1. Теоретический вопрос
Ряд исследователей полагают, что финансово-правовые отношения регулируются методами, свойственными административному праву в контексте публичного характера данных отраслей права.
Дайте оценку данному мнению. Изложите свою мотивированную точку зрения по данному вопросу.
Ответ
Вопрос о соотношении административно-правовых и финансово-правовых норм вытекает из проблемы соотношения административного и финансового права, их предметов, методов, источников и институтов. В советской правовой науке дискуссия по этому вопросу по сути, продолжается до сих пор, так как до настоящего времени проблема соотношения (разграничения) административного и финансового права не подвергалась всестороннему изучению учеными-правоведами и, как следствие этого, не получила серьезного доктринального обоснования.
В настоящее время возврат к многоукладной экономике обусловил необходимость развития финансового права в качестве самостоятельной правовой отрасли. Однако по-прежнему вопрос о соотношении административного и финансового права остается открытым, поскольку как в советское время, так и сейчас ученая дискуссия так и не продвинулась дальше обсуждения темы самостоятельности (или несамостоятельности) финансового права. Тем самым было подчеркнуто, что финансовое право в целом - отрасль самостоятельная и с административным правом никак не связанная.
Однако, несмотря на это, никто из ученых (по крайней мере, в настоящее время) не отрицает комплексного характера обеих отраслей, который выражается в использовании единого метода правового регулирования, в сходном правовом статусе субъектов правоотношений, а также в наличии смежных институтов (главным образом принуждения и контроля). Вышесказанное обуславливает теснейшую взаимосвязь норм административного и финансового права, сходства и различия которых и являются предметом этой статьи. «В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников» - так написано в современном учебнике.
Как известно, нормы права можно классифицировать по множеству различных признаков. Для целей настоящей статьи мы возьмем лишь те из них, которые позволяют наиболее ярко отразить сходства и различия административно-правовых и финансово-правовых норм. Это легче всего сделать с помощью таких признаков, как предмет и метод регулирования, субъект правотворчества, а также назначение норм.
1) К признакам налога относятся:
а) обязательность уплаты;
б) индивидуальная безвозмездность;
в) денежная форма уплаты;
г) уплата за счет средств, принадлежащих плательщику на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления
Ответ:
2) Денежная форма уплаты налога означает:
а) что налоги не могут быть уплачены в натуральном выражении;
б) что налоги могут быть уплачены ценными бумагами;
в) что налоги могут быть уплачены зачетом встречных требований;
г) что при уплате налога в натуральной форме, суммой уплаченного налога является стоимость имущества, передаваемого государству в качестве налогового платежа.
Ответ:
3) Какие признаки характерны для сбора (пошлины):
а) пошлина (сбор) является относительно возмездным платежом;
б) пошлина (сбор) является разовым платежом;
в) уплата пошлины (сбор по общему правилу носит добровольный характер;
г) пошлина (сбор) призвана компенсировать расходы органов государственной власти;
Ответ:
4) По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением налогов, выделяют:
а) республиканские налоги;
б) региональные налоги;
в) местные налоги.