвращается от своего плуга, садится за свой скромный ужин ложится спать рядом со своей простодушной женой».
В нескольких пьесах изображаются столкновения между крестьянами и феодалами. Социальная проблематика здесь выдвинута у Лопе де Веги с наибольшей остротой.
В пьесе «Собака на сене» графиня Диана, презирающая тупоголовых знатных поклонников, влюбляется в своего секретаря Теодоро, умного и талантливого плебея.
Препятствием к браку между ними является разница в общественном положении, «жестокий тиран, называемый честью». Сама Диана не придала бы этому значения, но она не хочет, чтобы ее «осудил свет».
Выход из положения находит слуга Теодоро, с помощью плутовства устраивающий так, что его господина все принимают за сына одного знатного и богатого лица. Диана, знающая, что это обман, охотно мирится с ним и выходит замуж за Теодоро.
20. Творческая история, художественный универсализм трагедии И. В. Гете «Фауст».
Самое значительное произведение Гете, дело всей его жизни — трагедия «Фауст». Она была начата еще во Франкфурте около 1773 г. Сюжетный костяк первой части был завершен к моменту переезда в Веймар (так называемый «Пра-Фауст», рукопись которого была найдена лишь через полвека после смерти Гете).
Материалом для «Фауста» послужила легенда, сложившаяся вокруг реальной фигуры — ученого и чернокнижника доктора Фауста, жившего в первой половине XVI в., о котором сохранилось много исторических свидетельств. Народная молва приписывала ему чудеса, творимые с помощью дьявола, которому он якобы продал душу в обмен на знания и искусство магии. В 1587 г. во Франкфурте-на-Майне вышла народная книга о докторе Фаусте, потом неоднократно появлявшаяся в разных вариантах и сохранившая свою популярность вплоть до XVIII в. Первая драматическая обработка этого сюжета (1590) принадлежала английскому поэту Кристоферу Марло, который трактовал Фауста в духе ренессансного титанизма и акцентировал в его образе жажду неограниченных знаний. В XVII в. английские странствующие труппы занесли эту трагедию в Германию, где она перешла на подмостки кукольного театра — любимого национального зрелища. Именно в таком виде с ней впервые познакомился Гете еще в годы детства.
В период своего увлечения национальной историей, эпохой Реформации, натурфилософией XV — XVI вв. Гете обратился к этому сюжету, который осмыслил в духе идей «Бури и натиска»: первоначально Фауст — мятежная титаническая натура, восстающая против мертвой схоластической средневековой науки (которая у Гете проецируется на современный плоский рационализм). Он стремится к истинному познанию природы через соприкосновение с жизнью — недаром, заклиная духов с помощью магической книги, он выбирает «более близкого» ему Духа Земли. Гете сохраняет традиционные мотивы народной книги и кукольной комедии: иронический «смотр наук» в первом монологе Фауста, союз с Мефистофелем, фигура ограниченного, старательного и самодовольного ученика Фауста — Вагнера, «чудо с вином» и т. д.
25. Английская романтическая поэзия. Творчество Дж. Г. Байрона. Байронизм.
Романтизм в Англии сформировался раньше, чем в других странах Западной Европы и не был явлением внезапным, потому что романтические тенденции долгое время существовали тайно.
Политическая и экономическая ситуация в Англии во многом определила атмосферу, духовный космос, в котором рождались новые романтические идеи общественно-художественного характера. Бурное развитие городов, рост численности рабочих и ремесленников, обнищание крестьянства и уход его в поисках хлеба и труда в города: все это вызвало появление в литературе новых тем, конфликтов, человеческих характеров и типов.
ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН (1788-1824) - великий английский поэт, зачинатель так называемой байронічної течения в европейской литературе XIX в. Его творчество вошло в историю мировой литературы как выдающееся художественное явление, связанное с эпохой романтизма. Байрон был не только выдающимся поэтом - романтиком, но и стал для своих современников и последующих поколений воплощением романтического героя. Для того, чтобы стать романтическим героем, поэт имел все - распрекрасную внешность (был настоящим красавцем), всепобеждающей личную прелесть, аристократическое происхождение и большое богатство, полную страстей и приключений биографию.
