Психология
СГК (Слуцкий государственный колледж)
Вопросы
на тему: «Психология»
по дисциплине: «Психология»
2021
6.00 BYN
Психология
Тип работы: Вопросы
Дисциплина: Психология
Вариант: 13
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 8.
Поделиться
1. Формальное и неформальное общение: особенности неформального общения
2. Психологические особенности конформизма
3. Методы изучения морально-нравственной сферы личности
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Формальное и неформальное общение: особенности неформального общения
В каждой организации принято различать формальную (официальную) и неформальную (неофициальную) структуру, в любом коллективе всегда функционируют формальные и неформальные взаимоотношения. Формальные взаимоотношения создаются на базе организационной структуры внешнеторговой организации. Эти взаимоотношения определяют руководство и подчинение, права и особенности каждого сотрудника коллектива. Они регламентированы, регулируются официальными документами. Кроме административной субординации к формальным отношениям относятся технологические связи и контакты сотрудников, необходимые при осуществлении ими своих трудовых функций.
Формальные взаимоотношения – жизненно необходимое условие взаимодействия членов коллектива, предполагающее добросовестное исполнение каждым сотрудником своих обязанностей и социальных ролей.
Неформальные взаимоотношения возникают стихийно на основе взаимных симпатий и общих интересов. В них проявляются субъективные связи между людьми, которые больше симпатизируют и доверяют друг другу вне всякой зависимости от того, обусловлено ли данное взаимодействие какими-либо официальными предписаниями вышестоящего администратора.
В структуре взаимоотношений людей можно выделить три взаимосвязанных компонента [1]:
• поведенческий (действия, поступки, стиль деятельности, речь, мимика, жесты, пантомимика;
• эмоциональный (включает в себя все, что связано с состоянием человека);
• когнитивный (включает все психологические процессы, связанные с познанием окружающего и самого себя)
В формальных ведущим компонентом является поведенческий, а в неформальный эмоциональный компонент.
В зависимости от форм организации деятельности группы могут быть формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) [1]. Те и другие относятся к категории естественных групп.
Формальная (официальная) группа отличается тем, что в ней четко определены статусы (положения) ее членов, строго распределены роли всех участников группы, а также указана «структура власти
2. Психологические особенности конформизма
Человек в любом случае включен в систему социальных взаимоотношений, поэтому конформизм является неотъемлемой частью нашей действительности. Как бы общественность ни поощряла активную жизненную позицию и важность отстаивания собственного мнения, система функционирования общества не подразумевает подобную возможность для всех без исключения. Без конформизма социальная адаптация не представляется возможной, поэтому, наверное, не стоит выносить суждения, не разобравшись в вопросе. Как и во всех других сферах, необходимо стремиться к балансу между независимостью и привязанностью, ведь именно в балансе рождается здоровая цельная личность.
Конформизм также принято делить на два типа [6]:
1. Внешний конформизм. При данном типе поведение индивида изменяется исключительно внешне. Субъект вербально выражает согласие с мнением большинства, однако внутренне изменений не происходит: собственная позиция остается верной и значимой для субъекта. Можно назвать это явление социальной мимикрией.
2. Внутренний конформизм. Второй тип изменения поведения под давлением группы в действительности сопровождается изменением собственной позиции субъекта. Эти изменения могут происходить как осознанно, так и бессознательно.
Также можно выделить пассивный и активный конформизм. Пассивный конформизм порождается внешним давлением: на человека надавили - человек подчинился. Активный конформизм идет от самого человека: даже если преобладающая позиция не объявляется и не спускается сверху, человек старается почувствовать, какая она может быть, и реагирует на атмосферу и знаки. Факторы развития конформности личности
Конформность личности развивается под воздействием определенных факторов [2]:
1. Специфика личностного развития, возрастные особенности. Исследования свидетельствуют о том, что представительницы женского пола в большей степени подвержены воздействию общества и развитию конформизма. Наиболее сильно конформизм развивается в период подросткового возраста, в юношестве. Позднее, уровень развития конформности активно снижается и далее закрепляется на одном уровне.
2. Референция самой проблемы. Если человек реально верит в свою правоту в каком-либо вопросе, тем менее он подвержен воздействию общественного мнения и, тем слабее будет уровень его конформности.
3. Культура. От культурного развития страны, ее тенденций развития, уровня культуры зависит восприятие проблемы конформизма. Например, проявление конформизма личности может быть рассмотрено в качестве положительного фактора, поскольку свидетельствует о тактичности человека, его желании строить нормальные взаимоотношения в обществе, уметь уступать, находить компромиссы.
3. Методы изучения морально-нравственной сферы личности
Диагностика развития нравственной сферы личности предполагает исследование разных компонентов нравственного сознания (когнитивного, эмоционального и поведенческого), исследование отдельных этических характеристик личности (позитивные и негативные), исследование комплексного нравственного потенциала.
Исследование когнитивного и эмоционального компонентов в период дошкольного и младшего школьного возраста проводится с помощью таких методов и приемов как беседа, наблюдение, эксперимент, опрос т.д. [4] Эти методы направлены на изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах, отношения к этим нормам, отношения к другим людям.
Беседа является одной из форм наблюдения. Целью проведения беседы является выявление особого круга вопросов, которые недоступны в процессе непосредственного наблюдения. Беседа широко применяется в психологических исследованиях и имеет огромное практическое значение. Таким обозом ее можно считать не основным, но самостоятельным методом. Форма проведения может быть как устной, так и письменной.
Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Проводится наблюдение в обычных для объекта условиях для получения наиболее достоверных результатов. Данный метод является необходимым, когда нужно получить объемную картину происходящего и во всей полноте зафиксировать поведение ребенка. Результаты проведения наблюдения фиксируются в специально разработанные протоколы.
Эксперимент представляет собой опыт, проводимый в определенных условиях для того, чтобы получить новые данные через непосредственное вмешательство экспериментатора в жизнедеятельность испытуемого. В процессе исследования психолог изменяет определенный фактор и смотрит, что происходит в результате. Психологический эксперимент может включать в себя и другие методы (тестирование, опрос, наблюдение), но может быть самостоятельным методом.
Различают несколько разновидностей эксперимента:
1. Лабораторный – исследование проводится в условиях психологических лабораторий, оснащенных специальной аппаратурой. Недостатком этого метода является то, что исследуемый знает о проведении эксперимента, что может вызывать напряжение в поведении и не характерные для него реакции на внешние раздражители;
2. Естественный – исследование проходит в естественных для исследуемого условиях, при этом он не должен знать о проведении эксперимента. Это позволяет увидеть поведение человека в привычной для него, спокойной обстановке. Естественный метод исследования является более эффективным и информативным по сравнению с лабораторным. Довольно часто психологи практикуют выступления перед группой людей, одновременно наблюдая за их реакцией.
1. Гришина,Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе.-Л.:-Лениздат,1990-174с.
2. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Конформизм // Азбука социального психолога-практика. — Москва: Пер Сэ, 2007. — 464 с
3. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 318 с.
4. Россова Ю.И., Прохорова Т.И. Вопросы нравственного воспитания: «новая педагогика» В.П. Вахтерова и современная педагогика // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – №10 (54). – С. 437–442.
5. Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания. – М., 2003. – 83 с
6. Чалдини Р. Психология влияния – СПб.: Питер Ком, 1999. – 272с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 8.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты