Политология
БГУФК (Белорусский государственный университет физической культуры)
Вопросы
на тему: «Политология»
по дисциплине: «Политология»
2021
6.00 BYN
Политология
Тип работы: Вопросы
Дисциплина: Политология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
Поделиться
1. Место политологии в системе общественных наук
Политическая наука или политология – наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
3. Категории, методы и функции политологии
Категории политологии – это ее узловые понятия, каждое из которых представляет собой самостоятельный предмет исследования и вместе с тем служит изучению науки о политике в целом. Центральной в политологии можно назвать категорию "политическое".
Политическое – это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или объединениями в процессе их совместной политической деятельности в конкретных ситуациях и проявляющихся в их отношениях друг к другу, к тому, что они имеют, к политике и власти, к политическим явлениям и процессам.
5. Методы политической науки
Метод исследования в политологии – это совокупность приемов и способов построения научного знания и его применения в исследовании тех или иных явлений.
Традиционные методы, применяемые в политологии, – это исторический, ценностно-нормативный, институциональный методы.
Исторический метод применяется в политологии для описания истории государств и характеристики исторических личностей.
Ценностно-нормативный метод помогает выяснить значение политических явлений для общества и личности, дать их оценку в сопоставлении с определенной ценностью, нормой.
Институциональный метод – это метод изучения политических институтов (государства, права, политических партий и движений) и их взаимодействий.
К современным методам политологии можно отнести сравнительный, системный, структурно-функциональный, антропологический, психологический, социологический и бихевиористский методы.
7. Политическая мысль: возникновение, основные этапы становления и развития
Первые попытки систематизировать знания о политике и придать им наукообразную форму начинают предприниматься с VI – IV вв. до н. э. такими учеными, как Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель и другие. С этого периода времени и до наших дней политическая мысль прошла несколько исторических этапов развития.
1. Античность (VI–IV в. до н.э.). Древняя Греция. Платон, Аристотель. Создали систематизированные концепции политического знания (наука о политике). Проблема человека и его связь с природой и государством. Идеальная форма правления – справедливое государство (Платон). Справедливость: каждый должен знать свое место и принадлежность к определенной страте (военных, мыслителей, ремесленников). Переход из страты в страты не допускался. Власть принадлежала самым мудрым. Правильные формы государственного устройства по Платону: монархия, аристократия, полития. Неправильные формы: олигархия, демократия, среднее между ними. Аристотель рассматривал справедливость уравнивающую и распределяющую: полис – сообщество свободных древнегреческих граждан, но каждый из них вносит свою лепту в его развитие, отсюда распределение взносов, наград.
9. Политика и религия
Взаимосвязь религии и политики в современном мире:
1) Религия по-прежнему в значительной мере влияет на политическую жизнь в большинстве стран мира, включая страны, где большая часть населения нерелигиозна.
2) Религия решающим образом влияет на политическую культуру большинства стран и народов мира.
3) Религиозная символика присутствует в качестве составной части символики государств, политических партий, общественных организаций.
4) Религиозные праздники являются также и государственными в большинстве стран мира.
5) Религиозные деятели входят в состав политической элиты многих стран.
6) Присяга высших должностных лиц при вступлении в должность часто сопровождается религиозным обрядом.
11. Основные направления современной политологии
Под современными направлениями политологии понимают проблемы политической науки, поставленные в различные периоды XX в. и являющиеся предметом обсуждения и дальнейшего исследования в настоящее время.
1.Социологическое направление.
М. Вебер, Э. Дюркгейм, М. Дюверже изучает явление политики через призму общества и его развития.
Итальянцы В. Парето и П. Моска разработали основы современной концепции элит, манипулирование массами с помощью понятия «львы и лисы».
М. Вебер изучает политику на основе ценностей, идеалов, веры, которая оказывает влияние на развитие общества.
13. Политические отношения и власть: сущность и содержание власти, специфика политической власти
Отношения, складывающиеся между людьми в связи с их участием в делах политически организованного сообщества, в государственных делах, называются политическими отношениями. Они являются связующими сетями политики, выступают одной из подсистем политической системы общества.
Политические отношения представляют собой взаимодействие субъектов политики по поводу приобретения, использования и перераспределения политической власти; систему многообразных, многоуровневых, стихийных и сознательных взаимосвязей и взаимодействий субъектов и объектов политики.
15. Легальность, легитимность и эффективность политической власти.
Легитимность власти – это политико-правовое понятие, характеризующее согласие народа с настоящей властью, добровольное признание за властью права принимать ответственные и обязательные решения. Легитимность отображает политическое свойство государственной власти, при котором большинство граждан страны признают законность и правильность ее формирования и функционирования.