30. Становление реализма в мировой литературе. Типология литературно-художественного направления.
В XIX в. определяющей чертой реализма считалась «правдивость» - в смысле «верности действительности», которую отображает художник. В связи с этим следует отметить, что настоящее искусство всегда является правдивым, ведь неизменно стремится отражать истины и ценности человеческого бытия, которые, однако, не остаются неизменными. Тот или иной художественный направление становится доминирующим и «правдивым» по определенной эпохи именно потому, что оказывается способным дать самые убедительные ответы на ее вызовы, полнее выразить «истины бытия», как они мыслятся и переживаются современниками.
Впрочем, за реализмом неслучайно закрепилось его название: он тесно связан с установкой реалистичного (то есть основанного на опыте) восприятия и истолкования действительности. Здесь будет целесообразным прибегнуть к сравнению его в этом плане с романтизмом.
Одна из самых существенных черт романтизма заключается в том, что главенствующую роль в художественном творчестве он отводит воображению. Собственно, воображение была для романтиков и средством познания, и его художественной реализацией. Представители романтического направления считали, что воображение обладает удивительной способностью проникать в вещи и явления, воплощать их в поэтических образах и картинах; и чем она более раскована и мощнее, тем глубже проникновение и совершенное воплощение. Именно поэтому выдающийся английский поэт-романтик П.Б. Шелли провозглашал, что поэзию в общем понимании можно определить как «выражение представления».
35. Реализм в литературе США. Исследование причин «американской трагедии» в одноименном романе Т. Драйзера.
«Американская трагедия» — одно из самых значимых произведений Теодора Драйзера, опубликованное в 1925 году. Роман об амбициозном до исступления юноше Клайде стал жемчужиной молодой американской литературы, что признают даже те, кто критически относится к творчеству писателя. В основе книги лежит рассказ о развенчании «американской мечты», история о становлении и падении молодого человека, мотивах и настроениях.
Последний значительный роман Драйзера — его наиболее последовательное натуралистическое произведение. Говорят, что композиция «Американской трагедии» подобна длинному репортажу, к которой добавляются всё новые подробности, обстановка накаляется, и кульминацией становится смерть девушки, после снова ряд деталей и фактов об убийстве, и вторая кульминация – смерть главного героя.
Та часть американской литературы, которая развивается в русле реалистического подхода в изображении мира и человека, включается в процесс переосмысления новой действительности ХХ века и места в ней человека, раскрывает причины и изображает сущность «американской трагедии», которая стала реальностью. Творчество Драйзера оказало сильное влияние на развитие литературы, так как именно он наметил границы современного социального романа.
В романе Теодора Драйзера нашли отображение общественно-исторические противоречия капиталистической Америки. Это американская реальность изнутри, такая, какой её сложно понять со стороны, но легко почувствовать на себе, представив себя в теле главного героя. Реализм писателя отличен именно близостью к документалистике, которая переплетается с классической художественной литературой, где он показывает типичное поведение, типичные характеры, типичных людей. Он не приукрашивал то, что на самом деле происходило в стране, пытаясь противопоставить своё произведение тем, кто пропагандировал нереальные истории любви, как легкому пути из низших слоёв общества к высшим.
40. Общая характеристика литературы ХХ в. Реализм, модернизм, постмодернизм в литературном процессе.
Мировой литературный процесс ушедшего столетия – явление чрезвычайно сложное и многоплановое, не поддающееся целостному, всестороннему анализу. В современном литературоведении существует несколько трактовок литературного процесса 20 века. Разногласия учёных касаются даже вопроса о том, когда начался 20 век в литературе. По мнению одних историков литературы, художественные тенденции, определившие путь дальнейшего развития мировой литературы, сложились уже на рубеже 1860 – 1870-х гг., когда в Европе заявили о себе поэт-новатор Шарль Бодлер, создатель новой драмы Генрик Ибсен, а также французские поэты-символисты Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме. По мнению других литературоведов, точкой отсчёта в истории литературы 20 века следует считать начало 1910-х гг., т.к. это было время смелых экспериментов во всех областях искусства: в живописи (Пабло Пикассо), в музыке (Морис Равель), в театре (Макс Рейнгардт), в кино (Дэвид Гриффит), в литературе (Марсель Пруст, Франц Кафка, Андре Жид, Гийом Аполлинер и др.). Кроме того, 1910-е гг. печально знамениты в истории тем, что в это время в Европе шла Первая мировая война, значительно изменившая многие устоявшиеся представления человечества.
