Психология и этика деловых отношений
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Вопросы
на тему: «Психология и этика деловых отношений»
по дисциплине: «Психология и этика деловых отношений»
2021
6.00 BYN
Психология и этика деловых отношений
Тип работы: Вопросы
Дисциплина: Психология и этика деловых отношений
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
1. Задачи психологии и профессиональной этики. (2.С.5-9).
Задачи психологии:
качественное изучение психических явлений;
анализ формирования и развития психических явлений;
изучение физиологических механизмов психики;
содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.
2. Методы современной психологии и этики и их использование в профессиональной деятельности. (2.С.9-14).
В психологии, как и в других науках, для получения факторов, их обработки объяснения используется определенная совокупность методов (приемов) использования. Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на 4 группы:
– организационные методы;
– эмпирические способы добывания научных данных;
– приемы обработки данных;
Основными методами психологического исследования являются наблюдение, беседа, эксперимент.
3. Требования к нравственному облику современного специалиста. Высшие общечеловеческие ценности. (2.с. 14-24).
Требования к нравственному облику современного специалиста можно представить в трех измерениях: как систему общих, конкретных и специфических нравственных качеств.
Общие нравственные качества являются базовыми, а все последующие предметно их раскрывают. Общие нравственные качества: верность своему Отечеству, соблюдение лучших традиций своего народа, бережное природопользование; признание суверенности личности и неприкосновенности ее достоинства, вера в неиссякаемость человеческого добра; справедливость как объективная оценка личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость к общению, самокритичность. Их стабильность и содержательность определяют его нравственное здоровье, характер действий в условиях морального выбора.
4. Сознание и психика. Структура сознания и его основные психологические характеристики. (2.с.25-29).
Главная отличительная особенность психики человека – наличие сознания, а сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта.
Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер: труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте (то есть, происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей). Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.
5. Рациональные приемы запоминания. Способы развития памяти. (2.с.72-75).
Рациональные приемы запоминания информации:
Рациональный - основной способ запоминания. Насколько эффективно мы можем его использовать, определяется возможность нашего интеллекта в целом. Этот способ основан на установлении смысловых, логических связей внутри запоминаемого материала, а также между ним и накопленными знаниями. Смысловые связи, на которых основано рациональное заучивание, характеризуются большей прочностью, чем механически возникающие связи. Одним из важнейших приемов рационального запоминания является прежде всего смысловая группировка материала, т.е. группировка его по смыслу. Так, следователь, запоминая информацию, содержащуюся в материалах уголовного дела, мысленно разбивает ее на определенные группы, объединенные между собой общим смысловым стержнем. Пользуясь этим способом, мы применяем логическую память. Тренировать ее - значит тренировать интеллект, углублять и расширять свои знания.
6. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Виды, операции и формы мышления. (2.С.75-81).
В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимает слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются еще и на основании особенностей задач – практических и теоретических.
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.
7. Способы развития внимания специалиста (интернет-ресурсы).
4 способа развития внимания
Чтобы развитие внимания было понятной и простой задачей, следуйте рекомендациям:
Концентрируйтесь на одном Много дел – составьте список. Начните с первого пункта, забыв про остальные. В процессе выполнения появилась новая задача – добавьте к списку. Секрет: Сознание справляется с 5-7 раздражителями одновременно. Кроме удержания задачи в голове, вы еще слушаете, говорите, уворачиваетесь от препятствий. — Вот зачем я пришёл на кухню?.. Человек с более чем 5 раздражителями.
8. Роль воображения в профессиональной деятельности. Техническое творчество.(2.с.65-66).
Воображение – это познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Посредством воображения создаются образы, никогда в целом не воспринимавшиеся человеком в действительности. Сущность воображения заключается в преобразовании мира. Этим определяется важнейшая роль воображения в развитии человека как действующего субъекта.
9. Функции эмоций и чувств. (2.с.85-88).
Эмоции и чувства - это психические процессы, отражающие личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.
Эмоции и чувства включаются во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
В современной психологии выделяют несколько основных функций эмоций: сигнальную, оценочную, приспособительную, регуляторную, коммуникативную,
10. Стресс. Пути преодоления стрессов и повышения стрессоустойчивости. (Консультация).
«Стресс – состояние напряжения организма человека или животного как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.)».
По своей сути стресс - это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные и позитивные эмоции. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, и в этом случае он имеет положительное значение. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы, способность решать проблемы и может вызвать серьезные заболевания.
11. Виды чувств и их формирование в профессиональной деятельности. (2.С.90- 92).