Понятие «легитимность» не следует отожествлять или путать с понятием «легальность» означающим юридическую законность, соответствие ей.
Понятие «легитимность» ввел М. Вебер, и он же по критерию мотивов подчинения выделил три основных «чистых» типа легитимности политической власти (господства):
- традиционная (патриархальная) легитимность. Основа власти - религиозная вера в священность издревле существующих порядков, в божественное происхождение власти. Отношения: монарх – подданные; господин – слуги; т.е. отношения, присущие докапиталистическим (доиндустриальным) обществам аграрного типа, феодальным монархиям.
17. Политическая система общества: ее структурные элементы
Политическая система общества (ПСО) – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных различным социальным нормам, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Она включает организацию политической власти и отношения между обществом и государством.
Политическая система состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Различные исследователи называют разное количество таких подсистем, однако их можно сгруппировать по функциональному признаку:
1) институциональная подсистема – государство, партии, группы давления, СМИ, церковь и т.д.
19. Политический режим, типология
Политический режим – это способы политического властвования, порядок взаимоотношений между гражданским обществом и политической властью. В политической науке наиболее распространенным является представление о политическом режиме как определенном сочетании:
1) Принципа легитимности. Означает согласие граждан по поводу основополагающих политических ценностей, убеждение в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять.
Для тоталитарных и авторитарных режимов проблема легитимности не актуальна.
2) Структуры политических институтов. Воля большинства народа осуществляется через систему политических институтов, главным элементом которой является государство. Способность государства быть эффективным зависит от принципов организации институтов законодательной, избирательной и судебной власти.
21. Проблемы ограничения государственной власти. Гражданское общество и правовое государство
Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Принципы правового государства:
1) создание законодательной системы, соответствующей объективности права;
2) закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств;
3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закрепленными полномочиями;
4) верховенство закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты;
5) при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации.
Правовое государство обеспечивает:
1) верховенство права и закона;
2) максимальную гарантию прав и свобод человека;
3) равенство всех перед законом и судом.
23. Тоталитаризм и авторитаризм
Авторитарный режим — это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.
Основные признаки авторитарного режима:
1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;
2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Правитель может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;
3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Все партии и движения контролируются властями.
4. Отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;
5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику.
25. Политическое лидерство. Типология
Политический лидер – авторитетный член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в политических процессах и ситуациях
Характерные черты:
-Наличие ясной политической программы, отвечающей интересам больших социальных групп;
-Популярность, умение нравиться людям, завоевывать их симпатии;
-Политическая воля, готовность брать на себя ответственность;
-Острый ум и политическая интуиция;
-Организаторский талант и ораторские способности.
27. Сущность и функции политического лидерства
Политический лидер – авторитетный член организации, группы, общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в политических процессах и ситуациях
Характерные черты:
-Наличие ясной политической программы, отвечающей интересам больших социальных групп;
-Популярность, умение нравиться людям, завоевывать их симпатии;
-Политическая воля, готовность брать на себя ответственность;
-Острый ум и политическая интуиция;
-Организаторский талант и ораторские способности.
29. Формы государственного устройства
Государство – политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом.
Государственное устройство – это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.
Форма государственного устройства – это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.
По форме государственного устройства государства делят на: унитарные, федеративные, конфедерации.
31. Правовое государство
Правовым государством может быть названа такая организация власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного и справедливого закона, действует строго в определённых законом границах, обеспечивает права и свободы своих граждан.
В правовом государстве все структуры власти, в том числе и высшие, сами подчинены закону. В таком государстве власть во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями строится на основе норм права.
Правовое государство обладает теми же основными чертами, которые присущи всякому государству.
33. Личность в политической системе общества. Проблема прав и свобод
Понятия демократии и правового государства в определённой мере связаны с пониманием соотношения прав и свобод человека и государственной власти.
Любой индивид наделён определённой степенью свободы. Однако при реализации своих интересов индивид должен учитывать интересы других индивидов – таких же членов общества, как и он. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени.
Свобода – это способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств.
Право – это всегда частичное ограничение свободы личности необходимое для совместного сосуществования свободных граждан.
35. Политическая культура, ее основные типы
Политическая культура – совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентации и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества.
Характерные черты политической культуры:
-фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;
-продукт естественно-исторического развития общества, результат коллективного политического творчества;
-имеет тотальный характер, политические отношения «пронизаны, насыщены, пропитаны» политической культурой;
- характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения и не сводится к сумме политических субкультур.