Формирование нового мироощущения объяснялось следующими факторами. До начала 20 века считалось, что человечество идёт по пути прогресса и что духовному потенциалу личности ещё предстоит раскрыться. Однако исторические катаклизмы привели к разрушению всяких иллюзий. «Переоценке ценностей» (выражение Фридриха Ницше) в глобальном масштабе способствовали и научные открытия (исследование клеточного ядра, теория относительности Эйнштейна, психоанализ Фрейда, геометрия Лобачевского и т. д.), расширившие горизонты познания.
45. Поиски высшего морального закона, образы-символы в произведениях А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Планета людей».
Сама история о “Маленьком принце” возникла из одного из сюжетов “Планеты людей”. Это история случайной посадки самого писателя и его механика Прево в пустыне. У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Здесь, например, к ним ведут сюжетные линии: это поиски воды изнемогающими от жажды летчиками, их физические страдания и удивительное спасение.
Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения.
В “Маленьком принце” Экзюпери наполнит этот символ глубоким философским содержанием.
Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.
Другой немаловажный символ, к которому обращено практически все произведение – это роза.
Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. “Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…”
50. Идейно-эстетическая эволюция Э. Хемингуэя и ее воплощение в повести «Старик и море». Поэтика произведения. Хемингуэй-маринист.
Большинство проявлений скрытности, косвенности и незаконченности сообщений сосредоточено в диалогах, которые ведут между собой герои Хемингуэя. Из сопоставления их реплик с различными обстоятельствами происходящего рождаются важные, порой неожиданные для нас представления.
С косвенностью, завуалированностью сообщений в романах Хемингуэя тесно связана другая заметная черта его литературного стиля – лаконизм авторской речи и реплик действующих лиц. Лаконизм языка замечателен тем, что в каждую сжатую фразу и короткую реплику писатель вкладывает глубочайший смысл, наполняет ее важной информацией.
Литературные критики относят Хемингуэя к писателям-реалистам. Именно правдивость стала основой его творческой манеры. Однако её он понимал не как натуралистическое описание, а как воссоздание правды силой писательского воображения, которое базируется на наблюдении жизни.
В «Старике и море» стерлась резкая грань между простым человеком, который так нравится Хемингуэю, и его же лирическим героем. Кашкин считает, что образ Сантьяго нельзя назвать целостным, но он однозначно богатый и разнообразный. Сантьяго не одинок и может передать свое мастерство другому человеку. Автор написал книгу так, что она открыта в будущее. «Род проходит и приходит, но не только земля, а и дело человека пребывает вовеки не только в собственных созданиях искусства. Оно, как и мастерство передается из поколения в поколение.
55. У. Эко и постмодернизм. Роман «Имя розы»: история создания, образы Адсона и Вильгельма, ключевые символы.
Умберто Эко (родился в 1932 г.) – итальянский ученый-философ, один из крупнейших писателей современности, историк-медиевист, профессор семиотики и литературный критик. Действие романа разворачивается на северо-западе Италии, время происходящих событий – ноябрь 1327 года. Роман «Имя розы» в литературоведении принято рассматривать в контексте постмодернизма XX века, так как в нем наглядно прослеживаются черты, свойственные произведениям постмодернистской традиции.
Во-первых, для романа характерен синтез жанровых форм: в нем изящно переплетены жанры исторического романа, философского романа, детектива и политического романа.