различают следующие чувства: моральные (нравственные), интеллектуальные (познавательные), эстетические.
Моральным чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному. В сфере высших чувств моральным чувствам принадлежит особое место.
Моральные, или нравственные, чувства возникают и развиваются в процессе совместной деятельности людей и испытывают влияние нравственных норм, фактически господствующих в данном обществе. Они возникают под влиянием поведения и поступков других людей и своих собственных. Эти переживания – своеобразный результат оценки поступков, их соответствия или несоответствия нормам морали, которые человек считает обязательными для себя и других. Положительные оценки поступков вызывают у человека чувство удовлетворения, отрицательные – внутренний протест.
12. Воля: понятие, особенности волевой деятельности. Волевые качества личности и самовоспитание воли современного специалиста. (2.с.92-97).
Воля формирует определенные качества личности, входящие в структуру характера, которые получили название ``волевые качества''.
Определение. Волевые качества личности -- это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.
13. Личность: понятие, ее структура. (2.С.30-35).
Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. ... В широком, традиционном смысле личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все физиологические особенности его организма.
Структура личности представляет собой набор неизменных и стабильных свойств, которые проявляются индивидуумами в самых разнообразных ситуациях. В психологии принято делить свойства на три класса: черты характера, способности и мотивы.
14. Механизмы психологической защиты личности. (2.с.35-38).
Функциональное значение психологических защит состоит в ослаблении тревоги, напряжения, беспокойства, фрустрации, обусловленных противоречием между импульсами бессознательного и требованиями внешней среды, возникающими в результате взаимодействия с окружающим. Психологическая защита выполняет функцию регуляции поведения человека, делая его более адаптивным, повышает приспособляемость, стабилизирует психику и нормализует состояние личности.
К основным защитным механизмам относятся: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, сублимация, отрицание.
15. Направленность личности. Мотивы и мотивация. (2.с.39-44).
направленность личности — это система потребностей, интересов, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций человека, придающая его жизни осмысленность и избирательность.
Характеристики направленности:
- широта — это количество жизненно важных интересов;
— уровень направленности — это общественная значимость направленности человека;
— интенсивность направленности связана с ее эмоциональной окраской. Она колеблется от смутных влечений до полной убежденности;
- устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни;
- действенность направленности определяет активность реализации целей в деятельности.
16. Самосознание личности и ее жизненный путь. (2.С.44-49).
Прежде всего, это единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как Я является, таким образом, результатом развития.
17. Понятие о деятельности, ее структура. (З.с. 135-137).
Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.
18. Игра, как специфическая форма жизни и развития человека. Типология игр. (З.с. 141-142).
Сущность игры заключается в том, что она не есть обычная, реальная жизнь, а условность, специфически входящая в реальную жизнь. Специфичность ее в том, что игра — это свободное проявление человеческой деятельности: Игра не может быть навязана физически или морально. Цели, которые преследует игра, лежат вне непосредственных материальных интересов.
Как самостоятельный вид деятельности, игра наиболее полно представлена в жизнедеятельности ребенка. Она является для него стихийным воспитательным институтом, в котором он осваивает жизнь, приобретает знания и опыт, навыки общения, стимулы к развитию фантазии и творческого мышления.
19. Учение, как вид деятельности личности. (З.с.142-144).
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков, необходимых в конечном счете для выполнения трудовой деятельности. Особенность учебной деятельности состоит в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.
Учебная деятельность - ведущая деятельность школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта прежде всего в виде интеллектуальных основных операций и теоретических понятий.
20. Трудовая деятельность. (З.с. 144-148).
Трудовая деятельность человека является разновидностью его социального поведения. Трудовая деятельность – это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в трудовые организации. Трудовая деятельность работников обеспечивает решение ряда задач:
1. создание материальных благ как средств жизнеобеспечения человека и общества в целом;
2. оказание услуг различного целевого назначения;
3. разработка научных идей, ценностей и их прикладных аналогов;
4. накопление, консервация, переработка и анализ, передача информации и ее носителей;
5. развитие человека как работника и как личности др.
21. Понятие о характере. Структура и черты характера. Пути формирования положительных черт характера в учебной и трудовой деятельности.
Характер -- это подструктура личности, которая образуется индивидуально своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражает её отношение к действительности и обуславливает типичный для данной личности способ поведения.
Характер человеческой личности всегда многогранен. Его определяет совокупность черт, качеств личности. Все эти черты, или качества, личности можно условно разделить на несколько групп, которые отражают отношение человека к разным сторонам жизни. В каждую группу входят позитивные и негативные качества.
22. Способности: понятие, виды, характеристики, структура. (2.С.1 э /).
Существуют разные классификации способностей.
По происхождению выделяют природные и специфически человеческие способности:
1) природные (естественные) способности - это способности биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их основе через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
2) специфически человеческие способности - это способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие человека в социальной среде.
23. Группы и их классификация. (2.С.143-147).
Группа – это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т. д. Соответственно строится и классификация групп: группы малые и большие, которые, в свою очередь, подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития – развитые и недостаточно или низкоразвитые группы.
Большие группы могли быть реальными (контактными), образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени.
24. Коллектив как высшая форма развития группы. (2.с.147-148).
Идея коллективизма была разработана в отечественной науке А. С. Макаренко. Развитие коллектива зависит от динамики деятельности и отношений, согласованности действий, единства требований к членам коллектива.
Первая стадия развития коллектива характеризуется предъявлением требований только со стороны его руководителя. Это довольно низкий уровень группового сплочения. Люди еще не готовы к общим действиям и групповые нормы пока еще не выработаны.
Вторая стадия вызвана развитием социальных отношений. Формируются групповые нормы и действия. Все большее количество людей способны к согласованным действиям. Требования руководителя поддерживаются наиболее активными членами группы. Создается социальный актив, лидерство.
25. Межличностные отношения в коллективе. Социально-психологический климат коллектива. (З.с. 154-164).
Межличностные отношения - система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
А так же, межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
В многочисленных работах, посвященных исследованию групп и коллективов, групповой динамике, группообразованию, коллективообразованию и т.д., показано влияние организации совместной деятельности и уровня развития группы на становление межличностных отношений на становление сплоченности, ценностно-ориентационного единства членов коллектива.
26. Лидер и проблема лидерства в коллективе. (2.с. 153-155).
Лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.
Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.
Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может. Понятие "лидер" приобретает значение лишь вместе с понятием" "цель". Действительно, нелепо бы выглядел лидер, не имеющий цели. Неотъемлемым свойством лидера является наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей между людьми в системе, которые бы способствовали решению конкретных задач в рамках единой цели. То есть лидер – это элемент упорядочивания системы людей.
27. Стили управления коллективом.
1. Директивный (командный) стиль
Главная цель директивного стиля, который мы привыкли называть командным, - немедленное подчинение сотрудников.
Особенности:
• Стиль общения «делай так, как я сказал»,
• Непосредственный контроль подчиненных,
• Мотивация дисциплиной и угрозами штрафных санкций.
2. Авторитарный (визионерский) стиль
Главная цель – предоставление долгосрочной стратегии развития и создание перспектив для сотрудников.
28. Понятие этикета. Нормы, принципы и правила этикета.
Этикетная культура — это выражение общей нравственной культуры, воспитанности человека, его внутреннего отношения к окружающим в определенных принципах и нормах этикета. К основным принципам этикета относятся прежде всего внимание и уважение к другим людям, требующие от нас соблюдения таких норм, как вежливость, тактичность, чуткость, чувство меры, деликатность, умение слушать, скромность.
1. Вежливость проявляется во многих конкретных правилах поведения: приветствии, обращении к человеку, умении помнить его имя и отчество, важнейшие даты его жизни.
2. Тактичность и чуткость — это внимание к тем, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, чем мы можем доставить им удовольствие, радость или наоборот, вызвать раздражение, досаду, обиду.
29. Культура речи в деловом общении. (З.с.202-204).
Одним из значимых компонентов культуры делового общения является речевая культура: умение грамотно, ясно и логически последовательно излагать собственные мысли, учитывая при этом социальные, профессиональные и индивидуально-психологические особенности партнера по общению.
Показателями культуры речи в деловом общении являются:
• Словарный запас - от него напрямую зависит яркость речи и способность человека внятно и красиво донести свои мысли, убедить партнеров и коллег в значимости своих идей.
30. Этикет деловых телефонных разговоров. (2.С.188-193).
При эффективном использовании телефон становится важнейшим компонентом имиджа фирмы, а умение сотрудников фирмы вести телефонные переговоры определяет ее репутацию и размах ее деловых коммуникаций.
Очень важна корректировка общения по телефону. Анализ показывает то, что именно в телефонном разговоре около 40% занимают повторения слов, паузы. Лишняя информация, поэтому к телефонному разговору надо заранее готовиться, подбирать нужный материал, документы, предложения, адреса.
Следует составить план беседы, если телефонный разговор для вас важен, записать вопросы, спрогнозировать вероятные ответы и предложения делового партнера, держать в памяти либо на бумаге даты и номера документов, материалов, имеющих отношение к делу.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты