1. Предпринимательская деятельность на рынке образовательных услуг.
2. Рынок образовательных услуг, его основные черты и производство.
3. Роль и особенности основных экономических законов в экономике образования.
4. Виды финансирования и налогообложения в сфере образования.
1. Предпринимательская деятельность на рынке образовательных услуг
Под предпринимательской деятельностью вуза понимается совокупность действий образовательных учреждений (организаций), инициируемых и осуществляемых ими самостоятельно, добросовестно и на свой страх и риск, по владению, использованию и распоряжению материальными и нематериальными благами и ресурсами в целях оказания образовательных услуг, а также для создания иных общественно-полезных результатов труда. Образовательное предпринимательство является разновидностью профессиональной деятельности физических и юридических лиц и проявляется посредством оказания образовательных услуг, направленных на удовлетворение потребностей общества и его членов в повышении образовательного уровня, инновационное использование образовательных ресурсов и получение экономической выгоды, необходимой для сохранения и развития вуза. Предпринимательская деятельность вуза включает в себя образовательное предпринимательство и иные виды предпринимательской деятельности (сдача в аренду помещений и площадей вуза, производственную деятельность, книгоиздательство и др.).
2. Рынок образовательных услуг, его основные черты и производство
Рынок образовательных услуг представляет собой систему экономических отношений, которые складываются между производителями образовательных услуг, потребителями и посредниками по поводу производства, обмена и потребления образовательных услуг и продуктов.
Рынок образовательных услуг выполняет следующие функции:
• обеспечивает конкурентоспособность образовательных услуг и дифференциацию их производителей;
• способствует сбалансированному воспроизводству и перераспределению высококвалифицированных кадров в условиях структурных изменений экономики;
• учитывает общественно необходимые затраты на производство образовательных услуг и определяет цены;
• создает условия для сбалансированного спроса и предложения на образовательные услуги.
Для рынка образовательных услуг характерны следующие особенности:
1. Рассогласование рынка труда и рынка образовательных услуг. Диспропорция между структурой и объемами подготовки специалистов и профессионально-квалификационной структурой спроса на рабочую силу является одним из существенных факторов, задающих количественные и качественные параметры дисбаланса;
2. Большой временной лаг между возникновением спроса на специалистов того или иного профиля и периодом, когда этот спрос может быть удовлетворен.
3. Спрос на рынке образовательных услуг имеет ярко выраженную региональную локализацию, т. е. большинство абитуриентов являются потребителями на региональном рынке образовательных услуг и большинство выпускников востребованы региональным рынком труда.
3. Роль и особенности основных экономических законов в экономике образования
С точки зрения экономики, образование – одна из крупнейших отраслей в любой стране мира.
Экономические отношения в образовании выражают деятельность при предоставлении образовательных услуг в условиях использования ограниченных ресурсов и соизмерении производимых затрат с достигаемым результатом. Развитие экономических отношений базируется на поиске альтернативных способов использования ограниченных ресурсов и оптимизации соотношения выгод и издержек.
Логика формирования экономической системы (механизма) образовательного учреждения – как в условиях ограниченных бюджетных средств создать возможности эффективного функционирования образовательного учреждения в процессе производства образовательных услуг (функционирование образовательного процесса).
Экономические законы в экономике образования:
▪ закон возрастающих альтернативных издержек: с ростом производства продукта растут и альтернативные издержки, то есть с производством каждой новой единицы продукта возрастают и затраты на производство этой дополнительной единицы продукта.
4. Виды финансирования и налогообложения в сфере образования
В международной практике различают три основные модели финансирования образования:
• модель финансирования образования, ориентированная на свободный рынок;
• модель финансирования образования, ориентированная на общественный рынок;
• антирыночная модель социального финансирования образования, ориентированная на альтернативное интегрированное общество.
Модель, ориентированная на свободный рынок. Разные формы этой модели используются в основном в государствах континентальной Европы и на островах. Эта модель побуждает государственные и частные учебные заведения соответствовать способам финансирования, принятым на рынке. Модель предполагает повышение качества учебы студентов, рост прибыли учебного заведения и приведение «рвения к образованию» в соответствие с финансовыми издержками на образование со стороны государства и отдельных лиц согласно потребностям в рабочих местах и стабильности общества.
Модель финансирования образования, ориентированная на общественный рынок. Последователи этого вида финансирования образования в большей степени заинтересованы в стратегии, продвигающей индивидуума и стимулирующей активное успешное обучение в течение определенного периода времени. Эта система финансирования, выбранная современными социал-демократическими партиями Западной Европы, характеризуется равновесием между личной ответственностью обучаемого и активной помощью государственных и, в большей степени, негосударственных учебных заведений индивидуумам в их учебе и построении карьеры.