Роман «Имя розы» – это многоплановая структура, своеобразный лабиринт, в котором читатель видит множество ходов. В данном произведении наблюдается историзм и достоверность исторических фактов, например, точно указываются время и место действия, а многие герои романа являются реальными историческими личностями: например, инквизитор Бернард Ги, Убертин Казальский, минорит Михаил Цезенский, брат Дольчин и другие. В нем также описывается спор францисканцев и доминиканцев относительно положения о бедности Христа, причем принятие либо опровержение данной теории должно было непременно повлечь за собой значительные изменения в догматах церкви. Помимо этого противостояния, действительно имевшего место в истории, в романе также повествуется о деятельности политической оппозиции против Иакова Кагорского, избранного новым папой и нареченного Иоанном XXII – его обвиняли в постыдных преступлениях, недопустимых для папы.
60. Творческое наследие Н. Гоголя. Региональный колорит, реальное и ирреальное в произведениях писателя.
Все произведения Гоголя, в которых так или иначе присутствует фантастика, делятся на два типа. Деление зависит от того, к какому времени относится действие - к современности или к прошлому.
С элементами фантастики и гротеска в творчестве Николая Васильевича Гоголя мы встречаемся в одном из первых его произведений "Вечера на хуторе близ Диканьки" и повести «Вий», включённой в сборник «Миргород». Писатель подчинил фольклорно-этнографические материалы задаче воплощения духовной сущности, нравственно-психологического облика народа как положительного героя книги. Волшебно-сказочная фантастика отображается Гоголем не мистически, а согласно народным представлениям. Это первый этап гоголевской фантастики.
В произведениях о прошлом (пять повестей из «Вечеров» - «Пропавшая грамота», «Вечер накануне Ивана Купала», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Заколдованное место») фантастика имеет общие черты. В произведениях, относящихся к жизни современного поколения, фантастика строится иначе. Это произведения «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь, или Утопленница». Собственно фантастическое (в форме предания) приурочено к далёкому прошлому, а на события же сегодняшнего временного плана словно ложится излучаемый из прошлого фантастический свет.
Герои "Вечеров..." находятся во власти религиозно-фантастических представлений, языческих и христианских верований. Отношение самого автора к сверхъестественным явлениям откровенно ироническое. Чертям, ведьмам, русалкам Гоголь придает вполне реальные человеческие свойства. Так, черт из повести "Ночь перед Рождеством" "спереди -- совершенный немец", а "сзади -- губернский стряпчий в мундире". И, ухаживая, как заправский ловелас, за Солохой, он нашептывал ей на ухо "то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду".
65. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве (на примере рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).
В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» Александр Исаевич Солженицын описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так, что читатель может представить себе лагерную жизнь сорокалетнего крестьянина Шухова и его окружения во всей полноте. Ко времени написания повести ее автор был уже очень далек от социалистических идеалов. Эта повесть – о противозаконности, противоестественности самой системы, созданной советскими руководителями.
Образ главного героя – собирательный. Основным прототипом Шухова часто называют Ивана, бывшего солдата из артиллерийской батареи Солженицына. При этом сам писатель был заключенным, который каждый день своего пребывания в лагере наблюдал тысячи сломанных людских судеб и трагедий. Материалом для его повести стал результат страшного беззакония, который не имел ничего общего с правосудием. Солженицын уверен, что советские лагеря были такими же лагерями смерти, как фашистские, только убивали там собственный народ.
Иван Денисович давно понял, что для выживания недостаточно ощущать себя советским человеком. Он избавился от идеологических иллюзий, бесполезных в лагере. Это его внутреннее убеждение ярко демонстрирует сцена, когда кавторанг Буйновский объясняет герою, почему солнце в зените бывает в час дня, а не в 12 часов. Декретом правительства время в стране перевели на час вперед. Шухов удивлен: «Неуж и солнце ихним декретам подчиняется?» С советской властью у Шухова теперь другие отношения. Он – носитель общечеловеческих ценностей, которые не удалось в нем разрушить партийно-классовой идеологии. В лагере это помогает ему выстоять, остаться человеком.
Судьба заключенного Щ-854 похожа на тысячи других. Он честно жил, пошел на фронт, но попал в плен. Из плена ему удалось бежать и чудом пробиться к «своим». Этого было достаточно для серьезного обвинения. «В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой: не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживешь малость. Подписал».
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 86.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты