1. Стереотипы и дискриминация.
2. Стереотипы о детях с ОПФР.
3. Пути преодоления стереотипов и профилактика дискриминации детей с ОПФР.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Стереотипы и дискриминация.
Социальный стереотип – это устойчивое, категоричное и предельно упрощенное представление (мнение, суждение) о феномене, явлении, группе, историческом человеке, распространенном в данной социальной среде. Социальный стереотип может быть позитивным, нейтральным и негативным. Отрицательный стереотип – это предубеждение. Дискриминация – это несправедливые действия в отношении членов определенных социальных групп, обусловленные предрассудками.
Дискриминация – это негативное отношение, предвзятость, насилие, несправедливость и лишение определенных прав людей из-за их принадлежности к определенной социальной группе. Она включает в себя формирование отношения к индивидууму или группе людей на основе их принадлежности к определенной группе населения, что «в каком-то смысле хуже, чем с людьми обычно обращаются».
2. Стереотипы о детях с ОПФР.
Основные стереотипы о детях с ОПФР:
- Все дети с ОПФР агрессивны.
- ОПФР – это болезнь.
- Наличие интеллектуальных нарушений у детей, имеющих физические или сенсорные нарушения.
- Стереотип «интегрированного класса» - в таком классе все дети имеют низкий уровень развития и слабую успеваемость.
- Дети с особенностями «обречены» на неуспешность и в школе, и во взрослой жизни.
3. Пути преодоления стереотипов и профилактика дискриминации детей с ОПФР.
Нам представляется направления пропедевтической работы с родителями детей с ОПФР:
- знакомство родителей с их правами и обязанностями в условиях инклюзии;
- информирование о создании в школе необходимой для ребенка безбарьерной среды;
- определение необходимости подготовки группы к появлению его ребенка в зависимости от типа ограничения;
Некоторые ограничения очевидны, в то время как другие становятся очевидными лишь в течение учебного года, какие-то замечают только специалисты. Например, ребенок, у которого эпилепсия. Эпилептические припадки могут вызвать страх у присутствующих, требуются знания, как оказать первую медицинскую помощь, поэтому родители такого ребенка могут пожелать побеседовать с детьми группы; сам ребенок также может пожелать присутствовать при таком разговоре; родители могут предпочесть, чтобы педагог сам провел беседу с воспитанниками; могут пожелать, чтобы расстройство оставалось конфиденциальным. В любом случае, выбор родителей требует уважения.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Анализ документального фильма «Клеймо»
Этот фильм рассказывает о людях, которых принято называть «инвалидами». «Клеймо» — фильм о ярлыках, которые общество вешает на людей, непохожих на других, и о человечности, которая помогает эти ярлыки снять
В этом фильме принимал участие фотограф Владимир Мишуков, у него четверо детей, у младшего Платона синдром Дауна, он говорит, что детям с рождения нужно говорить, что человек - это не две ноги, две руки, торс и голова, а прежде всего душа, заключенная в некую оболочку, которая может быть разной.......
2. Прочитайте отрывок из статьи Л. С. Выготского «К психологии и педагогике детской дефективности»
Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган.
Социальный вывих – представляет собой определенное отклонение в рамках формирования социальных взаимоотношений и определяет систему взаимоотношений в социуме.
2. Основными условиями формирования социального вывиха являются такие как формирование исключительного и особенного отношения к детям данной категории, перестройка социальных позиций в семье, повышенный уровень внимания и заботы о детях данной категории, выделение данного ребенка как особенного в рамках взаимоотношений с другими детьми.
3. Работа с кейсом «Стереотипы в отношении людей с особенностями развития и инвалидностью».
Тема: Особенности детей с ОПФР
Цель: сформировать представление о особенностях взаимодействия с детьми с ОПФР
Основные упражнения
Упражнение № 1.
Цель: установление эмоционального контакта, объединение в рамках профессиональной принадлежности.
«Пришла весна и это хорошо…»
«Пришла весна и это плохо…»
Через одного человека студенты по кругу говорят свое высказывание.
«Если я буду работать с детьми с особенностями психофизического развития, это хорошо, потому, что…»
«Если я буду работать с детьми с особенностями психофизического развития, это плохо, потому, что…»
Если в первом круге студент говорил «…плохо», то во втором должен говорить «…хорошо».
4. Доклад «Успешные люди с инвалидностью»
1. Стивен Хокинг – Когда Стивену был 21 год, врачи поставили ему диагноз паралич и сказали, что жить ему осталось два года. Однако парень не опустил руки и не только продолжал много читать, но стал одним из наиболее известных физиков-теоретиков того времени. В 1985 году он потерял способность говорить, но и это не остановило его.
2. Ник Вуйчич – Этот молодой человек родился с очень редким заболеванием под названием синдром тетра-Амелии. Но и это тяжелейшее ограничение его физических возможностей не заставило Ника остановиться, наоборот, такие же как он люди (и не только) черпают вдохновение благодаря его деятельности: он написал книгу о том, что чувствовать себя счастливым в этой жизни можно несмотря ни на что, и что нет ничего невозможного. Сегодня, пытаясь помочь другим людям, он проводит мотивационные беседы и семинары.
5. Задания по развитию дидактических умений педагога работающих в условиях образовательной инклюзии
На современном этапе развития общества, в связи с реформами в образовании остро встал вопрос о введении инклюзивного обучения. Это предполагает получение образования детьми со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья в школах и детских садах общего типа – совместно с нормально развивающимися сверстниками.
В новых социальных условиях, работая по новым образовательным стандартам, педагогический состав учреждений должен овладеть необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики.
Различные аспекты проблемы развития профессиональной компетенции и профессиональной готовности педагогов являлись предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых.
По мнению В. А. Сластенина и Л. С. Подымова, подготовка педагога состоит из последовательных этапов:
- развития творческой индивидуальности;
- овладения основами методологии научного познания и педагогического исследования;
- освоения технологии инновационной деятельности, практической работы по введению новшества в педагогический процесс.