37. Сущность и функции политической идеологии
Политическая идеология – теоретически упорядоченная система идей и представлений как о существующей социально-политической действительности, так и о необходимости её сохранения или изменения с точки зрения интересов организованной общности людей, которые осуществляют государственную власть или претендуют на неё.
Овладевая массами, идеология сливается с их обыденным сознанием и превращается в мировоззрение, которое, с одной стороны, является мыслительной основой для интерпретации всей окружающей действительности, а с другой стороны – руководством к действию, т.е. совокупностью представлений о наилучших способах и средствах для устранения жизненных неудобств.
39. Современные избирательные системы. Выборы как элемент избирательной системы
Главным компонентом избирательных систем являются выборы. Выборы – это способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан. В условиях демократии выборы представляют собой основную форму политического участия граждан, в которой реализуется их влияние на формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.
41. Партия как политический институт. Место и роль партий в правовом государстве
Политические партии являются важнейшим институтом современного общества. Они прочно занимают ведущее место среди структурных элементов в политической системе. Политические партии представляют собой один из ведущих субъектов политической деятельности, без которых невозможно представить политическую жизнь государства и общества.
Само слово «партия» происходит от латинского «pars», что означает «часть» чего-то целого, т.е. часть общества, социальной группы, класса и т.д.
Политическая партия – это добровольная общественная организация граждан, созданная на основе единой идеологии и ориентированная на завоевание и осуществление политической власти.
Признаки:
1) наличие определенной политической идеологии как своеобразного отражения мира и его преобразования; совокупности политических идеалов и ценностей;
2) принятие программы действий с обозначенной стратегией и тактикой;
3) формирование организационной структуры: четкое внутреннее деление, управленческий аппарат и т.д.; зафиксированные, как правило, в Уставе партии;
4) обязательным условием успешного функционирования партий является прочная социальная база (поддержка народа, класса, социальной группы и т.д., которые голосуют за партию на выборах, финансируют ее деятельность, проводят агитационно-пропагандистскую работу и т.д.)
43. Сущность и структура идеологии белорусского государства
Идеология белорусского государства – юридически оформленная система идей, идеалов и ценностей, которая отражает цели и особенностям белорусского пути общественного развития.
Базовые принципы и цели развития белорусского государства закреплены в Конституции Республики Беларусь, которая является правовой основой государственной идеологии.
Структурные компоненты идеологии белорусского государства:
- политическая модель белорусского государства, основанная на принципах суверенитета, народовластия, свободы мнений, разделения властей и верховенства права;
- экономическая модель, основанная на принципах многоукладной рыночной экономики, равенстве форм собственности и социальных гарантиях для населения;
- мировоззренческая составляющая, основанная на принципах патриотизма, гражданственности, солидарности.
45 Демократия как форма правления и политический режим
Демократический политический режим – это такой способ осуществления власти, такое государственно-политическое устройство общества, при котором народ признан суверенным источником власти, обладает правом участвовать в решении государственных дел и имеет для этого необходимые условия. Демократический политический режим – не только политическая власть большинства, но и власть, уважающая права большинства.
47. Сущность и основные тенденции в развитии современных международных отношений
Одним из направлений политической науки является изучение проблем мировой политики. Это направление политологических знаний определяется как политология международных отношений, предметом которой являются мировая (международная) политика, ее социальная природа, а также закономерности ее функционирования и развития.
Международные политические отношения представляют собой основу взаимосвязей между странами и народами.
Причины формирования международных политических отношений многообразны. Ими могут быть потребности экономического порядка. Географическая и этническая близость, общность исторических судеб, совместная заинтересованность в обеспечении обороны и безопасности, в решении экологических проблем и др. В процессе развития современного общества могут видоизменяться условия и предпосылки для формирования политических отношений между странами и народами, однако остается неизменной потребность в их развитии на двусторонней и многосторонней основе.
49. Институты власти. Политическая власть в Республике Беларусь
В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена, чтобы избежать деспотизма, между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.
1. В республике главой государства является, как правило, президент. Основное его отличие от монарха состоит в том, что президентский пост выборный и президентское правление ограничено временными рамками. Истоки института президентства восходят к Древнеримской республике, в которой в чрезвычайных обстоятельствах избирался «предводитель народа» (magister populi). Современный вариант президентства возник в США в 1787 г.
Полномочия главы государства определяются конституцией и зависят в основном от формы правления.
51. Геополитика: основные понятия, идеи
Своеобразие геополитического анализа связано с изучением пространственно-географических факторов политики, исследованием макрополитических процессов, широким использованием понятий и категорий, раскрывающих явления стабильного и долговременного характера. Такой научный подход особенно важен при рассмотрении глобальных вопросов, относящихся к сфере международной политики.
Геополитика как наука исследует закономерности влияния географических факторов на роль государств в мировой истории, формирование политических тенденций и национально-государственных интересов различных народов и стран.
Важнейшим постулатом этой науки служит утверждение, что для выработки оптимальной стратегии государственного развития первостепенное значение должны иметь не политические или идеологические пристрастия – кратковременные и меняющиеся, – а стабильные величины, определяемые пространственно-географическим положением страны. Геополитический анализ опирается на исследование постоянных и переменных величин, которые связаны с действием географических факторов.
53. Понятие глобальных проблем современности, их сущность и пути разрешения
Одной из ведущих тенденций современного политического развития является превращение международных отношений в подлинно всемирные отношения.
В наше время активное участие в политической жизни государств, находящихся на различных уровнях социально-экономического и культурного развития, имеющих своеобразную историю и национальный опыт, разнообразные типы политического устройства, порождает весьма пестрый политический ландшафт; новые международные проблемы и противоречия. Отсюда – возрастание роли международных организаций в современной политике, призванных координировать деятельность большого числа национальных государств, выступающих в роли субъектов. Усложнение международных политических отношений вызвано также разрушением двухполюсного мира, связанного с существованием в недавнем прошлом двух «сверхдержав» и двух мощнейших военно-политических блоков, и формированием новой международной политической структуры.
55. Консерватизм как политическая идеология
Консерватизм (от лат. conservare – сохранять) – политическая идеология, которая доказывает необходимость сохранения и укрепления исторически сформировавшихся институтов государственной и общественной жизни, в первую очередь традиционных, естественным образом сложившихся её оснований – религия, семья, частная собственность, несовместимость свободы и равенства людей.
Как идейно-политическое течение консерватизм возник в конце ХVІІІ в., как реакция на события Великой Французской революции, на радикальную политическую перестройку под лозунгами либерализма. Идейно-теоретическую основу консерватизма заложили учения английского философа Эдмунда Берка (1729-1797 гг.) и французского публициста Жозефа де Местра (1753-1821 гг.). Кредо их философии достаточно точно выражают тезисы: «традиция выше разума»; «индивид глуп, а традиция мудра»; «тварь, возомнившая себя творцом, делами своими неизбежно заслуживает наказания». Э.Бёрк, Ж. Де Местр и др., критикуя тезис либералов о неограниченной мощи человеческого разума, доказывали противоестественность и несостоятельность сознательного, а тем более революционного преобразования социально-политических порядков. Их учения базировались на приоритете преемственности над инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившихся политических порядков и соответствующих ценностей, лежащих в основе семьи, религии, собственности и государства. Сохранение прошлого есть залог стабильности и моральный долг перед будущими поколениями.
57. Пути интеграции усилий и ресурсов государств в условиях глобализации
Международная экономическая интеграция – процесс международного объединения экономики стран и государств в один, общий рынок, при котором постепенная отмена тарифных и нетарифных ограничений приводит к унификации экономической политики в отраслях экономики и имеет ряд выраженных последствий.
К ним относятся закон одной цены (выравнивание цен), резкое увеличение объёма торговли, увеличение производительности труда, миграции трудовых потоков, выравнивание величины внутренних сбережений, появление единой сетки тарифов на границах экономического объединения. Считается, что экономическая интеграция есть второй лучший вариант после режима свободной торговли по степени благоприятствования (её стимулирования).
59. Основные идейно-политические течения общественной мысли современности
Основные идейно-политические течения в современном мире: либерализм и неолиберализм, консерватизм и неоконсерватизм, социализм, фашизм..
Либерализм – в качестве идейно-политического течения определяется как совокупность учений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к личности и провозглашающих высшей ценностью человеческого бытия индивидуальную свободу.
Субстанциональную основу идеологии либерализма составляют:
- идеи об естественных и неотчуждаемых правах человека на жизнь, свободу и частную собственность;
- идеи о возникновении государства посредством общественного договора и признание за государством значения «необходимого зла» (если зло необходимо, то оно должно быть минимальным).
61. Политическая модернизация как тип политического развития
Политическую модернизацию можно определить как формирование, развитие и распространение современных политических институтов, практик, а также современной политической структуры.
Наиболее часто используемый механизм политической модернизации – заимствование (копирование, имитация) образцов.
Обычно выделяют два типа имитации:
- имитация алгоритма, когда копируется механизм какого-либо процесса, включая его содержание или функциональную нагрузку (например, процесса взаимодействия трех ветвей власти);
- имитация результата или формы, другими словами, «симуляция» (например, провозглашение свободных и соревновательных выборов как принцип, то есть de jure, при их несвободном и несоревновательном характере de facto).
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 63.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты