Отечественные традиции в практике оказания психологической помощи.
Отечественные традиции в практике оказания психологической помощи.
В развитии отечественной теории и практики психологической помощи довольно явственно прослеживаются определённые этапы, основания и следствия, восходящие к целостной социально-культурной ситуации, сложившейся на обширных пространствах в начале XX века в Российской империи, затем - до начала 90-х годов в Советском Союзе, и, наконец, в самом конце столетия в республиках Содружества, Одной из характерных социокультурных особенностей этой ситуации является, на наш взгляд, та, что XX век с его социальными потрясениями, тоталитарными режимами, мировыми войнами, беспрестанным переделом границ и беспримерными жестокостями оказался бессильным в одном: несмотря на многократные и беспрецедентные попытки уничтожить культуру и науку как над-государственное и общечеловеческое образование, он ещё раз обнаружил и доказал неуничтожимость человеческой духовности, неподвластность культуры ни политическим, ни социальным потрясениям и гнёту.
Можно с уверенностью говорить о том, что начало XX века выкристаллизовало три направления в психологической проблематике, относящейся к практическому её освоению. Первое из этих направлений - восходящее к И.М.Сеченову медико-биологическое (психоневрологическое, физиологическое), связанное с именами И.П.Павлова, В.М. Бехтерева, М.Е.Введенского, А.А.Ухтомского, психиатров С.С.Корсакова и П.Г.Ганнушкина, имело ярко выраженную естественно-научную направленность в своих идеях, представлениях и методах, ориентируясь на идеалы классической науки своего времени: объективность истины, проверяемость и достоверность эмпирических данных, при- чинно-следственный детерминизм. Это направление составило основу последующих медицинских моделей отечественной психотерапии. Кстати, именно в рамках этого направления в Казани, а затем в Москве было создано первое в России психоаналитическое общество, издавались и обсуждались труды З.Фрейда, развивалась русская школа психоанализа.
Второе направление - философская психология, преподававшаяся в духовных академиях, предмет которой определялся как "сообразность и союз души с бесконечным". По словам профессора Московской духовной академии Ф.А.Голубинского из его курса лекций по "умозрительной психологии", изданного в 1871 г., "Психология умозрительная как наука имеет особенную пользу в отношении практическом". Причём особое внимание в курсе уделялось не только отношениям с Богом, но и отношениям с ближними, предписывались нормы взаимоотношений людей, их поведения, также и отношения к вещам, чужой и своей собственности"
В те же годы, кстати, начал свою деятельность в лаборатории Новороссийского университета (Одесса) известный русский психолог И.Н.Ланге .
Именно в православной духовной традиции русской культуры появились первые специальные книги, направленные, в отличие от религиозной литературы в целом, не просто на общее руководство и наставление в жизни, но на утешение и духовную поддержку в страданиях. Одна из первых таких книг была выпущена ещё в 1792 году. В 1893 году священник, магистр богословия Г.Дьяченко выпустил сборник "Христианские утешения несчастных и скорбящих, испытывающих бедность, болезни, потери родных и близких сердцу, житейские неудачи, злоречия, разочарования в жизни, мучительную борьбу с грехом и страстями, с религиозным сомнением, со страхом смерти, и многие другие телесные и духовные скорби и страдания" . Как видно из самого названия, книга эта уже в то время содержала большую часть проблематики современной консультативной психологии. В программе курса психологии, составленной богословом С.С.Гогоцким для Киевского университета Св.Владимира в 1881 году, прямо отмечалось что душа должна развиваться свободно, не определяясь условиями материальной жизни.